«Аквааэробика как средство оздоровления дошкольников»
проект
Проект «Аквааэробика как средство оздоровления дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvaaerobika.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ГАЗОВИЧОК» Г. НАДЫМ»
(МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надым»)
ПРОЕКТ
по теме:
«Аквааэробика как средство оздоровления дошкольников»
Подготовила
инструктор по физическому развитию
МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надыма»
Валентина Леонидовна Богомолова
2020
АКТУАЛЬНОСТЬ
На современном этапе развития общества важную роль в сохранении и развитии здоровья детей играет полноценное физическое развитие, психическое и социальное благополучие, а также формирование осознанного отношения к своему здоровью. В современных условиях повышение уровня здоровья детей приобретает характер глобальной проблемы, содержащей целый ряд аспектов. Одним из наиболее важных аспектов этой проблемы является вопрос снижения двигательной активности дошкольников.
В последние годы большинство дошкольников испытывают гипокинезию – недостаток в движениях. Причина этого, гиподинамия – малоподвижный образ существования, вследствие комфортных жизненных условий (автомобили, лифт, и т.д.), развитие научно-технического прогресса и высоких технологий (бытовая и цифровая техника, интерактивные игрушки и т.д.). Это неизбежно меняет стиль жизни современных детей, проводящих большую часть времени с развлекательными гаджетами, у экранов телевизора и монитора компьютера.
Кроме того, повседневную двигательную активность дошкольников ограничивают экстремально климатические условия проживания в районах Крайнего Севера. Длительное пребывание в помещениях (в условиях долгой и суровой зимы) создает условия для гипоксии и гиподинамии. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи физических упражнений правильно организованного двигательного режима является одной из главных задач физического образования детей дошкольного возраста.
Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливанию, имеют оздоровительный, лечебный и гигиенический эффект. Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления, дают дополнительную нагрузку на мышцы, что впоследствии сказывается на улучшении результатов в беге и прыжках.
Старший дошкольный возраст - важный период в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. С шести лет идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка в среднем увеличивается в месяц на 200 г, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес - 21-25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения позвоночника, но изгибы еще неустойчивы. Идет развитие крупных и мелких мышц. Общее физическое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики ребенка. Внимание старших дошкольников может быть под действием водной среды рассеяно из-за повышенного возбуждения, они часто не могут сконцентрироваться на одном, так как присутствует много раздражителей, а антигравитационные сложности в воде усиливают эти особенности и усложняют процесс обучения и достижение цели.
Занятия аквааэробикой разносторонне укрепляет организм и гармонично развивает ребенка. Не следует забывать, что синхронное выполнение упражнений в воде способствует росту уверенности ребенка в собственных силах и развитию его волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.
Понятие Ааквааэробика происходит от двух слов «аква» - вода, «аэробика» - комплекс физических упражнений с элементами хореографии, выполненных под музыку.
«Аквааэробика» - это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность. В отличие от других видов физических упражнений, аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект, положительно влияет на организм человека.
Цель проекта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание условий для всестороннего физического развития дошкольников.
Задачи:
- способствовать оздоровлению детей;
- способствовать преодолению чувства боязни воды;
- развивать силу, выносливость, гибкость и ловкость;
- формировать новые двигательные умения и навыки, используя средства аквааэробики;
- способствовать развитию чувства ритма и умению управлять телом развивать творческие способности и акватворчество;
- воспитывать позитивное отношение к занятиям в бассейне.
Участники проекта:
Воспитанники подготовительных групп родители и воспитатели, инструктор по физической культуре.
Тип проекта: спортивно-оздоровительный
Вид проекта: средней продолжительности.
Сроки реализации: сентябрь – май
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный
Цель: работа по повышению образовательного уровня участников проекта.
-Изучение понятий, касающихся темы проекта;
-Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
-Анкетирование родителей;
-Разработка плана организации физкультурно-досуговых мероприятий в бассейне;
-Подготовка цикла тематических физкультурных занятий по плаванию;
II этап – практический
Цель: организация эффективной работы по решению воспитательно-образовательных задач проекта.
