Технологии формирования здорового образа жизни
учебно-методический материал

Шушугина Мария Викторовна

Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».  

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила: педагог-психолог Шушугина Мария Викторовна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 140 Выборгского района Санкт-Петербурга Тема: «Технологии формирования здорового образа жизни»

Слайд 2

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение собственного здоровья . Факторы, от которых зависит состояние здоровья : генетические особенности организма, передающиеся от родителей, отношение к собственному здоровью на протяжении всей жизни и внешние условия (социальное положение, экология, условия труда и т. д.) .

Слайд 3

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ научить использовать полученные знания в повседневной жизни :

Слайд 4

Здоровьесберегающие технологии целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога ребёнка и родителей педагога и родителей

Слайд 5

Комплексная работа образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни представляет собой: сотрудничество с педагогами, сотрудничество с родителями , работа с детьми по здоровьесбережению .

Слайд 6

Сотрудничество с педагогами пополнение их собственных теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии; теории и методике физического воспитания, гигиене и др.; овладение и внедрение в практику оздоровительных технологий в области физического и психического здоровья; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.

Слайд 7

Сотрудничество с родителями проведение теоретико-практических консультаций по вопросам оздоровления (закаливания, двигательной активности, питания); круглых столов, дней открытых дверей, практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья» и др.; выполнение совместных долгосрочных и краткосрочных проектов на тему здорового образа жизни ; выпуски фотогазет и других мероприятий.

Слайд 8

Работа с дошкольниками формирование представлений об организме человека (о строении собственного тела) , осознание ценности своей и ценности жизни другого человека ; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни . на привитие навыков профилактики и гигиены; умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; формирование оптимистического миро- и самоощущения; воспитание уважения к жизни другого человека , умение сочувствовать, сопереживать; формирование навыков профилактики и гигиены; умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков.

Слайд 9

Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2. Технологии обучения здоровому образу жизни 3. Коррекционные технологии.

Слайд 10

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Подвижные и спортивные игры Релаксация Динамические паузы Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика

Слайд 11

Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятия Занятия в на свежем воздухе Проблемно – игровые и коммуникативные игры

Слайд 12

Коррекционные технологии Арт-терапия:сказкотерапия , песочная терапия, изотерапия , игротерапия , музыкотерапия, Су-Джок терапия

Слайд 13

Подвижные игры Одним из самых оптимальных способов развить выносливость, ловкость, смекалку, координацию движений и двигательную активность у детей являются подвижные игры. Легкие или сложные, однообразные или разнообразные движения – это, в принципе, не так важно. Все они позволяют в игровой форме вовлечь в работу все мышцы малышей, тем самым способствуя их нормальному росту, развитию опорно-двигательного аппарата, формированию здоровой осанки, а также общему укреплению организма.

Слайд 14

Релаксация Учит детей расслабляться; Способствует концентрации внимания; Помогает снять напряжение; Снимает возбуждение.

Слайд 15

Динамические паузы это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу такого возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.

Слайд 16

Какую смысловую нагрузку несут динамические паузы для дошкольников ? Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.

Слайд 17

Гимнастика пальчиковая Способствует овладению навыкам мелкой моторики; Помогает развивать речь; Повышает работоспособность коры головного мозга; Развивает психические способности: мышление, память, воображение; Снимает тревожность.

Слайд 18

Достоинства пальчиковой гимнастики Способствует активизации речевых центров в головном мозге. Способна развивать умения и навыки малыша подражать взрослым, вслушиваться в их речь и концентрироваться на ней. Упражнения создают хорошую эмоциональную атмосферу. Ребенок научается сосредотачивать свое внимание и оптимально распределять его. Способна развивать практически все психические познавательные процессы.

Слайд 19

Основная цель — тренировка мышц органов зрения. Специально разработанные комплексы упражнений призваны: успокоить нервную систему ребёнка; помочь мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения; облегчить глазкам нагрузку, снять усталость, дать им отдохнуть; замедлить и даже вовсе остановить падение зрения или развитие астигматизма. Гимнастика для глаз

Слайд 20

Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз; Укрепляет мышцы глаз; Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях) . Достоинства гимнастики для глаз детям

Слайд 21

Дыхательная гимнастика Положительно влияет на обменные процессы в легочной ткани; Улучшает дренажную функцию бронхов; Восстанавливает нарушенное носовое дыхание ; Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения ; Повышает общую сопротивляемость организма .

Слайд 22

Проблемно – игровые и коммуникативные игры Игра – символический язык для самовыражения, способ организации своего опыта и личного мира. Использование игры для коррекции тех или иных нарушений у человека. Чаще применяется в детском возрасте для стабилизации психического здоровья детей и снятия негативных проявлений личности: агрессии, тревожности, замкнутости и др. Терапия отреагирования (Д.Леви) – свободная игра и введение в стрессогенной ситуации. Терапия отношений (Д.Тафт, Ф.Аллен) – лечебная сила эмоциональных отношений. Недирективная терапия ( К.Роджерс , В.Эксклайн , Г. Лэндрет ) – стремление к наиболее полному проявлению и самореализацияи ребёнка.

