Комплекс дыхательной гимнастики для детей старшей группы
картотека (старшая группа)

Дороженова Татьяна Владимировна

Важные аспекты теории

Комплекс дыхательных упражнений, направленный на укрепление здоровья детей, а также приучающий их расслабляться, что наиболее актуально для гиперактивных малышей, называется дыхательной гимнастикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

_________________________________________________________

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

тел. 6-17-44,detsadik48@yandex.ru

Комплекс дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Воспитатель: Дороженова Т.В.

г. Рубцовск, 2020 - 2021 г.

Важные аспекты теории

Комплекс дыхательных упражнений, направленный на укрепление здоровья детей, а также приучающий их расслабляться, что наиболее актуально для гиперактивных малышей, называется дыхательной гимнастикой.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в старшей группе ДОУ

Цели проведения гимнастики следующие:

  • обучить каждого ребёнка правильно и глубоко дышать;
  • тренировать умение координировать свои движения;
  • развивать речевой аппарат;
  • весело и с пользой проводить время.

Способы и приёмы проведения упражнений

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, дыхательная гимнастика проводится в доступной и интересной для детей форме — игровой. Существуют различные виды упражнений:

  • работа с разными способами вдыхать и выдыхать без подручных средств;
  • укрепление органов дыхания с помощью подручных средств (воздушных шаров, ватных шариков, мыльных пузырей, губной гармошки, дудочки, вырезанных из бумаги фигурок, трубочек для коктейлей и пр.).

Приёмы проведения дыхательной гимнастики могут быть следующими:

  • ритмичное чередование вдоха и выдоха;
  • имитация надувания;
  • выдувание/сдувание (мыльных пузырей/лёгких шариков, например, ватных);
  • свист;
  • игра на духовых инструментах.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе

Как правило, у каждого воспитателя есть картотека упражнений для развития дыхательного аппарата, то есть определённый комплекс, в котором каждое упражнение имеет свою цель. Выполняется эта гимнастика в определённом порядке, чтобы малышам легче было ориентироваться в заданиях, а время на проведение комплекса распределялось рационально.

Базовый комплекс

Базовый комплекс создан на основе разработок А.Н. Стрельниковой, но дополнен содержанием, актуальным для детей (например, рифмовками). В комплекс входят упражнения, составляющие основу дыхательной гимнастики, направленные на удлинённый и усиленный выдох. Все движения выполняются в спокойном темпе, без рывков. 

Начинать нужно с 4–5 повторов каждого упражнения, постепенно кратность выполнения увеличивается на 1–2 раза и доходит до 10.

«Часики»

Часики вперёд идут, / За собою нас ведут.

Инструкция:

  1. Ножки ставим на уровень плеч, руки располагаем вдоль тела.
  2. Прямыми руками делаем движения, напоминающие ход стрелок часов – «Тик», руки вперёд, вдох.
  3. Руки отводим за спину – «Так», выдыхаем.

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух, / Всех нас разбудил он вдруг.

Инструкция:

  1. Ножки ставим на ширину плеч, руки опускаем по швам.
  2. Делаем движение руками в стороны, вдыхаем.
  3. Делаем руками хлопок по бёдрам – «Ку-ка-ре-ку», выдыхаем.

«Насос»

Накачаем мы воды, / Чтобы поливать цветы.

Инструкция:

  1. Ножки располагаем на уровне плеч, руки, не сгибая, поднимаем вверх.
  2. Выполняем наклон туловищем вправо, вдыхаем.
  3. Руки скользящим движением опускаем вниз и, произнося звук «С-с-с», выдыхаем.

«Буду большим»

Вырасти хочу скорей, / Добро делать для людей.

Инструкция:

  1. Стоим ровно, ножки вместе.
  2. Расставляем ручки в стороны параллельно полу, потом поднимаем и тянемся вверх на носочках, делаем вдох.
  3. Руками делаем движение вниз, становимся на полную стопу и, говоря: «Уууухх», выдыхаем.

«Весёлый паровозик»

Солнышко светит, / Облака плывут, / Паровозик едет: / Чух-чух-чух-чух-чух.

Инструкция:

  1. Шагаем по комнате, делая движения руками. Сопровождаем мизансцену звуком «Чух-чух».
  2. Делаем остановку и на выдохе произносим: «Ту-туууууу».

«Семафор»

Самый главный на дороге, / Не бывает с ним тревоги.

Инструкция:

  1. Садимся на стул, ножки вместе.
  2. Ручками делаем мах в стороны на вдохе.
  3. Медленно опускаем, длительно выдыхая со звуком «С-с-с».

В завершении комплекса необходимо выполнить 2 упражнения, стабилизирующие дыхание.

Тихо-тихо мы подышим, / Сердце мы своё услышим.

Инструкция:

  1. Начальная поза — стоя, руки вытянуты по швам.
  2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
  3. Замираем на 4–5 секунд.
  4. Выдох тоже делаем через нос.
  5. Повторяем 2–3 раза.

Подыши одной ноздрёй, / И придёт к тебе покой.

Инструкция:

  1. Закрываем указательным пальчиком правой руки одноимённую ноздрю, а левой ноздрёй тихо и продолжительно вдыхаем.
  2. Открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальчиком этой же руки.
  3. Через правую ноздрю делаем глубокий продолжительный выдох.
  4. Делаем 2 подхода.

Картотека упражнений на разные темы

Дыхательные упражнения подбираются не только по целям (хотя это основополагающий фактор выбора), но и под темы, которым посвящены занятия в группе, в данном случае это дети 5–6 лет. Особенно часто эти упражнения используются в качестве физкультминутки. Таким образом педагог решает задачу комплексного образования в дошкольном учреждении. Значительная часть упражнений предполагает звукоподражание, что позволяет скорректировать дефекты речи детей старшей группы.

Тема: «Осень»

  • «Сердитый ёжик».
    Цель: работа над плавностью и длительностью выдоха. Это упражнение можно включать в список актуальных заданий, когда малыши говорят о животных, которые и в дикой природе живут максимально близко к человеку.
    Инструкция:
  1. Введение — 2 минуты. «Ребята, встаньте так, чтобы ноги были на уровне плеч».
  2. «Теперь делаем максимально возможный наклон, стараясь обнять свою грудь, голову опускаем и, выдыхая, произносим: «П-ф-ф» — 1 минута.
  3. Но вот ёжика угостили вкусным пряником, и он стал радостным. «Ф-р-р» — 1 минута.
  4. Повторяем 4–5 раз. «Молодцы!»
  • «Листопад».
    Для выполнения этого упражнения потребуются вырезанные из цветной бумаги листочки разных видов деревьев.
    Инструкция:
  1. Введение — 1 минута.
  2. Каждому малышу выдаём по несколько листочков, вырезанных из тонкой цветной бумаги, и предлагаем подуть на них — 2 минуты. Обратите внимание, что листья стоит нарезать разной формы — для разных деревьев. А попутно с выполнением упражнения объяснять, с какого дерева какой лист упал.
  3. Повторяем 3–5 раз — 2–3 минуты. «Отлично справились, а заодно и названия деревьев вспомнили!»

Тема: «Профессии»

  • «Регулировщик».
    Цель — разрабатывать дыхательный аппарат.
    Верный путь он нам покажет, / Повороты все укажет.
    Инструкция:
  1. Становимся прямо, ножки на уровне плеч, одну руку поднимаем вверх, а вторую отводим в сторону — 1 минута.
  2. Делаем вдох через нос — ½ минуты.
  3. Меняем положение рук на замедленном выдохе, произнося «р-р-р-р» — 1 минута.
  4. Повторяем 5–6 раз — 2–3 минуты.
  • «Футболисты».
    Особое место в процессе выполнения физкультминуток занимают упражнения, которые выполняются с использованием подручных средств. Подобные задания позволяют поддерживать интерес детей в течение длительного времени.
    Цель: учиться направлять струю выдыхаемого воздуха.
    Инструкция:
  1. Введение — 2 минуты.
  2. Садимся с детьми, выкладываем на лист плотной бумаги или картона по 2 ватных шарика. Дуем на них так, чтобы они упали на пол — 2 минуты.
  3. Повторяем 5–6 раз — 1–2 минуты.

Тема: «Времена года»

  • «Маленькие художники».
    Прекрасное упражнение, которое, например, поможет скрасить минуты ожидания в плохую погоду. Цель: научиться задерживать дыхание и делать полный выдох.
    Инструкция:
  1. Детям предлагается выдохнуть несколько раз на окно — 1 минута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей средней группы

Комплексы дыхательной гимнастики для детей средней группы позволяет снять психоэмоциональное напряжение  детей во время занятий, способствует расслаблению мышечного спазма....

комплекс дыхательной гимнастики для средней, старшей группы

Упражнения для развития речевого дыхания для детей 4-6 лет...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Цель дыхательной гимнас...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Комплексы дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...

комплекс дыхательной гимнастики для глаз старшая группа

комплекс дыхательной гимнастики старшая группа...