Оздоровительная работа в ДОУ
методическая разработка (старшая группа)

Елена Геннадьевна Румянцева

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_ozdorovitelnoy_raboty_s_detmi_5-6_let.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план оздоровительной работы в логопедической группе.

(Перспективный план в старшей группе,  по формированию ЗОЖ.)

 

                               МКДОУ №18 с.                       Демарино

Воспитатель: Румянцева Е. Г.

Цели физкультурно-оздоровительной работы:

  1. Физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей
  2. Снижение заболеваемости, снижение риска возникновения осложнений после заболеваний.
  3. Усиление работы с родителями по проблеме физического развития и оздоровления детей.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы:

  1. Создать в группе условия для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка.
  2. Обеспечить оптимальное освоение детьми комплекса движений и физических упражнений, необходимых для нормального физического развития.
  3. Оптимизировать работу с семьей по проблеме физического развития и оздоровления детей.
  4. Воспитывать у детей осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.
  5. Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, познакомить с новым физкультурным оборудованием вне занятий.
  6. Осуществлять комплекс закаливающих процедур.

Организация двигательной активности.

Содержание мероприятий

Периодичность

1. Утренняя гимнастика.

2. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре.

3. Прогулки с включением подвижных и народных игр.

4. Гимнастика после дневного сна.

5. Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня.

6. Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности:

– гимнастика для глаз;

– пальчиковая гимнастика;

– дыхательная гимнастика;

– массаж мячами для укрепления мелкой мускулатуры пальцев;

– упражнения на релаксацию;

– физкультминутки.

7. Оздоровительный бег

Ежедневно

2 раза в неделю,

1 раз на свежем воздухе

ежедневно, 2 раза в день

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Профилактические мероприятия

Содержание мероприятий

Периодичность

1. Ароматерапия – в группе дольки чеснока и лука в тарелочке;

2.Чесночные «киндеры»

3. Проветривание по графику

4.Облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный

Ежедневно в период заболеваемости гриппа и ОРЗ

Ежедневно

Ежедневно

Работа с родителями.

Месяц

Темы.

Формы и содержание  работы

Цель и задачи

Сентябрь

Витамины и полезная еда

. Познакомить родителей с проектом " Витамины - наши друзья."

2. Оформить папку-передвижку " Питание детей старшего дошкольного возраста."

3. Памятка: " Культура еда",  "Безобидные сладости."

4. Спортивный праздник ""Быстрее, выше, сильнее" для родителей и детей.

Познакомить родителей с пользой витаминов для укрепления здоровья детей.

Октябрь

Закаливание

1. Родительское собрание: "Здоровье в порядке- спасибо зарядке."

2. Презентация : " Закаливание - средство здорового образа жизни детей дошкольного возраста."

3. Памятки: "Нетрадиционные методы закаливания."

Повышение педагогической культуры родителей путём их просвещения о совершенствовании функций организма, повышении его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами закаливания и физических упражнений.

Ноябрь

ЗОЖ

1. Анкетирование родителей

" Здоровый образ жизни."

2. Беседа " Что такое ЗОЖ."

3. Консультация : "Здоровьесберегающие  технологии в д/саду."

Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья  детей. Определение роли семьи в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

Декабрь.

Дыхательная гимнастика.

1. Оформить папку-передвижку " Всё о дыхании ребёнка"; "Ароматерапия для детей."

2. Консультация для родителей" Дыхательная гимнастика"

3. Методические рекомендации "Развитие речевого дыхания."

4. Семинар-практикум " Дыхательная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой."

5. Памятка для родителей" Точечный массаж носа или волшебные точки."

Познакомить родителей с дыхательной гимнастикой, своеобразной зарядкой нервной системы, помогающей сбросить напряжение. которая к тому же является средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Познакомить родителей с техникой точечного массажа, как средством увеличения защитных сил организма.  

Январь.

Зимние забавы.

1. Оформить папку- передвижку " Подвижные игры на свежем воздухе."

2. Методические рекомендации "Зимние игры и развлечения детей."

3. " Зимние забавы" - совместный физкультурный праздник для детей и родителей."

