Педагогический проект «Ритмика для дошкольников» на 2021-2022\г.
проект (старшая группа)

Плотникова Оксана Леонидовна

Тип проекта: долговременный на 4 года, коллективный, творческий.

Цель проекта:  содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, развитие навыков свободного движения, раскрепощения, самовыражения  и обогащения эмоционального мира воспитанников в соответствии с метроритмическими особенностями музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект120 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Ритмика для дошкольников»

на 2021-2022\г.

Автор и руководитель проекта :

Плотникова О.Л.-хореограф

Юрлова Е.А. – инструктор по физической культуре.

Клепикова Л.А. – музыкальный руководитель.

Участники проекта:  дети младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.

Тип проекта: долговременный на 4 года, коллективный, творческий.

Цель проекта:  содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, развитие навыков свободного движения, раскрепощения, самовыражения  и обогащения эмоционального мира воспитанников в соответствии с метроритмическими особенностями музыки.

  1. Задачи проекта:
  1. Научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.
  2. Формировать умение чувствовать эмоциональную наполненность музыки и  передавать ее в движении,  мимике и пантомимике.
  3. Создать условия для развития творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку, к импровизации в движении.
  4. Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма), музыкальную память.
  5. Развивать физические качества – гибкость, координацию движений, выносливость, силу, точность движений, умение ориентироваться  в пространстве.
  6. Формировать правильную осанку, походку.
  7. Развивать коммуникативные навыки – умение  общаться в группе во время выполнения ритмических  заданий, игр, формировать чувство такта,  культуру поведения при  общении взрослых и детей.

Актуальность проекта:

  1. Основоположником современной ритмики является швейцарский музыкант, педагог, композитор, музыковед Эмиль Жак – Далькроз (1865-1950). Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». По мнению Далькроза, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
  2. Актуальность проекта связана с использованием разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей. Это позволяет насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
  3. Здоровье ребенка – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. Ритмика помогает творчески реализовать эту потребность.
  4. Анализ ситуации.
  5. Мы заметили, что дети  данной группы охотно откликаются на знакомые музыкальные произведения, с большим удовольствием повторяют предложенные им движения. Сами  (в силу возраста) выразить свои чувства, эмоции посредством движений  не умеют. Движения однообразны,  не отражают характер музыки,  не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Наблюдались и дети, которые испытывали чувство стеснения и зажатости при выполнении совместных танцевальных движений. Хотя по мимике заметно, что и они получают эмоциональное удовольствие от совместных ритмических движений. Для того, чтобы удовлетворить потребность детей в самовыражении, посредством музыки и движения был разработан данный проект.  Мы предполагаем, что работа, организованная в рамках данного проекта поможет раскрыть  индивидуальные способности каждого ребенка. Поскольку бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление, воображение ребенка. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

Ресурсы обеспечения проекта

Организационные:

  • деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в МДОУ,
  • образовательная программа воспитания и обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • интеграция  направления «Социально-коммуникативного развития» в О.Д «Физическая культура» и «Музыка».

 

Информационные:

  • научно-методическая литература, аудио сопровождение, СD диски;
  • компетентность педагогов;
  • информирование родителей;
  • анкетирование, взаимосвязь с другими специалистами ДОУ, участвующими в реализации проекта.

Кадровое обеспечение:

  • музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 32 год, образование высшее педагогическое;
  • инструктор по физической культуре высшей категории, стаж работы 28 лет, образование высшее педагогическое;
  • воспитатели 2 категории, стаж работы 13 и 15 лет, образование высшее педагогическое.

Финансовое обеспечение: бюджет МБДОУ

Материально-техническое обеспечение:

  • спортивный и музыкальный зал МДОУ, мультимедийная аппаратура, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты.

Описание этапов:

1этап.  Разработка учебных материалов.

Задачи:

  • Определить разделы и содержание  ритмики (какие разделы будут использованы в 1-4 годы реализации проекта);
  • Подобрать музыкальный, танцевальный и игровой репертуар и  материал (игры под музыку (с предметами и без), музыкальные и двигательные упражнения,  ритмические этюды и т.д.).

2 этап. Становление проекта.

Задачи:

  • использовать разработанный учебный материал, периодически его пополнять;
  • повышать компетентность педагогов: обмен информацией, новыми коммуникативными играми; интегрированные занятия совместно со специалистами ДОУ;
  • показательные выступления детей младшей группы на праздниках, мероприятиях ДОУ с ритмическими номерами;
  • активное привлечение родителей к участию в проекте: совместные ритмические постановки в ДОУ; использование музыкальных игр и ритмики с детьми на домашних праздниках; созданию дополнительных наглядных пособий, атрибутов для развлечений.

Содержание проекта.

 Данный проект по ритмике определяют следующие разделы:

1. Игроритмика.

2. Игропластика (стретчинг, гимнастика)

3. Строевые упражнения

4. Музыкально-подвижные игры

5. Элементарные танцевальные движения

6. Танцевально-ритмические этюды, постановки.

1.Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.

В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры:

Темп музыки Взаимосвязь темпа музыки и движений Устойчивость в темпе; Переключение с одного темпа на другой; Постепенное ускорение или замедление темпа; Влияние темпа музыки на ее характер

Динамика музыки Влияние динамики музыки на ее характер Способ исполнения Влияние способа исполнения на характер  музыки Отражение в движении характера музыки; Строение музыкального произведения – вступление, начало, проигрыш, концовка, часть (законченный музыкальный образ), предложение, фраза (законченная музыкальная мысль) Форма – двухчастная, трехчастная, куплетная  Сильная, слабые доли. Такт. Затакт Ритмический рисунок. Длительности. Паузы

 2. Игропластика  (стретчинг, гимнастика)- способствует развитию мышечной силы и гибкости у детей,  укреплению позвоночника

. Шаг Хлопки Топ-топ, танцевальные позиции ног – 1,6;

Вытянутая и сокращенная стопа позиции рук, позиция головы постановка корпуса стоя постановка корпуса сидя – «по-турецки», поза ученика, с вытянутыми ногами постановка корпуса лежа перекаты вперед-назад; упражнения для развития мышечной силы и гибкости

3. Строевые упражнения - являются средством организации, а также способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну

Марш – на месте, с продвижением, со сменой направления Марш различными длительностями Соблюдение интервала Бег – колени впереди, стопы назад, на месте и с продвижением 12

Прыжки – на месте, с продвижением, с вытянутыми ногами, с поджатыми ногами

 построение в шеренгу (линию) и в колонну;

 перестроение в круг; бег по кругу и по ориентирам «змейкой»; перестроение из одной шеренги в несколько, из одной колонны в несколько построение в шахматном порядке

 Движения в паре, ладушки.

4. Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации,  подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике;

игры на определение динамики музыкального произведения; игры для развития ритма и музыкального слуха; подвижные игры, с мячом, с погремушками, с муз. инструментами игры-превращения, подражания, образные сравнения ролевые игры имитация разнообразных действий имитацией поведения птиц, зверей

 5. Элементарные танцевальные движения - позволяют не только постичь эстетику движения, но и способствуют решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

Русский поклон, поклон с приставным шагом для девочек, поклон с приставным шагом для мальчиков Шаг хороводный, танцевальный. Топающие шаги Шаг приставной, приставной с полуприседанием Тройной шаг Шаг с припаданием Притоп, шаги с притопом, приставной шаг с притопом, тройной притоп, тройной поворот с поворотом Ковырялочка с притопом Полуприседание (пружинка) с наклоном корпуса, полуприседание с поворотом корпуса Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Подскоки. Перескоки. Боковой галоп, боковой галоп с поворотом Танцевальный бег.

 6. Танцевально-ритмические этюды, постановки - здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями:

  • гимнастическими
  • имитационными
  • образными
  • общеразвивающими
  • координационными
  • танцевальными
  • образно-танцевальными композициями.

 Опираясь на выбранные разделы, мы определили основные методы и формы. Целостный процесс освоения ритмики,  можно условно разделить на 3 этапа:

Начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению) характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, пробуют выполнить упражнение.

Этап углубленного разучивания упражнения - характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. К приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен).

Этап закрепления и совершенствования упражнения- характеризуется образованием двигательного навыка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической свободой.

Форма проведения занятия групповая,

Метод проведения- игровой, сюжетно  - тематический.

Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия по ритмике необходимо начинать со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п. Игровой метод  облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий и творческих способностей ребенка. Занятия предлагается проводить в форме игр-путешествий (или сюжетные занятия).

В группах раннего и младшего возраста при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется и т.д.).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2018 – 2019 уч./г.

  1. проекта «Ритмика» – младшая группа (первый год обучения)

«Физическое развитие»

«Музыка»

СЕНТЯБРЬ

1.

Строевые упражнения. Шаги на месте с высоким подниманием колен, свободные шаги по залу под музыку.

 «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова

 «

2.

Игропластика (гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости. Комплекс  упражнений «Мы котята»

 « Кто мурлычет под рукой?»

ОКТЯБРЬ

1.

Музыкально-подвижные игры. Игра-превращение «Мышки и мишки»

 «Мишка –мышка» - музыка контрастов

2.

Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический этюд «Цыплята»

«Петушок и курочки»

3.

Игроритмика. Хлопки под музыку («хлопаем в ладоши 1-2-3, топаем ногами1-2-3»)

 «Ножки весело стучат»

музыка Г.Ф. Вихаревой.

4.

Игропластика.  Под темп музыки – быстро, медленно. двигаемся в соответствием с темпом.

«Веселятся малыши…»

Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой

НОЯБРЬ

1.

Строевые упражнения. Шаги на месте, свободные шаги по залу под музыку. Игра «спортивные лошадки»

 «Лошадки»

2.

Игропластика (стретчинг, гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости «Котята»

Игра «Котята и кошка»

3.

Музыкально-подвижные игры. Игра-превращение с имитацией движений животных и птиц.

Игра «Колокольчик»

(дети придумывают, кого разбудил кол-к)

4.

Танцевально-ритмический этюд. «Лягушки»

 Игра с платочками

ДЕКАБРЬ

1.

Игроритмика. Игра с погремушками «Непослушный дождик».

Игра с палочками «Дождик с самого  утра»

2.

Игропластика. Темп музыки – быстро, медленно в сочетании с движениями и остановками.

«Stop end gou» (имитационные движения с остановкой)

3.

Музыкально-подвижные игры. Имитация поведения птиц, зверей «Кошечка»

«Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой

4.

Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический имитационный этюд «Паровоз»

«Топ-топ, сапожок»

ЯНВАРЬ

1.

Игроритмика. Топ-топ на месте и с продвижением. Игра «Прогулка»

«Плывем по морю с тобой»

2.

Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический общеразвивающий этюд «Поплыли»

«Наши детки в пары встали»

3.

Игропластика (стретчинг, гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости «Ремонт самолетов»

"Часы"

4.

Музыкально-подвижные игры. Игра-превращение «Мишка косолапый»

  «Посмотри на медвежат»

ФЕВРАЛЬ

1.

Строевые упражнения. Марш на месте и в движении, знакомство с маршевой музыкой.

Барабанщики .   ( движение,  палочки)

2.

Игроритмика. Динамика – громко, тихо

П\игра «Девочки – мальчики».

Речевая игра «Девочки и мальчики»

3

Музыкально-подвижные игры. Имитация поведения птиц, зверей.  Игра «Змейка».

Игра «Змейка»

4.

Танцевально-ритмические этюды. «Самолет».

 «Самолет построим сами»

МАРТ

1.

Строевые упражнения. Бег по залу на звуковой сигнал по кругу и врассыпную.

Барабанщики. Двигательные Упражнения  

 2.

Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический этюд с мячом

«Мой веселый мяч»

 3.

.

Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический общеразвивающий этюд «Ветерок»

"Прогулка"

4.

Игропластика  (стретчинг, гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости «Мельница»

Подружились. Муз.Т.Вилькорейской

АПРЕЛЬ

1.

Строевые упражнения. Прыжки на месте под смену ритма.

 Игра «Зайки, зайки скок да скок»

2

Игроритмика.

 Игра «Вот лягушки по дорожке», движения согласовывать под ритм хлопков и текст.

 

 Ритмическая игра «Дружба»

3

Музыкально-подвижные игры. Игра-превращение «Большие и маленькие»

Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

4.

Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический имитационный этюд «Шофер и машинки»

Игра  « Автомобиль и птички»

МАЙ

1.

Строевые упражнения. Прыжки с продвижением по удары бубна, хлопки музыку.


«Идем - прыгаем»

2.

Музыкально-подвижные игры. Имитация поведения птиц, зверей, сюжетная «Лягушка-путешественница».

«Мячи и смешные человечки»

3.

Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический этюд с погремушками.

« Жили – были в домике маленькие гномики»

 

Предполагаемый результат  Возраст 3-4 года

  • Знает движения танцевальных композиций, эмоционально откликается и сам активно учувствует в ритмических композициях и играх;
  • Пытается согласовывать основные виды движений, упражнений (ходьбы, бега, прыжков)  с заданным темпом и  ритмом;
  • Имитирует движения  знакомых животных, птиц и т.д. и может самостоятельно передавать их движения под музыку.
  • Пытается самостоятельно импровизировать с использованием движений под музыку.
  • Может свободно ориентироваться в зале, умеет двигаться,  не наталкиваясь на других детей.