Буклет для родителей «Релаксация – система расслабляющих упражнений».
консультация

Савко Анжелла Николаевна

Буклет «Релаксация – система расслабляющих упражнений» для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Релаксация – система расслабляющих упражнений»

Цель - Научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

    Большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Ребенку нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по его воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.                              

    Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Ребенок сможет лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать ему ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, а расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.

В каждом упражнении взрослый проверяет напряжение и последующее расслабление мышц, касаясь руки, ноги, шеи ребенка. Затем предлагает ребенку самому проконтролировать расслабление после напряжения.

   Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится более внушаемым. Только когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, можно перейти к целенаправленному внушению. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.

   Цель такого внушения – помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость пользоваться мышечной релаксацией после каких либо стрессов.

   Конечно, не все ребята овладевают релаксацией сразу. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводится работа. Можно проделать расслабляющие упражнения после завтрака, обеда, ужина, после прихода с улицы, а также для снятия возбуждения в результате стрессовых ситуаций.

    Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям, не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляетесь вы. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

    Расслабляющие упражнения проводятся не больше 10 минут.

Методические указания

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа:

1 этап –мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2 этап –мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3 этап –внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

На первом этапе  взрослый объясняет ребенку, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описывает необходимые действия. Текст рифмовок, настраивающих на определенный лад, ребенок не повторяет вслух. Интонация, медленный темп речи взрослого должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии. Предполагается, что в конце первого этапа ребенок научится расслаблять мышцы рук, ног, шеи и живота.

На втором этапе  – можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос взрослого должен быть негромким, успокаивающим: речь – четкой, неторопливой .после каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которых он добивается у детей.

    Практика показала: выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.

   К концу второго этапа воспитатель вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: предлагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеанс внушения вводится сравнение типа: «будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке…».

    Релаксация по представлению подводит ребенка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.

На третьем этапе  – расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением.

                Упражнение «Мама-кошка»

 Ребенок лежит на коврике, глазки закрыты. Взрослый поет песенку в спокойном «колыбельном» ритме:                    Мама кошка ждет котят,                   Малыши домой спешат.                                  Лапки мыть, стелить кровать.                                               Затем взрослый нежно гладит ребенка по голове, спинке, плечикам и т.д., пропевая его имя ласково: «Просыпайся Оленька».

 

              Упражнение “Солнышко и тучка” 

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

                          Упражнение “Муравей” 

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

                          Упражнение “Бабочка”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Литература:

- Сергиенко Г.Н. «Учимся, говорим, играем»

- Трясорукова Т.П. «Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста».

Воспитатаель Савко А.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 14 г. Туймазы  муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

«Релаксация после НОД»

   

                  г. Туймазы, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксация как система расслабляющих упражнений, или "Волшебный сон".

Релаксация имеет своей целью научить ребенка правильно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых...

Статья для педагогов. Релаксация как система расслабляющих упражнений.

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам-психологам. Содержит методические указания по обучению детей приемам релаксации....

Консультация для воспитателей "Релаксация как система расслабляющих упражнений, или ВОЛШЕБНЫЙ СОН"

Цель упражнений: научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций....

Релаксация как система расслабляющих упражнений

Методические указания: Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа: 1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением; 2 – этап - мышечная релаксация по...

"Релаксация как система расслабляющих упражнений"

Снять напряжение с нервной системы ребенка, успокоить его, расслабить, чтобы на занятии улучшить его работоспособность, помогает система расслабляющих упражнений. Так называемая прогрессирующая р...

Релаксация как система расслабляющих упражнений

Научить ребенка произвольно  расслаблять мышцы, эмоционально успокоится, что бы настроиться на предстоящую работу....

«Релаксация, как система расслабляющих упражнений»

Изучение особенностей релаксации как системы расслабляющих упражнений в  рамках психолого-педагогического сопровождения дошкольников.Рассмотреть что такое релаксация и для чего она нужна ....