Вызвать интерес к зимним видам спорта на свежем воздухе, играм и развлечениям, потребность в физических упражнениях и играх.

Февраль.

Профилактика плоскостопия.

1. Оформить папку-передвижку "Плоскостопие у детей."

2. Методические рекомендации " Игры и упражнения для профилактики плоскостопия."

3. Семинар-практикум "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста."

4. Музыкально-спортивное развлечение с родителями, посвящённое " Дню Защитника Отечества."

Познакомить родителей со специальными профилактическими и коррекционными упражнениями для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Март.

Движение -

основа жизни.

1. Оформление папки-передвижки " Организация двигательного режима."

2. Презентация " Физкультура и спорт."

3. Семинар-практикум " Организация физических упражнений дома."

Познакомить родителей с необходимостью организации двигательного режима детей старшего дошкольного возраста.

Апрель.

Профилактика и коррекция нарушения зрения.

1. Оформление папки-передвижки "  Берегите зрение детей."

2. Методические рекомендации " Правила бережного отношения к зрению."

3. Презентация " Гимнастика для глаз."

Познакомить родителей с приёмами восстановления зрения у детей.

Май.

Профилактика искривления осанки.

1. Методические рекомендации " Причины формирования неправильной осанки."

2. Памятка для родителей "Игры для коррекции искривления осанки."

3. Семинар-практикум " Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста."

Познакомить родителей со специальными коррекционными упражнениями для профилактики нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы в старшей группе,

  по формированию ЗОЖ.

Содержание и формы работы     с детьми

Месяц, тема

1. Беседа: «Заботимся о своем здоровье».  Познакомить детей с понятием «здоровье», формировать положительную мотивацию к ЗОЖ. Закрепить умения детей отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы своих товарищей. Закреплять культурно -гигиенические навыки детей.

Беседа – презентация «Полезная еда». Учить осознанно относиться к своему питанию, показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи; формировать умение отличать полезные продукты от вредных.

2. Игра- занятие «Фрукты полезны взрослым и детям»

Цель: Закрепить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека

3.  С/рол. игра «Поликлиника»

Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли.

 4.Экскурсия «В гости к Лесовичку». Познакомить с осенними грибами, о разделении их на съедобные и ядовитые; закрепить правила поведения в лесу, бережное отношение к окружающему миру природы

5. Викторина «Витамины и полезные продукты» Выставка-дегустация «Овощи на столе». Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека

6. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит»  Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита»

7. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Отгадай по вкусу». Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию, упражнять в умении дифференцировать овощи и фрукты. Формировать первичное знание о съедобных и несъедобных продуктах

8 Аутогенная тренировка «В лесу».
9. Труд по уборке территории.
10. Рисование: «Дары осени». Закрепить представления о пользе употребления овощей и фруктов.

11. Самостоятельные игры в физкультурной зоне: «Серсо», «Кольцебросс», «Дартс».
12 Развлечение: «Вершки и корешки»

Цель: Обеспечить развитие   детей классифицировать овощи по принципу съедобности корня и стебля; развивать внимание, память, формировать интерес к играм.

Сентябрь

Витамины и полезная еда

1. Занятие «Помоги Пете сберечь здоровье»

Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.

2. Беседа: «Витамины и полезные продукты

Беседа «В бой с простудой». Добиваться, чтобы дети осознали важность закаливающих процедур для своего здоровья, выполняли их сознательно. Дать практические навыки по выполнению обтирания, воспитывать стремление закалять свой организм

Беседа «Режим дня». Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Закрепить последовательность действий утром, днём и вечером. Воспитывать желание соблюдать режим дня.

3.Дидактические игры «Узнай по описанию», «Съедобное – несъедобное»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию, упражнять в умении дифференцировать овощи и фрукты. Формировать первичное знание о съедобных и несъедобных продуктах

4 С/рол. игра «Овощной магазин»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в общественных местах.