Проведение цикла тематических занятий по плаванию. Проведение занятий с участием родителей. Проведение физкультурных праздников и развлечений в бассейне. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье. Анкетирование родителей.
III этап – заключительный.
Цель: обобщение и распространение опыта педагогов ДОУ.
Проведение мониторинга уровня плавательной подготовленности
(старший и подготовительный возраст), организация итогового спортивного праздника.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Давно известно, что вода оздоравливает организм человека. Занятия аквааэробикой приносят гораздо большую пользу и удовольствие, чем на суше. Помимо пользы физических нагрузок на тело, на организм оказывает положительное влияние сама водная среда. Она не только облегчает физические упражнения, но и усиливает их эффект.
Аквааэробика - это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность её в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую дыхательную и нервную системы ребенка.
Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях аквааэробикой вносим нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.), элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др.)
В ДОУ созданы необходимые условия для реализации программы по аквааэробике.
В бассейне имеются:
- Плавательные доски;
- Круги надувные детские;
- Гимнастические палки;
- Гантели
- Нудлсы;
- Мячи;
- Обручи.
Такое оборудование способствует повышению интереса к занятиям, и прививает потребность к здоровому образу жизни.
Температура воды в бассейне не ниже 30-32 градуса, перед выполнением комплекса рекомендуется немного поплавать, чтобы адаптироваться в воде, разогреть мышцы и настроиться на занятие. Все движения стараться доводить до конца. Начинать с 5-6 повторений, постепенно доводить до 10.
Работу с детьми по аквааэробике делим условно на 3 этапа. На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении. На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой. На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Занятия аквааэробикой начинаются с разминки. Она нужна для того, чтобы подготовить организм к основной нагрузке. Далее разминка переходит к коротким растягиваниям. И последняя группа разминочных упражнений – разогревающие. Затем идут упражнения основного тренировочного процесса. После этого комплекса необходимо приступить к упражнениям, направленным на укрепление сердечно-сосудистой системы и мышечной силы, и выносливости. В этой части занятия можно использовать трубы, гантели, манжеты, пенопластовые доски, подвижные игры. Завершаются занятия серией восстановительных упражнений, которые можно использовать для разминки в растягивании мышц.
Рекомендации по проведению занятий аквааэробикой:
1. Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.
2. При обучении целесообразен фронтальный метод.
3. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
4. Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.
5. На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.
6. Аквааэробику, как разминку, уместно включать на занятиях плавания, праздниках и развлечениях.
Разминка:
1. упражнения для плеча, локтя, кисти (восьмерка);
2. упражнение для позвонков грудного отдела, плече и локтя (тяни-талкай);
3. упражнение для коленных суставов и голеностопа (вперед-назад);
4. упражнения для повышения пульса и разогрева мышц (лыжник);
5. упражнения для разогрева мышц (попрыгунчик).
Основная часть:
1. Работа ногами как при плавании способом кроль на груди;
2. Встать спиной к стене бассейна, обопрется спиной о бортик и вытянуть тело так, чтобы ноги свободно лежали на поверхности воды. Расслабить плечи, напрячь пресс и подтянуть ягодицы к стене бассейна. Затем принять исходное положение («Рычаг вперед»);
3. Встать у бортика. Поднять ногу вперед и сделать мах ею в сторону к поверхности воды и назад так, чтобы маховая нога скрестилась с опорной («Маятник»);
4. «Ножницы» (ногами);
5. Встать у бортика и взяться за него обеими руками. Согнуть ногу в колене и плавно поднять. Сделать мах ногой назад как можно дальше и вернуться в исходное положение («Махи назад»);
6. «Ножницы» (руками);
7. Встать чтобы вода доходила до шеи. Взять в руки гантели и держать их под водой на уровне груди так, чтобы локти были плотно прижаты к туловищу. Сделать с силой движение руками вниз, полностью выпрямив локти. После чего медленно, скользящим движением поднять руки к поверхности воды на уровне груди («Насос»);
8. Вращательные движения прямой ногой в сторону («Круг ногой»);
9. Бег поперек бассейна («Кто быстрее?»).
Упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы:
1. Встать, широко расставив ноги. Переместить вес тела на опорную ногу, вторую согнуть в колене и сделать мах в сторону. Руки сложить в «замок» и при махе отталкивать воду руками вниз. Проделать все движения в обратном порядке («Маятник»);
2. Расставить ноги на предельно возможную ширину. Согнуть колени, сделать прыжок вверх. При прыжке помогать себе руками ( «Лягушка»);
3. Прыжки с подтягиванием колен к груди («Колени к груди»);
4. Прыжки ноги врозь;
5. То же с хлопками над головой;
6. Бег на месте;
7. Прыжки на одной ноге;
8. Поставить правую ногу на ступеньку, а левую на дно. Оттолкнуться и подпрыгнуть вверх, опуститься на ступеньку левой ногой («Фехтование»).
Восстановительный этап:
1. Встать на правую ногу, слегка согнув её в колене, а левую вытянуть вперед так, чтобы она свободно поднималась к поверхности воды. Поднимать ногу до тех пор, пока не ощутите болезненность. Опустить ногу и повторить снова. Проделать несколько движений одной ногой, затем другой («Рычаг»);
2. Встать на одну ногу, а пяткой другой ноги под водой стараться достать ягодицу («Цапля»);
3. Встаньте в исходное положение – ноги врозь. Поднять руки вверх. Одну руку плавно занести назад и осторожно растягивать. Поддерживать ее второй рукой. Затем поменять руки («Руки назад);
4. Встаньте ноги врозь. Расслабленные руки опустить вниз и позволить им подняться к поверхности воды, расходясь в стороны («Летаем»);
5. Встать так, чтобы вода доходила до плеч. Поднять руки вперед до уровня плеч и резко опустить их, затем отвести назад («Вперед-назад»);
6. Работа руками как при плавании кролем на груди;
7. Поднять прямые руки и скрестить их перед собой, после чего развести в стороны как можно шире. Затем плавно опустить руки вниз и поболтать в воде кистями («Объятия»);
8. «Отдыхаем» (свободное плавание).
Все части занятия взаимосвязаны. Занятия в воде под музыку детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.
Практика показывает, что регулярный цикл занятий аквааэробикой эффективен для профилактики нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста, способствует улучшению индекса здоровья.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор. Укрепится здоровье детей, совершенствуются различные виды передвижений в воде, повысится сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
У детей сформируются представления о здоровом образе жизни. Повысится интерес к занятиям плаванием и спорту, ускорится развитие творческих способностей детей, развитие морально – волевых качеств, обогащение эмоционального состояния, создание чувства радости, воспитание у дошкольников положительных черт характера, формирование дружеских отношений в коллективе.
У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Список литературы
1. Большакова дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / . – М.: АРКТИ, 2005. – 24с.
2. Пищикова плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники / . - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 20с.
3. Осокина научить детей плавать: пособие для воспитателей детского сада / . – Изд. 3-е., дораб. и доп. – М.: Посвещение,1985. – 80 с.
4. Воронова обучения плаванию в детском саду / . – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 80 с.
5. , Шумова основ здорового образа жизни у малышей / , . – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 120 с.
6. , Семенов плаванию дошкольников и младших школьников: методическое пособие / , . – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ. Работа по самообразованию
В данной работе в 1 главе мы рассмотрим основные направления оздоровительной деятельности ДОУ, задачи, средства, принципы оздоровительной деятельности в условиях ДОУ, а во 2 главе будут приведен...
Музыка и гимнастика как средства оздоровления дошкольников.
Влияние художественной гимнастики на физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста....
План кружковой работы «Танцевально-игровая гимнастика – средство оздоровления дошкольников»
Цель, задачи, план работы на 1год....
Прогулка как средство оздоровления дошкольников.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значения для физического развития дошкольников. Прогулкая является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способству...
Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения город
Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципаль...
Аквааэробика в детском саду как средство оздоровления дошкольников
В последнее время увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ.Одним из условий профилакт...
АКВААЭРОБИКА В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
АКВААЭРОБИКА В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВВ последнее время увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффектив...