Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности "Тонус"
рабочая программа (подготовительная группа)

Казанцева Татьяна Владимировна

Занятия с тренажерами оказывают  положительное эмоциональное  воздействие на организм ребенка,   укрепляют разные группы мышц и весь организм в целом, а также активизируют познавательную деятельность, развивают творческое воображение. занятия с тренажерами оказывают  положительное эмоциональное  воздействие на организм ребенка,   укрепляют разные группы мышц и весь организм в целом, а также активизируют познавательную деятельность, развивают творческое воображение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_to_tonus.docx577.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Таня\Desktop\1.jpg

 

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Паспорт программы творческого объединения……………………..3

1.2. Пояснительная записка…………………………………………….......6

1.3. Основные принципы и подходы……………………………………....9

1.4. Значимые для разработки и реализации программы

характеристики…………………………………………………………………...10

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по физическому развитию детей…………………………………………………………………........…11

2.2. Структура занятий…………………………...………………………….13

2.3. Учебный план……………………………………………………….…15

2.4. Содержание учебного плана…………………………………………16

2.5. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год……….17

2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………….....21

III. Методическое обеспечение программы

3.1. Методические материалы………………………………………...…..22

3.2. Краткое описание общей методики работы………………………...25

Список литературы………………………………………………………..29


I. Целевой раздел

1.1. Паспорт программы творческого объединения.

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «ТОНУС»

Разработчик программы

Воспитатель Казанцева Татьяна Владимировна

Цели и задачи

Цель: сохранение, укрепление здоровья детей, путем формирования у детей привычку к здоровому образу жизни через регулярные занятия на тренажерах.

Задачи:

1.Создать условия для удовлетворения естественной потребности в движении, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей организма ребенка.

2.Обеспечивать тренировку всех систем и функций организма (сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы,  обменных и терморегуляционных процессов) через оптимальные для данного возраста физические нагрузки.

3.Укреплять мышечный тонус в двигательной активности путем интенсификации и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру, формировать правильную осанку.

4.Способствовать устранению избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

Ожидаемые результаты

К концу обучения дети смогут:

  • Выполнять упражнения на тренажерах любой степени сложности.
  • Владеть 4-5 видами дыхательных упражнений.
  • Уметь самостоятельно снимать физическое напряжение.
  • Иметь представление о физической форме здорового человека.
  • Выполнять упражнения по сигналу инструктора.

Краткое описание  

Программа направлена на укрепление здоровья детей посредством использования специального комплекса занятий на детских спортивных тренажерах.

Продолжительность программы

1 год –36 занятий (1080 мин)

Возрастные ограничения

Возраст воспитанников: 6-8 лет

Размер группы

15 детей

Направленность

физкультурно-оздоровительная  

Описание программы

(в 2-х абзацах содержание программы)

Структура занятий с использованием тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть – разминка (3-5 минут), целью которой является подготовка организма к более интенсивной работе в основной части занятия.

Основная часть – (18-20 минут) включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.

Заключительная часть занятия (3-4 минуты) направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей.

Занятия с тренажерами оказывают  положительное эмоциональное  воздействие на организм ребенка,   укрепляют разные группы мышц и весь организм в целом, а также активизируют познавательную деятельность, развивают творческое воображение.        

Материально – техническая база

Методические материалы:

1.Гамидова С.К. «Дополнительные физкультурно-оздоровительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста II группы здоровья с использованием  детских спортивных тренажеров» .- методические рекомендации  Смоленск. -2012

2.Железняк Н.Ч. «Занятия на тренажерах в детском саду», Москва – 2009г.

3.Рунова М.А. «Движение день за днем». Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет. Линка-пресс, Москва – 2007г.

4.Жукова Л. «Занятия с тренажерами. Старший дошкольный возраст» / Л. Жукова, Ю. Шершнева/. Дошкольное воспитание, № 1, 2007г.

Технические средства обучения:

  • акустическая система;
  • мультимедийное оборудование;
  • ноутбук;
  • детские тренажеры.

1.2.Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы – физкультурно-оздоровительная.          

Актуальность программы.

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.

В дошкольном возрасте закладываются жизненный уровень, биологический и социальный компоненты здоровья. Не воспитав у детей данного возраста осознанного отношения к своему организму через здоровый образ жизни, общество никогда не сохранит тот потенциал здоровья, который заложен у ребёнка при рождении.

С целью укрепления  детей  III группы здоровья, детей с ОВЗ и ЧБД, формирования у них устойчивой потребности в регулярной физкультурной деятельности, особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития ребёнка. Необходимы новые формы работы с дошкольниками, способствующие стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности ребёнка, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создадут стойкий интерес к физкультурной деятельности и положительно повлияют на оптимальное развитие ребёнка, улучшат его физическую подготовку. В результате  поиска решения этих проблем мы остановились на  использовании спортивных тренажеров.

Отличительные особенности программы.

Было выявлено, что занятия с тренажерами оказывают  положительное эмоциональное  воздействие на организм ребенка,   укрепляют разные группы мышц и весь организм в целом, а также активизируют познавательную деятельность, развивают творческое воображение. Следует отметить также, что современные тренажеры, имея яркую и привлекательную окраску, побуждают детей к двигательной активности, что также способствует  совершенствованию уровня физического развития детей.

Адресат программы.

Старший дошкольный возраст благоприятный  период для развития у детей  координационных и скоростно-силовых качеств: силы, выносливости, гибкости, и дети в этом возрасте стараются проявить эти физические качества. Тренажеры в этом им помогают. Дети  могут сами  контролировать свои действия и следить за своим самочувствием, поэтому перенагрузки на тренажерах можно не бояться. Тренажеры достаточно просты и удобны в обращении.

Объём программы – 36 часов.

Форма организации образовательного процесса – очная.

Виды занятий: теоретические и практические занятия на простых и сложных тренажёрах в совокупности с познавательными минутками, дыхательной гимнастикой, подвижными играми и корригирующими упражнениями.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю (30 минут).

Цели и задачи программы

Цель: сохранение, укрепление здоровья детей, путем формирования у детей привычки к здоровому образу жизни через регулярные занятия на тренажерах.

Задачи:

  1. Создать условия для удовлетворения естественной потребности в движении с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей организма ребенка.
  2. Обеспечивать тренировку всех систем и функций организма (сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, обменных и терморегуляционных процессов) через оптимальные для данного возраста физические нагрузки.
  3. Укреплять мышечный тонус в двигательной активности путем интенсификации и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру, формировать правильную осанку.
  4. Способствовать устранению избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

Планируемые результаты:

К концу обучения  дети смогут:

  • Выполнять упражнения на тренажерах любой степени сложности.
  • Владеть 4-5 видами дыхательных упражнений.
  • Уметь самостоятельно снимать физическое напряжение.
  • Иметь представление о физической форме здорового человека.
  • Выполнять упражнения по сигналу инструктора.

Условия реализации программы.

Для проведения занятий на тренажерах в спортивном зале оборудовано место с разнообразными тренажерами (силовыми и кардио-тренажерами).

Формы аттестации/контроля: прохождение инструктажа, наблюдение за правильностью выполнения упражнений, индивидуальные контрольные упражнения, тестовое упражнение на время.

Оценочные материалы: мониторинг.

Итоговой мониторинг знаний и умений детей (диагностика) проводится в конце учебного года.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  1. Уровень травматизма детей.
  2. Положительная динамика снижения сезонных заболеваний.
  3. Повышение количества детей с высоким уровнем физического развития.
  4. Укрепление опорно-мышечного аппарата.

В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость (координационные способности), гибкость, сила. Уровень развития двигательных качеств оценивается с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность.

