"Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей" МАДОУ №4 г.Липецка
учебно-методический материал (младшая группа)

Матюхина Жанна Ивановна

Статья в  помощь родителям 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 № 4 города  Липецка

Статья на тему:

«Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей».

Выполнила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Матюхина Ж.И.

   По данным Министерства здравохранения многие дети дошкольного возраста страдают неврозами. Тенденция  в ухудшении психического здоровья продолжает расти.

  Ребёнку необходимо помочь понять, осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Таким образом, психогимнастика примыкает к психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных стрессов у детей. На занятиях и во время игры  дети обучаются выражать эмоции, преодолевать барьеры в общении, развивают лучшее понимание себя и других.

  Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают. От ребенка можно услышать такие слова: « Когда я злюсь, мне не нравится рисовать» эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение задания. Работа со сказками оказывает положительное воздействие на детей. Эти направления успешно решают следующие задачи:

1) снижение тревожности и агрессивности у детей;

2) развитие способностей и саморегуляции и естественной коммуникации, выявление и поддержка творческих способностей, развитие внимания и  памяти.

  На протяжении многих веков люди рассказывали  детям и друг другу  сказки. Их любили и любят в разном возрасте. «Жили – были..», «В некотором царстве, в некотором государстве..» - нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть за тридевять земель, а может быть совсем рядом. События сказочной истории  естественно и лаконично вытекают одно из другого. Дети устанавливают причинно- следственные  связи, существующие в этом мире. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживают в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, преодоление себя - все это закодировано в образах сказки.

  Ребёнок, слушая или читая сказку, выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую он может понять по-другому. Часто дети просят  почитать одну и ту же сказку несколько раз. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует восприятию ребенка в данный момент и помогает решить важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку  в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Поэтому надо не отказываться от чтения этой сказки, хотя она и надоела.

  Когда ребёнок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира, у него возникает множество вопросов к взрослым. Многие  детские вопросы ставят в тупик. Не так - то просто объяснить ребёнку, почему все происходит так, как происходит, и что такое  «хорошо» и что такое «плохо». Например, в любой детской народной сказке «Волк и лиса», «Колобок» и пр., в одном случае обманывают плохого героя – хорошо ли это? В другом – съедают того, кто и так был испечён, чтобы быть съеденным, да к тому же вёл себя самонадеянно. Открытие неоднозначности сказки, объединение противоположностей помогает читать её по – новому, поразмышлять и поспорить.  

   Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных героев, ребёнок во многом формирует  для себя картину мира и в зависимости от этого, будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом. Хороший конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищённости. Герой, который проходит все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.

 Сказка – как живой организм: в ней всё дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Это особенность  очень важна для развития психики ребёнка. Читая, слушая  сказку  ребёнок «вживается» в повествование, у него развивается способность встать на место другого, почувствовать нечто, что отличается от самого себя.

 Сказка многогранна¸ как  жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством, помогает в психокоррекции, проигрыванию, рисованию и придумыванию собственных историй. Воспитатель помогает детям обнаруживать сокровища творческого мышления, скрытые в народных сказках и развивать способность создавать детьми новое.

    Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, но не каждый знает как сделать так, чтобы дети жили в ладу с собой, с окружающим миром и другими людьми. Думаю, что эта статья поможет родителям в их нелёгкой работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Эмоциональная устойчивость воспитателя"

Материалы для воспитателей включают в себя теоретическую и практическую часть работы по выгоранию педагогов...

Проект для педагогов ДОУ на тему: «Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания педагогов»

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают...

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями – это  дети с      нарушениями, вследствие  которых к ним нужно примен...

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на осно...

Эмоциональные минутки «Радужное общение» - технология развития эмоциональной устойчивости и социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника в ДОУ.

Эмоциональные минутки- это своеобразный тренажер совместного взаимодействия с детьми, организованный педагогом, который помогает раскрыть внутренние ресурсы детей, привлечь их внимание к ценностям, им...

Практика1" Эмоциональное взаимодействие через коррекционно-развивающие занятия «Удивительный мир эмоций и чувств» как средство развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста"

 В основе практики лежат самостоятельно разработанные коррекционно-развивающие занятия «Удивительный мир эмоций и чувств» с использованием технологий сказко-терапии, психогимна...