Релаксация как система расслабляющих упражнений
план-конспект занятия по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksatsiya_kak_sistema_rasslablyayushchih_uprazhneniy.docx | 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Релаксация как система расслабляющих упражнений
Методические указания:
Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа:
1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;
2 – этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;
3 – этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.
На первом этапе воспитатель объясняет детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описывает необходимые действия. Текст рифмовок ( их автор М.Лаписова), настраивающих на определённый лад, ребята не повторяют вслух.
Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота.
На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос воспитателя должен быть негромким, успокаивающим, речь – чёткой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Чётко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения . которых он добивается у детей.
Практика показала : выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.
К концу второго этапа воспитатель вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: прелагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводится сравнение типа : «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…».
Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.
На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Повторяются уже известные детям формулы и вводятся новые, направленные на формирование правильной речи. Уделяется внимание технике речи ( «Звук ударный выделяем, чётко паузы соблюдаем. Всегда ясно говорим, никогда мы не спешим…»)
Упражнения по релаксации на сентябрь месяц
Упражнения | |
1 неделя | Как принять позу покоя Воспит. На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать! Сядем поближе к краю стула, обопрёся о спинку, руки свободно положены на колени. Ноги слегка расставим. Это поза покоя. Вс занятия мы будем начинать с позы покоя. |
2 неделя | «Шарик»Воспит. (показывает и объясняет):Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно- будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я: Вот шарик надуваем И рукою проверяем. Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко,Вольно, глубоко. |
3 неделя | «Любопытная Варвара» Воспит. (показывает и объясняет): Поверните голову до упора влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите прямо, мышцы расслаблены. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я: Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо, А потом опять вперёд, Тут немного отдохнёт. Шея не наряжена и рассла-а-блена. |
4 неделя | (Проводятся аналогично предыдущим. Образы и техника релаксации подсказывается рифмованным текстом).«Лягушки» Вот понравится лягушкам:Тянем губы прямо к ушкам! Потяну – и перестану,Но нисколько не устану! Губы не напряжены И расслаблены. |
Упражнения по релаксацию на октябрь месяц
Упражнения | |
1 неделя | «Олени» Воспит. (показывает и объесняет): представвим себе что мы олени. Покажем, какие рога у оленя (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряжёнными пальцами, затем проверяет степень напряжённости мышц каждого ребёнка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнения: А сегодня мы – олени, Ветер рвётся нам на встречу. Ветер стих, расправим плечи, Руки снова на колени. И теперь – немного лени… Руки не напряжены и расслаблены. Знают девочки и мальчики:Отдыхают все их пальчики. |
2 неделя | Общее мышечное и эмоциональное расслабление(игра «волшебный сон») «Волшебный сон» проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельная игра, цель которой – релаксация для мобилизации. По усмотрению воспит. текст используется целиком или частично. Воспит.: Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно: расслабление приятно. Реснички опускаются, глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело – и расслаблено всё тело. Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке… Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас. Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу. Дышится легко, вольно, глубоко. Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Громче, быстрее, энергичнее. |
