Технология развития дыхания
картотека (старшая группа)

Белоусова Юлия Анатольевна

Технология направлена на приобретение дыхательных  навыков у большинства детей 5-6 лет с речевыми нарушениями. Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием разработанной нами методики, которая включает отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и звуковой дыхательной гимнастикм Лобанова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_razvitiya_radyhaniya.doc58.5 КБ
Файл kompleksy_uprazhneniy.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технология по развитию  дыхания у дошкольников

 Автор О.Лобанов

 Технология направлена на приобретение дыхательных  навыков у большинства детей 5-6 лет с речевыми нарушениями. Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием разработанной нами методики, которая включает отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и звуковой дыхательной гимнастикм Лобанова.

Желательно, чтобы в группе одновременно занимались не более 7-8 человек.

I этап Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.

Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Примерная продолжительность этапа – четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.

II этап Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.

Примерная продолжительность этапа – 12-14 недель.

Перед педагогом стоит задача обучить детей приемам специальной дыхательной гимнастики Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:

1.        активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;

2.        вдох осуществляется в момент физической нагрузки;

3.        все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.

У детей с нарушениями речи при углубленном дыхании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту особенность, разработана методика дозированных «быстрых вдохов», которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке.

Чтобы дети смогли правильно понять и усвоить выполнение дыхательного упражнения, логопед предлагает инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например: собаки – шумно и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши – "нюх-нюх"».

Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Логопед визуально и на слух (двойной шум) контролирует выполнение «быстрых вдохов» детьми. Внимание детей привлекается к движению ноздрей, т.е. к сокращению мышц, и двойному шуму.

III этап Развитие фонационного выдоха

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.

Примерная продолжительность этапа – восемь недель.

IV этап Развитие речевого дыхания

Цель: развитие собственного речевого дыхания.

Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.

Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3-4 раза в день.

Примерная продолжительность этапа пять недель.

V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Примерная продолжительность этапа – четыре недели.



Предварительный просмотр:

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

Цель: 1. Тренировка речевого дыхания при выполнении движений.

«Осень»

Дни становятся короче,

Но зато длиннее ночи.

Листья жёлтые кружатся,

Тихо на асфальт ложатся.

Птицы улетают в тёплые края.

«До свиданья, птицы», — говорю им я.

Грустно стало очень,

Потому что осень.

Прямые руки в стороны, перед собой.

Руки в стороны.

Руки вверх, медленно опускаются. Кисти двигаются, имитируя падающие листья.

Дети приседают, кисти рук касаются пола.

Стоя на носочках, машут прямыми руками, как крыльями.

Машут правой поднятой рукой.

Руки опущены, голова наклонена.

Координация речи с точными выразительными движениями и жестами

(Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»)

«Ученые мартышки»

Две проказницы мартышки

Полистать любили книжки.

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело

И очки они надели.

К носу книжку поднесли,

Вдруг подальше отвели.

Ничего в очках не видно.

И мартышкам так обидно!

Зима

Снежинки

1 — вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 — на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3—4 раза.

Вьюга

1 — вдох; 2 — на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!» — вьюга начинается; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить громко «У-у-у-у!»; 5 — вдох носом; 6 — на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» — вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.

Пурга

1 — вдох; 2 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга начинается; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить громко: «В-в-в-в!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга заканчивается. Повторить 2 раза.

Снег идет

Ноги вместе, руки подняты вверх. 1 — плавно опускать руки (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

Снег скрипит

1 — ходьба на месте (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3—4 раза.

Холодно зимой

стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2 — обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3—4 раза.

Греем ручки

1 — потирать «замерзшие» руки (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3—4 раза.

Снежки

стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 — бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3—4 раза.

Лепим снеговика

стоя, ноги слегка расставлены. 1 — наклон туловища вперед, поднимать «ком снега» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ком!». Повторить 3 раза.

Вьюга

Вьюга воет:

— У-у-у!

Завертеть я вас могу.

Замести в большой сугроб.

Хоп-хоп-хоп,

Хоп-хоп-хоп. 

Снег, снег, снег, снег

Осыпает ветки.

На березе, на сосне

Снежные конфетки

Снегири

Сел на ветку снегирек — ф-ф, ф-ф!

Брызнул дождик — он промок — ф-ф, ф-ф!

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька — ф-ф, ф-ф!

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Санки — хлоп!

Сенька — вбок!

Санька — скок!

Соньку — с ног! 

Ветер веет, веет, веет,

Теплым снегом сеет, сеет

Пух да пух — бело кругом,

Сразу тихо-тихо стало.

Снег лежит, как одеяло. 

Первый снег

Утром кот принес на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег! 

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише... Не шуметь! 

Зимние забавы

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили.

А потом снежки катили.

А потом без сил упали.

И домой мы побежали. 

Едем на лошадке

Едем, едем на лошадке — цок-цок-цок!

По дороге зимней, гладкой.

Санки скрипят — ш-ш-ш!

Бубенчики звенят — динь-динь!

Дятел стучит — тук-тук-тук!

Вьюга свистит — с-с-с!

Белка на ветке орешки грызет — щелк-щелк!

Рыжая лисичка зайца стережет — ф-ф-ф!

Холод, холод — в-в-в!

Стужа — брр-брр!

Снег пушистый

Кружит, кружит — о-о-о!

Ехали мы ехали — цок-цок-цок!

Наконец доехали:

С горки — ух!

В ямку — бух!

Приехали! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развития речевого дыхания и голоса

Практический материал по развитию речевого дыхания и голоса у детей с речевыми нарушениями...

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...

Статья "Использование инновационных технологий для развития дыхания у детей с заиканием"

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Накопление данных по характеристике дыхательной функции у заикающихся дошкольников, разработка более эффективных и научно об...

Дидактические игры для развития дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий.

Польза дыхательных упражнений для неокрепшей, несформированной дыхательной сиситемы дошкольника. Влияние данных упражнений на общее состояние ребенка. Примеры дыхательных упражнений с фотографиями дид...

технология развития дыхания

презентация для родителей...

«Игровые технологии в развитии дыхания»

Выступление на районном мастер - классе в рамках методического объединенияучителей – логопедов «Инновационные технологии в работе учителя - логопеда»...