Опыты для детей с мылом
опыты и эксперименты

Жеравкова Евгения Николаевна
  • познакомитесь с историей создания мыла;
  • сделаете мыло своими руками;
  • продемонстрируете ребенку явление поверхностного натяжения;
  • обсудите, в каких случаях без мыла не обойтись, а когда достаточно воды для чистоты рук;
  • покажите фокус с мылом и тарелкой;
  • и, конечно же, займетесь творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_dlya_detey_s_mylom.docx148.99 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты для детей с мылом

Знакомство с мылом у малышей происходит уже в первые дни их жизни. Ежедневные гигиенические процедуры делают мыло обыденным предметом в жизни ребенка, а в настоящее время еще одним из главных персонажей в борьбе с непокорными вирусами. А вместе с тем – это очень интересный материал для изучения, экспериментирования и творчества. Предлагаю вам провести несколько простых опытов, в процессе которых вы:

  • познакомитесь с историей создания мыла;
  • сделаете мыло своими руками;
  • продемонстрируете ребенку явление поверхностного натяжения;
  • обсудите, в каких случаях без мыла не обойтись, а когда достаточно воды для чистоты рук;
  • покажите фокус с мылом и тарелкой;
  • и, конечно же, займетесь творчеством.

История создания мыла

Процесс создания мыла был известен еще древним цивилизациям Шумера и Вавилона, о чем свидетельствуют найденные во время раскопок глиняные таблички с изображенным на них процессом мыловарения. Также и в древнем Египте мыло регулярно использовалось для омовения, а в древнем Риме для бытовых целей.  Одна из версий гласит, что древние римляне обратили внимание на то, что после дождя вода в реке Тибр начинала пениться и вещи в ней отстирывались лучше. Это происходило благодаря попаданию смеси из золы и жира животных, которых сжигали на горе Sapo в воду реки. Так название горы легло в основу англоязычного названия мыла «soap».

Позже, после падения древних цивилизаций все эти знания были утеряны и люди использовали для очищения кожи песок, пчелиный воск, древесную золу и даже металлический скребок — стригиль, которым соскребали с кожи грязь.

Мы решили попробовать один из способов очищения рук – песком. Для этого испачкали руки растительным маслом и попробовали отмыть их в воде. Результат был неутешительным. Кожа оставалась жирной и липкой. После того, как руки потерли песком и смыли чистой водой, кожа стала достаточно чистой.  Мы сделали вывод, что песок вместо мыла вполне подходящая альтернатива особенно на природе или в походе.

Изготовление мыла своими руками

Далее, мы обсудили, что сейчас мыло делают жидким и твердым кусковым. Каждый из этих вариантов имеет свое преимущество. Жидкое обеспечивает более качественную гигиену, поскольку каждый раз не контактирует с кожей человека и микробами на руках. В то же время твердое кусковое мыло может быть создано по индивидуальному рецепту своими руками и стать отличным подарком близким и друзьям.

В качестве основы для изготовления мыла своими руками Вам понадобится:

  • обычное детское мыло без добавок и ароматизаторов,
  • 1 ст.л. растительного масла;
  • 10 капель эфирного масла;
  • пищевой краситель (можно порошковый для яиц);
  • детские формочки для песочницы;
  • терка, водяная баня и 0,25 ст. теплой воды.

Детское мыло трем на терке, добавляем четверть стакана воды и на водяной бане растворяем мыло до жидкого состояния. Следует отметить, что кусковое мыло достаточно тугоплавкое и если есть возможность, то лучше его плавить в микроволновке. В жидкую смесь добавляем растительное масло, эфирное масло и краситель. С красителем важно не переборщить, иначе пена в готовом мыле будет цветная. Все хорошо перемешиваем и выкладываем в формочки. Оставляем охлаждать, после чего вынимаем из формочки, немного сжимая её края.

В результате у нас получилась цветное ароматное мыло собственного производства!

С жидким мылом мы предлагаем провести опыты, демонстрирующие явление поверхностного натяжения. 

Пена в стакане

В стакан наливаем воды, добавляем моющее средство и просим ребенка подуть через коктейльную трубочку получившийся раствор.

Важно! Проводите этот опыт только в том случае, если уверены, что ребенок может четко следовать инструкции, и не станет пить воду через трубочку.

