Мастер – класс для педагогов по направлению социально – коммуникативное развитие тема: «Эмоциональный комфорт ребёнка как основа развития его эмоциональной устойчивости»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Конкина Юлия Александровна

Повышение  компетентности педагогов посредством применения игровых технологий, методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_mozaika_1.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 274)

400082, Россия, Волгоград, ул. 50 лет Октября, 11      

тел./ факс (8442) 62-56-69, E-mail: 274cad@mail.ru

ОКПО  48083426        ИНН/КПП  3448020277/ 344801001       ОГРН   1033401199677

Мастер – класс для педагогов

по направлению социально – коммуникативное развитие

тема: «Эмоциональный комфорт ребёнка как основа развития его эмоциональной устойчивости»

подготовили

педагог – психолог

Конкина Юлия Александровна

воспитатель

Волощенко Александра Игоревна

                                                                       Волгоград 2023

Актуальность. Почему мы с коллегой считаем важным развивать эмоционально – волевую сферу дошкольника? Современные дети растут в бесконечном потоке разнообразной информации, они много знают, но дети почти перестали удивляться, чем то серьёзно интересоваться и увлекаться. Мы с коллегой считаем, что у ребёнка идет перенасыщение окружающим миром, на внутренний мир ресурсов не хватает. Для нас важно, что бы дети имели возможность, прежде всего, познать себя, разобраться в своих чувствах и эмоциях, понять свои интересы.

Цель: Повышение  компетентности педагогов посредством применения игровых технологий, методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

  • Установить эмоциональный контакт между всеми участниками мастер - класса;
  • Актуализировать теоретические знания об эмоциях и эмоциональных состояниях;
  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами по применению игровых технологий.

Материалы и оборудование: стол, стулья, наборы цветной бумаги, карточки с пиктограммами эмоций, листы белой бумаги с изображениями кругов, восковые мелки.

Технология проведения

Этапы мастер- класса

Содержание этапа

Деятельность мастера

1.Ориентировочно-мотивационный

Задача: Установить эмоциональный контакт между всеми участниками

Выход ведущего мастер - класса

-Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашей встречи: «Эмоциональный комфорт ребёнка как основа развития его эмоциональной устойчивости».

Ведущий: Но прежде, чем мы начнем, мы познакомимся.

Каждый из Вас по кругу назовет свое имя и озвучит возраст детей, с которыми работает, и испытываете ли Вы какие-нибудь трудности в общении с воспитанниками?

(участники знакомятся)

Ведущий: Мне очень приятно, что все были откровенны, и я это ценю. Может, сегодня мы сможем найти решения, тех проблем, о которых  услышали.

Притча: «Прекрасные подарки»

     Как-то в одну деревню пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он очень любил детей и проводил с ними большую часть своего времени. Он любил делать им подарки, но они были хрупкие. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки постоянно ломались. Детей это очень огорчало и они плакали. Через какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

 Родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты даришь им такие хрупкие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут.  Игрушки так прекрасны, но играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — прищурился  старик, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?..

Ведущий: Как вы думаете,  о каком бесценном даре говорил старик?

(Ответы участников)

Ведущий: Да, я тоже думаю, что бесценный дар это – любовь, уважение, доброта. У нас есть уникальная возможность не только ценить эти прекрасные чувства, но и развивать и воспитать эти качества в наших воспитанниках. Конечно, воспитание детей это основная задача их родителей, а мы педагоги можем только помогать в этом вопросе. А что мы сами знаем о чувствах и эмоциях…

2. Актуализация субъектного опыта участников

Задача: Актуализировать теоретические знания об эмоциях

Выявление уровня осведомленности

теоретических знания  участников об эмоциях

 Ведущий:   Эмоции позволяют нам взаимодействовать друг с другом,  лучше понимать окружающих.

Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.

Классификация эмоций:

положительные

характеристика

пример

Имеют приятный эмоциональный фон, выступают в качестве положительного подкрепления для человека

Восторг, любовь, удовольствие, радость, восхищение,

симпатия,

энтузиазм и т.д.

отрицательные

характеристика

пример

Отличаются негативным эмоциональным фоном

Зависть,

горе, тоска, страх,  тревога, отчаянье,  гнев, грусть и т.д.

нейтральные

характеристика

пример

Не имеют эмоционального окраса и не влияют на настроение человека

Любопытство, безразличие, удивление, любопытство, интерес и т.д.

Ведущий: Уважаемые коллеги, предлагаю провести упражнение «Угадай эмоцию».

Инструкция: Каждый участник возьмет со стола одну карточку, на которой изображена пиктограмма с эмоциональным состоянием. Не показывая карточку остальным участникам, вы попробуете изобразить (мимикой) или описать ситуацию, при которой возникает данное эмоциональное состояние.

(участники проигрывают данное упражнение)

Ведущий: Уважаемые коллеги, понравилось ли Вам это упражнение? Были ли  трудности в передачи эмоциональных состояниях или   в понимании партнера?

(ответы участников)

Ведущий: Очень хорошо, что мы можем понимать друг друга. Значит, у нас не должно возникнуть сложностей в понимании эмоциональных состояний наших воспитанников.

3. Информационно-деятельностный этап

Задача: Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами по применению игровых технологий.

Знакомство с игровыми технологиями.

Практическая деятельность.

Ведущий: Итак, мы  выяснили, что эмоции бывают как положительные, так и отрицательные. Не надо быть провидцем, что бы угадать, что сложнее всего общаться с ребенком, когда он демонстрирует отрицательные эмоции, а именно агрессию. Как же разрешить ситуацию, когда ребенок «вышел из себя»? У кого - нибудь были подобные ситуации? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

(высказывания участников)

Ведущий: Ребенок еще только развивается, он как личность еще только формируется, а для преодоления нежелательного поведения нужен контроль. Контроль подразумевает подавление негативных реакций. К 5-6 годам ребенок способен частично себя контролировать. Развивать самоконтроль можно через игры (игры с правилами). Чтобы играть ребенку надо действовать по  правилам игры.

Игры, в которых ребенок может злиться, не причиняя вред другим, представьте такие есть!

Игра «Салют»

Материал: пачка цветной бумаги.

Инструкция: Вы отдадите на «растерзание» ребенку пачку цветной бумаги. Ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх (можно включить веселую музыку). Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом пусть он подбрасывает кусочки бумаги вверх, имитируя салют.

  Примечание: Не забудьте ликвидировать последствия игры с пола.

Ведущий: Предлагаю  сделать такой салют. (Участники выполняют упражнение)

Ведущий: Еще одно игровое упражнение способствующее выражать свой гнев в приемлемой форме и помогает снизить эмоциональное напряжение.

 Упражнение «Листок гнева»

Материал: лист бумаги, карандаш, корзина.

Инструкция: Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: на что или на кого похож.  Ребенку необходимо изобразит этот образ на бумаге (обсудите с детьми, как может выглядеть это негативное настроение, это может быть тучка, клякса или страшилка какая нибудь). После чего гнев нужно уничтожить  разными способами: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, облегчение. После этого попросите ребенка окончательно расстаться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро.

 Ведущий: Зачастую в процессе игры дети перестают злиться, и этот процесс начинает их веселить, так что заканчивается все  хорошим настроением.

Ведущий: Еще важно научить ребенка способам релаксации.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар». Ребёнок делает глубокий вдох через нос и выдыхает через рот, представляя, что «надувает» воображаемый шарик.

Ведущий: Как правило, творческие люди эмоциональны и если бы не было таких людей, не было бы самого искусства. Любое творчество поможет ребенку в самовыражении.

Творческое упражнение «Оживи круг»

Материал: Лист белой бумаги с изображением нескольких кругов, восковые мелки.

Инструкция: предложите ребенку из обычных кругов сделать веселых человечков, нарисовать можно и другие элементы – например бабочек, травку, цветочки и т.д., а так же можно придумать историю по сюжету рисунка.

Ведущий: Предлагаю вместе проделать туже работу, можно придумать историю по рисунку.

(Обсуждение творческих работ)

4. Рефлексивный

Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности  

Подведение итогов, обмен мнениями.

Ведущий: Уважаемые, коллеги мне было очень приятно с вами общаться и делиться своим опытом и знаниями, и ваш опыт и знания для меня будут полезны. Мне бы хотелось услышать ваше мнение о нашей встречи, был ли этот мастер – класс для вас интересен или наоборот всякое мнение для меня важно.

( Участники делятся впечатлениями)

Ведущий: Спасибо за вашу оценку и за то, что пришли.

 Хочу подвести итог нашей встречи словами Антона Семеновича Макаренко: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС Непосредственной Образовательной Деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»

Программное содержание:Социально-коммуникативное развитие: Вовлечь детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Страна Доброты»). Обратить внимание д...

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Мастер-класс "Игровые технологии, способствующие эффективному социально-коммуникативному развитию дошкольников"

Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, ...

Мастер-класс для педагогов «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Данные игры вы сможете использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным....

Мастер-класс для педагогов "Игры, стимулирующие социально – коммуникативное развитие для детей старшего дошкольного возраста»

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников....

Мастер – класс для педагогов: «Игры направленные на развитие социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Вашему вниманию представлена серия игр направленых на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков колл...

Мастер-класс для педагогов «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Данные игры вы сможете использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным. Дети с удовольствие...