Программа "Здоровье" здоровьесберегающие технологии младшая группа
рабочая программа (младшая группа)

ВАСИЛИСКИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

программа "Здоровье" здоровьесберегающие технологии в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

детский сад № 3 «Светлячок»

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

по организации здоровьесберегающей деятельности детей младшего дошкольного возраста

Составитель:

Василискина Н.И. воспитатель

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………. 2
  2. Лечебно - оздоровительная и профилактическая работа…………….. 5
  3. Формы и методы оздоровления детей…………………………………. 6
  4. Здоровье и физическая культура…………………………………….. …8
  5. Система эффективного закаливания………………………………….. 13
  6. Формирование эмоционально-экспрессивных отношений……….. …14
  7. Работа с родителями…………………………………………………… 16
  8. Ожидаемые результаты реализации программы…………………….. 17

Список литературы…………………………………………………….. 18

Приложения

Приложение 1. Перспективный план………………………………………… 20

Приложение 2. Упражнения на релаксацию ………………………………… 24

1.Пояснительная записка

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов.

Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами – это наследственность, неблагоприятная экологическая обстановка, температурные перепады (метеонестабильность), рост объема познавательной информации и умственной нагрузки, снижение двигательной активности.
        Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития.

 Сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе и эмоционального, является приоритетным направлением работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена данная программа, которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.

Программа «Здоровье» - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, эмоционально устойчивого.

Программа предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами содержания обучения и воспитания.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, формирование культурных эмоций, осознание сущности эмоциональных состояний.

Задачи программы:

  1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
  2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта.
  3. Развивать основные физические способности и навыки (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.)
  4. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие. Научить осознавать собственное эмоциональное состояние, причины его возникновения.

Законодательно – нормативное обеспечение программы

  1. Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Конвенция  ООН «О правах ребёнка».
  3. «Семейный кодекс РФ».
  4. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
  6. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 3.1/2.4.3598-20
  7. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
  8. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.

Основные принципы программы:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (поиск эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- единства диагностики и коррекции (правильная  интерпретация диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления  на основе полученных данных);

- систематичности;

- целенаправленности;

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

В программе запланировано:

1. Проведение учебно-организационных мероприятий в движении.

2. Введение в физкультурные упражнения и утреннюю гимнастику системы упражнений для укрепления мышечного каркаса спины, профилактики сколиозов.

 3. Охрана жизни и деятельности детей.

4. Санитарно-просветительская работа с родителями.

5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

6. Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Лечебно - оздоровительная и профилактическая работа

Физическое воспитание  оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

- повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

- совершенствование реакций терморегуляции и закаливания организма, обеспечивающих его устойчивость в простудном заболевании;

- повышение физической работоспособности;

- нормализация деятельности отельных органов и функциональных систем;

- повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Основные принципы организации физического воспитания:

- физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровня его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

 - обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы.

Формы организации физического воспитания:

- физическая культура на спортивной площадке;

- дозированная ходьба;

- физкультминутки;

- спортивные игры;

- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;

- утренняя гимнастика;

- индивидуальная работа с детьми.

  1. Формы и методы оздоровления детей

Валеологическое образование детей.

Данная форма работы предполагает:

- развитие представлений о своем внешнем облике, знакомство со схематическим изображением тела;

- освоение проживания;

- развитие умения понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику;

- развитие способности к сопереживанию, умению проявлять сочувствие, жалость, другие - формы положительного отношения к людям;

- развитие положительного отношения к себе и к своему имени;

- развитие представлений детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек;

- развитие представлений о себе и о своей семье.

Физкультурно-оздоровительная работа.

Проведение утренней гимнастики различными способами: традиционно; на основе подвижных игр;

Занятия по физической культуре: традиционные; нетрадиционные; соревнования; интегрированные с другими видами деятельности.

Культурно - досуговая  деятельность: спортивные праздники; спортивные развлечения.

Система закаливающих мероприятий: хождение по «дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия); максимальное пребывание на свежем воздухе, мытье рук прохладной водой.