В результате над поверхностью воды образуется пышная пена, появление которой объясняется наличием особых молекул в составе мыла. Эти молекулы похожи на булавки, головки которых любят воду, а хвосты воду отталкивают. При смешивании мыла с водой эти «булавки» плотно прижимаются друг к другу и готовы окружить любую жирную грязь плотным кольцом, тем самым очистив загрязненную поверхность или отстирав пятно от ткани. В нашем же случае – мы вдуваем в раствор воздух и эти молекулы, плотно прижавшись друг к дружке, окружают появившийся внутри жидкости газ, тем самым создавая вокруг пузырьков воздуха тонкую пленку.

Поверхностное натяжение мыльного раствора достаточно велико, поэтому пузырьки долго не лопаются, позволяя любоваться красивыми узорами и даже пускать мыльные пузыри.

Пугливые перчинки

Для этого опыта нам понадобится тарелка с водой и молотый черный перец. Молотым перцем притрушиваем поверхность воды. Более крупные частички осядут на дно, а мелкие останутся на поверхности – они-то нам и нужны. Теперь капаем в центр тарелки каплю жидкого мыла и наблюдаем как в тот же миг все перчинки, которые находились на поверхности воды уплывут с краю тарелки.

Почему так происходит? Все дело в поверхностном натяжении воды. Легкие перчинки лежат на тонкой пленке воды. А когда мы капаем в воду жидкое мыло, пленка разрушается молекулами -«булавками», о которых мы говорили выше. Эти молекулы стремятся отграничить воду и отталкивают перчинки к периферии.

Смывание гуаши

Заканчивая говорить, о том, как работает мыло на молекулярном уровне, мы провели опыт со смыванием гуаши с рук.

После того, как Федя порисовал ладошками, я предложила ему помыть руки обычной водой. Большая часть краски конечно же смылась, но полностью чистыми руки не стали, как бы тщательно сын их не тер.  После того, как он намылил руки мылом – краска смылась полностью и руки стали чистыми.

Освоив историческую, теоретическую и практическую часть по использованию мыла, мы предлагаем перейти к развлекательной, больше похожей на фокусы, чем на опыты, но при этом не менее интересную часть.

Мыло – силач

Для этого опыта нам понадобится кусок мыла и тарелка. Тарелку необходимо слегка смочить водой, потом сверху положить мыло, прижать его и пару раз прокрутить вокруг своей оси. Оставляем мыло на тарелке на 2 минуты. Пробуем поднять мыло, при этом тарелка поднимается вместе с мылом, т.к. последнее «приклеилось» к тарелке.

Почему так произошло? Когда мыло намокло, между тарелкой и куском мыла образовалась мыльная пена, молекулы которой максимально сблизились с молекулами тарелки, и между ними возникло взаимное притяжение. Поэтому после высыхания тарелка и кусок мыла «склеились», т.е. вели себя как одно целое.

Этим свойством мыльной пены пользовались хозяйки во времена деревянных рам, утепляя окна и заклеивая щели полосками бумаги, смоченной в густом мыльном растворе.

В завершение нас ожидает творческое задание по рисованию мылом на ткани. Для этого лучше всего подойдет мыльный «смылок» с тонким краем и плотная темная ткань (не трикотаж). Мыло прекрасно рисует по ткани, оставляя четкие контуры. При этом любые «ошибки» легко исправить, протерев нужный участок влажной салфеткой.

Эти свойства мыла широко используются рукодельницами при обведении выкроек на ткань и для другой швейной разметки. А мы вам предлагаем сделать свой оригинальный рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство детей с мылом».

Образовательная деятельность с элементами экспериментирования во 2 младшей группе....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

ООД "Знакомство детей с мылом"

ООД "Знакомство детей с мылом"...

Знакомство детей с мылом. Поисково-познавательная деятельность детей 2-ой младшей группы

Материал представляет собой конспект НОД во второй младшей группе. ...

Рекомендации для родителей по экспериментированию «ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ» в формате #Сидим дома с пользой для детей дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по экспериментированию«ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»в формате #Сидимдомаспользойдля детей дошкольного возраста...

Опыты и игры с мылом в детском саду

Опыты и игры с мылом для родителей и детей....