Гимнастика - пятиминутка для старшего дошкольного возраста
картотека по физкультуре (старшая группа)

Суркова Лилия Анатольевна

Гимнастика - пятиминутка. Дыхательная и пальчиковая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatiminut-ka_starshaya.docx128.63 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика - пятиминутка      Старшая группа              Сентябрь

3 неделя

Тема: «Овощи и фрукты»

1.Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот:

Левая ладошка - «ковшиком»,

правой «мешают».

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Дети опять «варят» и «мешают».

2.Пальчиковая гимнастика «Сколько грядок в огороде?"                      

В огороде у Федоры    

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата    

Много разного салата.  

У бабушки Феклы  

Четыре грядки свеклы.                                                                                                

У дядюшки Бориса  

Очень много есть редиса  

У Маши и Антошки    

 Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять —    

Поможем урожай собрать.                                                                                                                                                                                                                                                                          

Поочередно загибать пальцы.

3. Дыхательная гимнастика «Шарик»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Будто шариком играем:

Наш животик мы сдуваем.

Дружно все вдохнули: ……..(Быстро втянуть внутрь живота

Шарик наш надули                 одновременно сделав резкий выдох

                                                  через нос (3-4 раза).

4. Дыхательная гимнастика «Шарик лопнул»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – хлоп!

Ш-ш-ш…

Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Гимнастика – пятиминутка      Старшая группа         Сентябрь

4 неделя

Тема: «Мой любимый детский сад»

1.Пальчиковая гимнастика  «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Попеременно хлопают в ладоши

и стучат кулаками

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

Загибают поочередно все палцы

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять

Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши

И стучат кулаками

2.Пальчиковая гимнастика: «Строитель»

Каменщик из кирпичей

Дети кладут правую руку на левую,

левую на правую… Всё выше и выше.

Стену строит. Дом ничей.

Я- маляр. Я стены крашу.

Движения расслабленной кистью вверх - вниз, влево – вправо.

«нажимают пальчиком на выключатель»

Потолок. И кухню вашу.

Я – электрик. Свет включу.

Только лампочку вкручу.

Вращательные движения кистью рабочей руки.

Приходите в новый дом

Ладони – «домиком».

И живите долго в нём!

Разводят руки в стороны.

3. Дыхательная гимнастика «Надуем мяч»

Педагог предлагает детям встать в круг. Круг — это мяч. Мяч плохо надут, и дети его надувают (делают большой круг, при этом несколько раз набирая и выдыхая воздух). По сигналу педагога «Мяч лопнул» идут к центру круга, длительно и плавно выдыхая воздух.

Повторить 2—3 раза.

4.Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Мы подуем далеко,

Подуть на пальцы вытянутых вперед рук.

Мы  подуем близко,

Подуть на пальцы, поднесенные к губам.

Мы подуем высоко,

Поднять руки и подуть вверх.

Мы подуем низко.

Руки опустить, посмотреть вниз и подуть.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа                Октябрь

1 неделя.                        

                        Тема: «День добра и уважения к старшим»

1.Пальчиковая гимнастика: «Семья»

Как у нас семья
Большая Да веселая

(Топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, 

(Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят.

(Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются

(Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. 

(Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. 

(Загибают мизинцы)

2.Пальчиковая гимнастика: «Дружба»

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,

Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

3. Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

4. Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на

коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая.

Поднимать руки вверх над головой с вдохом и

опускать вниз, на пол перед собой с выдохом,

немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа                Октябрь

2 неделя.  

                                  Тема: «Перелетные птицы»

1.Пальчиковая гимнастика «С юга птицы прилетели!»

Прилетел к нам скворушка-

Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-

Поочередно сгибать пальцы на обеих
руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели

Песни звонкие запели! 

Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.Указательным и большим пальцами

сделать « клюв» — « птицы поют».

2.Пальчиковая гимнастика: «Птички»

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка!

Эта птичка  - соловей

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка свиристель,

Это птичка коростель

Эта птичка – скворушка, 

Серенькое пёрышко,

Это зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну а это -  злой орлан.

Загибаем пальчики поочерёдно на левой руке

Загибаем пальчики поочерёдно на правой руке

Птички, птички по домам 

Машут пальчиками, как крыльями

3. Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. 