3 неделя | «Сон на берегу моря» Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Инструктор спокойным, негромким, голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов. Затем пауза. На счёт 1-2-3 дети « просыпаются» и встают. «Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на расслабление) Хватит спинку качать,Надо лечь и отдыхать. Я на коврике лежу,Прямо в потолок гляжу. Лежат ровно пяточки,Плечики, лопаточки. Спинка ровная, прямая.А могла бы быть кривая. |
4 неделя | «Орешек» Зубы крепче мы сожмём, А потом мы разожмём. Губы чуть приоткрывается, Все приятно расслабляются |
Упражнения по релаксации на ноябрь месяц
Упражнения | |
1 неделя | «Туристы» Предложить детям представить себя в лесу. Небольшим рассказом оживить воображение детей : «Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а Поющий Лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки - малиновые. Дети пошли в лес по тропинке, которая должна вывести их на солнечную поляну. |
2 неделя | «Загораем» Воспит. (показывает и объясняет): Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я: Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем, Выше руки поднимаем. Держим, держим, напрягаем… Загорели! Опускаем! (ноги резко опустить на пол, руки – на колени) Ноги не напряжены, Руки не напряжены и рассла-а-блены. |
3 неделя | «Горка» Кончик языка внизу, Язык горкой подниму. Спинка языка тотчас Станет горочкой у нас! Я растаять ей велю- Напряженья не люблю. Язык на место возвращается И приятно расслабляется. |
4 неделя | «Лентяи» Воспит. говорит о том, что сегодня мы постараемся подражать многим животным и сказочным персонажам, но вот лентяй и лежебока – барсук –(показывает картинку) так и не появился. Давайте послушаем про него стих. В.Викторова и подражаем ему тоже (дети ложатся): Хоть и жарко, Хоть и зной, Занят весь народ лесной Лишь барсук- Лентяй изрядный Сладко спит В норе прохладной, Лежеболка видит сон, Будто делом занят он. На заре и на закате Всё не слезть ему с кровати. Дети изображают ленивого барсука. |
Упражнения по релаксацию на декабрь месяц
Упражнения | |
1 неделя | «Я отдыхаю» Я спокоен,Мои мышцы расслаблены, Я отдыхаю.Дышу ровно и спокойно. Мои руки расслаблены,Я чувствую приятное тепло в руках. Мои ноги расслаблены и теплые.Моё тело расслаблено,я отдыхаю. Моему телу тепло, легко и приятноЯ отдыхаю, я спокоен. Я чувствую себя свежим.Дышу глубоко и спокойно (9вдох выдох), Я открываю глаза (открывать глаза).Моё тело наливается силой, Я бодр, полон сил.После этого надо встать, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, задержать немного и выдохнуть. |
2 неделя | «Кораблик» Воспит. (показывает и объясняет):Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклонится вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижимайте левую ногу к полу, тело наклонится влево, правая нога расслабится. Слушайте и делайте, как я:Стало палубу качать- Ногу к палубе прижать!Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем!Сядьте и слушайте: Снова руки на колени,А теперь немного лени… Напряженье улетелоИ расслабилось всё тело… Наши мышцы не уст И ещё послушней стали. |
3неделя | «Я отдыхаю» Я спокоен, Мои мышцы расслаблены, Я отдыхаю. Дышу ровно и спокойно. Мои руки расслаблены, Я чувствую приятное тепло в руках. Мои ноги расслаблены и теплые. Моё тело расслаблено,я отдыхаю. Моему телу тепло, легко и приятно Я отдыхаю, я спокоен. Я чувствую себя свежим. Дышу глубоко и спокойно (9вдох выдох), Я открываю глаза (открывать глаза). Моё тело наливается силой,Я бодр, полон сил. После этого надо встать, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, задержать немного и выдохнуть. |
4 неделя | «Северный полюс» Детям предлагается представить, что их пригласили в гости Умка – медвежонок, который живёт на Северном полюсе. Инструктор: И вот мы стоим на самом холодном полюсе нашей Земли. Но не боимся холода и чувствуем себя сильными, смелыми и закалёнными. Ярко светит солнышко, грея нас своими лучами. Зеркальным блеском сверкают снежинки. Морозный, свежий воздух наполняет нас своей чистотой. Подышите этим воздухом. Протяните руки к тёплому солнышку, чтобы тепло и свет разлились по всему телу, руками, ногами и проникли добротой к самому сердцу. Давайте послушаем, как радуется сердце при встрече с героем Северной сказки –Умкой. Он спешит к Вам, чтобы поиграть с Вами. |
Упражнения по релаксации на январь месяц
Упражнения | |
3 неделя | «Северный полюс» Детям предлагается представить, что их пригласили в гости Умка – медвежонок, который живёт на Северном полюсе. Инструктор: И вот мы стоим на самом холодном полюсе нашей Земли. Но не боимся холода и чувствуем себя сильными, смелыми и закалёнными. Ярко светит солнышко, грея нас своими лучами. Зеркальным блеском сверкают снежинки. Морозный, свежий воздух наполняет нас своей чистотой. Подышите этим воздухом. Протяните руки к тёплому солнышку, чтобы тепло и свет разлились по всему телу, руками, ногами и проникли добротой к самому сердцу. Давайте послушаем, как радуется сердце при встрече с героем Северной сказки –Умкой. Он спешит к Вам, чтобы поиграть с Вами. |
4 неделя | «Поливаем цветочки» Детям предлагается представить себя мамиными помощниками, которые с удовольствием принимают участие в поливе цветов. Все сидят на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «Выливают» из головы от, что там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Предлагается детям представить, как радуются цветы чистой воде, ка они оживают и говорят: «Спасибо» |
Упражнения по релаксацию на февраль месяц
Упражнения | |
1 неделя | Как принять позу покоя Воспит. На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать! Сядем поближе к краю стула, обопрёся о спинку, руки свободно положены на колени. Ноги слегка расставим. Это поза покоя. Вс занятия мы будем начинать с позы покоя. |
2 неделя | «Шарик»Воспит. (показывает и объясняет):Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно- будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я: Вот шарик надуваем И рукою проверяем. Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко, Вольно, глубоко. |
3 неделя | «Любопытная Варвара» Воспит. (показывает и объясняет): Поверните голову до упора влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите прямо, мышцы расслаблены. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я: Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо, А потом опять вперёд, Тут немного отдохнёт. Шея не наряжена и рассла-а-блена. |
4 неделя | (Проводятся аналогично предыдущим. Образы и техника релаксации подсказывается рифмованным текстом). «Лягушки» Вот понравится лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам! Потяну – и перестану, Но нисколько не устану! Губы не напряжены И расслаблены. |
Упражнения по релаксации на март месяц
Упражнения | |
1 неделя | «Олени»Воспит. (показывает и объесняет): представвим себе что мы олени. Покажем, какие рога у оленя (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряжёнными пальцами, затем проверяет степень напряжённости мышц каждого ребёнка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнения: А сегодня мы – олени, Ветер рвётся нам на встречу. Ветер стих, расправим плечи, Руки снова на колени. И теперь – немного лени… Руки не напряжены и расслаблены. Знают девочки и мальчики: Отдыхают все их пальчики. |
2 неделя | Общее мышечное и эмоциональное расслабление(игра «волшебный сон») «Волшебный сон»проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельная игра, цель которой – релаксация для мобилизации. По усмотрению воспит. текст используется целиком или частично. Воспит.: Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно: расслабление приятно. Реснички опускаются, глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело – и расслаблено всё тело. Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке… Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас. Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу. Дышится легко, вольно, глубоко. Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Громче, быстрее, энергичнее. |
3 неделя | «Сон на берегу моря»Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Инструктор спокойным, негромким, голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов. Затем пауза. На счёт 1-2-3 дети « просыпаются» и встают. «Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на расслабление) Хватит спинку качать, Надо лечь и отдыхать. Я на коврике лежу, Прямо в потолок гляжу. Лежат ровно пяточки, Плечики, лопаточки. Спинка ровная, прямая. А могла бы быть кривая. |
4 неделя | «Орешек» Зубы крепче мы сожмём, А потом мы разожмём. Губы чуть приоткрывается, Все приятно расслабляются |
Упражнения по релаксацию на апрель месяц
Упражнения | |
1 неделя | «Туристы» Предложить детям представить себя в лесу. Небольшим рассказом оживить воображение детей : «Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а Поющий Лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки - малиновые. Дети пошли в лес по тропинке, которая должна вывести их на солнечную поляну. |
2 неделя | «Загораем» Воспит. (показывает и объясняет): Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я: Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем, Выше руки поднимаем. Держим, держим, напрягаем… Загорели! Опускаем! (ноги резко опустить на пол, руки – на колени) Ноги не напряжены, Руки не напряжены и рассла-а-блены. |
3 неделя | «Горка» Кончик языка внизу, Язык горкой подниму. Спинка языка тотчас Станет горочкой у нас! Я растаять ей велю- Напряженья не люблю. Язык на место возвращается И приятно расслабляется. |
4 неделя | «Лентяи» Воспит. говорит о том, что сегодня мы постараемся подражать многим животным и сказочным персонажам, но вот лентяй и лежебока – барсук –(показывает картинку) так и не появился. Давайте послушаем про него стих. В.Викторова и подражаем ему тоже (дети ложатся): Хоть и жарко, Хоть и зной, Занят весь народ лесной Лишь барсук- Лентяй изрядный Сладко спит В норе прохладной, Лежеболка видит сон, Будто делом занят он. На заре и на закате Всё не слезть ему с кровати. Дети изображают ленивого барсука. |
Упражнения по релаксацию на май месяц
Упражнения | |
1 неделя | «Загораем» Воспит. (показывает и объясняет): Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я: Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем, Выше руки поднимаем. Держим, держим, напрягаем… Загорели! Опускаем! (ноги резко опустить на пол, руки – на колени) Ноги не напряжены, Руки не напряжены и рассла-а-блены. |
2 неделя | «Ручеёк» Детям предлагается представить себя весенним ручейком, который течёт по лесным проталинкам, извиваясь и всё больше наполняясь водой. Инструктор: (и.п. – сидя по-турецки, руки на колени). Водичка чистая, прохладная , бежит, журчит. Греется под лучами солнца. Давайте потянемся к солнышку, согреемся его теплом (поднять руки, потянуться, сделать вдох – выдох).Радуются деревья и цветы, оживает природа. Появляются подснежники. Они благодарят ручеёк за чистую тёплую водичку. Вдохните свежий лесной воздух, улыбнитесь цветам и деревьям ( вдох – выдох, улыбнуться, открыть глаза). |
3 неделя | «Северный полюс» Детям предлагается представить, что их пригласили в гости Умка – медвежонок, который живёт на Северном полюсе. Инструктор: И вот мы стоим на самом холодном полюсе нашей Земли. Но не боимся холода и чувствуем себя сильными, смелыми и закалёнными. Ярко светит солнышко, грея нас своими лучами. Зеркальным блеском сверкают снежинки. Морозный, свежий воздух наполняет нас своей чистотой. Подышите этим воздухом. Протяните руки к тёплому солнышку, чтобы тепло и свет разлились по всему телу, руками, ногами и проникли добротой к самому сердцу. Давайте послушаем, как радуется сердце при встрече с героем Северной сказки –Умкой. Он спешит к Вам, чтобы поиграть с Вами. |
4 неделя | «Поливаем цветочки» Детям предлагается представить себя мамиными помощниками, которые с удовольствием принимают участие в поливе цветов. Все сидят на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «Выливают» из головы от, что там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.Предлагается детям представить, как радуются цветы чистой воде, ка они оживают и говорят: «Спасибо» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Релаксация как система расслабляющих упражнений, или "Волшебный сон".
Релаксация имеет своей целью научить ребенка правильно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых...
Статья для педагогов. Релаксация как система расслабляющих упражнений.
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам-психологам. Содержит методические указания по обучению детей приемам релаксации....
Консультация для воспитателей "Релаксация как система расслабляющих упражнений, или ВОЛШЕБНЫЙ СОН"
Цель упражнений: научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций....
"Релаксация как система расслабляющих упражнений"
Снять напряжение с нервной системы ребенка, успокоить его, расслабить, чтобы на занятии улучшить его работоспособность, помогает система расслабляющих упражнений. Так называемая прогрессирующая р...
Релаксация как система расслабляющих упражнений
Научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокоится, что бы настроиться на предстоящую работу....
«Релаксация, как система расслабляющих упражнений»
Изучение особенностей релаксации как системы расслабляющих упражнений в рамках психолого-педагогического сопровождения дошкольников.Рассмотреть что такое релаксация и для чего она нужна ....
Буклет для родителей «Релаксация – система расслабляющих упражнений».
Буклет «Релаксация – система расслабляющих упражнений» для родителей....