Статья на тему "Отдых. Релаксация. Сон"
статья (младшая группа)

Коротченкова Оксана Владимировна

Релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Задача релаксационных упражнений состоит в том, чтобы дети научились ощущать свои эмоции, слышали свое тело, управляли своим поведением.

В нашей группе создана картотека игр и упражнений на снятие эмоционального и мышечного напряжения. Некоторые из них представлены в приложении данной статьи.

Особенности выполнения релаксационных упражнений с детьми младшего возраста.

- Время выполнения одного упражнения не более 2-3 минуты, так как в комплекс входят 3-4 упражнения;

- перед каждым упражнением важен настрой детей, заинтересованность;

- должна звучать спокойная музыка, звуки природы, пение птиц, шум дождя, и т.д. все, что повлияет на положительный и спокойный настрой детей в проведении упражнений.

- завершение релаксации должно быть постепенной и всегда на позитиве

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Статья на тему:

                  «Отдых. Релаксация. Сон.»  

       

                                                                   Составила:

                                                           Воспитатель ГБДОУ детский сад № 55                                  

                                                           Коротченкова Оксана Владимировна    

                                                                                             

                                                                                       

                                                                                               «Я не боюсь еще и еще раз

                                  повторять: забота о здоровье - это важнейший труд      

                                  воспитателя. От здоровья жизнерадостности детей

                                  зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение,

                                  умственное развитие, прочность знаний, вера в

                                                                                                   свои силы.»

                                                                                       В.А. Сухомлинский.

                                                                                                                                                                   

  Актуальность применения техник релаксации педагогами в работе с детьми младшей группы ДОУ.

- детские стрессы вследствие излишнего шума и нервности в детском коллективе;

 - недостаток эмоциональной поддержки, недостаток информации.

Задачи:

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- учить ощущать свои эмоции, расслабляться;

- развивать тактильную чувствительность;

- создавать благоприятную атмосферу, снимать напряжение.

В процессе развития, воспитания и участия в образовательной деятельности дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная деятельность и эмоции создают возбуждение в нервной системе, которое накапливается и ведет к напряжению мышц. У детей появляется скованность, неадекватное поведение, тревожность, рассеянность, неуверенность в себе. Как правило дети не могут самостоятельно избавиться от напряжения и начинают нервничать.  Ребенку нужно помочь расслабиться и в этом помогут релаксационные упражнения.

Релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Задача релаксационных упражнений состоит в том, чтобы дети научились ощущать свои эмоции, слышали свое тело, управляли своим поведением.

В нашей группе создана картотека игр и упражнений на снятие эмоционального и мышечного напряжения. Некоторые из них представлены в приложении данной статьи.

Особенности выполнения релаксационных упражнений с детьми младшего возраста.

- Время выполнения одного упражнения не более 2-3 минуты, так как в комплекс входят 3-4 упражнения;

- перед каждым упражнением важен настрой детей, заинтересованность;

- должна звучать спокойная музыка, звуки природы, пение птиц, шум дождя, и т.д. все, что повлияет на положительный и спокойный настрой детей в проведении упражнений.

- завершение релаксации должно быть постепенной и всегда на позитиве

Одни из применяемых упражнений в нашей группе -это упражнения, сопровождаемые текстами:

«Колобок» (прикосновения, поглаживания, тактильный контакт, ритм дыхания) ;

«Птички» (упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма), так как сопровождаются различными движениями;

«Сосулька» (упражнения на расслабление плеч, кистей рук, шеи).

«Минута тишины» (снятие негативных эмоций, расслабленность)

Исходя из своего личного опыта работы с детьми хотела бы отметить, что не всегда приход ребенка в детский сад для него позитивен, а образовательная деятельность интересна и проста. Мы взрослые должны помочь ребенку расслабиться, вызвать интерес и настроить на позитив.

Очень важно подсказать ребенку, что если он будет слушать рассказ с закрытыми глазами, он понравится ему еще больше. Можно включить в рассказ больше фантазии и таким образом у ребенка будет развиваться воображение, что позволит ему стать участником сюжета рассказа.

Выполняя такие упражнения с детьми можно заметить, что они нравятся детям, так как дети воспринимают их как игру, примеряя на себя образ героев и элементов упражнения. Наблюдая за детьми в течение дня мы отметили, что дети из данного упражнения начинают создавать собственный сюжет игры, фантазировать и чувствовать себя расслабленными и открытыми.

Такие упражнения актуальны как в начале режимных моментов-а это время прихода ребенка в детский сад, так и во время проведения непрерывной образовательной деятельности.

 

  Неотъемлемой частью снятия мышечного и эмоционального напряжения у детей является сон. Возвращаясь с прогулки дети утомлены, возбуждены, им сложно успокоится и наша задача настроить их на подготовку ко сну. У многих детей найдется много поводов не заснуть, поэтому релаксация для детей (снятие тревожности и мышечного напряжения) играет важную роль.

После прогулки в свободный перед обедом промежуток времени, в группе можно поиграть в тихие игры с предметами:

1. «Волшебный мешочек». Педагог предлагает малышу запустить ручку в мешочек с маленькими игрушками и, не вынимая угадать, что это.

2. «Подбери фигуру». Назвать фигурку и вложить в подходящее отверстие трафарета. (Набор геометрических фигур)

 Во время подготовки ко сну проводятся:

-колыбельные -усыплялки; «Игрушки», «Для ладошек», «Малышам всем спать пора»

 см. картотеку в приложении;  

-дыхательные упражнения; «Мыльные пузыри», «Каша кипит»

см. картотеку в приложении;

-музыкальный фон во время гигиенических процедур перед сном (звуки природы, шум дождя, пение птиц и т.д.

Заключение.

Таким образом в результате применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся более уравновешенными, спокойными, устраняется раздражительность, тревожность и страхи, что способствует психологической обстановке в группе. Расслабляясь возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными, терпеливыми. Дети скованные и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в общении.  

Приложение.

Снятие напряжения в течения дня:

 РЕЛАКСАЦИЯ «ПТИЧКИ»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Прилетели к лесному ручейку, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке. (Игра сопровождается аудиозаписью пения певчих птиц в лесу.

РЕЛАКСАЦИЯ «МИНУТА ТИШИНЫ»

 Упражнение выполняется между занятиями или в середине занятия, предлагается послушать тишину. Дети смолкают по звуковому сигналу, после чего не произносят ни звука. По окончании минуты дети рассказывают, слышали ли они какие-то звуки, например, стук молотка, шум мотора машины и другие звуки.

Дыхательные упражнения:

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.

 РЕЛАКСАЦИЯ «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» 

Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами). Дуем медленно в колечко (вдох носом, выдох ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают (мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова поднята кверху, смотрим на руки.) Ой, лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (мышцы расслабились).

  «Каша кипит»

 Поставила мама кашу варить и ушла. А каша закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем. Одну ручку положим на животик, другую – на грудь. Втянули животик – набрали воздух. Говорим громко: «Ф-Ф-Ф»,-выпятили животик. Вот как каша кипит!

Подготовка ко сну:

Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.

 РЕЛАКСАЦИЯ «СПЯЩИЙ КОТЁНОК»

 Веселые, озорные котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиками, приглаживают шёрстку. Но вот они начали зевать, легли на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно и ровно дышат (расслабление).

 «Игрушки»

Педагог начинает рассказывать знакомое стихотворение, постепенно настраивая детей на сон, призывая уснуть и увидеть во сне сказку:

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

Слоник тоже хочет спать,

Хобот опускает слон,

Видит сладкий, дивный сон.

Наши детки тоже спят,

Тихо носики сопят.

Мягкие подушки

Согревают ушки.

Глазки закрываются.

«Малышам всем спать пора»

Все ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова. Повторяет несколько раз, пока все дети не получат нежное поглаживание:

Нашим пальчикам спать пора,

Нашим ручкам спать пора,

Нашим глазкам спать пора,

И волосикам спать пора.

Нашим ножкам спать пора,

И животику спать пора,

Спинке тоже спать пора,

Лобику тоже спать пора.

Малышам всем спать пора!

 

Используемая литература; Интернет-источник

http://innovaciivdou.at.ua/index/uprazhenenija_relaksacii_dlja_doshkolnikov/0-213


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов. Релаксация как система расслабляющих упражнений.

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам-психологам. Содержит методические указания по обучению детей приемам релаксации....

Статья на тему: "Релаксация – это не просто расслабление - это спасение от виртуального мира!"

Автор: Педагог дополнительного образования( хореограф) МБДОУ " Црр- д/с № 6"г. ТулыФильченкова О. В.В современном мире образование дошкольников неразрывно связано с...

Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.

Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...

Статья. Релаксация технология сохранения и стимулирования здоровья.

Использование здоровьесберегающей технологии - релаксация в педагогическом процессе для сохранения здоровья дошкольников....

Статья для родителей "Музыка - релаксация для дошколят".

Статья об умении расслабляться и наполняться музыкой.Рекомендации по подбору музыки для релаксации для детей ошкольного возраста....