Слайд 23

Принципы организации игры: Погружение - восприятие мира игры как реальности в данный момент, создание определённого пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре или в виде эмоционально реагирующей аудитории. Равенство игровых отношений – означает отсутствие противопоставленных позиций взрослых и детей. Принятие чувств и переживаний детей, предоставлять права им выбирать темы для игры, распределять роли, в том числе и роли взрослых. Спонтанность и импровизация – подразумевает динамизм, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, новизну происходящих событий, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия.

Слайд 24

Организующее начало - это определённый распорядок игровых занятий, подготовка к игре, последовательность действий, а также создание в ней определённых направлений (психолого-педагогической ориентации). Условность игрового действия – проигрывание ролей по типу «как будто», «если бы», допускающее полное игровое перевоплощение , но делающее его обязательным. Эмоциональное отреагирование – предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие нервного напряжения в игровой форме, изживание страхов. Перемена (чередование ) ролей – позволяет проверить и развить навыки психологической защиты после эмоциональной разрядки в роли объекта страха; активно формирует умение принимать и проигрывать роли, что является средством достижения более адекватной социализации ребёнка.

Слайд 25

Арт –терапия Особая форма коммуникации клиента и психотерапевта в символической форме ( рисование, лепка, аппликация и др.) Свойства арт-терапии : Помогает выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме; Облегчает выражение подсознательных конфликтов и внутренних переживаний с помощью зрительных образов; Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые являются неприемлемыми; Способствует установлению позитивных отношений с психологом и друг с другом; Усиливает ощущение собственной личности и ценности; Позволяет сублимировать негативную энергию в творчество.

Слайд 26

Психотеррапевтические – направлены на прояснение глубинного смысла происходящих событий, помогают посмотреть на происходящее с другой стороны, изменить отношение, направлены на личностный рост; Медитативные – направлены на снятие психоэмоционального напряжения, создание лучших моделей взаимоотношений. Здесь важно мягкое освещение, музыка, удобная поза. К распространённым методикам сказкотерапии относятся: анализ сказки; пересказ сказки от лица любого героя в своей интерпретации; продолжение сказки; сочинение сказки. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок»

Слайд 27

В настоящее время существует два направления арт-терапии : Искуство рассматриваеся как самостоятельное лечебное средство; Роль искуства преуменьшается, оно рассматривается как средство психотерапии и может сочетаться с другими методами и приёмами.

Слайд 28

Сказкотерапия Использование сказки для лечения и разрешения личностных и межличностных проблем, расширение знаний о мире, образование связей между сказочным событием и поведением в реальной жизни, процесса активизации ресурсов, потенциала личности. Виды сказок: Художественные – созданы мудростью народа и авторские истории; Дидактические – «упаковка» учебного материала, одушевление цифр, букв, звуков; Психокоррекционные – «замещение» неэффективного стиля поведения на более эффективный стиль, а также объяснение смысла происходящего;

Слайд 29

Песочная терапия Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении. Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

Слайд 30

Способствовует развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности. Развивает тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей. Развивает все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь. Развивает любознательность, интерес ребенка к экспериментальной деятельности. Достоинства песочной терапии

Слайд 31

Музыкотерапия Повышает иммунитет детей; Снимает напряжение и раздражительность; Снимает головную боль; Восстанавливает спокойное дыхание.

Слайд 32

Су-Джок терапия Воздействует на биологически активные точки организма; Стимулирует речевые зоны коры головного мозга; Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом; Развивает мелкую моторику рук; Развивает память, внимание, связную речь.

Слайд 33

Достоинства Су – Джок : Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно. Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Слайд 34

Индивидуальные или групповые? с помощью индивидуальных подвижных игр у детей можно выработать упорство, лидерские качества, здоровое желание быть лучше остальных; групповые игры научат детей взаимовыручке, товариществу и сплоченности; любые игровые мероприятия для детей создают благоприятные условия для социальной адаптации их личности в будущем, которая пока только формируется; подвижные игры просто разнообразны, увлекательны и чрезвычайно интересны.

Слайд 35

Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз!!!

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

презентация на тему "Современные технологии формирования здорового образа жизни"

Актуальной задачей физического воспитания, -говорится в Конвенции дошкольного воспитания, -является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста...

Презентация "Применение пальчиковой гимнастики, как одной из технологий формирования здорового образа жизни"

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья наших детей. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новы...

Конспект НОД познавательное развитие (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы. «Мы играем и решаем» Технология формирования здорового образа жизни

Цель: Привлекать детей к активному здоровому образу жизни, , развивать смекалку, находчивость, уверенность в своих силах....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. «Что. Где. Когда» Технология формирования здорового образа жизни

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, о способах профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, о значении правильной осанки для человека, развивать смекалку,...

Технологии формирования здорового образа жизни

Здоровьесберегающие образовательные технологии...