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки

топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.

Произнесите "бах". Повторите с ребенком 6-8 раз.

4. Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья,

так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа                Октябрь

3 неделя.                        

                                          Тема: «Осень пришла»

1.Пальчиковая гимнастика: «Осень»

Ветер по лесу летал,                 

Ветер листики считал

Плавные, волнообразные

движения ладонями.

Вот дубовый,                                      

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой

Вот последний лист с осинки

Загибают по одному пальчику

на обеих руках.

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают ладони на стол.

2.Пальчиковая гимнастика: «Осень»

По дороге золоченой 

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам, и ребятам —

Всем подарки принесла.

Поднять руки вверх, кисти опущены

Яблоки на веточках висели и скучали. 

Покачать опущенными кистями.

Девочки и мальчики ветки раскачали.

Покачать поднятыми вверх руками.

Яблочки о землю громко застучали.

Поднимать и опускать руки,

согнутые в локтях.

3. Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, а выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

4. Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди,

опускает голову – выдох: «жу-у-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа                Октябрь

4 неделя.                         Тема: «Краски осени»

1.Пальчиковая гимнастика: «Деревья в лесу»

Друг от друга деревья росли далеко     

Показать дерево обеими кистями

Человеку пройти этот путь нелегко,  

Шагать указательным и средним пальцами 

Только корни деревьев

Однажды сплелись,

Будто дерева два

навсегда обнялись

Приложить кисти друг к другу тыльными

сторонами, пальцы вниз 

2.Пальчиковая гимнастика: «У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски

У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.

По очереди разгибать пальчики

3. Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку

дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался

только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

4. Дыхательная гимнастика «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

Гимнастика - пятиминутка        Старшая  группа               Ноябрь

1 неделя.                Тема: «Наш учитель – светофор»

1.Пальчиковая гимнастика: «Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много.   

«грозят» пальчиками

Раз - Внимание дорога!     

Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».

загибают поочередно пальцы

Правила все надо знать

хлопки руками

И всегда их выполнять.  

показывают «класс!» большим пальцем

2.Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

3. Дыхательная гимнастика «Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И. п. : стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

4. Дыхательная гимнастика «Синьор – помидор»

Исходная позиция - стоя.

Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад.

На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза.

На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха.

Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения).

Повторить 3-4 раза.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа            Ноябрь

2 неделя.            Тема: «Я вырасту здоровым» (неделя здоровья)

1.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»

Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать           Загнуть большой палец 

Этот пальчик лег в кровать        Загнуть указательный палец 

Этот пальчик чуть вздремнул    Загнуть средний палец 

Этот пальчик уж уснул               Загнуть безымянный палец 

Этот крепко-крепко спит            Загнуть мизинец 

Тише, тише, не шумите…           Погрозить пальцем 

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!            Разогнуть кулачек.

2.Пальчиковая гимнастика: «Скоро в школу я пойду»

В школу скоро я пойду.           (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду,            (Загибают по одному пальчику.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.         (Грозят указательным пальчиком правой руки.)

3. Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая

живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая

воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко

произносить звук «ф-ф-ф-ф». 

Повторить 3-4 раза

4. Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд.

Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа            Ноябрь

3 неделя.                         Тема: «Дикие животные»

1.Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка»

Сидит Белка на тележке, 

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с большого.

2.Пальчиковая гимнастика: «Слон»

В зоопарке стоит слон,  

Уши, хобот – всё при нём. 

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью.

3. Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками

и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные

промежутки времени можно останавливаться

и говорить «ту-тууу».

Продолжительность – до 30 секунд.

4. Дыхательная гимнастика «Ёж». 

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову.

В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия: Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха: Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.

Всё упражнение повторить 4-6 раз.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа           Ноябрь

4 неделя.            Тема: «Мама – словно солнышко»

1.Пальчиковая гимнастика: «Мамочка моя»

Мамочка, мамочка

Любимая моя,

Ведь ты знаешь, мамочка,

Поочерёдно загибаем пальчики

правой руки, начиная с большого,

затем то же на левой руке

Как я люблю тебя

Правую руку сжать в кулак,

ладошкой левой крепко его обхватить

2.Пальчиковая гимнастика: «Маме помогаем»

      «Дружно маме помогаем –        Двери настежь открываем,
     Пыль повсюду вытираем.          И бегом за молоком.

      Мы белье теперь стираем          Маму вечером встречаем, 
     Полощем, отжимаем.                 Двери настежь открываем,

                              Маму крепко обнимаем». 

Движения по тексту

3. Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во

время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5–6 раз.

4. Дыхательная гимнастика «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох(последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая группа            Декабрь

1 неделя.            Тема: «Вот и зима»

1.Пальчиковая гимнастика: «Зима»

  Пришла зима,                            трем ладошки друг о друга
 Принесла мороз.                       
пальцами массажируем плечи, предплечья
  Пришла зима,                            трем ладошки друг о друга
 Замерзает нос.                           
ладошкой массажируем кончик носа 
  Снег,                                           плавные движения ладонями
  Сугробы,                                    кулаки стучат по коленям попеременно
  Гололед.                                    ладони шоркают по коленям разнонаправлено
 Все на улицу — вперед!          
обе руки протянуть вперед

2.Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

  Раз, два, три, четыре,                загибать пальчики 
  Мы с тобой снежок слепили    лепить, меняя положение ладоней 
 Круглый, крепкий,                    
показывают круг,

  Очень гладкий.                          гладят ладони друг на друга     
 
Раз – подбросим,                     "подбросить", посмотреть вверх
  Два – поймаем.                         "ловят", приседают 
  Три – уроним                            приседают "роняют" 
  И … сломаем!                           встают, топают

3. Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль

туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях,

прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох).

Повторить 6-8 раз.

4.Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

Подуем на плечо,             Как трубка станет рот.

Подуем на другое.             Ну а теперь на облака

Нас солнце горячо             И остановимся пока.

Пекло дневной порой.       Потом повторим всё опять:

Подуем на живот,            Раз, два и три, четыре, пять

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа             Декабрь

2 неделя.

                       Тема: «Любимые игрушки»

1.Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

 И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(Загибают поочередно все пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать.

(Поочередно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

2.Пальчиковая гимнастика: «Матрешки»

Дуйте в дудки, бейте в ложки,       (имитируют движения)

В гости к нам пришли матрешки.  («шагают» пальчики по столу)

Ложки деревянные,                         (вытягивают руки,

                                                                        сложенные «ковшиком», вперед)

Матрешечки румяные.                     (качают головой, поднеся руки к щечкам)

3. Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь

сдуть их со стола.

4. Дыхательная гимнастика «Кошка охотится»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то же влево (добыча слева) .

       Вышла кошка на охоту-

      Воробья поймать охота.

      Влево-вправо приседаем-

      Запах воробья вдыхаем.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа             Декабрь

3 неделя.            Тема: «Зимующие птицы»

1.Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы»

Шишка, ты вкусна, толста   (Сцепить указательные пальцы.) 

И прекрасна для клеста.      (Перецепить пальцы.)

А снегирь, стряхнув снежинки, («Смахнуть снег» с тыльной стороны кисти.)

Поклюет зимой рябинки.       (Пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и

                                                           поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь      

                                                           рябины».)

2.Пальчиковая гимнастика:

Сколько птиц к кормушке нашей       Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.                На каждое название птицы
Две синицы,                                          загибают по одному пальчику.
Воробей,  
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек
.                   Опять сжимают и разжимают кулачки

3. Дыхательная гимнастика «Снегопад» 

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки).

Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить

ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

4. Дыхательная гимнастика «Погончики»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

Руки в кулаки сжимаем-

Теперь руки вниз толкаем-

Кулачки тут разжимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа             Декабрь

4 неделя.            Тема: «Новый год»

1.Пальчиковая гимнастика: «Новый год»

Наступает Новый год!          Хлопаем в ладоши
Дети водят хоровод.                Кисти сцеплены пальцами, руки
                                                     вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу

Висят на елке шарики,          Поочередно соединяем пальцы на двух
                                                     руках, образуя шар
Светятся фонарики.             Фонарики
Вот сверкают льдинки,        Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно
Кружатся снежинки.             Легко и плавно двигать кистями
В гости Дед Мороз идет,      Пальцы шагают по коленям или по полу
Всем подарки он несет.        Трем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать,      Хлопаем по коленям или по полу, одна рука-
                                                      ладонью, другая - кулаком, затем меняем

Будем пальцы загибать:        по очереди массажируем каждый палец
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

3. Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок

дует на "мяч", пытаясь "забить гол"- вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания

с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

4. Дыхательная гимнастика «Новый год». 

При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Бьют часы 12 раз». И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – наклониться в сторону, сказать:

«Бом!». Повторить12 раз.

«Ёлочка нарядная». И.п. – стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох – подняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох – поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!». Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа             Январь

2 неделя.            Тема: «День рождения детского сада»

1.Пальчиковая гимнастика: «Заводим игрушку»

Хлоп, хлоп,                         (хлопают)

Раз, два, три,                       (сжимать в кулачки обе руки)

Быстро ключик поверни   (наклонять поднятые ладони вправо-влево)

Хлоп, хлоп,                         (хлопают)

Раз, два, три,                       (сжимать в кулачки обе руки)

И игрушку заведи!              (пальцы соединить в щепоть, имитировать

                                                      завод игрушки)

2.Пальчиковая гимнастика: «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:         (попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачками)

Паровоз и два коня,            (загибают пальцы по очереди на обеих руках)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? –              (попеременно хлопают и ударяют кулаками друг о друга)

Как узнать?

Помогите сосчитать!

3. Дыхательная гимнастика «В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь

то влево, то вправо.

 Повторите с ребенком пять-шесть раз

4. Дыхательная гимнастика

«Зайчик».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить.  Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!».

Повторить медленно 5-7 раз.

«Как гуси шипят».

И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа              Январь

3 неделя.            Тема: «Зимние забавы»

1.Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

Раз, два, три, четыре,                 загибать пальчики 
Мы с тобой снежок слепили     лепить, меняя положение ладоней 
Круглый, крепкий,                    
показывают круг,

Очень гладкий.                           гладят ладони друг на друга     
Раз – подбросим,                      "подбросить", посмотреть вверх
Два – поймаем.                          "ловят", приседают 
Три – уроним                              приседают "роняют" 
И … сломаем!                             встают, топают

2.Пальчиковая гимнастика: «Подарки»

Дед Мороз принес подарки:   

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки,  

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

(Загибают пальцы левой руки.)

3. Дыхательная гимнастика «Курочка» 

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по

коленям.

4. Дыхательная гимнастика «Пускаем мыльные пузыри».

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.   Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа            Январь

4 неделя.                           Тема: «День дружбы»

1.Пальчиковая гимнастика: «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до друга)

Раз, два, три, четыре, пять

(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)

Начинай опять считать

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередное касание)

Мы закончили считать

(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)

2.Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

               (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

                     (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять...

                 (Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

3. Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну

ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте

положение на несколько секунд. Держите равновесие.

На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося

"ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

4. Дыхательная гимнастика

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

«Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося : «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа            Февраль

1 неделя.     Тема: «Неделя добрых дел». Уроки вежливости.

1.Пальчиковая гимнастика: «Мальчик с пальчик»

— Мальчик с пальчик,        (четыре раза сгибать большой палец левой руки)

Где ты был?

— Долго по лесу бродил!    (четыре раза сгибать большой палец правой руки)

Встретил я медведя, волка(большой палец  поочередно касается всех пальцев)

Зайку, ежика в иголках.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,      (четыре пальца последовательно сгибаются –

                                                               кланяются)

Всяк меня благодарил.

2.Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

               (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

                     (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять...

                 (Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

3.Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно

рукой «тише-громче

4. Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа            Февраль

2 неделя

                              Тема: «Широкая масленица»

1.Пальчиковая гимнастика: «Угощенье»

Гости будут в воскресенье,          (указательный и средний «шагают»

                                                                     по столу)

Приготовим угощенье:                  (руки сжаты в кулаки, круговые

                                                                     движения кулаками)

Торт, конфеты и пирог,                 (разжимают пальцы по одному,

                                                                     начиная с мизинца)

А еще вишневый сок!

2.Пальчиковая гимнастика: «Пирожки»

Я пеку, пеку, пеку                  (имитируют лепку)

Деткам всем по пирожку.

Маком я притрушу,               («посыпают» щепоткой)

В печь горячую сажу.           (показывают, как двумя руками 

                                                 пирог «сажают» в печку)

3. Дыхательная гимнастика «Говорилка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

4. Дыхательная гимнастика «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханиюИ. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют: куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно); какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;  какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа             Февраль

3 неделя.           

                               Тема: «Защитники Отечества»

1.Пальчиковая гимнастика: «Наша армия»

Аты - баты, аты - баты!           Поочерёдно «шагают» указательным и
На парад идут солдаты!          средним пальцами правой и левой руки. 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
 

2.Пальчиковая гимнастика: «Пограничник» 

Пограничником я буду,               Сжимать и разжимать пальцы в      

                                                           кулаки одновременно на обеих руках.
Чтоб границы защищать,          Соединять одноименные пальцы обеих
                                                          рук, начиная с больих.
И страна могла спокойно          Разъединять одноименные пальцы,
                                                         начиная с мизинцев.
Крепким сном ночами спать.   Соединять все пальцы обеих

3. Дыхательная гимнастика «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

4.Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Гимнастика - пятиминутка       Старшя  группа            Февраль

4 неделя.           

                            Тема: «Волшебник – эксперимент»

1.Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,        Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая  

                                                            начинает с мизинца, правая – с большого пальца.

Вышел дождик погулять.           Беспорядочные удары по столу пальчиками

                                                            обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,    «Шагают» средним и указ-м пальчиками обеих

А куда ему спешить?                    рук по столу. 

Вдруг читает на табличке:          Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками

«По газону не ходить!»               по столу. 

Дождь вздохнул тихонько:         Хлопают в ладоши.                                                – Ох! Один хлопок.

И ушел.                                         Ритмичные хлопки по столу. 

Газон засох.

2.Пальчиковая гимнастика: «Дождик песенку поет»

    Дождик песенку поет,                      И весенняя листва.

    Только кто ее поймет?                     Лучше всех поймет зерно,

    Не пойму ни я, ни ты,                      Подрастать начнет оно.

    Но зато поймут цветы,                     Кончится дождь!

    И зеленая трава,

Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее. Пальцы барабанят быстро-быстро — ливень. Пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются.

3. Дыхательная гимнастика «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок

говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется

4. Дыхательная гимнастика

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

«Погрейся».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад.

Повторить 8-10 раз.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа                   Март

1 неделя.         Тема: «Мамы разные нужны» (профессии)

1.Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы»

Много мам на белом свете,

(разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер,

(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны

(сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводят руки, поднимают ладошками вверх)

2.Пальчиковая гимнастика: «Бабушка»

Наша бабушка идет

(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)

И корзиночку несет.

(пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки)

Села тихо в уголочек

(Сложить руки на коленях)

Вяжет деточкам чулочек

(Имитация вязания на спицах)

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

(Мягким кистями рук выполнить движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки,

(Развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки?

(Выполнить движение «вязание на спицах)

3. Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха

через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до

желания сделать выдох.

4. Дыхательная гимнастика «Достань пол».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.

«Постучи кулачками».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук».Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа                Март

2 неделя.            Тема: «Весна идет, радость несет…»

1.Пальчиковая гимнастика: «Сосульки»

Шаловливые сосульки               Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз.                          Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки               Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз.                      Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться?        Пожать плечами.

Стали каплями кидаться.           Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:            В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь-дзинь,                 

2.Пальчиковая гимнастика: «Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(Дети пальчиками «идут» по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(Загибают по одному пальчику на обоих руках, начиная с мизинца)

3. Дыхательная гимнастика «Забей мяч в ворота»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота -

2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол"

- вата должна оказаться между кубиками. Немного

поупражнявшись, можно проводить состязания с

одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

4. Дыхательная гимнастика

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

1. «Качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе  «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

2. «Ёлочка растёт».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа            Март

3 неделя.            Тема: «Профессии, транспорт» (спец. Машины)

1.Пальчиковая гимнастика: «Виды транспорта»

Будем пальчики сгибать -

(показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами)

Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолёт,

(сгибают пальчики начиная с мизинца)

Трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

(поднимают сжатые кулачки вверх)

Пять видов транспорта назвали.

