Проект "Правильно дышим- здорово живем"
методическая разработка (старшая группа)

Светлана Геннадьевна Рижко

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»)

 

 

 

 

 

Проект

«Правильно дышим-здорово живем!»

 

 

 

 

 

 

                                                                           Разработала:

                                                                          Воспитатель: Рижко С.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Правоххетинский

2020г

 

 

 

 

Актуальность.

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, так сказать физиологическое дыхание, который постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям в организме.

А нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию заболеваний, связанных с функционированием легких. Особенно этот вопрос актуален в условиях проживания на Крайнем Севере, где ощущается острая нехватка кислорода.

Проблема формирования правильного дыхания у детей, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний.

Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается на речевом дыхании. Нарушение речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно- сосудистых заболеваний и т.д.

В работе логопеда развитие дыхания (а конкретнее правильного речевого выдоха) является одной из задач коррекции речевых нарушений.  И, независимо от уровня развития, очень важно для развития речевого аппарата всех дошкольников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.

Тип проекта: коррекционно-оздоровительный.

Вид проекта: долгосрочный (6 месяцев)

Цель проекта: повышение иммунитета детей, предотвращение простудных заболеваний путем обучения детей правильному диафрагмальному дыханию; обогащение знаний о значимости правильного дыхания для здоровья и жизнедеятельности организма человека и развития красивой плавной речи.

Задачи проекта:
1.  Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.

2.  Понижение уровня заболеваемости респираторными инфекциями среди детей группы.

3. Овладение детьми техники диафрагмального дыхания, закрепление навыка дифференциации носового и ротового дыхания

4. Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной среды.

5. Повышение компетенции воспитателей и родителей в работе по формированию правильного речевого дыхания у детей.

6.    Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

7. Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.

 

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста;

-педагоги;

-учитель-логопед

-родители воспитанников.

 

Основные виды деятельности:

1. Совместная со взрослыми и детьми игровая деятельность.

2.  Работа с родителями.

3. Работа с педагогами.

 

Ожидаемый  результат:

1. У воспитанников сформированы знания о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
2. У воспитанников сформировано правильное диафрагмальное дыхание, глубокий вдох и удлиненный выдох.

3. Сформирована устойчивая мотивация к речевому развитию.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в данном вопросе

5. Повышение грамотности родителей в вопросах коррекционной и оздоровительной работы.

 

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный (1 месяц)

1.      Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.

2.      Составление плана работы.

3.      Анкетирование родителей.

4.      Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного речевого дыхания

5.      Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, дети, родители).

6.      Приобретение и изготовление необходимого оборудования.

7.      Создание картотеки дыхательных упражнений.

8.      Разработка конспектов досугов и развлечений.

 

II этап. Практический (4 месяца)

Работа с детьми:

– Беседы с детьми «Быть здоровым-это просто» (значение правильного дыхания для сохранения здоровья), «Дышим правильно, красиво!»,  «Путешествие к секретам здоровья».

-Создание театрализованных представлений с элементами дыхательной гимнастики.

-Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажеров (индивидуальные и подгрупповые)

- Продуктивная деятельность: занятия по изготовлению дыхательных тренажеров («Гусеница», «колобок», «Дорожки», «Фонтанчик» и т.д )

– Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.

– Фотосессия воспитанников «За здоровьем в детский сад».

-Чтение художественной литературы (Е. Аксельрод стихи «Наш нос», «Про нос», Е. Алленова «Дыхание»)

-Просмотр мультфильмов «Как мы дышим», «Дыхание», «Азбука здоровья»

Работа с родителями:

1.Проведение консультации  и для родителей «Правильно дышим-красиво говорим», «Организация занятий по дыхательной гимнастике дома».

2.  Организация совместной творческой деятельности детей с родителями:

-Практическое занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего мира.

-Конкурс по изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «Дыхательных тренажеров».

 

Работа с педагогами ДОУ:

– Проведение мастер-класса для педагогов: «Развитие речи дошкольников через формирование дыхания» с презентацией игр и пособий.

-Консультация «Формирование правильного дыхания как элемент здоровье сберегающей технологии в работе с дошкольниками».

III этап. Заключительный (1 месяц)

– Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников (сравнительный анализ).

– Выставка пособий.

- Презентация проекта

-Анкетирование о результатах проекта.

Результаты проекта:

Анализ эффективности использования дыхательной гимнастики в повседневной жизни детей показал, что:

1.В группе значительно снизилась заболеваемость воспитанников, что отраженно в мониторинге.

2. Выявлено повышений показателей внешнего и речевого дыхания, более успешное выполнение речевых упражнений,  нормализация артикуляционной моторики, что положительно влияет на речевое развитие ребенка, способствует повышению эффективности коррекционного обучения.

3. Отмечается повышение педагогической компетентности в оздоровительной работе с детьми, а так же заинтересованность родителей в  вопросе формирования положительного отношения к здоровому образу жизни и  использовании здоровьесберегающих технологий в семье.

 

Диссеменация опыта:

1.     Выступление на семинаре практикуме на тему «Развитие речевого дыхание как одно из направлений в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения» в рамках ГМО учителей-логопедов (март 2018)

2.     Мастер-класс для педагогов на тему «Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений» в рамках работы Областного семинара-практикума для воспитателей ДОО «Физкультурно-оздоровительная работав образовательной деятельности воспитателя ДОО» (октябрь, 2018)

3.     Семинар-практикум на тему «Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений дошкольников» в рамках опорного учреждения (январь, 2019).

 

Список литературы.

1. Алямовская В.Г., Современные подходы к оздоровлению детей в

дошкольном образовательном учреждении. Педагогический Университет

«Первое сентября», 2005 год.

2. Бурлакина, О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания / О.В. Бурлакина. - М.: Детство-Пресс, 2012

3. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004.

4. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. 2005, №2.

5. Е.И. Подольская. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика/ Волгоград, 2009.

6. Коновалова, Корниенко: Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и школьного возраста/-.: Учитель, 2020 
 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-_pravilno_dyshim-zdorovo_zhivem.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»)

Проект

«Правильно дышим-здорово живем!»

                                                                           Разработала:

                                                                          Воспитатель: Рижко С.Г.

п. Правоххетинский

2018г

Актуальность.

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, так сказать физиологическое дыхание, который постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям в организме.

А нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию заболеваний, связанных с функционированием легких. Особенно этот вопрос актуален в условиях проживания на Крайнем Севере, где ощущается острая нехватка кислорода.

Проблема формирования правильного дыхания у детей, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний.

Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается на речевом дыхании. Нарушение речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно- сосудистых заболеваний и т.д.

В работе логопеда развитие дыхания (а конкретнее правильного речевого выдоха) является одной из задач коррекции речевых нарушений.  И, независимо от уровня развития, очень важно для развития речевого аппарата всех дошкольников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.

Тип проекта: коррекционно-оздоровительный.

Вид проекта: долгосрочный (6 месяцев)

Цель проекта: повышение иммунитета детей, предотвращение простудных заболеваний путем обучения детей правильному диафрагмальному дыханию; обогащение знаний о значимости правильного дыхания для здоровья и жизнедеятельности организма человека и развития красивой плавной речи.

Задачи проекта:
1.  Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.

2.  Понижение уровня заболеваемости респираторными инфекциями среди детей группы.

3. Овладение детьми техники диафрагмального дыхания, закрепление навыка дифференциации носового и ротового дыхания

4. Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной среды.

5. Повышение компетенции воспитателей и родителей в работе по формированию правильного речевого дыхания у детей.

6.    Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

7. Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста;

-педагоги;

-учитель-логопед

-родители воспитанников.

Основные виды деятельности:

1. Совместная со взрослыми и детьми игровая деятельность.

2.  Работа с родителями.

3. Работа с педагогами.

Ожидаемый  результат:

1. У воспитанников сформированы знания о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
2. У воспитанников сформировано правильное диафрагмальное дыхание, глубокий вдох и удлиненный выдох.

3. Сформирована устойчивая мотивация к речевому развитию.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в данном вопросе

5. Повышение грамотности родителей в вопросах коррекционной и оздоровительной работы.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный (1 месяц)

  1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
  2. Составление плана работы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного речевого дыхания 
  5. Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, дети, родители).
  6. Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
  7. Создание картотеки дыхательных упражнений.
  8. Разработка конспектов досугов и развлечений.

II этап. Практический (4 месяца)

Работа с детьми:

– Беседы с детьми «Быть здоровым-это просто» (значение правильного дыхания для сохранения здоровья), «Дышим правильно, красиво!»,  «Путешествие к секретам здоровья».

-Создание театрализованных представлений с элементами дыхательной гимнастики.

-Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажеров (индивидуальные и подгрупповые)

- Продуктивная деятельность: занятия по изготовлению дыхательных тренажеров («Гусеница», «колобок», «Дорожки», «Фонтанчик» и т.д )

– Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.

– Фотосессия воспитанников «За здоровьем в детский сад».

-Чтение художественной литературы (Е. Аксельрод стихи «Наш нос», «Про нос», Е. Алленова «Дыхание»)

-Просмотр мультфильмов «Как мы дышим», «Дыхание», «Азбука здоровья»

Работа с родителями:

1.Проведение консультации  и для родителей «Правильно дышим-красиво говорим», «Организация занятий по дыхательной гимнастике дома».

  1. Организация совместной творческой деятельности детей с родителями:

-Практическое занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего мира.

-Конкурс по изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «Дыхательных тренажеров».

Работа с педагогами ДОУ:

– Проведение мастер-класса для педагогов: «Развитие речи дошкольников через формирование дыхания» с презентацией игр и пособий.

-Консультация «Формирование правильного дыхания как элемент здоровье сберегающей технологии в работе с дошкольниками».

III этап. Заключительный (1 месяц)

– Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников (сравнительный анализ).

– Выставка пособий.

- Презентация проекта

-Анкетирование о результатах проекта.

Результаты проекта:

Анализ эффективности использования дыхательной гимнастики в повседневной жизни детей показал, что:

1.В группе значительно снизилась заболеваемость воспитанников, что отраженно в мониторинге.

2. Выявлено повышений показателей внешнего и речевого дыхания, более успешное выполнение речевых упражнений,  нормализация артикуляционной моторики, что положительно влияет на речевое развитие ребенка, способствует повышению эффективности коррекционного обучения.

3. Отмечается повышение педагогической компетентности в оздоровительной работе с детьми, а так же заинтересованность родителей в  вопросе формирования положительного отношения к здоровому образу жизни и  использовании здоровьесберегающих технологий в семье.

Диссеменация опыта:

  1. Выступление на семинаре практикуме на тему «Развитие речевого дыхание как одно из направлений в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения» в рамках ГМО учителей-логопедов (март 2018)
  2. Мастер-класс для педагогов на тему «Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста посредством использования игр и упражнений» в рамках работы Областного семинара-практикума для воспитателей ДОО «Физкультурно-оздоровительная работав образовательной деятельности воспитателя ДОО» (октябрь, 2018)
  3. Семинар-практикум на тему «Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений дошкольников» в рамках опорного учреждения (январь, 2019).

Список литературы.

1. Алямовская В.Г., Современные подходы к оздоровлению детей в

дошкольном образовательном учреждении. Педагогический Университет

«Первое сентября», 2005 год.

2. Бурлакина, О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания / О.В. Бурлакина. - М.: Детство-Пресс, 2012

3. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004.

4. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. 2005, №2.

5. Е.И. Подольская. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика/ Волгоград, 2009.

6. Коновалова, Корниенко: Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и школьного возраста/-.: Учитель, 2020 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтоб здоровье улучшать, нужно носиком дышать

Воздух такая же живительная система, как вода, пища, положительные эмоции. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность....

"Мы с родителями здорово живем"

С 5 декабря в нашем детском саду стартовал конкурс  «Спортивная и здоровая семья». Для участия в конкурсе приглашались родители воспитанников  средней,  старшей и подготовительной групп...

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы "Мы дышим, значит - живем"

Цель этого занятия - дать представление о значении воздуха в жизни человека, развивать легкие с помощью дыхательной гимнастики, приучать в повседневной жизни пользоваться приобретенными знаниями....

Конспект занятия по программе "Азбука здоровья" "Зачем я дышу и как я дышу"

Задачи:- приобщать детей к здоровому образу жизни через знакомство со строением системы дыхания человека;-показать влияние кислорода на жизнедеятельность всего организма в целом;- дать понятие о вреде...

конспект НОД по формированию представлений о здоровом образе жизни с использованием дыхательных упражнений "Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для 5-6 лет по теме "Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать". Данный материал будет полезен воспитателям старше...

Буклет для педагогов "Дышим правильно—дышим для здоровья"

Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения те...