Проект "Адаптация с улыбкой"
проект

ДЕТСКИЙ САД- это первый в жизни малыша коллектив. И освиться ему поможет воспитатель и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_adaptatsii.docx291.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №12 «Аленка»

         Проект «Адаптация с улыбкой»

http://img1.labirint.ru/books/429751/scrn_big_1.jpg

Воспитатель первой квалификационной категории: Туманова И.А.

Проект «Адаптация с улыбкой»

Актуальность проекта.

Детский сад - это первый в жизни малыша коллектив. Впервые ребенок отрывается от мамы, остается один с незнакомыми детьми и взрослым. Мамина любовь – главное в жизни ребенка и страх ее потерять огромен. С приходом ребёнка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: новая обстановка, строгий режим дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.

Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.

Основные психологические особенности детей 2-3 лет

• Мышление наглядно-действенное.

• Взрослый интересен как источник защиты и помощи, ласки.

• Сверстник малоинтересен; общаться трудно.

• Речь словосочетаниями.

• Отвечает на вопрос «Кто (что) это?». Учится понимать речь (глаголы).

• Способ передачи информации – показ предмета.

• Эмоции сильные, легко переключаемые.

• С 2,5 лет – кризис «Я Сам». Возраст, конфликтный со взрослыми.

• Объект познания – предметы «здесь и теперь», их внутреннее устройство.

• Способ познания – разбор предмета на части; манипулирование с предметами.

Условие успешности: разнообразная и часто сменяемая развивающая среда.

• Игра индивидуальная, манипуляции с предметами.

• Внимание, память - непроизвольны.

• Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.

Цель проекта: Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи проекта:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;

2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3. Развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4. Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада.

5. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

6. Повышение коммуникабельности между родителями;

7. Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки проекта: 3 месяца

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.

2. Позитивное развитие отношений в детском коллективе.

3. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.

4. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

5. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.

Материалы к проекту:

• анкеты для родителей;

• консультации и индивидуальные беседы с молодыми родителями;

адаптационные листы;

• картотека подвижных игр;

• картотека развивающих игр;

• картотека дидактических игр;

• физкультминутки;

• пальчиковые игры;

• сенсорное оборудование (пирамидки, вкладыши, бусы, конструктор «лего», автомобили).

Основные направления проекта

• Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

• Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

• Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

• Ожидаемые результаты реализации проекта:

• безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

• позитивное развитие отношений в детском коллективе;

• повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

• вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

• активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

Формы и способы по организации процесса адаптацииребенка к новым условиям:

• элементы телесной терапии (обнять, погладить);

• исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

• релаксационные игры (песок, вода);

• сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

• игровые методы взаимодействия с ребенком.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

2. постепенное заполнение группы;

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул);

6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра, воспитатели);

7. протекание адаптации (медицинская сестра, воспитатели).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра "Вопрос на улыбку" по теме ЗОЖ

Конспект интеллектуальной игры по теме ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста. (Игра по типу ТВ игры "Вопрос на засыпку"). Музыкальное сопровождение выложила в аудиозаписи....

Праздник первоапрельской улыбки во 2 младшей группе. (СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ) Воспитатель МДОУ ЦРР Карагайский детский сад №3, Пермский край - Колышкина Надежда Михайловна.

Цель праздника: Развитие музыкально-творческой деятельности детей.Привлекать родителей к участию в художественной, игровой, музыкальной, танцевальной деятельности детей.Доставить детям удовольствие от...

Проект «Поговорим с улыбкой» (консультации педагогов группы «Улыбка» с родителями в интернет - пространстве)

Данный материал включает в себя паспорт педагогического проекта, дневник, приложения, анализ проекта и список литературы. Цель проекта -  использование новой формы сотрудничества с родителями (ве...

Отзывы и рекомендации родителей детей, посещающих МКДОУ №1 «Улыбка» ЗАТО п. Солнечный о работе воспитателя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 1 «Улыбка» Мингалеевой Ирины Владимировны

Отзывы и рекомендации родителей детей, посещающих МКДОУ №1 «Улыбка» ЗАТО п. Солнечный о работе воспитателя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 1 «Улыбк...

Акция подари улыбку другу " Всемирный день улыбки "

Цель: показать значимость понятия «улыбка» в жизни человека и окружающих его людей, через акцию "Подари улыбку другу". Задачи: - развитие коммуникативных спос...

программа развитию эмоционально волевой сферы "Раз улыбка, два улыбка"

Программа развития эмоционально волевой сферы дошкольника «Раз улыбка, два улыбка»Цель программы:обеспечение эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнкаЗадачи прогр...