1.3.Основные принципы и подходы

Принцип  наглядности тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип развивающего обучения: от детей требуется приложение усилий для овладения новыми движениями.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений, навыков,  непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований физических нагрузок.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

1.4.Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что дети 6-8 лет достаточно хорошо владеют различными движениями, у них интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем к физическим нагрузкам. Дети, имеющие  третью группу здоровья, часто болеющие дети, требующие особого внимания в укреплении физического здоровья, дети ОВЗ, дети – инвалиды должны заниматься в специально - организованной образовательной среде. В старшем дошкольном  возрасте дети могут анализировать свои действия и действия сверстников, контролировать свое самочувствие, что очень важно при самостоятельном выполнении упражнений.

Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-8  лет, разработана с учетом методических рекомендаций  «Дополнительные физкультурно-оздоровительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста III группы здоровья с использованием  детских спортивных тренажеров» автор С.К. Гамидова.

 

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по физическому развитию детей

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие детей 6-8  лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Старшая группа (6 лет)

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 8 лет)

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.

Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

          2.2. Структура занятий

Структура занятий с использованием тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть – разминка (3-5 минут), целью которой является подготовка организма к более интенсивной работе в основной части занятия. Включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег, подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве. Дозировка физической нагрузки подбирается с учетом функциональных возможностей детей.

Основная часть– (18-20 минут) включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.

Комплекс упражнений проводится с предметами: набивными мячами, фитболами, лентами, платочками. С целью развития у дошкольников чувства ритма, артистичности, творческих способностей может быть использовано музыкальное сопровождение. Дети выполняют упражнения по показу в среднем темпе. Упражнения предусматривают постепенную физическую нагрузку на разные группы мышц рук, плечевого пояса, ног, живота, спины.

После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая эффективна для данного вида деятельности.

Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько тренажёров в количестве от 5 до 7. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребёнок упражняется последовательно на каждом виде тренажёров, причём сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребёнку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определённое количество повторений упражнения или даётся временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первой занятии дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» - тренажёре.

По сигналу инструктора дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определённого времени инструктор подаёт сигнал о смене «станции», тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.

По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно.

 Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажёрах («станциях») к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные инструктором упражнения.

Особенно важно обеспечить индивидуальный подход к детям, так как упражнения на тренажёрах являются достаточно сложными для освоения дошкольниками и требуют учёта возрастных, половых особенностей и возможностей каждого ребенка.

 После завершения круговой тренировки инструктор организует подвижную игру, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.

Заключительная часть занятия (3-4 минуты) направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей. В эту часть занятия включают элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения – релаксации, малоподвижную игру.

Формы организации         занятий на тренажерах являются гибкими и разнообразными (подгрупповые, индивидуальные, а также по методу круговой тренировки).

2.3. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

 1.

Знакомство с простейшими тренажёрами.

4

2

2

Прохождение инструктажа.

Наблюдение за правильностью выполнения упражнений на простейших тренажёрах.

Индивидуальные контрольные упражнения.

Тестовое упражнение на время.

2.

Знакомство со сложными тренажёрами.

12

3

9

Прохождение инструктажа.

Наблюдение за правильностью выполнения упражнений на сложных тренажёрах.

Индивидуальные контрольные упражнения.

Тестовое упражнение на время.  

3.

Закрепление навыков работы на простейших и сложных тренажёрах.

20

2

18

Наблюдение за правильностью выполнения упражнений на простых и сложных тренажёрах.

Индивидуальные контрольные упражнения.

Тестовое упражнение на время.  

Самостоятельность выполнения упражнений на простейших и сложных тренажёрах.

Мониторинг.

2.4.Содержание учебного плана

Раздел 1.Знакомство с простейшими тренажёрами.

Теория: Техника безопасности работы с простейшими тренажёрами. Изучение основных видов движений на простейших тренажерах.

Практика: Выполнение упражнений на простейших тренажерах. К\у «Лягушата».

Раздел 2.Знакомство со сложными тренажёрами.

Теория: Техника безопасности работы со сложными тренажёрами. Изучение основных видов движений на сложных тренажёрах. Познавательная минутка «Помоги своему позвоночнику». Познавательная минутка «Детям об осанке».

Практика: Выполнение упражнений на сложных тренажёрах. Ходьба по гимнастической скамейке, упражнения с обручем, прыжки в длину с места, ходьба по канату. Дыхательные упражнения «Часики», «Штангисты», «Наш носик». К/У «Веселые прыжки», «Ходим в шляпах», «Походи боком».

Раздел 3. Закрепление навыков работы на простейших и сложных тренажёрах.

Теория: Познавательная минутка «Как правильно стоять?», познавательная минутка «Я и тренажер».

Практика: Самостоятельное выполнение упражнений на простейших и сложных тренажёрах. Прыжки на обеих ногах через шнуры, ходьба на носках, пятках, ползание по гимнастической скамейке на животе, ходьба в колонне по одному «Великаны и гномы», бег на месте, прокатывание мяча головой, ходьба в колонне на мысках, ходьба по гимнастической скамейке, повороты влево, вправо по сигналу. П/И «Море волнуется», «Зверолов», «Кот и мыши», «Третий лишний». К/У «Жучок на спине», «Цапля», «Ежик вытянулся, свернулся». Дыхательное упражнение «Барабан», «Дышим животом».

2.5.Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов (академ.)

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

04,11,18, 25

17.00

очная

4

1)Вводное занятие. Знакомство с простейшими тренажёрами.

2)Изучение основных видов движений на тренажёрах.

3)Выполнение основных упражнений на простейших тренажёрах.

4)Закрепление основных видов движений. П/у «Лягушата».

Физкультурный зал

Прохождение инструктажа.

Наблюдение за правильностью выполнения.

Индивидуальные контрольные упражнения.

Тестовое упражнение на время.

2

Октябрь

02,09,16,23,30

17.00

очная

5

5)Освоение сложных тренажёров, основных видов движений на них.

6)Занятие на тренажёрах. Ходьба по гимнастической скамейке.

7)Занятие на тренажёрах. Дыхательное упражнение «Часики».

8)Занятие на тренажёрах. Познавательная минутка «Детям об осанке».

9)Занятие на тренажёрах. К/у «Весёлые прыжки».

Физкультурный зал

Прохождение инструктажа.

Наблюдение за правильностью выполнения.

Индивидуальные контрольные упражнения.

3

Ноябрь

06,13,20,27

17.00

очная

4

10)Занятие на тренажёрах. Упражнение с обручем.

11)Занятие на тренажёрах. К/у «Ходим в шляпах».

12)Занятие на тренажёрах. Прыжки в длину с места.

13)Занятие на тренажёрах. Бег по сигналу.

Физкультурный зал

Наблюдение за правильностью выполнения.

Индивидуальные контрольные упражнения.

4

Декабрь

04,11, 18,25

17.00

очная

4

14)Занятие на тренажёрах. Познавательная минутка «Помоги своему позвоночнику».

15)Занятие на тренажёрах. Ходьба по канату.

16)Занятие на тренажёрах. К/у «Походи боком».

17)Занятие на тренажёрах.

Дыхательное упражнение «Наш носик».

Физкультурный зал

Наблюдение за правильностью выполнения.

Индивидуальные контрольные упражнения.

Тестовое упражнение на время.

5

Январь

15,22,29

17.00

очная

3

18)Занятие на тренажерах. Прыжки на обеих ногах через шнуры.

19)Занятие на тренажерах. П/И «Море волнуется».

20)Занятие на тренажерах. Ходьба на носках, пятках.

Физкультурный зал

Наблюдение за правильностью выполнения.

Индивидуальные контрольные упражнения.

6

Февраль

05,12,19,26

17.00

очная

4

21)Занятие на тренажерах. Ползание по гимнастической скамейке на животе.

22)Занятие на тренажерах. К/У «Жучок на спине».

23)Занятие на тренажерах. Познавательная минутка «Как правильно стоять?».

24)Занятие на тренажерах. П/И «Зверолов».

Физкультурный зал

Наблюдение за правильностью выполнения.

Индивидуальные контрольные упражнения.

7

Март

05,12,19,26

17.00

очная

4

25)Занятие на тренажерах. Ходьба в колонне по одному «Великаны и гномы». 26)Занятие на тренажерах. К/У «Цапля».

27)Занятие на тренажерах. Бег на месте.

28)Занятие на тренажерах. Дыхательное упражнение «Барабан».

Физкультурный зал

Наблюдение за правильностью выполнения.

Индивидуальные контрольные упражнения.

8

Апрель

02,09,16,23,30

17.00

очная

5

29)Занятие на тренажерах. Прокатывание мяча головой.

30)Занятие на тренажерах. П/И «Кот и мыши».

31)Занятие на тренажерах. Ходьба в колонне на мысках.

32)Занятие на тренажерах. К/У «Ежик вытянулся, свернулся».

33)Занятие на тренажерах. Дыхательное упражнение «Штангисты».

Физкультурный зал

Наблюдение за правильностью выполнения.

Индивидуальные контрольные упражнения.

Тестовое упражнение на время.

9

Май

07,14,21

17.00

очная

3

34)Занятие на тренажерах. Дыхательное упражнение «Дышим животом».

35)Занятие на тренажерах. Познавательная минутка «Я и тренажер».

36)Занятие на тренажерах. П/И «Третий лишний».

Физкультурный зал

Наблюдение за правильностью выполнения.

Индивидуальные контрольные упражнения.

Тестовое упражнение на время.

Мониторинг.

2.6.Взаимодействие с семьями воспитанников

Важнейшим  условием  обеспечения  целостного  развития  личности  ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных  взаимоотношений  с  семьями  воспитанников  и  развития  компетентности  родителей  (способности  разрешать  разные  типы  социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни  детского сада.  

Формы и методы работы с родителями:

  • представление «Визитной карточки» о деятельности детей в тренажерном зале,
  • папка - передвижка «Физкульт-ура!»,
  • распространение буклета «Тренажерный зал – центр для развития двигательной активности детей»,
  • индивидуальное консультирование родителей (по запросам),
  • экскурсии в спортивный зал (тренажерную зону),  
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы.


III. Методическое обеспечение программы

3.1. Методические материалы

Методические пособия:

  1. Гамидова С.К. «Дополнительные физкультурно-оздоровительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста II группы здоровья с использованием  детских спортивных тренажеров» .- методические рекомендации  Смоленск. -2012
  2. Железняк Н.Ч. «Занятия на тренажерах в детском саду», Москва – 2009г.
  3. Рунова М.А. «Движение день за днем». Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет. Линка–пресс, Москва – 2007г.
  4. Жукова Л. «Занятия с тренажерами. Старший дошкольный возраст» / Л. Жукова, Ю. Шершнева/. Дошкольное воспитание, № 1, 2007г.

Технические средства обучения:

  1.  акустическая система;
  2.  мультимедийное оборудование;
  3.  ноутбук;
  4. детские тренажеры.

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление  детской идентичности, образа Я, тесно связано с физическим развитием  ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.  

Для реализации программы в ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда для  физического  развития: имеются спортивный зал, оснащённый тренажерами,  как простейшими, так и сложными.

Наименование

Назначение

 Диски «Здоровье»

Для укрепления мышц туловища и ног, тренировки вестибулярного  аппарата.

 Детские гантели

Для укрепления мышц рук и  плечевого пояса.

Коврик массажный, дорожка массажная, песочная «змейка»

Для массажа ступней, профилактики плоскостопия.

Детский эспандер

Для развития мышц плечевого пояса.

Массажный мяч

Для массажа кистей рук,  мышц разных частей тела.

Мяч - фитбол

Для развития равновесия, координации, укрепления мышц спины и позвоночника.

Тренажер для укрепления пресса

Для тренировки мышц брюшного пресса, спины и рук

Велотренажер

Для развития координации движений, мышц спины и ног.

Беговая дорожка

Для укрепления мышц ног, развития координации движений.

Бегущий по волнам

Для развития координации движений, мышц спины и ног.

Батут

Для развития координации движений

Шведская стенка

Для развития всех групп мышц.

Физкультурно-оздоровительные тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:

  • доступны детям всех уровней физической подготовленности (высокого, среднего, низкого);
  • позволяют создавать игровые ситуации сюжетного характера;
  • учитывают особенности психофизического развития и образного восприятия развития и образного восприятия дошкольников;
  • соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.

Дизайн и конструкция тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях - их можно размещать в физкультурном и тренажерном залах.

3.2. Краткое описание общей методики работы

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием тренажеров:  

•Допуск к занятиям только после определения врачом состояния здоровья и уровня их функциональной и физической подготовленности.

  • Определение оптимального объема физической нагрузки и ее распределение с учетом не только состояния здоровья детей дошкольного возраста, но уровня их физической подготовленности.
  • Индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом не только
    вышеназванных критериев, но и уровня их двигательной активности.
  • Активизация мыслительной и двигательной деятельности детей путем использования различных игровых методов и приемов.
  • Создание таких условий, которые способствуют удовлетворению естественной потребности детей в двигательной активности и развитию физических и нравственно - волевых качеств личности.

С детьми 6-8 лет занятия по физической культуре целесообразно проводить с использованием тренажеров, как простейшего, так и сложного устройства. Это позволит овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению групп мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног.

   В процессе работы на тренажерах развиваются такие физические качества, как сила, быстрота движений, ловкость, гибкость и общая выносливость. Кроме того, занятия с тренажерами активизируют познавательную деятельность детей, формируют их нравственно-волевые   качества   (выдержка,   настойчивость,   дисциплинированность, решительность, смелость), развивают эмоциональность, любознательность и воображение, учат бережно обращаться с тренажерами, а также управлять своим поведением и способами общения со сверстниками.

Формы организации образовательного процесса.

Ознакомление с тренажерами проводится отдельно с каждым ребенком или с небольшой подгруппой (не более пяти детей).

 

Формы организации учебного занятия.

На этапе разучивания комплекса упражнений с тренажерами не следует концентрировать внимание на согласованности действий и четкости их выполнения. Музыкальное сопровождение не дается. Дети выполняют упражнения по показу воспитателя в среднем темпе. Упражнения предусматривают постепенную физическую нагрузку на разные группы мышц рук, плечевого пояса, ног, живота, спины. Амплитуда движений не должна быть слишком большой: достаточно высокая нагрузка приходится на суставы, связки, мышцы, а они у детей еще недостаточно крепкие.

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений с тренажерами у детей постепенно вырабатывается общая выносливость. К 6 годам они способны выполнять упражнения не только по показу педагога, но и на основе его объяснений и указаний, потому что уже осознают двигательную задачу, имеют достаточно четкие представления о направлении движений (в стороны, вправо, влево, вверх, вниз), способны контролировать свои действия и добиваться их четкого выполнения.

На занятиях следует планировать не более 7-10 упражнений с простейшими тренажерами из разных исходных положений. Каждое повторяется 3-7 раз в зависимости от его сложности и подготовленности детей. В каждое занятие можно включать не более двух новых упражнений. При выполнении упражнений особое внимание следует обращать на осанку и дыхание детей, контролируя сочетание вдоха и выдоха с определенными моментами движения.

Для каждого упражнения важно предусмотреть название, а также смену исходных положений. В процессе обучения необходимо использовать разные методы и приемы: показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение, звуковое сопровождение (музыка, удары, звуки, счет и т.д.). Следует помнить: частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Важно не забывать о поощрениях детей: слишком строгая оценка может способствовать появлению негативного отношения к занятиям. В течение учебного года следует постепенно добиваться от детей качественного выполнения упражнений с простейшими тренажерами. Освоенный комплекс может проводиться под музыку.

Общая длительность работы на одном тренажере составляет 3-5 минут (с учетом времени отдыха) в зависимости от функциональных возможностей детей, а также от количества тренажеров. При наличии полного их комплекта (пять-шесть тренажеров для развития разных групп мышц) дети успевают позаниматься на каждом по 2-3 раза; при этом физическая нагрузка строго дозируется. В процессе занятия на тренажерах педагог использует игровые приемы, предлагая детям выполнить имитационные движения, например: «Гонка велосипедистов», «Скачки на лошадях», «Путешествие на автомобиле» и т.д. Выполнять упражнения желательно методом круговой тренировки - дети переходят от одного тренажера к другому по команде педагога. Круговая тренировка дает возможность значительно увеличить объем и продолжительность двигательной активности детей.

Гиперактивным детям дают упражнения на развитие внимания, координации движений, ловкости, а также точности выполнения действий («Не теряй пару!», «У кого больше предметов?», «Не ошибись!», «Дружные пары», «Собери пару или тройку предметов одного цвета или одной формы»). Малоподвижных детей вовлекают в более активную деятельность, предлагая им игровые упражнения на развитие быстроты и скорости движений типа: «Догнать соперника», «Прыгни и повернись!», «Успей поймать!», «Скорее в обруч!».

Заключительная часть (3-4 минуты) включает комплекс упражнений на расслабление мышц и снятие утомления    («Порхание бабочки», «Листья опадают», «Мороженое тает», «Пахнет гарью», «Цветы распускаются» и др.). Дети выполняют спокойные, плавные движения (расслабленное поднимание, разведение и опускание рук из положения стоя, сидя, лежа; махи ногами в медленном темпе; кистями рук; наклоны туловища вперед; приседания и т.д.).

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Список литературы

1. Вавилова Е.Н. «Развитие основных движений у детей 3-7 лет», М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016

2. Железняк Н.Ч. «Занятия на тренажерах в детском саду», М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

3. Железняк Е.Н., Желобкович Е.Ф. «100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования», М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011

4. Зимонина В.Н. «Воспитание ребенка-дошкольника», М.: Владос, 2013

5. Маханева М.Д. «Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие», М.: АРКТИ, 2014

6. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2004

7. Рунова М.А. «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет», М.: Просвещение,  2005

8. Шебеко В.Н. «Физическое воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2010

9. Шебеко В.Н. «Физкульт-ура!», М.: Мозырь, 2006

10. Гамидова С.К. «Дополнительные физкультурно-оздоровительные зан тия с детьми старшего дошкольного возраста II группы здоровья с использованием  детских спортивных тренажеров» .- методические рекомендации  Смоленск. -2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7ЛЕТ «КРЕПЫШОК»

Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего дв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительного кружка «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  физкультурно – оздоровительного кружка  «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС» с перспективным планированием на год. (фитбол- ...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности "Ступеньки здоровья" по детскому фитнесу

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности "Ступеньки здоровья" по детскому фитнесу разработана в соответствии с федеральными государственными общео...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол» физкультурно-оздоровительного направления для детей с 3 до 7 лет

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей 5-7 лет "Сохрание и укрепление здоровья детей дошкольников с помощью использования нетрадиционных методов оздоровления "Неболей-ка"

Данная программа акцентирует внимание не только на удовлетворение от правильно сделанных движений, но и на радость и эмоциональный подъем, соответствующий потребностям растущего организма. В результат...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «ЗДОРОВЯЧОК»

Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.Рабочая Программа кружка по физичес...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШАЛУНЫ»

Кружок  «ШАЛУНЫ» включает в себя народные подвижные игры которые имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию ...