Консультация для педагогов и родителей
консультация (младшая группа)

Лутова Светлана Ивановна

Консультация "Роль подвижных игр в физическом развитии детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

на тему

«Роль подвижных игр в физическом развитии ребёнка»

В дошкольном детстве закладываются основы всестороннего гармонического развития личности детей. Важную роль при этом при этом играет физическое воспитание.

Одной из форм физического воспитания являются подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения. Такие качества как силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Игры помогают согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинить личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание.

Большинство подвижных игр имеют познавательное значение, т. к. связаны с подражанием животным, птицам, воспроизведением реальных действий людей.

В подвижныхиграх имеется широкая возможность общения: воспитатель рассказывает содержание игры, правила. Дети узнают новые слова.

Активизации речевого общения способствуют игры с текстом.

В перерывах между ООД, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи, ФЭМП, полезны игры малой и средней подвижностью. Значение этих игр- активный отдых.

Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойны НОД, требующих сосредоточенного внимания, рекомендуются игры более подвижного характера. Проводятся они со всей группой детей в начале прогулки.

После физкультурных и музыкальных занятий, рекомендуются игры средней и малой подвижности. Проводятся они в середине или конце прогулки.

На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера. Это позволит обеспечить разностороннее развитие детей.

Готовясь к проведению подвижной игры, необходимо продумать ход, расположение и возможные передвижения детей, распределение ролей, подготовить необходимое оборудование и материал.

Подвижные игры делятся на два вида:

1. Подвижные игры: сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные подвижные игры имеют сюжет и четкие правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта), игровые действия связаны с развитием сюжета и выполнением роли. Игры этого вида используются во всех возрастных группах.

Бессюжетные игры, типа ловишек, перебежек, связаны с выполнением конкретных двигательных заданий и требуют от детей большой двигательной самостоятельности, быстроты ловкости, ориентировки в пространстве.

К бессюжетным играм относятся игры с элементами соревнования. В этих играх каждый ребенок участвует сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше.

Игры –эстафеты проводятся с разделением на команды. В них дети стремятся выполнить задание так, чтобы улучшить результат команды.

2. Игры с элементами спортивных игр.

Эти игры способствуют повышению уровня физической подготовленности детей и развитию у них физических качеств: ловкости, быстроты, глазомера и т. д.

Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах

Выбор игр.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру.

Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку, привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин, потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре.

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика,мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Организация играющих, объяснение игры.

Объясняя игру важно правильно разместить детейДетей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры.

Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все.

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать.

В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли. И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми.

Проведение игры и руководство ею.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы,от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей.

Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.

Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам.

Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.



Предварительный просмотр:

Консультация

на тему

«Роль подвижных игр в физическом развитии ребёнка»

В дошкольном детстве закладываются основы всестороннего гармонического развития личности детей. Важную роль при этом при этом играет физическое воспитание.

Одной из форм физического воспитания являются подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения. Такие качества как силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Игры помогают согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинить личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание.

Большинство подвижных игр имеют познавательное значение, т. к. связаны с подражанием животным, птицам, воспроизведением реальных действий людей.

В подвижныхиграх имеется широкая возможность общения: воспитатель рассказывает содержание игры, правила. Дети узнают новые слова.

Активизации речевого общения способствуют игры с текстом.

В перерывах между ООД, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи, ФЭМП, полезны игры малой и средней подвижностью. Значение этих игр- активный отдых.

Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойны НОД, требующих сосредоточенного внимания, рекомендуются игры более подвижного характера. Проводятся они со всей группой детей в начале прогулки.

После физкультурных и музыкальных занятий, рекомендуются игры средней и малой подвижности. Проводятся они в середине или конце прогулки.

На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера. Это позволит обеспечить разностороннее развитие детей.

Готовясь к проведению подвижной игры, необходимо продумать ход, расположение и возможные передвижения детей, распределение ролей, подготовить необходимое оборудование и материал.

Подвижные игры делятся на два вида:

1. Подвижные игры: сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные подвижные игры имеют сюжет и четкие правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта), игровые действия связаны с развитием сюжета и выполнением роли. Игры этого вида используются во всех возрастных группах.

Бессюжетные игры, типа ловишек, перебежек, связаны с выполнением конкретных двигательных заданий и требуют от детей большой двигательной самостоятельности, быстроты ловкости, ориентировки в пространстве.

К бессюжетным играм относятся игры с элементами соревнования. В этих играх каждый ребенок участвует сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше.

Игры –эстафеты проводятся с разделением на команды. В них дети стремятся выполнить задание так, чтобы улучшить результат команды.

2. Игры с элементами спортивных игр.

Эти игры способствуют повышению уровня физической подготовленности детей и развитию у них физических качеств: ловкости, быстроты, глазомера и т. д.

Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах

Выбор игр.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру.

Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку, привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин, потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре.

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика,мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Организация играющих, объяснение игры.

Объясняя игру важно правильно разместить детейДетей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры.

Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все.

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать.

В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли. И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми.

Проведение игры и руководство ею.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы,от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей.

Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.

Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам.

Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...