Отчёт по самообразованию. Тема: «Формирование у младших дошкольников основ здорового образа жизни».
материал (средняя группа)

Герасимова Валентина Аркадьевна

Отчёт по самообразованию.

 

 

 

Тема:

«Формирование у младших дошкольников основ здорового образа жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Отчёт по самообразованию.

Тема:

«Формирование у младших дошкольников основ здорового образа жизни».

Автор:

Воспитатель СП – 10 Герасимова Валентина Аркадьевна

Москва 2017.

Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у дошкольников.

Задачи: 1.Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.

2.Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм.

3. Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.

п/п

Список литературы

Раздел плана

Срок реализации

Форма отчета

Практический выход

1

«Вместе с семьей» пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой.

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

сентябрь

Анкетирование родителей

Анкетирование родителей

2

Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4.

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.

октябрь

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

3

Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников.Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7..

Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни.

ноябрь

Изучение статьи

Доклад

4

Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ.2005.

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

декабрь

Изучение статьи

Изготовление картотеки прогулок

5

Закаливание детей в современных условиях.  Л. Веремкович О. Иванова, И.,.

Закаливание детей в современных условиях.

январь

Консультация для родителей

Папка передвижка

6

Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.- 2006.

Особенности детского массажа

февраль

Консультация для родителей

Изготовление картотеки с массажным мячиком

7

Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

март

Изучение статьи

Изготовление картотеки

«Упражнения

с нестандартным

оборудованием»

8

Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3.

Оздоровление в детском саду

апрель

доклад

Изготовление картотеки подвижных игр

9

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект, 2007

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

май

Консультация для родителей

Папка передвижка

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) создать развивающую среду - пространство самореализации;

2) помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

3) сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

4) стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

5) направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;

6) формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья.  Все мы – родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми.  

С гимнастикой дружи,

всегда веселым будь,

и проживешь сто лет,

а может быть, и боле.

Микстуры, порошки —

к здоровью ложный путь.

Природою лечись —

в саду и в чистом поле.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и в дошкольном образовательном учреждении.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы средств:

  1. Средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, подвижные и спортивные игры, самомассаж, психогимнастика.
  2. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.
  3. Оздоровительные силы природы: регулярные прогулки на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, закаливание.
  4. Культурно- гигиенические навыки: личная гигиена, режим питания, сон, правильное мытьё рук.
  5. Чистый воздух улучшает состояние здоровья, поэтому целесообразно в группе поставить комнатные растения (фикус, герань, хлорофитум и др.), которые являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей.

Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни.

Культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Родители и педагоги должны постоянно понимать, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно – гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Можно предложить детям иллюстрации к сказке «Мойдодыр», использовать «Мойдодыра» в игровых ситуациях. Обратить внимание детей, на то что, необходимо всегда быть чистым, опрятным и, что может случиться, если ты будешь грязным, неумытым «поросенком». Включив сказочного героя в процесс формирования культурно – гигиенических навыков у детей, я тем самым мотивировала их на новые формы поведения, полезных для здоровья.

Роль организации проведения прогулок в зимний период

для формирования здорового образа жизни детей

Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние. 

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. 

В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов. 

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, собаки, подлезать под оленя, слоненка. Можно покатить под каждым из них мячики, шары, побросать снежки в корзину снеговика, печки, на длинную шею гуся, хобот слоненка, набросить серсо. По спине удава или крокодила можно поупражнять в равновесии, а перепрыгивая через змейку упражнять детей в прыжках.

Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время. 

Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Очевидно, что подвижные игры, игровые упражнения, а также дидактические задания являются основным обязательным компонентом каждой прогулки. 

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются: 

1) наблюдение 

2) дидактические задания 

3) трудовые действия детей 

4) подвижные игры и упражнения 

Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.

Закаливание детей в современных условиях.

 Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

  Закаливание — это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.

 Закаливания детей органично вписывается в каждый   элемент режима дня;

Первым требованием при проведении закаливания детей в дошкольных учреждениях является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это — прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка, способствующие поддержанию нормального теплового состояния.

При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответствовать гигиеническим нормативам.