(разжимают ладошки обеих рук)

2.Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»

Идет на взлет, идет на взлет,

Винты вращая, вертолет.

(Круги рукой над головой)

Идут туда,

(Правой рукой показать влево)

Идут сюда

(Левой рукой показать вправо)

По звонким рельсам поезда.

(Правая рука справа, а левая - слева описывают круги от себя, руки движутся параллельно друг другу)

И пароходы, корабли

(Ладони, соед-е кончиками пальцев - «домиком», движутся вперед)

Уходят в море от земли.

(Машем рукой на прощание)

3. Дыхательная гимнастика «Будем здоровы»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося" ш-ш-ш-ш".

Повторите с ребенком шесть-семь раз.

4. Дыхательная гимнастика «Шарик». 

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Дети сидят. «Надувают шары»: широко разводя руки в стороны и глубоко вдохнув, выдувают воздух в «шарик» — «Ф-Ф-Ф», медленно хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Ш-Ш-Ш», произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях.

Повторить 2-3 раза.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа              Март

4 неделя.                  Тема: «Наш театр»

1.Пальчиковая гимнастика: «Я рисую лето»

Я рисую лето:                       (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – солнце, (рисуют в воздухе солнце)

На газонах розы,                  (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо         (рисуют в воздухе облака)

И ручей певучей.                 (на столе рисуют «ручей»)

2.Пальчиковая гимнастика: «Колокольчики»

В прятки пальчики играют        (сжимают и разжимают пальцы)

И головки убирают,                    (открывают и закрывают ладонями лицо)

Словно синие цветки                  (сводят и разводят пальцы веером)

Распускают лепестки.

Наверху качаются,                      (наклоны кистей вправо-влево)

Низко накланяются.

Колокольчик голубой                 (круговые движения кистями)

Поклонился нам с тобой.           (наклоны кистей вниз, вверх)

Колокольчики-цветы                  (повороты кистями)

Очень вежливы, а ты?

3. Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы

и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой

Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

4. Дыхательная гимнастика

«Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося : «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.

«Гребцы».

И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа             Апрель

1 неделя.                     Тема: «Космос»

1.Пальчиковая гимнастика: «

Мы по глобусу шагаем -           (Указ-ми и средними пальцами обеих рук            

                                                            одновременно с двух сторон головы вверх)

Пальцы дружно поднимаем - (Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук

                                                         параллельно друг другу)

 Перешли через лесок              (Указ-й и средний пальцы правой руки переходя левую

                                                          руку сжатую в кулак)

На гору забрались,                   (Пальцы правой руки подняты вверх, а указ-й и

                                                         средний пальцы левой руки идут вверх по правой руке)

 Оказались в океане                 (Зажимается нос правой рукой, а левой рукой

                                                         выполняется волнообразное движение ) 

Вместе покупались.                 (Имитация «плавания»)

Пошагали в Антарктиду         (Указ- и средние пальцы обеих рук идут навстречу друг

                                                         другу)

Холодно, замерзли.                  (Обхватить себя руками, показать как холодно) 

На ракету все мы сели             (Над головой сделать «домик») 

И в космос полетели.               (Руки поднимаются ладонями вверх)

3. Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! 

Повторить 4-5 раз.

4. Дыхательная гимнастика «Стрекоза».

И.п. – стоя между кроватями. Вот такая стрекоза, (встать на носки, руки вверх через стороны) Как горошины, глаза. (соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»), повороты в стороны)

А сама, как вертолет, (вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом)

Влево, вправо, назад, вперед.( налево-направо; наклоны в стороны)

И на травушке – роса, (присед)

И на кустиках роса. (наклоны вперед, прогнувшись)

Мы ладошки отряхнули, (хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз)

Улетела стрекоза. (мелкие частые движения кистями, руки в стороны)

Попрыгунья испугалась, (руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони

Только песенка осталась. (сложить рупором и «петь»: «Д-з-з»)

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа              Апрель

2 неделя.            Тема: «Пасхальная неделя»

1.Пальчиковая гимнастика: «Дружная семья»

Раз, два, три, четыре!                              (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!                     (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех

 Вот и вся моя семья!                              десяти пальцев).

2.Пальчиковая гимнастика: «Детки»

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,                         (большим пальцем поочередно

У индюшки – индюшонок,                   касаются остальных,                  

А у утки есть утенок.                             начиная с мизинца)                         

У каждой мамы малыши                      

 Все красивы , хороши!                          (показывают пальчики, играя с ними).                                                

3. Дыхательная гимнастика «Полет на луну»

«Запускаем двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и.п.; выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4- 6 раз.

«Летим на ракете». И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и.п.; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-уу-у-у». Повторить 4-6 раз.

«Надеваем шлем от скафандра». И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4-6 раз.

«Пересаживаемся в луноход». И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и.п.; выдох – полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить 4-6 раз.

«Лунатики». И.п. – стойка на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох – и.п.; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить 4-6 раз.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа             Апрель

3 неделя.            Тема: «Птицы, домашние животные»        

1.Пальчиковая гимнастика: «Котята»

У кошечки нашей есть десять котят, 

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

Сейчас все котята по парам стоят:

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Два толстых, два ловких, 

Два длинных, два хитрых,   

Два маленьких самых
И самых красивых. 

Постукиваем соответствующими
пальцами друг о друга

(от большого к мизинцу).

2.Пальчиковая гимнастика: «Буренушка»

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке. 

Показывают, как доят корову

Ждут меня котятки

Малые ребятки.

Делают «мордочки» из пальчиков 

Дай им сливок ложечку, 

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Загибают по одному пальчику на обеих 

 Всем даёт здоровье 

Молоко коровье.

Снова «доят» 

3. Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты

вверх. Медленный выдох с громким произнесением

звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

4. Дыхательная гимнастика «Снова в лес»

«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох -  руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 –вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и.п. повторить 5-6 раз.

«Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки».

И.п. – ноги врозь, руки опущены.1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3-4 – вдох – вернуться в и.п. – выдох. Повторить 5-6 раз.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа             Апрель

4 неделя.            Тема: «Зеленая неделя»

1.Пальчиковая гимнастика: «Ягоды»

Здравствуй, полянка большая!     Пальцы правой руки здороваются 

Здравствуй, трава – мурава!         с пальцами левой, похлопывая

Здравствуй, ягодка лесная!           друг друга кончиками.
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём – 
Всю тебя мы соберём.

2.Пальчиковая гимнастика: «Весна в природе»

                                                                   (Соединяем пальцы в колечки.)

Тает снег, уходит лед,                      1-2 1-3 1-4 1-5

И на речке – ледоход.                      1-5 1-2 1-3 1-2

                                                        (Смена рук.)

Скоро к нам придет апрель –          1-2 1-3 1-4 1-5

С крыш опять польет капель          1-5 1-4 1-3 1-2

3. Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.

Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

4. Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на

нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так,

чтобы она полетела (при этом следить, чтобы

ребенок сделал длительный плавный выдох).

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа               Май

1 неделя.            Тема: «День Победы»

1.Пальчиковая гимнастика: «На параде»»

Как солдаты на параде,            Сжимаем, разжимаем кулачки.
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой — раз, левой — раз,     
Хлопки в ладоши. 
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки 
Громче и быстрей!

2.Пальчиковая гимнастика:

Солнца луч скользнул в окошко.   (сжимают и разжимают пальцы)

Я зажму его в ладошке.                    (соединяют руки в «замочек»)

Аккуратно, чуть дыша,                    (смотрят в ладони, чуть приоткрыв их)

Спрячу в ларчик малыша.               (закрывают ладони и убирают руки под стол)

И тихонько шаг за шагом                («шагают» пальчиками по столу)

Маме отнесу бродягу.                      (сжимают руки и вытягивают их вперед)

3. Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

4. Дыхательная гимнастика «Снова в лес»

«Стоит Алёна, листва зелёна, тонкий стан, белый сарафан».

И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вперёд – вниз, опуститься на всю стопу; 3-4 – повторить, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.                                                    

«Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (жёлуди).

И.п. – ноги вместе, руки за голову. 1 – вдох – подняться на носки; 2 – выдох – присед; 3-4 – повторить, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа                Май

2 неделя.            Тема: «Наши насекомые»

1.Пальчиковая гимнастика: «Пчела»

Прилетела к нам вчера              Машут ладошками.

Полосатая пчела.                        На каждое название насекомого

А за нею шмель-шмелек            загибают пальчик.

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.                 Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам

Пожужжали, полетали,  

От устали упали.                       Роняют ладони на стол.

2. Пальчиковая гимнастика: «Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками)

Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным)

3. Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

4. Дыхательная гимнастика «Поза дерева».

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг к другу.

Потянуться всем телом вверх – вдох. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох.

Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа                Май

3 неделя.            Тема: «Солнышко лучистое»

1.Пальчиковая гимнастика: «Жук»

Я веселый Майский жук.              Сжать кулачок.

Знаю все сады вокруг,                   Указательный палец и мизинец развести в              

                                                         стороны («усы»).                                                   
Над лужайками кружу,                  Шевелить «усами».

 А зовут меня Жу-жу…

2.Пальчиковая гимнастика: «Комнатные цветы»

На окно скорее глянь:

(показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань.

(сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним!

(раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польём,

(пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём!

(обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

3. Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох,

выпрямляется – выдох. Постепенно приседания

становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

Повторить 3 – 4 раза.

4. Дыхательная гимнастика

1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»

2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз. 3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.

3. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа               Май

4 неделя.                         Тема: «Скоро лето»

1.Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел

( Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

2.Пальчиковая гимнастика: «Саванна»

Тигр, жираф, огромный слон,        На каждое название животного загибают 

Зебра, пума, и бизон,                       по одному пальцу, начиная с мизинца 

Два шакала, бегемот, руки.            К концу стихотворения, назвав льва,

Он стоит разинув рот.                    дети сжимают все пальцы в кулаки. 

А над ними — царь зверей.

Назови его скорей!

 3. Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

4. Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А- ах!»

      В апреле, в апреле луга запестрели

      С прогулки букеты приносим в апреле.

      Крапивы немного домой притащи-

      Пусть бабушка сварит зеленые щи.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа            Сентябрь

1 неделя.            Тема: «Я вырасту здоровым» (неделя здоровья)

1.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»

Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать           Загнуть большой палец 

Этот пальчик лег в кровать        Загнуть указательный палец 

Этот пальчик чуть вздремнул    Загнуть средний палец 

Этот пальчик уж уснул               Загнуть безымянный палец 

Этот крепко-крепко спит            Загнуть мизинец 

Тише, тише, не шумите…           Погрозить пальцем 

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!            Разогнуть кулачек.

2.Пальчиковая гимнастика: «Скоро в школу я пойду»

В школу скоро я пойду.           (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду,            (Загибают по одному пальчику.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.         (Грозят указательным пальчиком правой руки.)

3. Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во

время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5–6 раз.

4. Дыхательная гимнастика «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханиюИ. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют: куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно); какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;  какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.

Гимнастика - пятиминутка       Старшая  группа            Сентярь

2 неделя.                           Тема: «День дружбы»

1.Пальчиковая гимнастика: «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до друга)

Раз, два, три, четыре, пять

(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)

Начинай опять считать

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередное касание)

Мы закончили считать

(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)

2.Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

               (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

                     (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять...

                 (Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

3. Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох,

выпрямляется – выдох. Постепенно приседания

становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

Повторить 3 – 4 раза.

3. Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох,

выпрямляется – выдох. Постепенно приседания

становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

Повторить 3 – 4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста при плоскостопии

Корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста при плоскостопии...

Программа по художественной гимнастике для детей старшего дошкольного возраста

Программа по обучкнию детей художественной гимнастике, предназначнная для старшего дошкольного возраста. Она включает в себя элементы станка, хореографии и работу с гимнастическими предметами....

Гимнастика для глаз (старший дошкольный возраст)

Комплексы зрительной гимнастики для  дошкольников старшего возраста (модификация технологии В.Ф.Базарного)...

Оздоровительно – профилактическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.  Федеральные государственные требования к структуре основной об...

Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

В картотеке собраны комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста....

Дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста...