Релаксация как система расслабляющих упражнений, или "Волшебный сон".
статья по теме

Чалова Татьяна Анатольевна

Релаксация имеет своей целью научить ребенка правильно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksatsiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Релаксация как система

расслабляющих упражнений, или "Волшебный сон".

           Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, кружки и различные спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально.

Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Релаксация имеет своей целью научить ребенка правильно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

Большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим -сконцентрировать внимание, снять возбуждение, скованность. Важно научить ребенка управлять своим телом, своим поведением.

Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается образное название например: "облака", "спящий котенок" , "бабочка" и.д.

            Дети выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливого состояния и т. д. Но некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им посидеть на занятии молча, спокойно, посмотреть, как расслабляются другие дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

          Расслабление лучше начинать с наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и наоборот, подчеркнуть, как непринуждённо мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряженны, а расслабленны. Ведь только не напряженные руки легко выполняют любые действия по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. В каждом упражнении воспитатель проверяет напряжение и последующее расслабление мышц, касаясь руки, ноги, шеи ребенка. Затем предлагает детям самим проконтролировать расслабление после напряжения.

          Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслабленны, при этом также снижается уровень бодрствования головного мозга и  человек становится наиболее внушаемым. Только когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, можно перейти к целенаправленному внушению. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным, и не дает негативных последствий. В момент внушения дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого внушения - помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и своей речи. А также закрепить в их сознании необходимость пользоваться мышечной релаксацией, после каких-либо стрессов.

          Расслабляющие упражнения проводятся в начале и в конце каждого развивающего познавательного занятия (общее время релаксации - не более 10 минут).

Процесс обучения релаксации условно делится на три этапа.

1. этап - мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2. этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3. этап - внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

           На первом этапе воспитатель объединяет детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описывает необходимые действия. Текст рифмовок, настраивающих на определенный лад, дети не повторяют вслух. Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представления об отдыхе, спокойствии. Каждое занятие релаксации начинается с позы покоя, предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, живота.

          На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия, голос при этом должен быть не громким, успокаивающим, речь - четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же самые ощущения, которых он добивается от детей. Практика показала: выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым, постепенным. Поэтому, особенно первое время, следует напоминать детям: "Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать". Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.

К концу второго этапа воспитатель вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: предлагает вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеанс внушения вводится сравнение типа: "будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке..."

Релаксация по представлению подводит ребенка к тому, что со временем он сам сумеет расслабляться, успокаиваться, то есть к возможности саморегуляции.

  На третьем этапе расслабления по контрасту с напряжение исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Повторяются уже известные детям формулы и вводятся новые, направленные на формирование навыков правильной речи. Уделяется внимание техники речи.

Подготовка к релаксации

  В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1этап

Лечь удобно и расслабиться. Дети ложатся на ковер, устраиваются поудобнее. Релаксация проводиться в "половиной позе черепахи", в позе"крокодила", на спине на боку. Обычно предлагается определенная поза, но если кто то из детей предпочтет другую, не стоит заострять на этом внимание.

2 этап

Прочувствовать и "осмотреть" свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и последовательно "осмотрев" все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

3 этап

Ощущение приятного тепла-комфорта от расслабленного тела, удовольствия, покоя.

  Таким образом, научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя психическое здоровье.

Практическая часть:

Игры - релаксации для взрослых

За 3-5 минут, потраченные на психотехнические упражнения, можно снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Попробуем?

«Внутренний луч»

Упражнение помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Поза покоя. Сесть ближе к краю стула, опереться о спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить.

Выполняя упражнение, вы получите не просто удовольствие, а даже наслаждение.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее  части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху в низ и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабевает складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабевают зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность - спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и профессией.  Заканчиваем упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

«Мария Ивановна»

  Упражнение выполняется индивидуально в течении 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например  с директором,  позволившим себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Условно назовем ее Марией Ивановной. Закончился рабочий день, по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психологическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

   Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проиграйте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, чего не замечали раньше. По сути дела, вы включившись в ситуацию Марии Ивановны, сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться удалить конфликт.

«Ритм»

  Это упражнение необходимо выполнять в паре с другим педагогом.

Нужно встать лицом друг к другу и договориться о своих ролях: один - ведущий, другой - «зеркало». Руки поднять на уровне груди и повернуть ладонями на встречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а исполняющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом думайте о том ,что  каждый человек- индивидуальная личность, обладающая уникальным психологическим ритмом, и. надо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Расслабление по контрасту с напряжением.

(упражнение на расслабление мышц рук )

"Лимон» Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находиться лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю-

Сок лимонный выжимаю,

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Расслабление по представлению

(упражнение на расслабление всего организма)

"Птички" Представьте себе, что вы маленькие птички. Летаете по душистому летнему лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Вот вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили своим клювом перышки, попили чистой, прохладной воды, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Литература:

Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 7 2008г

Журнал «Воспитатель дошкольного учреждения» № 1 2008г

Журнал «Обруч» №3 2002г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов. Релаксация как система расслабляющих упражнений.

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам-психологам. Содержит методические указания по обучению детей приемам релаксации....

Консультация для воспитателей "Релаксация как система расслабляющих упражнений, или ВОЛШЕБНЫЙ СОН"

Цель упражнений: научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций....

Релаксация как система расслабляющих упражнений

Методические указания: Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа: 1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением; 2 – этап - мышечная релаксация по...

"Релаксация как система расслабляющих упражнений"

Снять напряжение с нервной системы ребенка, успокоить его, расслабить, чтобы на занятии улучшить его работоспособность, помогает система расслабляющих упражнений. Так называемая прогрессирующая р...

Релаксация как система расслабляющих упражнений

Научить ребенка произвольно  расслаблять мышцы, эмоционально успокоится, что бы настроиться на предстоящую работу....

«Релаксация, как система расслабляющих упражнений»

Изучение особенностей релаксации как системы расслабляющих упражнений в  рамках психолого-педагогического сопровождения дошкольников.Рассмотреть что такое релаксация и для чего она нужна ....

Буклет для родителей «Релаксация – система расслабляющих упражнений».

Буклет «Релаксация – система расслабляющих упражнений» для родителей....