Статья для педагогов. Релаксация как система расслабляющих упражнений.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Тарасова Галина Викторовна

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам-психологам. Содержит методические указания по обучению детей приемам релаксации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksatsiya_kak_sistema_rasslablyayushchih_uprazhneniy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Релаксация как система расслабляющих упражнений,

или

Волшебный сон».

Научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

Большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность- важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

Умение распознавать отдельные группы мышц. Выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих мышц. Затем следует продемонстрировать, как приятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом надо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление, длительным. В каждом упражнении воспитатель проверяет напряжение и последующее расслабление мыщц, касаясь руки, ноги, шеи ребенка. Затем предлагает детям самим проконтролировать расслабление мыщц после напряжения.

Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становиться наиболее внушаемым. Только тогда дети научаться свободно расслаблять мышцы, можно перейти к целенаправленному внушению. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным, и не дает негативных последствий.

Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводиться работа и продолжается ли она дома. Можно проделывать расслабляющие упражнения в домашних условиях после завтрака, обеда, ужина, по приходе с улицы, а также для снятия возбуждения в результате стрессовых ситуаций. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

Расслабляющие упражнения проводяться в начале и в конце каждого развивающего познавательного занятия ( общее время релаксации –не больше 10 минут).

Методические указания – процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делиться на три этапа:

1-й этап- мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2-й этап- мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3-й этап- внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

На первом этапе - воспитатель объясняет детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описывает необходимые действия. Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается , что в конце первого этапа дети научаться расслаблять мыщцы рук, ног, шеи и живота.

На втором этапе - можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос воспитателя должен быть негромким. Успокаивающим, речь четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняються смысловые паузы. Четко звучат логические ударения. Внушения проходят наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которые он добивается у детей.

Практика показала: выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: « Команды выполнять точно, раньше времени глаза на открывать». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносяться громко, бодро и чуть быстрее.

К концу второго этапа воспитатель вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: предлагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеанс внушения вводиться сравнение типа: «будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой…».

На третьем этапе -расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная ралаксация вызывается только внушением  Повторяются уже известные детям формулы и вводяться новые, направленные на формирование навыков правильной речи. Уделяется внимание технике речи  « Звук ударный выделяем, четко паузы соблюдаем. Всегда ясно говорим, никогда мы не спешим…».

                                           Основные упражнения

Как принять позу покоя

Воспитатель: На нащих занятиях мы будем учиться экономно, расходовать свои силы.

Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь хорошо отдыхать!

Сядем поближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Это поза покоя. Все занятия мы будем начинать с позы покоя.

Упражнения для расслабления рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением.

«Олени». Воспитатель (показывает и объясняет): Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка). Трудно  так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнения:

А сегодня мы – олени,                                   И теперь – немного лени…

Ветер рвется к нам на встречу.                    Руки не напряжены и расслаблены.

Ветер стих, расправим плечи,                      Знают  девочки и мальчики:

Руки снова на колени.                                   Отдыхают все их пальчики.

«Загораем». Воспитатель ( показывает и объясняет): Представьте  себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились.

 

Слушайте и делайте как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем,

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем! (ноги резко опустить на пол, руки –на колени)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены и рассла-а-блены.

«Кораблик». Воспитатель (показывает и объясняет): Представьте себе, что мы на корабле. Качает,чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклониться вправо, и левая нога расслабиться. Качнуло в другую сторону: прижмите левую ногу к полу, тело наклониться влево, правая нога расслабиться.

Слушайте и делайте как я:

Стало палубу качать- ногу к палубе прижать!

Крепче  ногу прижимаем, а другую –расслабляем!

Сядьте и слушайте;

Снова руки на колени, а теперь немного лени…

Напряженье улетело, и расслабилось все тело…

Наши мышцы не устали и еще послушней стали.

Упражнение для расслабления мышц живота.

«Шарик». Воспитатель (показывает и объясняет): Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются.

Выдохнули воздух медленно – будто шарик сдулся. Живот расслабился.

Слушайте и делайте, как я

Вот наш шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Упражнение для расслабления мышц шеи.

«Любопытная Варвара». Воспитатель (оказывает и объясняет): Поверните голову до упора влево, вправо, чтобы видеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите прямо, мыщцы расслаблены. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь.

 Слушайте и делайте как я:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед, тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и рассла -а-блена.

Упражнение для расслабления мышц речевого аппарата –губ, челюстей и языка.

проводиться аналогично предыдущим. ( Образцы и техника релаксации подсказываются рифмованным текстом.)

«Лягушки»

Вот понравиться лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!

Потяну – и перестану, но нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены.

«Орешек».

Зубы крепче мы сожмем, а потом разожмем.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

«Горка».

Кончик языка внизу, язык горкой подниму.

Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю – напряженья не люблю.

Язык на место возвращается и приятно расслабляется.

Общее мышечное и эмоциональное расслабление (игра ( « Волшебный сон»)

«Волшебный сон» проводиться после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельная игра, цель которой – релаксация для мобилизации. По усмотрению воспитателя текст используется целиком или частично.

Воспитатель:             Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,

                                    Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

                                    Есть у нас игра такая очень легкая, простая.

                                    Замедляется движение, исчезает напряженье.

                                    И становиться понятно; расслабление приятно.

                                    Реснички опускаются, глазки закрываются…

                                    Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

                                    Дышится легко, ровно, глубоко.

                                    Напряженье улетело и расслаблено все тело.

                                    Будто мы лежим на травке… На зеленой мягкой травке

                                    Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.

                                    Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.

                                Дышится легко, вольно глубоко.

                                 Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

                                Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

                                И послушный наш язык быть расслабленным привык.

Громче, быстрее, энергичнее:

                                Было славно  отдыхать, а теперь пора вставать.

                                Крепче пальцы сжать в кулак,

                                И к груди прижать вот так!

                                Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!

                                Распахнуть глаза пошире –раз, два, три, четыре!

Дети встают и хором с воспитателем произносят

                                Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.

Формулы правильной речи

Воспитатель:     Каждый день всегда, везде, на занятиях , в игре:

                              Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

                              Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

                              И легко нам говорить, и не хочется спешить.

                              Так спокойно, так приятно. Говорим – и всем понятно.

Как показал опыт, систематические сеансы релаксации эффективны для детей  шести – семи лет. Они помогают ребятам стать более спокойными и работоспособными, благоприятствуют созданию радостной и свободной обстановки на занятиях.

                                                           

                           

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксация как система расслабляющих упражнений, или "Волшебный сон".

Релаксация имеет своей целью научить ребенка правильно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых...

Консультация для воспитателей "Релаксация как система расслабляющих упражнений, или ВОЛШЕБНЫЙ СОН"

Цель упражнений: научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций....

Релаксация как система расслабляющих упражнений

Методические указания: Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа: 1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением; 2 – этап - мышечная релаксация по...

"Релаксация как система расслабляющих упражнений"

Снять напряжение с нервной системы ребенка, успокоить его, расслабить, чтобы на занятии улучшить его работоспособность, помогает система расслабляющих упражнений. Так называемая прогрессирующая р...

Релаксация как система расслабляющих упражнений

Научить ребенка произвольно  расслаблять мышцы, эмоционально успокоится, что бы настроиться на предстоящую работу....

«Релаксация, как система расслабляющих упражнений»

Изучение особенностей релаксации как системы расслабляющих упражнений в  рамках психолого-педагогического сопровождения дошкольников.Рассмотреть что такое релаксация и для чего она нужна ....

Буклет для родителей «Релаксация – система расслабляющих упражнений».

Буклет «Релаксация – система расслабляющих упражнений» для родителей....