Прогулки в старшей группе Сентябрь.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Лукасевич Юлия Сергеевна

Прогулки в старшей группе . Сентябрь месяц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_v_starshey_gruppe.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулки в старшей группе

Сентябрь.

Карточка №17

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели:  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

—        формировать представление об осенних месяцах.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое сейчас время года?

Как вы догадались, что осень?

Перечислите характерные признаки осени.

Почему осенью стало холоднее?

Что делает человек осенью?

♦        Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Трудовые поручения: сбор природного материала для поделок

Подвижные игры

«Третий  лишний» - учить соблюдать правила игры;

развивать ловкость и быстроту бега.

«Совушка» - учить ориентироваться в пространстве;

развивать интерес к игре.

Индивидуальная работа по развитию речи: «Как я провел лето» (развитие связной речи).

Карточка №18.

Наблюдение за крапивой.

Цели:

развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.

Трудовые поручения: собрать листья рябины для гербария.

Индивидуальная  работа по развитию речи: «Где что можно делать?» - активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации Подвижные игры

«Кто самый меткий?».

Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».

Карточка №19.

Наблюдение за разными видами транспорта.

Цели: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;

формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

Ход наблюдения

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит автобус?

Что находится внутри автобуса?

Для чего нужны поручни?

Какие автобусы ездят по нашему городу?

Как едет автобус?

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

На остановке столпотворенье:

Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

Надо народу успеть на работу —

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно,

Что в транспорт бензиновый,

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Трудовая деятельность

Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда.

Подвижные игры

«Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели:

учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;

развивать быстроту и реакцию;

—        воспитывать смелость.

Индивидуальная работа

Развитие прыжков.

Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

Карточка №20.

Наблюдение за пауком.

Цели:

—        расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;

—        формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук.)

На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.

Как выглядит паук?

Как он передвигается?

Где живет и чем питается?

Как паук ловит насекомых?

Есть ли враги у паука?

Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

♦        Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

♦        Где зимуют пауки?

двух ногах, стоя к ней лицом и боком Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

Трудовые поручения: сбор цветов в коробочки - учить различать зрелые семена от незрелых.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни»Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

Прогулка № 1

«Не задень предмет»

Оборудование: предметы (кубы, кегли), поставленные в ряд.

Ход игры: дети строятся в две колонны у исходной черты. Напротив каждой колонны поставлены предметы в ряд на расстоянии 0,5 м. По сигналу воспитателя дети друг за другом прыгают на двух ногах между предметами (змейкой) и возвращаются на свое место. Побеждает та колонна, которая быстро и правильно выполнит задание.

Индивидуальная работа: проговаривание чистоговорки «Школа.

Школьные Принадлежности»

Прогулка № 2

Наблюдение за мать-и-мачехой.

Цели:

продолжать знакомство с лекарственными растениями;

пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав;

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого и драгоценного нектара. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, — которая помогает ему улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.

Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.

Трудовые поручения: уборка листвы на участке - воспитывать стремление к труду.

 Индивидуальная работа

По развитию речи: «Пройди вокруг и не заблудись» - научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Эстафета «Мяч в стену»

Оборудование: мячи.

Ход игры: играющие строятся в 3–4 колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от земли и передают следующему, сами бегут в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Прогулка № 3

Наблюдение за кошкой.

Цели:

закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;

воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит.

 Тихо притаился

Он в траве густой

И с кустами слился

Шубкой золотой.

Почему кошка — домашнее животное?

Как выглядит домашняя кошка?

Чем питаются кошки?

Как называются детеныши кошки?

Какие породы кошек вы знаете?

Какую пользу людям приносят кошки?

Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?

Докажите, что кошка — хищное животное.

Сравните способности и характеры собак и кошек.

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

Трудовые поручения

Сбор песка в песочницу - приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Подвижные игры

«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа по развитию речи: «Поиграем в сказку».

Прогулка № 4

Наблюдение за легковым автомобилем.

Цели:

научить понимать значение и функции автомобиля;

закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина.)

Для чего нужна машина?

Какие машины едут по нашей улице?

Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)

Как эта машина называется? (Легковая.)

А кто ведет ее?

У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.

Трудовые поручения: сбор природного материала для поделок.

Игры малой подвижности «Пропавшие ручки».

Индивидуальная работа

По освоению основных движений: «Поймай мяч» - развивать ловкость.

Прогулка № 5

Наблюдение за подорожником.

Цели:

знакомить с лекарственным растением — подорожником;

развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему траву назвали подорожником?        

Где лучше его собирать?

Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.

Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.

Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.

Трудовые поручения: собирать игрушки, очищать их от песка.

 Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Прыгай выше».

Цель: учить действовать по сигналу.

Прогулка № 6

Трудовые поручения: сбор ягод рябины на участке ДОУ - учить приходить на помощь взрослому при сборе ягод.

Игра – эстафета «Кто быстрее добежит до флажка»

Индивидуальная работа: проговаривание чистоговорки «Профессии в детском саду»

Прогулка № 7

Эстафета со скакалкой

Оборудование: скакалки.

Ход игры: команды построены в колонну по одному, в руках у направляющих короткие скакалки. По сигналу первые номера начинают передвижение, прыгая обусловленным способом через скакалку и, обогнув стойку, находящуюся на расстоянии 8-10 м, возвращаются назад, передавая скакалку вторым номерам, и т. д. Во время передвижения с учетом расстояния надо сделать не менее 10–12 оборотов скакалкой.

