Статья «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Сегодня проблема здоровья детей беспокоит всех. Государство рассматривает сохранение и укрепление здоровья детей как необходимое условие для развития физических, интеллектуальных и моральных способностей личности, права каждого человека. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в современных условиях развития России остается приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствует принятый правительством ряд законов - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2016), «Концепция национальной безопасности РФ до 2020 г». Однако важность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей становится все более очевидной из-за того, что в последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья дошкольников, поэтому данная проблема чрезвычайно важна и актуальна.
Дошкольный возраст - это время, когда организм ребенка активно развивается, формируются основные черты личности и характер. Поэтому в данном возрасте у ребенка закладывается основа физического и психического здоровья - вырабатываются правильные привычки и представления о здоровом образе жизни. Любой ребенок успешен в процессе обучения, если он здоров. Но ухудшение экологической ситуации, неправильное питание, уменьшение двигательной активности детей неизменно ведут к нарушению здоровья. Поэтому, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, необходимо уже в условиях дошкольных учреждений формировать здоровьесберегающую среду. Здоровьесбережение – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Формирование здоровой среды в дошкольных образовательных учреждениях основано на анализе и исследовании информации о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка. Вот почему применение в работе ДОО здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачами здоровьесберегающих являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающие технологии разделяются на группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, речь с движением, физкультурные минутки, ритмические упражнения.
Подвижные и спортивные игры – используются, как часть занятия по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Ритмопластика - это движения, выполняемые под музыку, приносящие физическое здоровье и радость. Это работа над моторикой, осанкой, над чувством ритма. Развивает изящество, грациозность движений, гибкость и физическую выносливость, тренируют вестибулярный аппарат, помогает слушать и понимать музыку, любить ее и запоминать.
Релаксация – это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. При проведении использую спокойную классическую музыку.
Пальчиковая гимнастика – в ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз – это профилактика зрительных. Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Гимнастику для глаз используют ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от зрительной нагрузки.
Дыхательная гимнастика – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Бодрящая гимнастика (гимнастика после сна) – основной целью гимнастики является поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс проводится после дневного сна длится 10-15 минут.
Технологии, обучающие здоровому образу жизни
Занятия по физическому развитию – согласно программе, проводятся 3 раза в неделю. Длительность занятия соответствует возрасту детей.
Игротерапия– методика основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, осязание, воображение и творческую фантазию. Занятия с детьми проводится в виде сюжетно-ролевой игры или в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребёнка сенсорных навыков.
Чтобы дети научились следовать правилам здорового образа жизни, необходимо создать хорошие условия для развития личности в детском саду. Эти условия благоприятно сказываются на процессе развития ребенка, способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников. К таким условиям можно отнести основные компоненты здоровьесберегающей среды: благоприятный морально-психологический климат; санитарно-эпидемиологический режим и гигиенические условия жизнедеятельности детей; полноценное питание детей, соблюдение режима питания; физическое воспитание детей; рациональный учебно-воспитательный процесс и учебная нагрузка; профилактическая работа с детьми и сотрудниками.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алямовская, В. Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» 2005.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2000.
3.Береснева, З. И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ М.: Сфера, 2005.
4. Ввозная, В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ». - М.: Сфера, 2006.
5. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка - М.: Академия, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
Статья" Здоровьесберегающие технологии в совместных с родителями физкультурных занятиях".
В статье обобщен опыт совместных с родителями физкультурных занятий....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Презентация раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологие" , рассказывает о возможности их использования в ДОУ....
Статья: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Оче...
Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ по использованию инновационных технологий по охране и укреплению здоровья....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии их применение в дошкольном образовательном учреждении....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье"
Материал будет интересен молодым специалистам и педагогам с большим стажем работы...