5.. Рассматривание альбома «и беседа на тему: «закаляйся если хочешь быть здоров»
6. Психогимнастика на выражение различных эмоций:
- Таня – плакса
- Поссорились и помирились
- Разное настроение
- Котята
- Пожар
- Потерялся.
7. Подвижные игры по желанию детей.
8. Точечный массаж.
9.Чтение
 Д. Орлова «Непослушный Стобед решил закаляться». Формировать привычку к ЗОЖ, закреплять знания о здоровье, частях тела, продолжать учить слышать произведение, уметь отвечать на вопросы. 4

Октябрь

Закаливание

1.Беседа. «Что такое микробы» ,      «Почему надо соблюдать правило гигиены»      

Цель: Сформировать представления о том что большинство заболеваний носит  инфекционный характер.  Разъяснить, что человек сам должен беречь себя от болезней

2.Дидактические игры  «Да здравствует мыло душистое», «Зубки крепкие нужны зубки белые важны»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности (мыло, полотенце, зубная паста). Формировать умение детей как нужно ухаживать за зубами и правильно питаться.

 3. Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода».

Цель: Формировать умение детей делать выводы, мышление, вызвать радость от открытия полученных опытов

 4. С/рол. игра «Искупаем куклу Катю», «Салон красоты»

Цель: Формировать практические умения при умывании и купании куклы, закреплять знания о предметах личной гигиены

 5. Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», З.Александрова «Купание»

 6.Досуг «Вместе с бабушкой Ягой».
7. Мастерская по изготовлению «Спальной комнаты» для кукол.
8 Самомассаж волшебные точки.

Ноябрь

ЗОЖ

1. Беседа «Бережем здоровье зимой». «Как мы дышим»

Цель: Рассказать о значении физкультурных занятий для здоровья детей.

Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодный период года. Формировать основы безопасного поведения в группе и на участке.

2.Дидактическая игры «Назови зимние виды спорта»

Цель:  Способствовать развитию знаний о зимних видах спорта.

 «Идём гулять» Цель: закрепить знание названий одежды; совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.

 Формировать знания у детей зимней одежды и порядок одевания. Прививать интерес к зимним играм и забавам.

 3. Чтение  С. Шукшина «Как беречь нос». С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка». Е.Багрян «Маленький спортсмен»;

А.Барто «Наступили холода»;

Загадки о разных видах спорта

4. С/рол. игра «На приеме у врача», «Больница»

Цель: Формировать навык пользования носовым платком, приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто-нибудь находится рядом.

5.Решение проблемных ситуаций «Что будет, если…»

Цель: продолжать знакомить детей с назначением одежды, обуви, головных уборов. . Формировать осознанное отношение к использованию человеком одежды.

6.КВН «Я здоровье берегу – я здоровым быть хочу»
7 Решение проблемных ситуацийИндивидуальное поручение: «Что слышу, то и делаю»
6. Дидактические игры: «Найди отличия», «Не пропусти звук» .
1. Игры на развитие координации движения в физкультурной зонеглазомера.
2. Катание и игры на санках и лыжах.

Декабрь

Дыхательная гимнастика.

1.Беседа «Правила безопасности зимой»

Цель: напомнить правила безопасного поведения во время зимних забав9катание с горки, катание на лыжах, на коньках)

2. Дидактические игры «Назови зимние виды спорта», «Назови правильно», «Реши кроссворд».

Цель: Закреплять знания детей о зимних видах спорта, и о правильном питании.

3. Продуктивная деятельность: Рисование «Зимние забавы»

 Цель: Учить детей придумывать сюжет, заполнять всё пространство листа закрепить умение рисовать ватной палочкой. 

4. Чтение С.Михалков «Про девочку которая плохо кушала»

С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка».

5.Праздник «Зимние забавы»
6 Трудовая деятельность «Накроем стол красиво».

7 Сюжетно – ролевая игра «Столовая».
8 Игровое упражнение: « «Съедобное – не съедобное»

Январь

Зимние забавы.

1. Беседа «Моё тело», «Мы все похожие, но разные». Рассматривание картин – «Тело человека»

Цель: Познакомить детей с частями тела, формировать знания об отдельных частях своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Повышение интереса детей к здоровому образу жизни

 Беседа «Как быть здоровым». Уточнить представления о способах ухода за органами слуха, зрения, за полостью рта и кожей; закрепить знания о микробах и вирусах, о путях проникновения их в организм; о роли личной гигиены и профилактике заболеваний.

2. Дидактические игры «Запомни движение», «Покажи части тела».

Цель: Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

3. Чтение С.Прокофьев «Румяные щечки», С.Маршак «Тело человека»

4.С/рол. игра  «Расскажем Мишке, как нам измеряли рост»

Цели: закрепить знания о частях тела человека  

5.Спортивное развлечение «23 февраля»

 6.Игровое упражнение: «Послушай свой организм».
7 Рисунок на оконном стекле.
8. Дыхательная гимнастика, сюжет: «В лесу».
9. Обсуждение и заучивание пословиц:
- В здоровом теле здоровый дух
- Кто спортом занимается, тот силы набирается
- И смекалка нужна, и закалка важна.
10. Сюжетно – ролевая игра: «Больница».
11. Подвижные игры: «Санный поезд», Оленьи упряжки», «Игра со снегом»

Февраль

Тело человека

1. Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» .   «Опора и двигатели нашего организма»
Цель   Рассказать детям, как связаны здоровье и чистота.

2.Экскурсия в больницу

 Познакомить с предметами, необходимыми врачу и медсестре для работы

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

3 Дидактическая игра «Назови вид спорта» «Если кто-то заболел» Цель: закреплять знания о профессиях врача и медсестры; раскрыть значение скорой помощи

Закрепить название некоторых видов спорта

 4. С/рол.  игра «Физкультурное занятие в детском саду»

Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательной   деятельности . Развить игровой диалог, игровое взаимодействие; закрепить знания о профессиях врача, медицинской сестры.

5 Продуктивная деятельность Рисование «Эмблемы к видам спорта»

Цель: Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Уточнить знания о спортивном инвентаре.

6 Игровое упражнение: «Мы здоровью скажем – да!».
7. Чтение Е. Пермяк «Язык и нос», В. Бланки «Чей нос лучше».
8 Ручной труд: «Подарок маме» (изготовление массажных ковриков с пуговицами)
9. Рассматривание альбома «Олимпиада»

Март

Движение -

основа жизни.

 

 1. Беседа «Бережем глазки». Разучивание гимнастики для глаз. Дать детям понятие о том, что с каждым днем растет нагрузка на зрение, поэтому каждый человек должен и может бороться за хорошее зрение и его сохранность. Акцентировать внимание детей на том, как правильно заниматься чтением, рисованием и т.д., без вреда для глаз.

2Дидактическая игра «Опасно-безопасно», «Скорая помощь», «Я поступаю правильно»

Цель: Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность.

3. С/рол. игра  «Больница»

Цель: Обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице. Закрепить знание детей о профессии врача, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

 4. Чтение Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо»;

5. Загадывание и отгадывание загадок о частях тела человека

6. Творческое рассказывание на тему: «Как я ухаживаю за собой».
7 Труд: « Приведи свои личные вещи в порядок».

Апрель

Профилактика и коррекция нарушения зрения.

1. Беседа «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья» ,«Лето красное – для здоровья время прекрасное"

Цель:   Сформировать представление о пользе закаливания в летний период  

 2.Дидактическая игра: «Утро начинается», «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: закреплять знания о правильном поведении  с животными, соотносить изображённое на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с опасностью:

 3. С/рол. игры «Семья», «Поликлиника»; «Аптека»

Цель: закрепить знания о профессиях врача и фармацевта, способствовать формированию основ здорового образа жизни 

Продуктивная деятельность Рисование «Светит солнышко»

Цель: формировать умение детей передавать в рисунке образ солнышка

4 Чтение и заучивание: потешки «Солнышко ведрышко», стихи  о лете Непосредственно – образовательная деятельность:
«Знакомство с лекарственными растениями»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
5 Познавательно – исследовательская деятельность «Рассматривание микробов в микроскопе». Обсуждение увиденного.
6 Составление рассказа по картинкам «Почему ребята заболели».
7. Сбор лекарственных растений.
8 Художественное творчество на тему: « Придумай эмблемы для страны здоровья»

Май

Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми

В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...