Статья на тему: «Самостоятельная двигательная деятельность, как компонент двигательного режима в ДО.»
статья (старшая группа)

Бодунова Людмила Константиновна

Положение о первенствующей роли двигательной активности в жизнедеятельности организма ребенка, определяющей его здоровье, физическое и умственное развитие, является в настоящее время общепризнанным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaword_3.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Самостоятельная двигательная деятельность, как компонент двигательного режима в ДО.»

Самостоятельная двигательная деятельность представляет собой один из компонентов двигательного режима, назначение которого состоит в том, чтобы обеспечить индивидуальные потребности ребенка в движении. Двигательная деятельность представляет собой мотивированные движения, действия, объединенные общей целью и содержанием. Обязательной составляющей ее является двигательная активность – сумма всех движений, которые выполняет ребенок за определенный временной отрезок.

Положение о первенствующей роли двигательной активности в жизнедеятельности организма ребенка, определяющей его здоровье, физическое и умственное развитие, является в настоящее время общепризнанным.

На исключительную важность движений для полноценного развития малыша неоднократно, в свое время, указывал П.Ф. Лесгафт. При этом он придавал огромное значение движениям не только для физического развития, но также для умственного и нравственного воспитания детей.

Многими современными исследованиями экспериментально доказано благоприятное влияние двигательной активности на развитие и нормальное функционирование всех систем организма ребенка-дошкольника, на уровень физической подготовленности и здоровье в целом.

Известный всему миру институт Эвана Томаса строит свои программы опережающего интеллектуального развития детей на фундаменте физического развития, включающего основные движения, плавание, упражнения для рук и пальцев и пр. Было установлено, что без движения дети не могут развиваться нормально. Движения составляют главное содержание деятельности ребенка в первые шесть лет жизни. Использование наипростейших методов физического совершенствования ребенка, связанных с его потребностью в движении, ведет к развитию детского мозга. Основной вывод исследователей – интеллект неразрывно связан с двигательной активностью и деятельностью рук, а движения являются главным источником познания мира ребенком и фундаментом для всех других человеческих способностей.

Все известные педагоги отводили исключительно важную роль движениям в разностороннем развитии личности ребенка; тесно связывали физическое воспитание с умственным и нравственным.

Современными исследованиями доказано, что включение активных движений в речевую, изобразительную, музыкальную и другие виды деятельности детей является важнейшим условием быстрого и прочного усвоения ими знаний, умений, развития у них творческих способностей.

Убедительно доказано, что через формирование произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения. Однако,  здесь необходимо подчеркнуть, что благоприятное воздействие на организм оказывает только содержательная двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Анализ литературы позволил выделить некоторые пути оптимизации двигательной активности (далее ДА) детей. Среди них особое внимание, на наш взгляд, на себя обращает самостоятельная двигательная деятельность, что объясняется целым рядом причин:

  • в распорядке дня дошкольного учреждения  самостоятельная двигательная деятельность занимает большее место, чем организованная. По данным В.А. Шишкиной продолжительность ее составляет около 55%
  • самостоятельная двигательная деятельность является наиболее естественной для маленького ребенка и наименее утомительной из всех видов деятельности. По мнению Н.М. Аксариной, в работе детского сада ей должно быть отдано предпочтение. Как компонент двигательного режима она выступает своего рода регулятором индивидуальной потребности в движении
  • по мнению психологов и педагогов, развитие ребенка оценивается, прежде всего, умением трансформации имеющихся знаний в содержание самостоятельной двигательной деятельности
  • исследователи связывают процесс овладения движениями с необходимостью точного и своевременного применения их в соответствии с конкретно сложившимися условиями (в самостоятельной двигательной деятельности), для чего необходимо глубокое осмысление ребенком своих действий, развитие у него памяти, внимания. Регулирование же потребности в движении наиболее контролируемо в самостоятельной двигательной деятельности
  • самостоятельная двигательная деятельность дает широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей детей, является важным источником активности и саморазвития ребенка. При правильном руководстве самостоятельной двигательной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы детей.

Огромное значение имеет содержание двигательной деятельности, которое рассматривается в психолого-педагогической литературе как важнейшее условие и средство разностороннего развития ребенка. Должны учитываться и индивидуальные особенности двигательной активности детей, в частности, уровень их подвижности. Каждый ребенок имеет свои интересы, потребности, двигательные возможности, которые необходимо удовлетворить. Следовательно, содержание двигательной деятельности детей строго индивидуально. А проявление индивидуальности каждого ребенка, удовлетворение потребности в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной двигательной деятельности.

Однако, анализ литературы и практики свидетельствует о том, что роль самостоятельной двигательной деятельности недооценивается не только в развитии ребенка, но и как элемент двигательного режима. Это является одной из причин низкой эффективности самостоятельной двигательной деятельности как средства двигательного развития детей разной подвижности. Другой причиной можно назвать отсутствие зафиксированных и опубликованных работ по организации самостоятельной двигательной деятельности.

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о необходимости специального исследования, направленного на поиск целостной методики оптимизации самостоятельной двигательной деятельности.

Целесообразно выявить резервы времени для самостоятельной двигательной деятельности в режиме дня. В программе дошкольного образования они определены, однако важно их неоднократно подкрепить специальным исследованием.

Чрезвычайно важно определить условия для самостоятельной двигательной деятельности: пространство для движений, специальное оборудование и инвентарь. Особое внимание следует обратить на разработку специальных, опосредованных, методов и приемов руководства ДА детей разной подвижности в их самостоятельной деятельности.

Методы и приемы руководства самостоятельной двигательной  деятельностью

Двигательная активность детей реализуется в организованных и самостоятельных видах двигательной деятельности. К организованным относятся физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения и пр. Следует заметить, что организованные виды деятельности, в целом, находятся под руководством педагогов (воспитателей, физкультурных работников и т.д.). Для них продумывается программные задачи, методы воздействия; ставится задача повышения моторной плотности. Следовательно, организованная деятельность рассматривается как основная форма двигательной деятельности детей. При этом, в  практике организации самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования не уделяется должного внимания.

Одной из причин является то, что в дошкольном учреждении отдается приоритет организованным формам работы с детьми в ущерб самостоятельной деятельности. На это указывается в работах ведущих психологов и педагогов. Авторы подчеркивают, что недооценка самостоятельной двигательной деятельности не дает в полной мере возможности самореализации ребенку.

Другой причиной является отсутствие необходимых условий для самостоятельной двигательной деятельности.

На наш взгляд, следует выделить еще одну причину – отсутствие конкретного практического опыта организации и руководства самостоятельной двигательной деятельностью. Нам не удалось встретить в литературе методического пособия, где была бы представлена система этой работы. Имеются лишь отдельные замечания о важности самостоятельной двигательной деятельности, и даются отдельные приемы. Специальные исследования по апробации комплексной методики руководства двигательной деятельностью детей разной подвижности, на наш взгляд, в определенной степени восполнят этот пробел.

Самостоятельная двигательная деятельность, в отличие от организованной, требует особых, опосредованных, методов и приемов руководства. В литературе указывается, что необходимо дифференцировать методы и приемы руководства с учетом уровня подвижности ребенка: оптимально подвижного, малоподвижного, гиперподвижного.

В литературе указывается, что оптимально подвижные дети не требуют особого внимания взрослых, т.к. их двигательное поведение саморегулируемо, что можно объяснить тем, что у детей имеется необходимый запас движений, которые достаточно развиты; ребенок умеет управлять ими, трансформировать в различные виды деятельности.

Малоподвижные и гиперподвижные дети требуют к себе особого внимания и специфических методов организации и руководства их двигательной деятельностью.

В литературе определены основные направления руководства ДА таких детей. Указывается, что главным направлением оптимизации двигательной активности малоподвижных детей является стимулирование их подвижности во всех видах деятельности, особенно игровой, воспитание потребности в движениях и подвижных видах деятельности, обогащение состава движений. Необходимо привлекать таких детей к выполнению несложных, интенсивных, активных и разнообразных движений.

В руководстве двигательной активности гиперподвижных детей следует обратить внимание на воспитание целенаправленности движений, включение их в операциональный состав различных видов деятельности, особенно игровой. Надо учить детей управлять своими движениями; воспитывать у них выдержку и настойчивость, внимательность, интерес к движениям, требующим точного их выполнения; привлекать к выполнению спокойных движений в условиях ограниченного пространства.

Достаточно широко представлены методы руководства двигательной активностью малоподвижных и гиперподвижных детей в работах В.А. Шишкиной, М.А. Руновой и др. авторов. Однако, нам представляется, что методы руководства двигательной деятельностью детей следует более четко конкретизировать с учетом уровня подвижности каждого ребенка. На основе анализа литературы нами они классифицированы по трем группам:

  1. Общие для всех детей методы руководства двигательной активностью.
  2. Специфические методы оптимизации малоподвижных и гиперподвижных детей.
  3. Интегративные методы руководства ДА, объединяющие в деятельности мало- и гиперподвижных детей.

Анализ литературы позволил определить принципы, которыми следует руководствоваться при организации и руководстве самостоятельной двигательной деятельностью:

  • принцип свободы действий (предусматривать каждому из детей место для движений, где никто не мешает; не навязывать ребенку выполнение каких либо движений, а давать ему право выбора)
  • разнообразия заданий, движений (обеспечивать условия для выполнения разнообразных движений, заданий, т.к. их однообразие ведет к утомлению ребенка), ограничивает развитие
  • условий саморазвития (предоставлять ребенку для движений разнообразные физкультурные пособия, давать больше свободы для творческих проявлений)
  • индивидуализации (воспитатель должен наблюдать за детьми, уметь видеть всех и каждого отдельно, при необходимости оказывать помощь).

Для самостоятельной двигательной деятельности должно специально выделяться время в распорядке дня:

  • утренний прием (15-20 мин.)
  • на прогулке (35-40 мин.)
  • после сна (10-15 мин.)

В это время в групповом помещении создаются условия для активной деятельности: освобождаются площади для движений, вносится физкультурное оборудование и игрушки-двигатели. Руководство ДА детей в эти периоды должно строиться на основе поддержания интереса детей к ДА за счет:

  • внесения новых игрушек, когда показывались различные варианты действий с ними
  • обеспечения новизны игровой среды путем перемещения предметов и пособий в пространстве, внесения дополнительных деталей к надоевшим игрушкам (кукле прицепили новый бант и пр.)
  • создания игровых ситуаций с применением физкультурно-игровых пособий (например, кладется доска, на нее усаживается кукла; из строительного материала строится постройка для движений). Воспитатель или сам заранее должен создавать ситуацию или предложить это сделать кому-либо из детей.

Кроме этого, можно проводить ежедневные 15-минутные занятия, условно названные как самостоятельные двигательные тренинги.Для их проведения в специальном помещении или групповой комнате освобождается достаточно большая площадь для движений, подготавливается физкультурный инвентарь. Дети проходят в зал в облегченной одежде, удобной обуви.Целесообразно использовать простые, хорошо знакомые детям, пособия (например, мяч, обруч, скакалку), в небольшом количестве (по 2-3 на каждого ребенка). Они должны размещаться таким образом, чтобы не ограничивалось пространство для движений, каждый ребенок имел возможность свободного доступа к ним (например, обручи раскладываются в ряд вдоль одной стены, мячи – другой, скакалки - третьей).Каждое занятие начинается с мотивации двигательной деятельности. Перед детьми ставится конкретная задача, которая стимулирует ДА ребенка.

Примерные задания, стимулирующие двигательную актвивность:

  • Ребята, попробуйте показать как можно больше движений с любым предметом, который вам нравится
  • Возьмите один предмет и придумайте различные движения с ним
  • Придумайте движение с любыми двумя предметами
  • Мне интересно, сможете ли вы придумать движения с тремя предметами одновременно
  • Сегодня движения вы будете выполнять в паре. Возьмите один любой предмет и выполните как можно больше разных движений
  • Выберите каждый то пособие, которое нравится больше всего, а затем объединитесь в пары по желанию и попробуйте выполнить разные движения вдвоем с двумя предметами
  • Попробуйте объединиться по три человека. Выберите любые пособия, стройте дорожку, а потом каждый придумает свои движения на ней (как можно больше). Посмотрим, кто придумает больше всего движений
  • Задача сегодняшнего занятия в том, чтобы придумать как можно больше движений и посчитать их количество
  • Сегодня каждый должен продемонстрировать для всех детей движение, которое он больше всех любит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Аэробика как один из видов двигательной деятельности ребёнка"

Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспичение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К видам двигательной активностти, стимулирующим повышение потребления кислорода ...

. «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня» (в условиях ФГОС ДО)

Выступление на ГМО  «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня»(в условиях ФГОС ДО)1 слайд Здравствуйте. Тема моей презентации : Система работы ...

Методическое объединение на тему: Самостоятельная познавательная деятельность детей на прогулке весной. Создание условий. 30.04.2015.

   Одним из режимных моментов дня в дошкольном учреждении является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач ра...

Статья на тему: "Самостоятельность как фактор готовности детей 6-7 лет к школе"

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Спортивные игры как форма повышения двигательной активности и открытия новых спортивных талантов»

Занятие спортивными и подвижными играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение ан...