Проект по здоровьесбережению детей в ДОУ "Здоровым быть хочу"
проект (старшая группа)

Абсалимова Ксения Юрьевна

Проект с технологиями здоровьясбережения, реализованный мною в детском саду МБОУ "НемировскаяСОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zdorovym_byt_khochu.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Немировская средняя общеобразовательная школа" (детский сад)

"ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ХОЧУ"

Разработала проект: воспитатель

МБОУ "Немировская СОШ"

Харламова Ксения Юрьевна

ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ХОЧУ»

Актальность разработки проекта. Проектирование педагогической системы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников в процессе физического воспитания осуществлялось по результатам диагностики состояния здоровья и уровня развития основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Увеличение ослабленных детей в нашем детском саду побудило внести коррективы в организацию, содержание и технологию проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Деятельностный и индивидуальный подход явились основополагающим в процессе проведения физкультурной работы с детьми, в процессе которой решалась задача активного вовлечения детей в процесс самооздоровления.

Спроектирована педагогическая система работы по формированию ценностного отношения к собственному здоровью и ценностного отношения к здоровому образу жизни, включающая нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий, содержание педагогического взаимодействия, средства оздоровления детей, технологию достижения поставленной цели.

Основной целью педагогического проекта явилось создание условий, направленных на сохранение здоровья воспитанников и формирования ценностного отношения к ЗОЖ в процессе интегрированного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса и в системе физического воспитания.

Задачи проекта :

Создать среду, обеспечивающую активную самостоятельную двигательную деятельность ребенка, развитие его физических качеств и потребность в саморазвитии.

Включить в содержание физического воспитания старших дошкольников знания по вопросам культуры тела, культуры здоровья и физической культуры;

Привлечь детей к активной двигательной деятельности по организации ЗОЖ в процессе физических занятий oc и oc интегрированного oc взаимодействия oc всех oc участников oc образовательного oc процесса;

Формировать oc эмоционально oc положительное oc отношение oc ребенка oc к oc содержанию oc занятий oc (эмоционально- oc мотивационный oc уровень oc ценностного oc отношения: oc поддержание oc интереса, oc потребности oc в oc активной oc двигательной oc деятельности, oc положительных oc эмоций).

Концептуальная oc основа oc собственной oc педагогической oc системы oc содержит oc идеи oc оздоровительно-развивающей oc работы oc с oc дошкольниками oc В.Т. oc Кудрявцева oc и oc Б.Б. oc Егорова, oc которые oc сконцентрированы oc в oc четырех oc принципах:

Развитие oc воображения oc через oc особые oc (нетрадиционные) oc формы oc двигательной oc активности oc детей.

Формирование oc осмысленной oc моторики.

Создание oc и oc закрепление oc целостного oc позитивного oc психосоматического oc состояния oc при oc различных oc видах oc деятельности.

Формирование oc у oc детей oc способности oc к oc содействию oc и oc сопереживанию.

Содержание педагогическоого проекта включает oc три oc уровня, oc ориентированных oc на oc реализацию oc поставленных oc задач:

1. oc блок: oc когнитивно-ориентированный oc (информационный) oc - oc включение oc знаний oc по oc вопросам oc культуры oc тела, oc культуры oc здоровья oc и oc физической oc культуры; oc 

Реализация oc данного oc уровня oc осуществляется oc в oc процессе oc занятий oc физической oc культуры oc и oc в oc системе oc других oc видов oc совместной oc деятельности oc (игра, oc праздники, oc развлечения, oc труд). oc На oc этом oc уровне oc блок oc дидактической oc задачи oc составляют oc такие oc компоненты, oc как: oc цель, oc задачи oc и oc принципы.

2. oc блок: oc деятельностно-ориентированный oc - oc привлечение oc ребенка oc к oc активной oc деятельности oc по oc организации oc ЗОЖ oc в oc процессе oc физических oc занятий oc и oc интегрированного oc взаимодействия oc всех oc участников oc образовательного oc процесса.

Второй oc уровень oc системы oc формирования oc здорового oc образа oc жизни, oc или oc технология oc решения oc дидактической oc задачи, oc включает oc в oc себя oc такие oc компоненты, oc как: oc средства, oc содержание, oc методы oc и oc организацию oc педагогического oc процесса oc в oc интеграции oc с oc воспитателями oc и oc родителями oc воспитанников.

3. oc блок: oc эмоционально oc – oc ценностный oc - oc формирование oc эмоционально oc положительного oc отношения oc ребенка oc к oc содержанию oc занятий oc (эмоционально- oc мотивационный oc уровень oc ценностного oc отношения: oc поддержание oc интереса, oc потребности oc в oc активной oc двигательной oc деятельности, oc положительных oc эмоций).

На oc третьем oc уровне oc целенаправленно oc придается oc физкультурно-оздоровительной oc деятельности oc ценностно-ориентированный oc характер oc с oc целью oc формирования oc у oc дошкольников oc мотивационно-ценностного oc отношения oc к oc своему oc здоровью, oc основанному oc на oc осознанном oc принятии oc основ oc здорового oc образа oc жизни; oc  oc формируют oc волевую oc сферу oc личности oc ребенка oc в oc процессе oc физического oc воспитания oc как oc необходимого oc условия oc успешности oc любой oc деятельности.

Содержание oc педагогической oc системы oc включает oc перспективный oc план oc и oc методические oc разработки oc занятий, oc досугов, oc развлечений, oc спортивных oc праздников, oc выступающих oc средством oc формирования oc ценностей oc ЗОЖ oc (см. oc приложение).

Содержание oc физкультурных oc занятий oc носит oc сюжетно-тематический oc характер oc в oc соответствии oc с oc тематическими oc модулями oc (блоками), oc реализуемой oc образовательной oc программы oc ДОУ.

Большое oc внимание oc  oc уделяется oc модификации oc регламентированных oc занятий, oc начав oc использовать oc нетрадиционные oc занятия, oc которые oc отличаются oc друг oc от oc друга oc оздоровительными, oc образовательными oc и oc воспитательными oc задачами: oc тренировочное, oc игровое, oc сюжетно-игровое, oc занятие oc с oc использованием oc только oc спортивных oc комплексов oc и oc тренажеров oc разного oc типа, oc предметно-образное oc (с oc вариативным oc использованием oc определенного oc инвентаря), oc занятия oc по oc сказкам oc и oc др.

В oc работе oc по oc физическому oc воспитанию oc и oc оздоровлению oc детей oc принимают oc участие oc старшая oc мед. oc сестра, oc воспитатели, oc муз. oc руководители, oc педагог-психолог, oc учитель-логопед, oc хореограф. oc Так, oc старшая oc мед. oc сестра, oc помимо oc традиционного oc осуществления oc медико-педагогического oc наблюдения oc на oc физзанятиях, oc периодически oc непосредственно oc включается oc в oc ход oc их oc проведения. oc Например, oc опираясь oc на oc первичные oc знания oc детей oc о oc строении oc и oc функциях oc жизненно oc важных oc органов, oc она oc знакомит oc их oc с oc элементарными oc средствами oc оценки oc их oc физического oc состояния oc (ручным oc способом oc нахождения oc пульса, oc звуковым oc дыхательным oc тестом oc на oc проверку oc силы oc легких). oc Муз. oc руководитель, oc помимо oc аккомпаниаторской oc функции oc несет oc еще oc и oc развивающую. oc Например, oc детям oc предлагается oc послушать oc разные oc по oc темпу oc мелодии oc и oc придумать oc к oc каждой oc соответствующее oc движение.

Сотрудничество oc логопеда oc и oc психолога oc в oc организации oc занятий oc проявляется, oc прежде oc всего, oc в oc подборке oc подвижных oc игр oc с oc разной oc психофизической oc нагрузкой, oc а oc также oc и oc в oc участии oc в oc этих oc играх. oc Иногда oc по oc предварительному oc согласованию oc с oc логопедом oc  oc проведено oc логоритмические oc разминки, oc что oc особенно oc важно oc для oc детей oc с oc проблемами oc в oc речевом oc развитии.

Учитывая oc то, oc что oc двигательные oc предпочтения oc мальчиков oc и oc девочек oc несколько oc отличаются oc (мальчики oc предпочитают oc бег, oc метание oc предметов oc в oc цель oc на oc дальность, oc лазание, oc борьбу, oc спортивные oc игры, oc а oc девочки oc – oc игры oc с oc мячом, oc скакалкой, oc упражнения oc в oc равновесии) oc  oc проведено oc часть oc занятий oc раздельно oc для oc мальчиков oc и oc для oc девочек. oc В oc совместных oc занятиях oc в oc подготовительной oc и oc заключительной oc частях oc дети oc выполняют oc упражнения oc все oc вместе, oc а oc в oc основной oc части oc делятся oc на oc подгруппы oc в oc зависимости oc от oc пола, oc и oc каждая oc группа oc выполняет oc свое oc задание.

Руководствуясь oc методикой oc В. oc Кудрявцева, oc работаем oc над oc проблемой oc развития oc у oc детей oc двигательного oc воображения. oc Так, oc на oc занятиях oc обучающего oc характера, oc знакомя oc детей oc с oc тем oc или oc иным oc видом oc движений, oc  oc каждый oc раз oc предложено oc детям oc (после oc выполнения oc образца) oc подумать, oc как oc можно oc выполнить oc его oc по-другому. oc На oc первых oc порах, oc видя oc затруднения oc детей, oc  oc активизировано oc их oc воображение oc путем oc наводящих oc вопросов. oc Например: oc «Изменится oc ли oc ваша oc обычная oc походка, oc если oc вы oc будете oc идти oc по oc ровной, oc каменистой, oc узкой, oc широкой, oc поднимающейся oc или oc спускающейся oc дороге?». oc Одновременно oc предлагая oc  oc им oc представить oc себе oc и oc показать, oc как oc они oc будут oc идти oc в oc том oc или oc ином oc случае. oc Большое oc оживление oc в oc занятия oc вносят oc игровые oc задания, oc например, oc «Покажи, oc как oc идет oc дождь» oc (моросящий oc мелкий, oc ливень, oc веселый oc дождь). oc Аналогичные oc игровые oc двигательные oc задания oc с oc «вхождением» oc детей oc в oc определенный oc образ, oc давались oc и oc при oc освоении oc других oc видов oc движений oc (пробежать, oc как oc яйцо oc всмятку; oc попрыгать, oc как oc лягушки; oc спрыгнуть oc с oc самолета, oc как oc парашютисты).

Для oc совершенствования oc двигательной oc активности, oc воображения oc детей, oc использован oc  oc метод oc моделирования. oc В oc качестве oc опорных oc сигналов oc  oc применены oc карточки oc с oc образным oc или oc схематическим oc изображением oc общеразвивающих oc упражнений, oc направлений oc ходьбы, oc бега, oc способа oc их oc выполнения, oc вариативного oc построения. oc Большим oc подспорьем oc для oc меня oc стали oc и oc готовые oc наглядные oc модели oc последовательности oc действий oc при oc выполнении oc основных oc видов oc движений.

Средства oc реализации oc педагогической oc системы.

Подвижная oc игра oc в oc нашей oc деятельности oc является oc одним oc из oc средств, oc положительно oc влияющим oc на oc динамику oc всестороннего oc развития oc ребенка. oc Игра oc дает oc не oc только oc положительный oc эмоциональный oc заряд, oc развивает oc физические oc качества oc ребенка, oc но oc и oc стимулирует oc его oc умственную oc активность. oc Для oc этого oc предлагаем oc  oc игры, oc содержащие oc в oc себе oc проблему, oc разрешить oc которую oc ребенок oc должен oc самостоятельно. oc Со oc временем oc игровые oc задания oc усложняем.

С oc учетом oc анатомо-физиологических oc и oc психологических oc особенностей oc детей oc включаем oc на oc занятия oc специальные oc игры oc и oc игровые oc упражнения. oc К oc числу oc их oc относятся oc игры, oc используемые oc для oc формирования oc представлений oc о oc здоровье, oc функциях oc организма, oc а oc также oc практические oc действия oc по oc организации oc здоровой oc жизнедеятельности oc - oc эстафеты oc и oc специальные oc игровые oc задания: oc «Собери oc модель oc человека» oc (знание oc о oc частях oc тела oc и oc их oc значимости oc в oc жизнедеятельности oc организма); oc игры-путешествия oc «Осенние oc радости», oc «Зимние oc забавы» oc и oc др. oc (реализация oc двигательной oc активности oc через oc включение oc в oc сюжет oc путешествия); oc игровой oc самомассаж oc (основа oc закаливания oc и oc оздоровления), oc игропластика oc (развитие oc мышечной oc силы oc и oc гибкости, oc включающей oc элементы oc його-терапии).

Пальчиковая oc гимнастика, oc служащая oc основой oc развития oc ручной oc умелости, oc мелкой oc моторики, oc мышления oc и oc фантазии.

Креативная oc гимнастика oc включает oc нестандартные oc упражнения, oc специальные oc задания, oc творческие oc игры, oc направленные oc на oc развитие oc воображения, oc познавательной oc активности, oc свободного oc самовыражения.

Фитбол oc - oc лечебная oc и oc профилактическая oc гимнастика oc с oc использованием oc надувных oc эластичных oc мячей oc (совершенствование oc функции oc равновесия oc и oc двигательного oc контроля, oc укрепление oc различных oc мышечных oc групп, oc положительное oc эмоциональное oc состояние).

Все oc средства, oc используемые oc в oc процессе oc физических oc занятий oc подчинены oc определенной oc сюжетной oc линии. oc Например, oc на oc занятии oc «Мы oc космонавты», oc используем oc надувные oc мячи, oc для oc тренировки oc сердечно-сосудистой oc и oc дыхательной oc систем.

Технология oc реализация oc педагогической oc системы.

Нами oc реализуется oc здоровьесберегающаяя oc технология, oc направленная oc на oc формирование oc основ oc здорового oc образа oc жизни oc дошкольников oc «Лечебные oc игры oc и oc упражнения oc для oc детей» oc (А.А. oc Потапчук), oc «Здоровьесберегающие oc технологии oc в oc ДОУ» oc (Гавырючина oc Л.В.).

В oc интегрированной oc педагогической oc технологии oc формирования oc ценностей oc здорового oc образа oc жизни oc старших oc дошкольников, oc мною oc акцентируется oc внимание oc не oc на oc механическом oc заучивании oc и oc повторении oc движений, oc а oc на oc понимании oc смысла oc за oc счет oc повышения oc мотивации oc и oc качества oc выполняемых oc заданий, oc где oc главным oc является oc идея oc вовлечения oc детей oc в oc проблематизацию, oc творческое oc преобразование oc личного oc двигательного oc опыта oc и oc предлагаемых oc эталонов oc движения.

Знания oc о oc здоровом oc образе oc жизни oc органично oc включаются oc в oc сказочный oc сюжет oc или oc поэтические oc строки, oc что oc облегчает oc их oc запоминание oc (например, oc «Раны oc надо oc мазать oc йодом, oc а oc бутерброды oc маслом oc с oc медом»).

За oc основу oc построения oc занятий oc взята oc традиционная oc структура, oc но oc ее oc содержание oc имеет oc определенные oc специфические oc особенности. oc Так, oc например, oc вводная oc часть oc начинается oc со oc встречи oc со oc сказочным oc персонажем, oc обращающимся oc к oc детям oc с oc просьбой, oc постановкой oc и oc решением oc проблемы, oc отгадыванием oc загадки oc и oc др. oc Основная oc часть oc занятия oc включает oc смысловую oc нагрузку oc всего oc занятия, oc поэтому oc в oc ней oc предусмотрено oc выполнение oc образных oc физических oc упражнений, oc этюды, oc игры, oc направленные oc на oc развитие, oc коррекцию oc эмоционально-личностной oc и oc познавательной oc сфер oc ребенка, oc освоение oc и oc закрепление oc знаний oc и oc практических oc действий oc  oc  oc по oc организации oc ЗОЖ, oc а oc также oc игры oc и oc упражнения oc оздоровительной oc направленности. oc Заключительная oc часть- oc итог oc физкультурного oc занятия. oc Дети oc обмениваются oc впечатлениями. oc Совместно oc  oc  oc с oc педагогом oc формулируют oc советы oc по oc укреплению oc здоровья oc сказочному oc персонажу.

Работа oc с oc родителями.

Понимая, oc что oc положительных oc результатов oc можно oc добиться, oc сделав oc своими oc союзниками oc не oc только oc специалистов oc ДОУ, oc но oc и oc родителей, oc старалась oc привлечь oc их oc внимание oc к oc решению oc проблемы oc физкультурно-оздоровительной oc работы oc с oc детьми. oc Было oc проведено oc  oc анкетирование oc родителей oc и oc выяснено, oc что oc большинство oc семей oc имеет oc лишь oc мелкий oc спортивный oc инвентарь, oc велосипеды. oc В oc перечне oc домашних oc занятий oc детей oc после oc прихода oc из oc детского oc сада oc подвижные oc игры oc занимают oc 3 oc место, oc спортивные oc игры oc и oc упражнения oc – oc предпоследнее. oc Основное oc предпочтение oc отдается oc малоподвижным oc видам oc занятий, oc рисование, oc чтение oc книг, oc просмотр oc телепередач.

На oc родительском oc собрании oc была oc проведена oc консультация oc «Как oc создать oc для oc ребенка-дошкольника oc комнатную oc спортивно-игровую oc площадку», oc в oc дальнейшем oc  oc проведен oc для oc родителей oc устный oc журнал oc «Приобщайте oc детей oc к oc спорту». oc Для oc поддержания oc у oc родителей oc интереса oc к oc моей oc работе планирую oc провестиoc «День открытых oc дверей», oc во oc время oc которых oc они oc могут ocутттттттуттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт понаблюдать oc за oc технологиями oc повышения oc двигательной oc активности oc детей, oc оценить oc уровень oc индивидуальных oc двигательных oc навыков oc и oc способностей oc каждого oc ребенка. oc Это oc побудит oc родителей oc устанавливать oc со oc мной oc личные oc контакты oc для oc разработки oc плана oc совершенствования oc двигательной oc активности oc своего oc ребенка. oc Планируется провести oc oc такие oc праздники oc как oc «Папа, oc мама, oc я oc – oc спортивная oc семья, oc «Веселая oc олимпиада», oc где oc примутoc участие oc родители.

Календарь занятий

Дата

Занятия

Описание

1

2

3

5.02.2018 oc -9.02.2018

Упражнение oc № oc 1 oc «Бабочка»

Упражнение oc развивает oc силу oc грудных oc мышц, oc тренирует oc навык oc правильной oc осанки.

12.02.2018 oc - oc 16.02.2018

Упражнение oc № oc 2 oc «АИСТ»

Упражнение oc тренирует oc чувство oc равновесия, oc развивает oc координацию oc движений, oc формирует oc правильную oc осанку, oc укрепляет oc мышцы oc нижних oc конечностей.

19.02.2018 oc - oc 23.02.2018

Упражнение oc № oc 3 oc «Ящерица»

Упражнение oc укрепляет oc мышцы oc спины, oc живота oc и oc брюшного oc пресса.

26.03.2018 oc - oc 02.03.2018

Упражнение oc № oc 4 oc «Удав»

Упражнение oc укрепляет oc мышцы oc брюшного oc пресса oc и oc плечевого oc пояса.

05.03.2018 oc - oc 09.03.2018

Упражнение oc № oc 5 oc «Замок»

Упражнение oc укрепляет oc мышцы oc брюшного oc пресса, oc передней oc поверхности oc бедер, oc развивает oc координацию oc движений.

12.03.2018 oc - oc 16.03.2018

Упражнение oc № oc 6 oc «Кошечка»

Упражнение oc формирует oc естественные oc физиологические oc изгибы, oc укрепляет oc мышцы oc брюшного oc пресса oc и oc тазового oc дна

19.03.2018 oc - oc 23.03.2018

Упражнение oc № oc 7 oc «Лошадка»

Упражнение oc укрепляет oc мышцы oc передней oc поверхности oc бедер, oc увеличивает oc подвижность oc в oc тазобедренных oc и oc коленных oc суставах

26.03.2018 oc - oc 30.03.2018

Упражнение oc № oc 8 oc Куница»

Упражнение oc укрепляет oc косые oc мышцы oc живота, oc боковые oc мышцы oc туловища, oc мышцы oc бедер

02.04.2018 oc - oc 6.4.2018

Упражнение oc № oc 9 oc «Стрекоза»

Упражнение oc развивает oc координацию oc движений, oc сил oc ног, oc рук oc и oc спины

09.04.2018 oc - oc 13.04.2018

Упражнение oc № oc 10 oc «Страус»

Упражнение oc увеличивает oc подвижность oc плечевого oc пояса, oc расслабляет oc верхнюю oc порцию oc трапециевидной oc мышцы

16.04.2018 - oc 20.04.2018

Упражнение oc № oc 11 oc «Летучая oc мышь»

Упражнение oc тренирует oc разгибатели oc спины, oc развивает oc координацию oc движений

23.04.2018 oc - oc 27.04.2018

Упражнение oc № oc 12 oc «Мостик»

Упражнение oc укрепляет oc мышцы oc брюшного oc пресса, oc увеличивает oc гибкость oc грудного oc отдела oc позвоночника

30.04.2018 - oc 04.05.2018

Упражнение oc № oc 13 oc «Горка»

Упражнение oc укрепляет oc мышцы oc брюшного oc пресса, oc тазового oc дна, oc нижних oc конечностей

07.05.2018 - oc 11.05.2018

Упражнение oc № oc 14 oc «Паучок»

Упражнение oc увеличивает oc подвижность oc в oc тазобедренных oc суставах

14.05.2018 oc - oc 18.05.2018

Упражнение oc № oc 15 oc «Птица»

Упражнение oc увеличивает oc подвижность oc в oc плечевых oc суставах oc и oc формирует oc навык oc правильной oc осанки

21.05.2018 oc - oc 25.05.2018

Упражнение oc № oc 16 oc «Пчёлка»

Упражнение oc повышает oc гибкость oc в oc плечевых oc и oc лучезапястных oc локтевых oc  oc  oc суставах, oc увеличивает oc силовую oc выносливость oc мышц oc плечевого oc пояса

28.05.2018 - oc 01.06.2018

Упражнение oc № oc 17 oc «Рак»

Упражнение oc укрепляет oc мышцы oc спины, oc брюшного oc пресса, oc растягивает oc и oc расслабляет oc грудные oc мышцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно –исследовательский проект по валеологии « Я здоровым быть хочу»

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническая развитие личности. Оно  является важнейшей предпосылкой к познанию окру...

Познавательно-исследовательский проект по валеологии «Я здоровым быть хочу!».

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас ...

Проект по формированию ЗОЖ "Здоровым быть хочу"

Проект по формированию ЗОЖ "Здоровым быть хочу"...

Проект на тему: "Я здоровым быть хочу" для второй младшей группы.

Проект на тему: "Я здоровым быть хочу" вторая младшая группа...

Педагогический проект на тему: «Я здоровым быть хочу!»

Здоровье ребенка превыше всего,Богатство земли не заменит егоЗдоровье не купишь, никто не продастЕго берегите, как сердце, как глаз....

Проект по формированию ЗОЖ "Здоровым быть хочу"

Проект( подготовительная группа)...

Проект по здоровьесбережению "Я здоровым быть хочу!" в средней группе

laquo;Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошк...