Гимнастика для глаз на логопедических занятиях
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время актуальной проблемой являются перегрузки на органы зрения, которые испытывает ребенок при использовании визуальных средств обучения, воспитания и развития (компьютерные игры, телевизор, форсированное семейное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия).
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. К сожалению, в логопедической практике все реже встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Помимо выполнения коррекционных логопедических задач, на занятиях решаются и другие проблемы: развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики и т. д. В коррекционную работу необходимо включать зрительную гимнастику, ведь зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире. Девяносто процентов информации мы получаем посредством зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика для глаз на логопедических занятиях.
В настоящее время актуальной проблемой являются перегрузки на органы зрения, которые испытывает ребенок при использовании визуальных средств обучения, воспитания и развития (компьютерные игры, телевизор, форсированное семейное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия).
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. К сожалению, в логопедической практике все реже встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Помимо выполнения коррекционных логопедических задач, на занятиях решаются и другие проблемы: развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики и т. д. В коррекционную работу необходимо включать зрительную гимнастику, ведь зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире. Девяносто процентов информации мы получаем посредством зрения.
Зрительная гимнастика способствует профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияет на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.
Специальные упражнения для глаз могут быть активными, пассивными или смешанными.
Зрительная гимнастика проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Движения эти однотипные, существует определенный набор движений:
-движения глаз вверх – вниз;
-движения глаз влево – вправо;
-круговые движения глазами;
-зажмуривание глаз;
-моргание и т. д.
Зрительная гимнастика может быть следующих видов:
1. Со стихами;
2. Со зрительными стимулами (предметами);
3. С сигнальными метками и схемами (потолочные и настенные);
4. Электронные зрительные гимнастики (мультимедийные презентации).
Длительность проведения зрительной гимнастики составляет 1 - 2 минуты.
Для привлечения внимания детей дошкольного возраста к выполнению «гимнастики для глаз», предлагаются упражнения в стихотворной и игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка». Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз.
Рекомендации к проведению зрительной гимнастики: комплекс упражнений гимнастики для глаз можно проводить под музыку. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Упражнения для снятия усталости глаз:
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей. «Часовщик» Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз) Чинит часики для нас. (Открыть глаза) (С. Маршак).
В процессе выполнения упражнений дети обучаются пространственной ориентировке. У них закрепляется пространственная терминология (направо, налево, вверх, вниз и т. п., обогащается словарь различными частями речи (соответствие текстов комплексов лексическим темам, развивается координация движений, физиологическое дыхание.
Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках логопеда. Предмет нужно двигать медленно, чтобы ребенок до конца проследил его движение. Показ предмета сопровождается каким-нибудь игровым сюжетом. Например: колобок покатился сначала вправо (встретился с волком, затем вверх (повстречал зайца, вниз (встретился с медведем). Также используются стихи.
«Наша грядка»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи искать.
(Круговые движения глазами).
Что растёт на нашей грядке?
(Посмотреть вниз),
Огурцы, горошек сладкий,
(Влево – право),
Там редиска, там салат –
Наша грядка просто клад.
(Поморгать глазками).
«Про собаку»
Три собаки шли домой,
Папа был большой - большой. Игрушка вверху
Мама с ним пониже ростом Игрушка на среднем уровне
А сынок - малютка просто. Игрушка внизу
Очень маленький он был, Игрушка слева
С погремушками ходил. Игрушка справа
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
(взгляд влево – вправо)
Взвился вверх.
(взгляд вверх)
и полетел
(движения по кругу)
На этапе постановки и автоматизации звука изолированно можно использовать «лабиринт» для развития глазодвигательной функции. Он представляет собой замкнутую линию в виде рыбки, елочки, ежика, т. е. контур какого-нибудь предмета. Второй вариант лабиринта — ребенок должен «пройти» определенную дистанцию. Например: собачка бежит к домику и рычит: «р-р-р», собачка бежит за косточкой, собачка рычит на котенка. Первый раз ребенок «проходит» дорожку молча, следя глазами; второй раз сопровождает движение звуком — собачка бежит и весело рычит: р-р-р. В лабиринте можно изобразить любую дорожку без картинок. Объемные магниты или съемные картинки адаптируются к нужной лексической теме или изучаемому звуку.
Зрительная гимнастика – составляющая часть коррекционно-воспитательной работы. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет различные виды этой деятельности, комплексно воздействуя на развитие ребёнка-логопата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/18/picture-60461.jpg)
Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Наши органы чувств - глаза"
Занятие помогает узнать строение и функции органа зрения - глаза....
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683165-1444323590.jpg)
Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного
Авторская зазработка моего конспекта занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-739745-1453213556.jpg)
Авторский конспект занятия по художесввенно-эстетическому развитию в средней группе «Золотые подсолнушки» с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Желтый подсолнух», гимнастика для глаз «Подсолнухи и сол
Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать аппликативные умения в приложении к тв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-300197-1379778940.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия «У дедушки Матвея» в старшей группе для детей с ОНР с использованием программы «Мимио» и здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз).
Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказов-описаний ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-1073060-1540227767.jpg)
Использование комплекса упражнений для глаз на логопедических занятиях, как средство предупреждения и профилактики зрительных расстройств у дошкольников
Данная статья содержит материал полезный для начинающих специалистов в области - Логопедия. Содержащаяся в статье информация познакомит с основными правилами и приемами импользования зрительных упражн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-1293064-1622010209.jpg)
Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»
Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...