«Акватерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со   взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.      Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой  сфере, мы применили в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию  и криотерапию.

Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия.  Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvaterapiya.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Акватерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со   взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.      Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой  сфере, мы применили в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию  и криотерапию.

Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия.  Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:

1. Стабилизация эмоционального фона.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:

 • игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

• игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);

• игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;

 • игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

В ход игр используем психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.

     Ранее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта, поэтому для стабилизации эмоционального состояния малышей в адаптационный период используем теплые ванночки для рук как игровой и релаксационный метод.

Игры   можно брать следующие:

 « Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;

« Вылови игрушку»  - ситечком выловить из воды;

« Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;

« Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;

« Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;

« Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;

« Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.

«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают

Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей дошкольного  возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.  Для устранения этих нарушений мы применяем криотерапию.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.  Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Методика проведения криотерапии.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.  

Обычно игры со льдом очень нравятся детям.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

С целью повышения эффективности  коррекции выраженных речедвигательных нарушений мы так же используем элементы  методики искусственной локальной гипотермии (криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6-ти точкам:

  1. у крыльев носа – 2 точки;
  2. верхняя губа – 1 точка;
  3. нижняя губа – 1 точка;
  4. уголки губ – 2 точки.

Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15-20 ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

Дидактические игры и упражнения с водой и льдом:

  1. «Разноцветные камушки».  Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого.  Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета.   Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.

  1. «Зашифруй слово».   Цель: Формирование фонематического анализа.  

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.

  1. «Рыбка».  Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая дорожка (              ).     Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума

 «Достань игрушку». Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

  1. «Сколько слогов?».  Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

Ход игры:  На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)

  1. «Вылови букву».  Цель: закрепление зрительного образа буквы

Ход игры:   В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.

> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.

7. «Угадай букву».  Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)

  1. «Составь букву, слово, слог». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.   На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
  2. «Буря». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через соломинку на воду, создавая пузыри.
  3. «Морская прогулка». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи.  Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

10. «Собери бусы».  Цель: развитие мелкой моторики.

Ход игры: собери в воде бусы.

11. «Выложи букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.

Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

12. «Выложи слово».  Цель: Закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика оптической дисграфии.

Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.

Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

13.  «Достань игрушку, скажи какая она» Цель: формирование словаря прилагательных

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

14.  «Угадай предмет». Цель: составление описательного рассказа о предмете

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

15.  «Рыбка» (ориентировка в пространстве).

Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие «Солнышко», непромокаемые фартуки.

Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т.д.

16. «Жемчужины». Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

17.  «Камешки Марблс». Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы. 

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.

18. «Рыбацкие сети» Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины,согласование числительного с существительным.

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

19.  «Пальчиковые игры». Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

20. «Губка».  Цель: развитие  тактильных ощущений.

Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки

Ход игры: достань и выжми губку

21.  «Непроливайки». Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка.

Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.

Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

22. «Самомассаж рук массажными шариками». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения  в словах, предложениях.

Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки

Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными мячиками.

23. Игровое пособие «Солнышко». Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой, или с кубиками льда; цветные камешки.

Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога;

24. «Два озера».  Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки.

Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].

25. «Водолаз».  Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.  Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

 Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

26. «Придумай слово».  Цель: формирование слоговой структуры слова.

Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры:   Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

27. «Исправь ошибку».  Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс.

Ход игры:  Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

28. «Путешествие кораблика».  Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных глаголов наречий;

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик, ракушка, улитка и т.д.).

Ход игры: педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик? Мимо чего проплывает кораблик? И т.д.

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

29. «Что случилось?».  Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно – следственную связь

Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.

Ход игры:  в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

30. «Расскажи сказку».  Цель: развивать связную речь.

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок.

Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.

31. «Придумай историю».   Цель: развивать связную речь.

Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.

Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

32. «Весёлый язычок».  Цель: развитие артикуляционной моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом

Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом.   Артикуляционные упражнения:

*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.

*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.

*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.

*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде.

*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.

33. «Прошагай по ракушкам».  Цель:  автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки.

Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.

34. «Кокофония».  Цель: развитие голосоподачи.

Оборудование: ёмкость с водой.

Ход игры:  пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.

35. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».   Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.

Оборудование: ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры: предложить ребёнку  с закрытыми глазами узнать игрушку

36. «Графический диктант».  Цель:  учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: аквариум с водой, заламинированный разлинованный лист  на клеточки.

Ход игры: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.

Список используемой литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, -105с
  2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. -М.: Астрель, 2006, -223с.
  3. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.
  4. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно - практическое пособие для логопедов и мед. работников.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000, -32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматической стороны речи

Адресовано учителям — логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...

«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...