Мои верные помощники
план-конспект занятия (старшая группа)

Будко Елена Владимировна

Цель:

 Продолжать развивать элементарные представления о роли органов чувств: глаз, ушей, носа в жизни человека.

 

Задачи:

Уточнить знания о гигиене органов слуха, зрения, дыхания;

Упражнять в проведении опытов и экспериментов;

Продолжать формировать способности анализировать результаты

наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с

помощью сенсорного восприятия;

 

Развивающие:

 Развивать быстроту мышления, творческое воображение;

Продолжать развивать интерес к познанию своего тела;

 

Воспитательные:

 Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;

 

Обучающие:

 Обучать навыкам ухода за органами зрения, слуха и обоняния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_vernye_pomoshchniki.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект занятия

                 по разделу «Здоровье»

                      старшая группа

Тема: «Мои верные помощники»

Цель:

 Продолжать развивать элементарные представления о роли органов чувств: глаз, ушей, носа в жизни человека.

Задачи:

Уточнить знания о гигиене органов слуха, зрения, дыхания;

Упражнять в проведении опытов и экспериментов;

Продолжать формировать способности анализировать результаты

наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с

помощью сенсорного восприятия;

Развивающие:

 Развивать быстроту мышления, творческое воображение;

Продолжать развивать интерес к познанию своего тела;

Воспитательные:

 Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;

Обучающие:

 Обучать навыкам ухода за органами зрения, слуха и обоняния.

Предварительная работа:

 Беседы об органах чувств у животных и человека; чтение художественной литературы «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; сюжетно-ролевые игры «Больница», «Кабинет окулиста»; экскурсия в медицинский кабинет.

Словарная работа:

 Знакомство с новым словом глазница, массаж, гигиена.

Материал и оборудование:

 Шарфик для завязывания глаз, книга, «чудесный мешочек», набор мелких предметов; ширма, бумага, ножницы.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Давайте  встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса. Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель:- Ребята, сегодня на нашем занятии мы будем говорить об органах зрения, слуха и обоняния.

Как нужно правильно ухаживать за ними.

Что необходимо делать, чтобы оставаться как можно дольше здоровыми.

Воспитатель :- Ребята послушайте  загадку:

2. Загадка.

Два братца через дорогу живут

А друг друга не видят. (глаза). (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!Правильно  это-глаза.

(Воспитатель читает стихотворение)

 3. Стихотворение.

Разберёмся вместе дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице две пары глаз?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой

Посиди совсем немножко

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Нужно помнить каждый час

Как важны глаза для нас!

4. Эксперимент.

Воспитатель:— Ребята, сейчас мы проведём эксперимент (ребёнку завязываются глаза и он должен угадать, что делают дети).

Воспитатель держит книгу, кто-то из детей марширует, кто-то играет на дудочке.

Вывод:

Воспитатель:— Так зачем человеку нужны глаза? (видеть, смотреть).

Воспитатель:— Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Воспитатель:— Как называют человека, который не видит? (слепой).

Воспитатель:— Как можно помочь этому человеку? (подать руку, перевести через дорогу).

5. Рассказ воспитателя.

Природа заботливо оберегает глаза, они расположены в специальных углублениях — глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная дверца под названием – веко. При опасности веки молниеносно захлопываются. Только тогда, когда глаза закрыты веками они находятся в покое. Когда же глаза открыты они постоянно что-то рассматривают. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз. ( в процессе рассказа дети разглядывают в зеркало, трогают глазные впадины, веки, брови, ресницы).

Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем

Я буду говорить ,что вредно и полезно, если вредно то вы молчите ,а если полезно то вы хлопаете в ладоши

6. Игра: « Что вредно и полезно».

Воспитатель:

1). Глазки чешутся, касаться можно чистыми руками или чистым платком?

— Не обязательно иметь чистые руки, можно и почесать грязными руками.

2). Рассматривать книгу можно только за столом, спинку при этом держим прямо.

— Можно и лёжа в постели, а книжку нужно держать поближе к глазам.

3). Смотреть телевизор близко нельзя.

— Можно и близко, я всё вижу лучше.

4). Нужно умываться по утрам и вечерам.

— Умываются только грязные, значит достаточно и одного раза в неделю.

— Давайте ещё раз повторим, как нужно ухаживать за глазами.

Воспитатель: А сейчас есть гимнастика для глаз

7. Комплекс гимнастики для глаз.

Воспитатель:— Сейчас мы поучимся специальной гимнастике для глаз, которая поможет им отдохнуть.

1). Зажмурили изо всех сил глаза, а потом широко открыли (5 раз).

2). Поглаживание подушечками пальцев век (1 минута).

3). Круговые движения глазами: налево, вверх, направо, вниз, направо вниз, налево, вверх (5 раз).

4). Вытянуть вперёд руку и медленно приближать её, следить глазами, затем медленно отодвигать следить глазами(5 раз).

Такую гимнастику для глаз нужно делать ежедневно.

Воспитатель: провели гимнастику, а сейчас есть игра для вас

8. Игра: «Жмурки».

Воспитатель:— Дети встают беспорядочно в группе,  одному ребёнку завязываются глаза и просят пройти от двери, до окна обходя ребят. Потом предлагается съесть конфету.

Вывод:

Воспитатель: Видите, ходить по группе было трудно, а конфету можно и мимо рта пронести.

9. Игра: «Чудесный мешочек».

(ребёнок на ощупь отгадывает предмет).

Воспитатель:— Ребята, сложно с закрытыми глазами справиться с заданием?

Дета -да

Вывод:

 Следовательно, без глаз человеку очень трудно.

Воспитатель:— А сейчас я предлагаю сесть на стульчики и продолжить наше занятие.

Воспитатель:— Чем мы с вами слышим? (ушами). Сколько ушей у человека? (два). Посмотрите в зеркало.

10. Рассказ воспитателя

Воспитатель:У всех людей два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрывают веки, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают разные звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.

Воспитатель:— Для чего человеку нужны уши?

 (слушать, прислушиваться).

Воспитатель:— Объясните мне поговорку: « В одно ухо влетело, а из другого вылетело»

Воспитатель: а сейчас есть игра для вас

11. Игра: « Услышь меня».

(ребёнку предлагается различной громкости слова он должен услышать их двумя ушами, одним ухом, потом с закрытыми ушами).

Воспитатель: Молодцы ребята  с заданием все справились хорошо ,а сейчас

давайте поиграем  в другую игру которая называется

« Послушаем тишину».

12. Игра: « Послушаем тишину».

Воспитатель:— Кто больше в тишине услышит звуков? ( дети замолкают и слушают звуки на улице, в группе, в коридоре).

Воспитатель:— Какие у вас хорошие ушки? Мы с вами знаем, что звуки бывают разные, попробуйте определить что я сейчас буду делать. (включается фонограмма с различными звуками).

13. Игра: « За ширмой».

— перелить воду из одного стакана в другой,

— шелест и сминание бумаги,

— разорвать бумагу,

— стук ложкой,

— шелест пакетом,

— мешать ложкой в стакане.

Воспитатель: — Какие у вас ребята хорошие ушки, острый слух.

Вы можете различать звуки, много интересного можете услышать.

А как называют человека, который не слышит? (глухой).

Как можно помочь такому человеку? (врачи выписывают специальные слуховые аппараты).

14. Правила.

Воспитатель: —  Наши уши, как и глаза, нуждаются в уходе и заботе. Поэтому необходимо соблюдать некоторые правила.

1). Не ковырять в ушах.

2). Не допускать попадания воды в уши.

3). Защищать уши от сильного ветра и шума.

4). Не втягивать в себя слизь из носа, сильно не сморкаться.

5). При болях в ушах обращаться к врачу.

Воспитатель: —А сейчас мы с вами сделаем

15. Массаж ушных раковин.

Воспитатель: —ребята давайте проведем фиэминутку

16. Физкультминутка.

Мы ногами топ- топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг- миг. Мы плечами чик- чик.

Раз- сюда, два- туда

Повернись вокруг себя

Раз- присели, два- привстали

Руки кверху все подняли.

Сели- встали, сели- встали

Ванькой- встанькой словно стали.

Воспитатель:— Ребята,с помощью какого органа чувств мы нюхаем, дышим? (нос).

Для чего человеку нужен нос?

Воспитатель: —читает стихотворение

17. Стихотворение.

Есть прямые носики, есть носики — курносики.

Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке, носик нюхает цветочки.

На полянке – землянику, в грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос, где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться, носик тоже пригодиться.

Он найдёт в шкафу варенье, где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки, или сок в бутылке сладкий.

Апельсины кто принёс, всё понюхает наш нос.

Нос не должен быть простужен.

Нос здоровый всем нам нужен.

Ещё можно пожелать: пальцем в нос не залезать.

Ну, теперь понятно вам зачем носик малышам?

Воспитатель: —читает рассказ

18. Рассказ воспитателя.

Некоторые люди считают, что нос это только украшение лица. Однако это не так. Даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим, он помогает почувствовать и различать запахи. Сейчас мы с вами всё это проверим.

Воспитатель: —А сейчас есть игра для вас

19. Игра: «Определи по запаху».

(на подносе в тарелочках лежат ароматизированные предметы, ребёнок с закрытыми глазами определяет по запаху, что лежит на тарелке).

Воспитатель: —Молодцы! Все справились с заданием правильно

А ещё чтобы наши носики хорошо дышали и различали все запахи нужно за ними ухаживать.

20. Уход.

1) при скоплении слизи нужно высмаркиваться;

2) нельзя совать мелкие предметы в носовой проход;

3) нельзя ковырять в носу острыми предметами и пальцами;

4) нельзя сильно сморкаться;

5) при заболеваниях носа нужно обращаться к врачу.

Воспитатель: Сейчас я научу вас делать массаж, он поможет избавиться от насморка.

(за мочками ямочка, между большим и указательным пальцами, на переносице, у крыльев носа).

21. Массаж.

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель: Занятие наше подходит к концу. И сейчас мы вспомним, что делали на занятии, о каких органах чувств говорили?

Что запомнилось?

Молодцы!

 Воспитатель: подведем итог.

 22. Итог.

Мы с вами получили знания о гигиене органов слуха, зрения, дыхания;

Упражнялись в проведении опытов и экспериментов;

Развивали быстроту мышления, творческое воображение;

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический час с элементами экспериментирования "Наши верные помощники."

Конспект по закреплению знаний детей об органах зрения, слуха, обоняния и ухода за ними....

Конспект занятия по валеологии "Наши верные помощники".

Конспект занятия по валеологии "Наши верные помощники"....

Занятие "Наши верные помощники"

Занятие с дидактическими играми...

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности (образовательные области "здоровье" и "познание" ) в подготовительной группе "Мои верные помощники"

Цель:продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;работать над совершенствованием н...

Занятие в подготовительной группе "Верные помощники - органы чувств"

Познавательное  занятие в подготовительной группе «Верные помощники - органы чувств»Интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка».Цель:- формировать у детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии  с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники»....