Оптимальные величины температуры воздуха в групповых помещениях

3—4 года

+21 °С±1°

5—7 лет

+ 20 °С+1°

  При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда (майка, рубашка или платье) и гольфы (носки).

    В реальной жизни температура воздуха не всегда соответствует нормативам, а бывает как выше, так и ниже нормы. При этом комфортное тепловое состояние должно поддерживаться с помощью или облегчения, или, наоборот, дополнительного утепления одежды.

   При указанных температурах воздуха проводится постоянное (в отсутствии детей) одностороннее проветривание помещений за счет открытых одной или двух фрамуг (в зависимости от погодных условий). Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

    Оздоравливающее действие свежего воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, когда ребенку обеспечивается состояние теплового комфорта путем подбора одежды, соответствующей температуре воздуха в различных помещениях

   В течение сна для поддержания оптимальной температуры воздуха фрамуги или окна остаются открытыми с одной стороны; при прохладной погоде их закрывают за 20—30 минут до подъема детей.

Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми, одетыми в трусики и майки (или только в трусики), босиком, проводится комплекс физических упражнений, включающий дыхательные упражнения, а также движения, формирующие осанку и свод стопы. Ослабленные дети, перенесшие заболевания, должны при температуре воздуха ниже 18 °С быть одеты теплее (рубашка, гольфы).

Закаливание ребенка на открытом воздухе проводится во время утренней гимнастики, прогулок, физкультурных занятий.

   Прогулка при правильной ее организации (достаточной двигательной активности детей) является одним из важных моментов закаливания. При этом необходимо правильно одеть и обуть ребенка: во-первых, соответственно погоде и сезону; во-вторых, чтобы обеспечить ему свободу движений, т. е. одежда должна быть относительно легкой и удобной. 

    Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение всего года. Вообще вся жизнь детей должна быть максимально вынесена на открытый воздух.

  Специальные исследования и наблюдения показали, что закаливание детей будет эффективным только в том случае, если оно проводится постоянно, во все сезоны года, как в дошкольном учреждении, так и дома и представляет собой не одно закаливающее воздействие, а целый комплекс мероприятий в повседневной жизни.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

   Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательно-развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

  Невозможно решить главную задачу без совместной деятельности с родителями. Ведь основа ЗОЖ закладывается в первую очередь в семье, а в детском саду мы продолжаем ее.

  Родителям в моей группе было предложено принять активное участие в изготовлении нестандартного оборудования. Были даны рекомендации: из какого материала и как изготовить, помогала придумывать оборудование.

  

Оздоровление в детском саду

        Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

Средства двигательной направленности:

  • Физические упражнения;
  • Физкультминутки;
  • Эмоциональные разрядки;
  • Гимнастика (оздоровительная после сна);
  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Самомассаж;
  • Психогимнастика.

В группе должна быть картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И мы в своей работе с детьми стараешься как можно больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии в лес прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.

В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе деревьев. Рассуждаем с детьми: можно ли жечь мусор? Откуда появилась плохой воздух?

Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма:

  • Личная гигиена;
  • Проветривание;
  • Влажная уборка;
  • Режим питания;
  • Правильное мытье рук;
  • Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.

 

Особенности культурно-гигиенических навыков детей  дошкольного возраста

        Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада мы отводим воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

        К культурно-гигиеническим навыкам относятся:

 -  навыки по соблюдению чистоты тела,

 - культурной еды,

 - поддержания порядка в окружающей обстановке,

 -  культурное взаимоотношение детей друг с другом и со взрослыми.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. Дети проявляют самостоятельность в самообслуживании.    

   Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших дошкольников основ здорового образа жизни

Опыт моей работы показал, что детей не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии "взрослой жизни"......

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни

Здоровье – фундамент жизни человека, самая большая ценность. Здоровье надо беречь, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем настроении, может делать интересные дела. Надо радоваться здоров...

План по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни»

Забота об укреплении здоровья дошкольника - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Цель: создание комплексной системы познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленной на осозн...

Инновационный проект по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух!»

                 «В здоровом теле здоровый дух!» Актуальность.   В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоро...

План самообразования «Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий»

План самообразования  «Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий»...