Статья "Роль здорового образа жизни в воспитании детей старшего дошкольного возраста"
статья

Пахомова Екатерина Евгеньевна

Статья "Роль здорового образа жизни в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pakhomova.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пахомова Екатерина Евгеньевна,

Воспитатель,

ГБДОУ детский сад «Петровский»

Роль здорового образа жизни в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: Проектная деятельность, здоровый образ жизни, дети, физическое здоровье, психическое здоровье, старший дошкольный возраст, диагностики

Аннотация: В статье освещены вопросы, почему надо формировать у детей здоровый образ жизни, что на него влияет и как он формируется у детей старшего дошкольного возраста.

Значимость формирования здорового образа жизни детей диктуется ростом нагрузок на организм современного человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и другого характера. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Васильева У.Н. руководствовалась выводами о результатах исследований, которые доказывают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для положительного воздействия на ребенка, с целью формирования здоровьесберегающего поведения, адаптированного к социальным условиям окружающей среды. Это подчеркивает и к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена В.А. Деркунская, «в дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности».

Современные представления о создании здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении изложены в работах Л.И. Алешиной, Т.В. Волосниковой, И.П. Золотухиной. Ведущей идеей является создание для детей всех условий для осуществления активной и сознательной деятельности, основанной на использовании знаний о способах сохранения здоровья.

Здоровье перестало быть ценностью. Многие вспоминают о здоровье в тот момент, когда его теряют. По словам Е.Н. Назаровой, «человек, не думающий о своем здоровье смолоду, рискует полностью утратить его к 25-30 годам, и наоборот, соблюдая здоровый образ жизни, можно даже вопреки наследственности и имеющимся болезням укрепить своё физическое состояние». Современная модель здоровья определяет следующие факторы, влияющие на состояние здоровья в их процентном соотношении представлены в таблице 1:

Таблица – Факторы, влияющие на состояние здоровья человека

Проценты

Факторы

20%

окружающая среда

20%

наследственность

10%

государство и меры здравоохранения

50%

образ жизни человека

Из таблицы видно, что здоровье человека в большей степени зависит от него самого. Об этом должны задумываться все взрослые люди, так как они являются главными воспитателями подрастающего поколения. Ведь, как известно, показателем здоровья нации является здоровье детей. Однако в последнее время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей.

Сейчас трудно представить жизнь без компьютера, телевизора, а это сказывается на здоровье людей, а детей особенно. Обращение к проектной деятельности было обусловлено тем, что проектная деятельность в настоящее время является эффективным средством обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В основе данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.

В основе формирования представлений о здоровом образе жизни у ребенка старшего дошкольного возраста лежат следующие составляющие: научные знания, расширяющие представления дошкольников о организме человека, его здоровье, здоровом образе жизни; медико-профилактические меры; рациональный режим дня, труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание, отсутствие вредных привычек.

Очень важно формировать не только физическое и психическое здоровье дошкольников, но и необходимо уделять внимание сохранению духовного и нравственного здоровья детей и родителей. Для решения этой задачи бал разработан проект «Первые шаги в туризм». В рамках проекта разработаны рекомендации для педагогов ДОО по организации совместной деятельности с детьми для расширения их знаний о здоровом образе жизни.

Для определения уровня сформированности здорового образа жизни мы используем диагностики культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста В.А. Деркунской, уровни сформированности ценностей здорового образа жизни, выделенные Г.А. Хакимовой, Г.Н. Гребенюк рисуночный тест «Что такое здоровье?» и анкетирование родителей, определение уровня знаний родителей о здоровом образе жизни и сформированности его у их детей- И.М. Новиковой.

Проблема раннего формирования представлений о здоровом образе жизни актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является определяющим в формировании фундамента психического и физического здоровья. Именно в период дошкольного детства идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у дошкольника основу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом. Формирование представлений о ЗОЖ должно начинаться уже в ДОО. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольной организации должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОО является создание устойчивой мотивации к сохранению своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

В завершение хочется сказать: «чем раньше у человека сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек, и общество в целом» (И.И. Соковня-Семенова).

Согласны на публикацию статьи в сборнике, размещение статьи на официальном сайте колледжа и на компакт-диск.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега — Л., 2014. - 134 с.

2. Федеральным законом РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения // СЗ РФ. - №05.04.1999. - №14, ст. 1650.

3. В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья». Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. –80 с.

4. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – Москва, ACADEMA, 2007, с.3

5. Солопов Б. Я. Проблема здоровья, здорового образа жизни людей в ряду глобальных проблем современности / Концепции современного естествознания. [Текст] -М., 1998. С.212-226


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию навыков здорового образа жизни с детьми группы младшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию навыков здорового образа жизни  с детьми группы  младшего дошкольного возрастаТема: «формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возрас...

Сознательное отношение к здоровому образу жизни как важная составляющая воспитания детей старшего дошкольного возраста .

Вряд ли найдется такой человек, который не хотел бы быть здоровым, не хотел бы себя всегда прекрасно чувствовать и быть полным энергии. Но почему-то часто желания иметь здоровое тело в корне расходятс...

Понятие о здоровом образе жизни. (Беседа с детьми младшего дошкольного возраста)

Презинтация. Вместе с веселыми мультяшными героями узнаем , что такое  ЗОЖ....

Здоровый образ жизни. Профилактика сохранения зрения в дошкольном возрасте

Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии...

Секреты здорового образа жизни – развлечение для детей старшей группы «Радуга» (итоговое мероприятие «Неделя здоровья»)

Цели и задачи:Образовательные: привить привычки здорового образа жизни; сформировать представление о здоровом образе жизни; формировать навыки, умения.Развивающие: развить физическое здоровь...