«Формирование валеологической культуры ребёнка»
статья (старшая группа)

Корченова Ольга Васильевна

«Формирование валеологической культуры ребёнка»  Цель: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья; выработка разумного отношения к нему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologicheskaya_kultury_rebyonka.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование валеологической культуры ребёнка»

                                                   

                                                            Воспитатель: Корченова О.В.

Цель: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья; выработка разумного отношения к нему.

Главная цель валеологии заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества, давать информацию о:

– составных частях тела и его анатомическом строении;

– режиме жизни, как основе физического и психического здоровья;

– гигиеническом уходе за телом;

– движении тела и его значении для здоровья человека;

– влиянии закаливания (естественных факторов - солнца, воздуха и воды) на здоровье;

– естественном окружении ребёнка и его здоровье;

– установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доброжелательное отношение к её объектам и дарам;

– природе, как витке питания детей и людей, физической, психической и духовной силы, жизненной радости, воодушевления, счастья;

– отравляющих растениях и грибах;

– особенностях отношений между людьми: мальчиками и девочками, отличие чёрт характера, манер, мимики, эмоций, физических проявлений организма;

– установлении положительных отношений между людьми, ровесниками;

– культуре поведения детей как основе здоровья;

– профилактике и устранения вредных привычек;

– детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике;

– детских болезнях и их профилактике;

–некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчичники, шприц);

«Валеология» в дошкольном учреждении - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:

– воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

– установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;

– формирование личности ребенка;

– воспитание привычек личной гигиены;

     – закаливание ребенка и его двигательная активность;

     – профилактика и устранения вредных привычек;

     – осуществление валеологического мониторинга.

          На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста детской заболеваемости, необходимо вооружить ребенка искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, таким как совместная деятельность, приведут к положительным результатам.

          Одним из наиболее эффективных путей формирования навыков здорового образа жизни можно считать организацию воспитательного процесса в режиме сотрудничества ребенка с педагогом и сверстниками.

          Одним из направлений в работе является воспитание валеологической культуры как неотъемлемое условие социально-личностного развития детей.

Главной причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.

Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т. е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Организация обучающе- воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях  детского сада осуществляется по нескольким направлениям:

1. лечебно-профилактическое (витаминотерапия);  

2.обеспечение психологической безопасности личности ребёнка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приёмов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: музыко,сказко и смехотерапия;

3. оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учёт гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребёнка: учёт его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребёнка.)

4. формирование валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни.)

В режиме дня используются различные формы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Проводятся занятия и развлечения способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизни.

а)по профилактике травматизма

б)обеспечению безопасного пребывания на льду

в)противопожарной безопасности.

Дети формируют умения приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу, оказанию элементарной медицинской помощи, получают знания о полезных и вредных растениях. Получают знания о строении своего тела и внутренних органах.

На информационных стендах для родителей в приёмной работают рубрики освещающие вопросы оздоровления без лекарств, предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в экологических акциях, в физкультурно-развлекательных мероприятиях. С помощью взрослого дети совершенствуют умения устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием организма.

          На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста детской заболеваемости, необходимо вооружить ребенка искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, таким как совместная деятельность, приведут к положительным результатам.

          Одним из наиболее эффективных путей формирования навыков здорового образа жизни можно считать организацию воспитательного процесса в режиме сотрудничества ребенка с педагогом и сверстниками.

Одним из направлений в работе является воспитание валеологической культуры как неотъемлемое условие социально-личностного развития детей.

Главной причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.

В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Представляется значимым начинать решение обозначенной проблемы как можно раньше.

          Функции валеологической культуры помочь ребенку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентировать его в ценностях группы, коллектива, общности, в которые он попал. Такими ценностями для ребенка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности.

          Таким образом, валеологическая культура дошкольника – это осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Под валеологической культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация "Формирование валеологической культуры дошкольников"

"Формирование валеологической культуры дошкольников"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать у детей ...

доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»

Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационн...

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

Статья: «Формирование валеологической культуры ребёнка»

Сформировать у детей правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни...