Консультация для педагогов
консультация (старшая группа)

Нестеренко Наталья Борисовна

Организация и методика проведения физкультурного занятия на воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация и методика проведения физкультурного

занятия на воздухе».

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что, проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач этой области, т.е. совершенствование функциональных систем, закаливание и повышение сопротивляемости организма ребенка к различным вредным факторам окружающей среды.

Обеспечение высокой эффективности занятий может быть достигнуто только при тесном контакте: инструктора по ФИЗО, медицинской сестры, воспитателей, младших воспитателей, а так же с семьей ребенка.

На родительских собраниях, либо беседах с родителями следует решать вопросы преемственности в осуществлении закаливающих мероприятий, конкретно обсудить состояние здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода.

Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять

движения в естественных условиях: использовать различные способы ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой поверхности), от рельефа (познакомить с различным положением туловища и постановки ног при вхождении и спуске по наклонной поверхности.

Занятия физкультурой на свежем воздухе, учитывая требования СанПиН

(2.4.1.3049-13 п. 12.5) проводятся с детьми в теплое время года со всеми группами, в холодный период начиная со старшей группы.

В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить

при температуре воздуха до -15С без ветра. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать места, наиболее укрытые от ветра. ( можно веранду). В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых окнах.

В теплое же время года, при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

Важным является создание в дошкольных учреждениях условий для проведения занятий на воздухе.

Наличие оборудованной спортивной площадки на территории ДОУ

Спортивный инвентарь

Спортивная одежда по сезону

Для проведения физкультурных занятий в детском саду должна быть оборудована спортивная площадка. Чем разнообразнее она оснащена, тем быстрее у детей формируются навыки и способы преодоления препятствий, значительно обогащается двигательная деятельность.

Для занятий на воздухе можно использовать любую площадку с ровным твёрдым покрытием, групповые площадки, дорожки на территории дошкольного учреждения и вокруг здания. По сторонам площадки нужно разместить гимнастическую стенку, брёвна, скамьи, мишени для бросков, яму с песком для прыжков, оборудование для перешагивания, перепрыгивания, подлезания.

В зимний период на территории детского сада прокладывается лыжня в виде круга, на протяжении которой желательно сделать зрительные ориентиры в виде флажков, ленточек, если есть коньки необходима дорожка для скольжения, так же особого внимания требует склон для скатывания (горки).

Для успешного проведения занятий очень важно заранее подготовить пособия и правильно разместить переносное оборудование. Затратив 2 – 3 мин на подготовку, можно в 2 раза больше времени выиграть для активной деятельности детей во время занятия. Выходя на занятие, дети выносят корзину с инвентарем на площадку и вместе c педагогом раскладывают пособия таким образом, чтобы во время занятия их можно было взять с наименьшей потерей времени.

Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные, рыхлые шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.

Обувь должна быть легкой на нескользящей прорезиненной подошве.

Существуют разнообразные формы физкультурных занятий на прогулке с детьми дошкольного возраста:

Игровые занятия. Построены на основе народных подвижных игр, игр- эстафет с включением игр-аттракционов и игр на основные виды движения.

Сюжетно-игровые занятия. Такие занятия построены на сюжете сказки или присутствия знакомого героя.

Занятия-тренировки. Направлены на обучение спортивным играм и элементам легкой атлетики.

Прогулки-походы. Это длительная спортивная ходьба по определенному маршруту. Это занятие позволяет укрепить здоровье, увеличить знания по окружающему миру.

Самостоятельные занятия. Собственно вся система физкультурных занятий должна быть направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать гимнастику, разминаться. Поэтому по мере накопления от возраста к возрасту двигательного опыта, таких занятий становится все больше.

Если чередовать все предложенные виды занятий, то план получается разнообразным по направленности и интересным для детей.

Содержание, структура, продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям.

Продолжительность занятий

15мин. в младшей группе детского сада,

20мин. в средней группе,

25-30 минут в старшем дошкольном возрасте

Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится, и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности, выполняются строевые упражнения. При проведении занятий на свежем воздухе очень важно, чтобы дети умели быстро перестраиваться для выполнения различных упражнений. Поэтому обучение строевым упражнениям должно реализовываться в теплый период года, с тем, чтобы в холодное время группа четко выполняла указания педагога.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ). Общеразвивающие упражнения объединены в комплексы.  Комплексы включают упражнения для всех крупных мышечных групп: рук и плечевого пояса, туловища, ног.

Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую физическую нагрузку. Каждый комплекс общеразвивающих упражнений повторяется на 4 занятиях , т. е. в течение двух недель. Это позволяет инструктору во время занятия на воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений. На каждом занятии дети упражняются в 2-3 основных движениях. Ходьба, бег, Прыжки Ползание, Лазание, Формирование навыков равновесия, метание. На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходимо выполнять дыхательные упражнения. Это позволяет не только быстро ликвидировать образовавшуюся в результате интенсивной деятельности кислородную недостаточность, но и подготовить, организовать детей к дальнейшей деятельности: подвижной игре или игре-эстафете. Игра повторяется 3-4раза, паузы между повторениями короткие.

Подвижные игры и эстафеты подобраны так, чтобы дети могли применить приобретенные на предыдущих занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры.

В подвижной игре необходимо дать детям возможность: активизировать воображение, выразить свои эмоции, удовлетворить потребность в движении, ощутить радость от взаимодействия в коллективе сверстников. Это помогает закреплению основных движений.

В заключительной части проводится игра малой подвижности или медленный бег, переходящий в ходьбу, во время которой выполняется 6 – 8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.

Ну и конечно же на протяжении всего учебного года нами проводятся всевозможные спортивные праздники, досуги и развлечения на свежем воздухе, что без сомнения приводит в восторг детвору и нас педагогов.

В.Шененберг говорил: «Здоровье - это та вершина, которую, должен каждый покорить сам. А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....