Индивидуальная работа по развитию речи: «Повтори» - повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке.

Трудовые поручения: уборка мусора на участке - закреплять навыки работы на участке.

Прогулка № 8

Наблюдение за рябиной.

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.          О. Высотская

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит рябина?

Где она растет?

Какие звери любят ягоды рябины?

Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские

дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовые поручения: сбор камешков на участке - формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.

Подвижные игры

«Коршун и наседка», «Кто дальше?».

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа

 По развитию основных движений: «Кто дальше бросит?» - развивать координацию движений, умение придавать силу броску.

Дидактическая игра «Узнай, какой знак».

Прогулка № 9

Наблюдение за работой дворника.

Цели:

продолжать наблюдения за работой дворника;

способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса;

воспитывать интерес и уважение к работе дворника;

прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое время года?

По каким признакам это можно определить?

Почему дворник убирает листву с дорожек?

Трудовые поручения: подметание дорожки, ведущей к участку - учить правильно пользоваться веничками.

Игры малой подвижности «Две подружки»

Индивидуальная работа по освоению основных движений: игра с мячом «Назови» (ловить мяч и называть, что видели в д/с).  

Прогулка № 10    

Наблюдение за светофором.

Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (Светофор.)

Подвести детей к перекрестку, где действует светофор. Рассказать, что мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, и никто не мешает друг другу. Это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую сложно. Помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый.

Хоть у вас терпенья нет, Подождите — красный свет! Желтый свет на пути — Приготовьтесь идти! Свет зеленый впереди — Вот теперь переходи!

Воспитатель задает детям вопросы.

Для чего нужен светофор?

На какой сигнал светофора переходят пешеходы?

На какой сигнал светофора нельзя переходить? Что может произойти? Почему?

Если сломался светофор, то кем можно его заменить? (Регулировщиком.)

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

 Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Трудовые поручения: поливание песка для игры - закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол

Подвижная игра

«Светофор».

Цель: закреплять знания о значении светофора.

Прогулка № 11

Эстафета с обручами

Оборудование: обручи.

Ход игры: играющие строятся в две колонны (перед каждой чертят линию). На расстоянии 6–8 м от колонн кладут по одному обручу. По команде воспитателя игроки, стоящие в колонне первыми, бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают через них, кладут на место и бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки следующего ребенка и становятся в конец колонны. Каждый последующий выполняет то же самое задание. Выигрывает команда ребят, быстрее выполнившая задание.

Индивидуальная работа: проговаривание чистоговорки «Улица. Город»

Трудовые поручения: удаление сломанных веток деревьев секатором - закреплять знания о том, что человек должен помогать растениям приготовиться к зиме.  

Прогулка № 12

Эстафета «С кочки на кочку»

Оборудование: обручи.

Ход игры: играющие выстраиваются в три колонны у стартовой линии. Перед каждой на расстоянии 10 м чертят или кладут плоские обручи (6–8 штук) – это кочки. По команде воспитателя первые игроки начинают прыгать из обруча в обруч. Достигнув финиша, они бегом возвращаются назад. Прыжки начинает следующий участник. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

Индивидуальная работа по развитию речи: «Собери пять» - научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
Трудовые поручения: сбор песка в песочницу - приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Прогулка № 13

Наблюдение за самосвалом.

Цели: формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них.

Ход наблюдения

Предложить детям рассмотреть машину — самосвал.

Эта машина с железным открытым кузовом.

Вот машина,

Так машина —

 Высотою с дом кабина

И колеса высотою

Выше нас с тобою вдвое.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

* Для каких грузов предназначен самосвал?

Как происходит разгрузка машины?

Как машина помогает человеку?

Может ли самосвал работать без человека?

Трудовые поручения

Сгребание опавших листьев граблями - приучать доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра

«Ловишки с приседаниями».

Цель: учить соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

По развитию речи: «Фрукты – овощи» - дифференциация сходных понятий.

Прогулка № 14

Наблюдение за работой шофера.

Цели:

уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин;

развивать познавательную деятельность;

—        воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения

Встаем мы очень рано.

 Ведь наша забота —

 Всех отвозить

По утрам на работу.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Для чего нужна такая профессия?

Должен ли водитель знать правила дорожного движения?

Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину?

♦        Какими машинами могут управлять водители?

 Трудовая деятельность

Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций).

Цели:

закреплять названия деревьев и растений;

воспитывать любовь к растительному миру;

учить правильно, собирать листья растений.

 Игра малой подвижности «Дерево, кустик, травка».

Индивидуальная работа по освоению основных движений: развитие движений - совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Прогулка № 15

«Осенняя природа, осенняя погода» - закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.

Трудовые поручения: собирать игрушки, очищать их от песка - воспитывать желание помогать друг другу, выполнять поручение воспитателя..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. СЕНТЯБРЬ

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.СЕНТЯБРЬ1. Состояние почвы в зависимости от температуры.Цель: выявить зависимости почвы от пог...

Прогулки в старшей группе - сентябрь

Прогулки разработаны на каждый день в соответствии с методикой....

Прогулки. Старшая группа. Сентябрь.

Наблюдения, подвижные игры, дидактические игры, стихотворения, пословицы, приметы и др....

прогулка старшая группа сентябрь

Наблюдение за сезонными изменениямиЦель:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при­роды; учить выделять изменения в жизни растений и живот­ных в осеннее время;  формироват...

Прогулка для младшей группы сентябрь

Прогулка для младшей группы...