Проект "Экология мозга"
проект

Сырцева Анна Вячеславовна

Экология человека — относительно новая междисциплинарная область знаний. В это понятие разные авторы, представители различных направлений и наук, вкладывают разное содержание. Очень часто экология человека излагается и рассматривается в контексте классической гигиены и профилактической медицины. Разумеется, очень сложно охватить такой широкий объем знаний. В связи с этим рационально выделить отдельное подразделение (проблему, область) экологии человека — экологию мозга. Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Исследования последних лет показывают – люди, считающие себя счастливыми, живут на восемь лет дольше, чем их пессимистично настроенные сверстники. Анализ 160 работ по исследованию связи между позитивным состоянием души и состоянием здоровья показал, что позитивный настрой способен существенно увеличить продолжительность жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_mozga.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ МОЗГА»

А. В. Сырцева, мбцрр-детский сад №31 города Орла

Информационная карта проекта

Продолжительность проекта: сентябрь-май

Тип проекта: практико-ориентированный

Участники проекта:  дети, родители, педагоги

Возраст детей: 5-7 лет.

Проблема

Низкий уровень психоэмоционального развития дошкольников, снижение активности мозговых функций и увеличение болезней мозга у современного общества определяется  отсутствием навыков эффективного  взаимодействия  с окружающей средой.

Актуальность

Экология человека — относительно новая междисциплинарная область знаний. В это понятие разные авторы, представители различных направлений и наук, вкладывают разное содержание. Очень часто экология человека излагается и рассматривается в контексте классической гигиены и профилактической медицины. В последние годы многие взгляды и традиционные подходы в этой области пересматриваются. Согласно современной концепции экологии человека, человек становится главным объектом, а все его окружение как социальное, так и физическое рассматривается как окружающая среда. Особенностями нового подхода являются системность, многосторонность и всеобъемлющий (холистический) характер. При таком подходе экология человека выступает как междисциплинарная область знаний, охватывающая как медико-биологические, так и экотоксикологические, гигиенические, психологические и социальные аспекты жизнедеятельности.

Разумеется, очень сложно охватить такой широкий объем знаний. В связи с этим рационально выделить отдельное подразделение (проблему, область) экологии человека — экологию мозга. [5]

Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Научные исследования последних лет показывают, что значительное воздействие на мозг и общее здоровье оказывает окружающая среда: электромагнитные излучения, звуки, природный ландшафт и архитектура, продукты питания, лекарства, одежда, домашнее и рабочее окружение, культура и искусство, а также негативные эмоциональные проявления. Существует мнение, что в разумных количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Однако продолжительное воздействие на организм сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных,  вызывает состояние стресса и чревато возникновением проблем со здоровьем. Об этом свидетельствуют распространенные в народе поговорки:  «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль – сердце».

Современная медицина накопила достаточно данных, которые подтверждают, что природа большинства заболеваний психосоматическая, что здоровье тела и духа взаимосвязаны и взаимозависимы. Ученые различных стран, изучающие влияние эмоций на здоровье человека, пришли к очень интересным выводам. Так, известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии,  установил следующую закономерность: первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме. Немецкие ученые установили связь каждого отдельного органа человека с определенным участком мозга через нервные пути. Американские ученые развивают теорию диагностирования заболеваний по настроению человека и высказывают возможность предупреждения болезни до начала ее развития. Этому способствует профилактическая терапия улучшения настроения и накапливание положительных эмоций.

Здесь важно понимать, что не одноразовое огорчение провоцирует соматическое заболевание, а длительные негативные переживания, вызванные стрессом. Именно эти переживания ослабляют иммунитет и делают нас беззащитными. Ставшее хроническим чувство беспричинной тревоги, депрессивные состояния и подавленное настроение являются хорошей почвой для развития множества болезней. К подобным негативным душевным проявлениям относятся злость, зависть, страх, уныние, паника, гнев, раздражительность, то есть эмоции, которых нужно стараться избегать. [1]

Эмоциональная реакция зависит и от уровня умственного развития. Чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому может контролировать свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития, не бывает постоянным. Лишь немногие способны в любых обстоятельствах сохранять невозмутимость. Чаще всего поведение человека связано с социальном контекстом, в котором возникает данная ситуация. [4]

Исследования последних лет показывают – люди, считающие себя счастливыми, живут на восемь лет дольше, чем их пессимистично настроенные сверстники. Анализ 160 работ по исследованию связи между позитивным состоянием души и состоянием здоровья показал, что позитивный настрой способен существенно увеличить продолжительность жизни. [3]

Цель проекта

Создание здоровой психологической и информационной среды для полноценного психического развития и профилактики болезней мозга: овладение навыками управления стрессом, приобщение к здоровому питанию, культуре и искусству, создание безопасной домашней и рабочей среды.

Задачи проекта

Для детей

- Развивать когнитивные функций, поддерживать познавательный интерес;

- Развивать межполушарное взаимодействие;

- Снимать психо-эмоциональное напряжение;

- Формировать навыки управления своими эмоциями;

- Сохранять положительный эмоциональный настрой;

- Учить понимать связь между эмоциональным состоянием и действием;

- Приобщать дошкольников к физической активности, способствующей активизации мозговой деятельности.

Для взрослых

- Тренировать интеллектуальные функции;

- Развивать логическое мышление, сообразительность;

- Развивать способность аккумулировать положительные эмоции;

- Формировать позитивное мышление;

- Совершенствовать умения управлять эмоциональными состояниями;

- Оптимизировать ДРО и взаимоотношения с окружающими;

- Стимулировать физическую активность, как элемент интеллектуального здоровья.

Гипотеза

Регулярные физические и интеллектуальные нагрузки способствуют сохранению благоприятной психологической среды для полноценного функционирования мозга и всех систем организма.

Материально – техническое обеспечение:

Материалы, необходимые для проведения заявленных мероприятий (см. приложения).

Перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени на их реализацию

Подготовительный – сентябрь

Организация консультаций для педагогов и родителей, анкетирование взрослых.

Деятельностный – октябрь - май

Непосредственная деятельность по проекту:

- Участие родителей и педагогов в консультациях, семинарах-практикумах, тренингах, круглых столах, выполнение совместных с детьми домашних заданий.

- Организация деятельности детей в виде интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, выполнение специально разработанных заданий, участие  дошкольников в релаксационных и дыхательных сессиях.

- Участие педагогов, детей и родителей в итоговом мероприятии «Здоровый мозг»

Завершающий – июнь.

Итоговое анкетирование взрослых, заполнение карт обратной связи.

Продукты проекта

- «Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений для воспитателей, родителей и детей»

- «Кроссворды» для детей и взрослых  

- наборы спортивного инвентаря;

- интеллектуальная литература.

Памятки для взрослых:

- «Стресс и его последствия»

- «Как помочь эмоциональным детям»

- «Антистрессовый комплекс»

Список использованной литературы

1. Влияние эмоций на функциональные особенности человеческого организма с точки зрения Аюрведы и восточной медицины/ Рагозин Борис Владимирович. https://vegetarian.ru

2. Кипнис Михаил. Апельсиновый тренинг. – М.: Ось-89, 2008. Серия «Действенный тренинг»

3. Мозг скоро заставят работать эффективнее/ Татьяна Яковлева. https://www.eg-online.ru/article/241159/

4. Практическая психология. Учебник / Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА  М. К. Тутушкиной, 4-е издание, переработанное, дополненное,- 2001

5. Проект Ассоциации Междисциплинарной Медицины «Экология мозга»/ Профессиональная психотерапевтическая лига. https://oppl.ru/cat/ekologiya-mozga

6. Саморегуляция эмоционального состояния// Старший воспитатель. - 2011. Рыба-диск

7. Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. https://psyera.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

если мозг устал

как проявляются нейродинамические трудности и как их преодолеть...

как помочь мозгу

иногда наши детки не могут понять , казалось бы простые вещи. что же делать?...

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

 Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...