Психогигиенические мероприятия: обеспечение благоприятного психологического климата; элементы музыкотерапии; элементы сказкотерапии.

Активизация двигательного режима: обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями; создание необходимой развивающей среды; проведение подвижных игр, проведение утренней гимнастики, физминуток, гимнастики после дневного сна.

Использование оздоравливающих технологий: пальчиковая и артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; игровой массаж.

Профилактическая работа: антропометрические измерения детей; контроль осанки; подбор мебели в соответствии с ростом детей; употребление свежего чеснока и лука.

Коррекционная работа.

Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения.

Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки.

Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к плоскостопию или плоскостопие.

Коррекция режима дня.

Организация питания.

Выполнение режима питания, гигиена приёма пищи, эстетика организации питания (сервировка), индивидуальный подход к детям во время питания, правильность расстановки и подбора мебели.

 Материально - техническое обеспечение.

Спортивная площадка на участке учреждения оборудована всем необходимым инвентарем. В группе имеются гимнастические кубики, мягкие модули, обручи, скакалки, разноцветные флажки и ленты, погремушки, мячи резиновые разных размеров, кегли, шапочки-маски, игрушки для подвижных игр.

2.Здоровье и физическая культура

Здоровье

Культурно-гигиенические навыки.

Формировать умение самостоятельно выполнять гигиенические процедуры: мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после приема пищи; умение пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время чихания и кашля, отворачиваясь в сторону; пользоваться туалетом. Учить детей следить за своим внешним видом: причесываться своей расческой, следить за своей обувью и одеждой, уметь убирать за собой игрушки, пособия и постельные принадлежности; следить за своим внешним видом (одеждой, прической и др.).

Культура питания.

Формировать навыки правильного поведения за столом во время еды: пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой); пользоваться салфеткой в процессе еды; есть аккуратно, медленно пережевывая пищу, правильно и красиво сидеть за столом, не капризничать во время приема пищи. Давать детям представления о здоровом питании: о значении разнообразного питания, пользе овощей и фруктов, каши, соков, молочных, мясных и рыбных продуктов; необходимости своевременного приема пищи и соблюдения режима питания, ценности горячих блюд; о вреде чрезмерного употребления сладостей, тонизирующих и газированных напитков, жевательной резинки, чипсов и др.

Культуру деятельности и общения как основу психического здоровья ребенка.

Формировать умение найти себе занятие по интересам, привлечь сверстников и самому включиться в их деятельность. Поддерживать проявления активности и доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, эмоциональной отзывчивости, побуждать ребенка регулировать интенсивность своих эмоциональных реакций, учить выражать свое негативное отношение к чему-либо социально-приемлемыми способами.

Развивать интерес к разным формам двигательной активности (подвижные игры, элементы спортивных игр, прогулки, купание и плавание, утренняя гимнастика, физические упражнения)

Охрана здоровья детей.

Соблюдать оптимальный объем умственной и физической нагрузки, продолжительность занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Предупреждать психоэмоциональное напряжение, переутомление детей, психологический дискомфорт, связанный с авторитарным стилем воспитания, отсутствием обращенности взрослого к ребенку, включением детей в неинтересную для них деятельность.

Поддерживать положительные эмоции в разных видах детской деятельности, на занятиях и др. как основу сохранения и укрепления здоровья детей.

Обеспечить разнообразную двигательную активность (организованную и самостоятельную) в течение дня с учетом климатических, сезонных, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Следить за правильной осанкой детей.

Обеспечивать воздушный, температурный, световой и питьевой режимы, охрану сна детей, исключать скученность и избыточную шумовую нагрузку. Соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места детей во время непосредственно образовательной деятельности, физкультурному оборудованию, дидактическим пособиям и игрушкам.

Обеспечение безопасности детей.

Создавать условия для предупреждения детского травматизма (в помещении, на прогулке, во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности).

Формировать у детей представления об опасных формах поведения: при встрече с незнакомыми людьми, бездомными животными. Объяснять опасность сбора неизвестных растений, грибов, самостоятельного употреблении лекарственных препаратов и биологически активных добавок.

Учить детей основам безопасного поведения на улице, в общественном транспорте, в помещениях (на лестницах, у открытых окон, балконов), во время купания в водоемах и бассейне. Обучать детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи (знание своего имени, фамилии и домашнего адреса, имени родителей, умение набрать телефонный номер службы спасения). Формировать модели поведения в типичных ситуациях (ребенок дома, потерялся на улице или в общественном месте).

Разъяснять детям, что ребенок дошкольного возраста не может находиться один, без присмотра взрослых.

Разъяснять детям негативное влияние на здоровье длительного просмотра телепередач и видеофильмов, продолжительных компьютерных игр.

Познакомить с некоторыми правилами противопожарной безопасности. 

Создание представлений о здоровом образе жизни.

         Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

- привитие стойких культурно – гигиенических навыков; 

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

Физическая культура

1. Обогащать двигательный опыт детей, создавая ситуации радости и удовольствия в движении.

Обогащать разнообразный двигательный опыт детей.

Играть с детьми в подвижные игры с правилами, народные игры (на развитие быстроты движений, силовых качеств, ловкости  и координации, ориентировки в пространстве).

Использовать в работе с детьми упражнения со спортивным инвентарем.

Приобщать к разным видам занятий физической культурой с учетом состояния здоровья, уровня физической и  двигательной активности, включая утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после дневного сна, динамические паузы между ООД, физкультминутки, недели здоровья, прогулки, досуги, самостоятельную деятельность.

Содействовать развитию вариативности в выполнении детьми различных видов движений, создавая для этого соответствующие условия (музыкальное или ритмическое сопровождение, использование различной атрибутики и пособий, образного описания).

Учить детей использованию различного физкультурного оборудования, пособий и спортивного инвентаря в организованной и самостоятельной деятельности.

2. Целенаправленно развивать у детей физические  и волевые качества.

Развивать физические качества, чувство равновесия и координационные способности. Формировать умение участвовать в совместной деятельности, подчинять свои желания и интересы общим требованиям и правилам в процессе различных подвижных игр и игровых упражнений.

Воспитывать у детей решительность, смелость, выдержку, самостоятельность, настойчивость для достижения определенной цели в процессе выполнения двигательных заданий.

Поощрять стремление детей выполнять движения как можно лучше.

3. Учить детей соотносить свои действия с образцом.

Учить детей управлять своим телом в процессе движений. Радоваться своим успехам, качественному выполнению движений.

4. Развивать двигательное творчество детей, их активность и  самостоятельность

Создавать условия для развития двигательного творчества детей, предоставляя им возможность выбора игр и  упражнений, игровых сюжетов, физкультурных пособий.

Способствовать эмоциональной включенности детей и их образному перевоплощению в процессе музыкально-ритмических движений, сюжетно – игровых композиций, игр имитационного характера.

Привлекать детей к придумыванию разных вариантов подвижных игр и упражнений и побуждать реализовывать их в самостоятельной деятельности.

Развивать у детей коммуникативную инициативу и навыки поведения в процессе игровой двигательной активности.

Развивать потребность участвовать  в коллективных подвижных и командных спортивных играх, формировать умение их организовывать.

5. Развивать интерес к спортивной жизни

Расширять представления детей о разнообразных возможностях каждодневных занятий физической культурой, их пользе для хорошего физического и психического самочувствия.

6. Реализовывать базовое содержание физической культуры

Обучать детей технике выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, упражнений с пособиями и спортивным инвентарем, способам коллективных движений на занятиях физической культурой, во время утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, динамических пауз между занятиями, физкультминуток, на прогулке, в ходе индивидуальной работы.

3.Система эффективного закаливания

          Закаливание

Основные факторы закаливания:

- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на  занятиях физической культурой, других режимных моментах;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

Комплекс закаливающих мероприятий:

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- правильная организация прогулки и её длительности;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная одежда для детей в детском саду;
        - дыхательная гимнастика после сна;

- мытьё прохладной водой рук по локоть (индивидуально);

- комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья».

Методы оздоровления:

- ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье).

- контрастное обливание ног (летом);

- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;

- хождение босиком по спортивной площадке (летом);
        - релаксационные упражнения с использованием музыкального фона.

4. Формирование эмоционально-экспрессивных отношений

Задачи:

- формировать позитивного отношения к своему “Я”;

- развитие навыков социального поведения;

- осознание детьми собственного эмоционального состояния, причин его возникновения;

- формирование способности распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации;

- подготовка детей к самоактуализации через познание себя и других.

Принципы отбора содержания и организации занятий.

1. Принцип единства аффекта и интеллекта. Отбор такого материала, который позволит ребенку входить в “мажорное” эмоциональное состояние, т.к. любое знание усваивается лучше, если оно эмоционально окрашено.

2. Принцип статности. Право ребенка вступать в деятельность, когда ему этого хочется, право выбрать, озвучит свою эмоциональную оценку.

3. Принцип постепенности и поэтапности. Каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, ребенок постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего “Я”.

4. Принцип творческой активности.

Организация занятия таким образом, чтобы дать возможность понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.

5. Принцип работы в малых группах, партнерского общения.

Работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы.

Учатся все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей.

6. Принцип неотсроченности обратной связи. Универсальным средством, позволяющем осознать свое поведение, является обратная связь, которая позволяет каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.

Формирование чувства принадлежности к группе. Развитие чувства единства, сплоченности. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Формирование позитивного отношения к своему “Я”, к сверстникам.

Эмоции в нашей жизни.

Знакомство с эмоциями. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

Мое настроение: от чего оно зависит.

Знакомство с понятием “настроение”. Развитие умения управлять своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Знакомство с “позитивным переформированием” как способом изменения отношения к ситуации.

Каким я буду и как я могу управлять эмоциями.

Развитие эмпатии, умения сопереживать другим. Знакомство детей с понятием “выбор”. Анализ своих поступков и поступков других людей. Формирование представления об индивидуальности, неповторимости каждого человека. Развитие положительной самооценки.

Практикум по формированию эмоциональной экспрессии.

Развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей. Развитие анализа и самоанализа. Знакомство с интонированием речи, мимическими выражениями, знакомство с понятием пантомимики и жеста. Снятие телесных барьеров.

Работа с родителями

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему сообща, семья, детский сад, общественность.

задачи работы с родителями:

- повышать педагогическую культуру родителей;

- пропагандировать общественное дошкольное воспитание;

- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

- познакомить родителей с основами педагогических знаний;

- просвещать родителей о создании положительной психологической среды в семье;

- организовать включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

формы работы с родителями:

- проведение родительских собраний, консультаций;

 - педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые);

 - дни открытых дверей;

- экскурсии по детскому саду для родителей вновь прибывших детей;

 - совместные мероприятия.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
  2. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  3. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  5. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
  6. Снижение уровня  неконструктивного эмоционального проявления  у детей.

Список литературы

  1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  2. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  3. От Рождения до школы. Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019.Воробьева  
  4. Т. В. «Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста» М., 2010.
  5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы во второй младшей группе детского сада: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  8. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  9. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста» М., Дрофа, ДиК, 2009.
  10.  Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012 .
  11.  Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012 .
  12.  Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. 2 младшая группа: Методическое пособие – М: Мозаика-Синтез. 2012.
  13.  Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  14.  Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду: Методическое пособие – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  15.  Серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам» - М: Мозаика – Синтез, 2012. (Зимние виды спорта. Летние виды спорта).        

Приложение №1

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни младшей группе на 2021-2022 уч. г.

Месяц

Тема

Содержание и формы работы с детьми

Содержание и формы работы с родителями

Сентябрь

Здоровый образ жизни

1.Игра - занятие «Формировать образ Я».

Цель: Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.

2. Д/игра «Кому это принадлежит».

Цель: закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

3. Сюжетно-ролевая игра

«Больница».

Цель: повышать знания детей о медицинских работниках и их работе, воспитывать уважение к их труду.

4. Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит».

Акция – конкурс «Здоровый образ жизни нашей семьи». Анкетирование родителей на тему «Как берегут здоровье в вашей семье». Цель: получение и анализ информации об отношении родителей к вопросам здорового образа жизни детей.

Октябрь

Полезные продукты

1.Занятие «Что полезно, а что вредно».

Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека.

2.Дидактические игры «Что у меня на тарелке», «Варим суп».

 Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию, упражнять в умении различать овощи и фрукты.

3. С/рол. игра «Магазин».

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру

поведения в общественных местах.

4.Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита».

5.Продуктивная деятельность               Лепка «Огурчик».

Цель: Учить детей изображать предметы овальной, закрашивать, не выходя за края. Закрепить знания о пользе овощей.

6. Развлечение «Весёлые овощи».

Родительское

собрание на тему

«Малыши –

крепыши».

Ноябрь

Личная гигиена

1.Беседа «Чумазый мальчик».

Цель: Развивать у детей понимание о значимости гигиенических процедур.

2. Дидактические игры «Зачем нам нужна зубная щетка», «Умоем

куклу».

Цель: Пополнять знания детей о

зубной щетке, и других средствах

личной гигиены. Формировать

привычку к опрятности.

3. С/рол. игра «Салон красоты».

Цель: Формировать представления о профессии парикмахера, формировать навыки культуры общения, поведения.

4.Чтение К.Чуковский «Мойдодыр»,

А. Барто «девочка чумазая», З.Александрова «Купание», потешки:

«Расти коса до пояса», «Водичка

водичка».

Круглый стол с

родителями

«Здоровый образ

жизни в семье».

Цель: обмен

опытом родителей

по сохранению и

укреплению

здоровья

дошкольников в

семье.

Декабрь

Тело человека

  1. Беседа «Наше тело».

Цель: Познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств.

2. Дидактические игры «Повтори»,

«Посылка от медвежонка».

Цель: Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить

показанные движения, развивать

зрительно-моторную память, внимание.

3. Чтение С. Прокофьев «Румяные

щечки», Н. Саконская «Где мой

пальчик».

Экскурсия в

кабинет врача

«Врачи наши

помощники».

Цель: расширять

представления

детей о труде

врача и

медицинской

сестры.

Выпуск памятки

для родителей

«Здоровый образ

жизни»

Январь

«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

1. Беседа «Солнце, воздух и вода –

наши верные друзья».

Цель: Познакомить детей с закаливанием и его основными видами.

2.Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров».

Цель: формировать у детей потребности быть здоровыми.

Воспитывать культурно гигиенические навыки.

3.Развлечение «Олимпийские игры».

Цель: формировать представления о влиянии физических упражнений на организм человека; воспитывать любовь к физическим упражнениям; формировать элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности.

4.Чтение произведения В. Суслова

«Про Юру и физкультуру».

Цель: Развивать здоровьесберегающеесознание детей, пространственное мышление, внимание.

Размещение методического материала. Уголок здоровья: Профилактические и оздоровительные мероприятия на январь; «Бережём здоровье детей вместе!».

Февраль

Витамины для здоровья

1.Занятие «Знакомьтесь витамины».

Цель: формировать представления о значении витаминов для здоровья

человека. Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

2. Беседа «Если ты потерялся на улице».

Цель: познакомить детей с элементарными правилами поведения в сложных ситуациях, рассказать к кому можно обратиться за помощью.

3. Дидактическая игра «Полезные и

вредные продукты».

 Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье.

4. Подвижные игры «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».

5. С/рол. игра «Аптека».

Цель: Познакомить детей с профессией фармацевт, обогащать знания детей о витаминах.

6. Лепка по образцу «Витаминки для зверят».

Цель: формировать первичные представления у детей о значении витаминов. Учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями.

Семейный конкурс «Витамины наши друзья».

Март

Будем спортом заниматься

1. Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».

Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта.

2. Дидактическая игра «Назови вид спорта».

Цель: Закрепить название некоторых видов спорта.

3. С/рол. игра «Физкультурное занятие в детском саду».

Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательной деятельности.

4. Продуктивная деятельность Рисование «Разноцветные мячи». Консультация «Подвижная игра в жизни ребенка».

Цель: Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Уточнить знания о спортивном инвентаре.

5. Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся».

Консультация «Подвижная игра в жизни ребенка».

Апрель

За здоровьем в детский сад!

1. Занятие «Что такое здоровье» Цель: Сформировать первичные представления детей о здоровье, своем организме. Воспитывать желание заботиться и беречь своё здоровье.

2. День здоровья.

3. Развлечение «Олимпийские резервы».

Цель: формировать представления о влиянии физических упражнений на организм человека; воспитывать любовь к физическим упражнениям; формировать элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности.

Оформление

совместно с

родителями

тематической

фотовыставки на

тему: «Маленькие

спортсмены».

Консультация для

родителей

«Физическое

воспитание

ребенка в семье».

Май

Опасности

вокруг нас

1. Беседа «Опасные предметы вокруг нас».

Цель: Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности.

2. Дидактическая игра «Я знаю, что

можно, что нельзя».

 Цель: Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность.

3. С/рол. игры «Семья», «Больница».

Цель: Способствовать объединению

нескольких игр в единую сюжетную.

линию, закрепить знание о

профессиях врача, медсестры.

4. Развлечение «Медведи в гостях у

детей»

Прогулка к

светофору

«Безопасная

улица».

Цель: закрепить

знания детей о

правилах

безопасного

поведения на

улицах города.

Приложение 2

Упражнения на релаксацию

Выполнение упражнений на релаксацию очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. 

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

«Задуй свечу»

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

«Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

Упражнения на расслабление мышц лица

«Озорные щечки»

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке»

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). 
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав. 
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

«Злюка успокоилась»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: 

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). 
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, 
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть). 

Упражнения на расслабление мышц шеи

«Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук

«Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его слегка сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
 Выполнить это же упражнение левой рукой.

«Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). 

Стоя друг против друга, и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 

«Вибрация»

Какой сегодня чудный день!  
 Прогоним мы тоску и лень.  
 Руками потрясли. 

 Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног

«Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! 
 Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! 
 Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

«Лошадки» 

Замелькали наши ножки, 
Мы поскачем по дорожке. 
Но внимательнее будьте,  
Что вам делать, не забудьте!

«Слон»

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!».

Упражнения на расслабление всего организма

«Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба, огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

«Птички»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

«Бубенчик»

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

«Летний денек»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

 Я на солнышке лежу, 
 Но на солнце не гляжу.  
 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
 Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится.  
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  
 Прогуляться вышел гром.  
 Гремит гром, как барабан.

«Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. 
 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  
 И становится понятно – расслабление приятно!

«Тишина»

Тише, тише, тишина! 
Разговаривать нельзя! 
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать 
И тихонько будем спать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Здоровьесберегающие технологии" младшая группа

Психогимнастика1. Педагог показывает детям пиктограммы с изображением лиц, выражающих разные эмоции: радость, спокойствие, печаль, злость. Дети с помощью педагога называют эмоциональное состояние чело...

Здоровьесберегающие технологии младшая группа

гимнастика, прогулка , гимнастика для глаз...

ООД "Портет осени с использованием квест - технологии младшая группа

Формировать у детей представления, используя квест - технологию....

Картотека здоровьесберегающих технологий младшая группа

Картортека здоровьесберегающих технологий...

Конспект НОД с применением игровых технологий младшая группа «Зима пришла»

Конспект НОД с применением игровых технологий младшая группа "Зима пришла"...

Консультация для родителей ИЗО - здоровьесберегающие технологии (младшая группа)

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека...