Организованная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в старшем возрасте на тему "Узнай себя"
план-конспект занятия (старшая группа)

Прокофьева Ирина Дмитриевна

Методическая разработка по изучению строения человека, его органов чувств с использованием здоровьесберегающих технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_-uznay_sebya.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

         

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего возраста по познавательно- речевому развитию

Тема: «Узнай себя».

                                         

                                                              Составила воспитатель: Прокофьева И.Д.

                                                            Дата проведения занятия: 15.12.2021г.

                                                                             

                                         

                             

Санкт-Петербург 2021г.

Цель: способствовать формированию интереса к познанию своего тела, интереса детей к своему здоровью.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с частями тела человека.
  • Формировать представления детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, осязания.
  • Формировать представления детей о здоровом образе жизни.

Развивающие задачи:

  • Развивать внимание, память, воображение, мышление, любознательность;
  • Развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать образное мышление с помощью мнемотаблиц, тренировать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
  •  Развивать речевую активность детей, побуждать вступать в диалог, расширять словарь детей.

Воспитательные задачи: 

  • Продолжать учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи;
  • воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны;
  • воспитывать бережное отношение к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие; физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

  Материалы и оборудование:

  • проектор (видео запись обращения робота)
  • разрезная картинка- человек.
  • Макет скелета человека
  • Мнемотаблицы
  • Карточка с геометрическими фигурами
  • Ширма, стакан воды, бумага, бубен.
  • Стаканчики с водой под номерами, салфетки.  
  • Баночка, смайлики.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг- другу! Подарим улыбку друг-другу.

Воспитатель: Ребята, на электронную почту нашей группы пришло сообщение, хотите его прослушать?

Дети: Да.

Воспитатель: (Включает видео сообщение)

 «Здравствуйте, я робот Федя. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?». А может вы умеете делать что- то, что мне не по силам?

Воспитатель: да, у робота очень много вопросов.

 В-ль: чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам превратиться в младших научных сотрудников. Провести эксперименты и изучить несколько научных центров.  Согласны?

Дети: Да.

1. Научный центр «Строение человека»

Воспитатель: для того, чтобы узнать, как устроены люди, вам нужно собрать картинку.

Игра«Человечек» (дети складывают человека из отдельных частей).

Что у вас получилось?

Дети: Человек

Воспитатель: -Тело человека.

-Из каких частей состоит наше тело? (голова, шея, туловище, руки, ноги)

-Как вы думаете, какая часть самая главная? (голова)

-На чем держится голова? (на шее)

-Самая большая часть нашего тела? (туловище)

-А главные помощники нашего тела, это.? (руки и ноги)

Воспитатель: Ребята, потрогайте ваши руки, лицо. Они твердые или мягкие?

Дети: мягкие.

Воспитатель. Почему же тогда мы стоим, не падаем? Посмотрите, я ставлю мягкую салфетку, и она падает. Кто знает, почему мы не падаем?

Дети: внутри нас есть кости, они образуют скелет человека.

Воспитатель: правильно, скелет состоит из таких частей как: череп, кости верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, кости нижних конечностей.

Скелет служит организму не только опорой мягких тканей, но и защитой внутренних органов:

-Череп похож на шлем (он защищает мозг).

-Грудная клетка похожа на доспехи (она защищает сердце, лёгкие и другие органы.)

На вид скелет хрупкий, но на самом деле очень прочный. Кости живые, ведь они растут, увеличиваются в длину и толщину. Поэтому кости должны получать питание, необходимые витамины такие, как кальций.

Воспитатель: а как ещё мы можем укрепить наши кости и суставы?

Дети: заниматься физкультурой.

Воспитатель: правильно, давайте сделаем зарядку.

 Физкультминутка. Улыбнись
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте).

2. Научный центр «Глазки»

Что изучают в этом центре, узнаете отгадав загадку.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

 - Да, в этом научном центре изучают зрение. Глаза- один из ценнейших   органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

     В-ль: и так научные сотрудники проведём эксперимент, закройте глаза (в-ль показывает карточку).

В-ль: а теперь откройте глаза, что я сейчас делала?

Дети: мы не видели

В-ль: ваши глаза были закрыты, и вы не смогли ответить на мой вопрос.

В-ль: а теперь взгляните, что я показывала (карточка с геометрическими фигурами). Какие геометрические фигуры, какого цвета фигуры, какого размера?

(Ответы детей)

В-ль: что мы сейчас определили с помощью глаз?

(Ответы детей)

В-ль: правильно, мы можем определить цвет, размер, форму.

В-ль: чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Давайте назовём правила охраны зрения? (Дети перечисляют правила.) Мнемотаблица.

Мы заботимся о своем зрении, и делаем специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

3. Научный центр «Ушки»

 В-ль: отгадайте загадку.

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше (ушки)

Воспитатель:

- Да, в этом центре изучают орган слуха.

- Слух для человека - большая ценность.

Воспитатель: а сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Угадай что я делаю по звуку».

Воспитатель за ширмой выполняет действия (переливает воду, шуршит бумагой, ударяет в бубен). Дети определяют по звуку действия.

В-ль: Молодцы ребята. С помощью ушей мы слышим. Они помогают ориентироваться в пространстве даже если мы не видим. Во внутреннем ухе находится орган равновесия.  Как мы можем сберечь наш слух?  Мнемотаблица.

4. Научный центр «Чуткий носик»

А сейчас я вас приглашаю в центр в которой изучают… отгадайте что?

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

- А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

(Мнемотаблица)

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох, руки в такт выдоху опускаются вниз). Воспитатель проводит опыт «Угадай по запаху».

5. Научный центр «Вкусовой взрыв»

Воспитатель: Ребята, как можно определить, что это за продукт, не видя и не нюхая его?

Дети:(На вкус.)

В следующем центре изучают именно этот орган чувств –язык. (Мнемотаблица)

- Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус (сладкий, горький, кислый, соленный). Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Воспитатель: чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

 (артикуляционная гимнастика).  

Воспитатель: Молодцы ребята! Язык мы размяли, теперь проверим вкусовое восприятие языка (игра: «Волшебная вода»). Предлагаю вам стать дегустаторами и попробовать воду на вкус. У нас целый поднос стаканов с водой под разными номерам, на вид содержимое стаканов одинаковое, определите на вкус воду и выберите необходимый поднос с картинкой. Проводится дегустация воды, ребята расставляют стаканы на картинки подносы (с солью, с сахаром, с лимонной кислотой, простой водой).

6. Научный центр «Страна осязания»

Воспитатель: Мы с вами оказались в последнем центре. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Кожа не только орган осязания, она ещё защитный слой нашего организма. Что мы можем чувствовать кожей? (Мнемотаблица)

Дети: Холод, тепло, твёрдое и мягкое, гладкое и шершавое.

Воспитатель: давайте проведём эксперимент, потрём ладошки друг о друга. Какие они стали?

Дети: горячие.

В-ль: а теперь ущипнём себя за руку. Что вы почувствовали? (Ответы детей). Теперь погладьте себя по руке. Какая рука? (Ответы детей)

Погладьте себя по голове. Какие волосы на ощупь? (Ответы детей). Молодцы ребята.

Воспитатель: ребята, как вы думаете мы справились с вопросами робота Феди? (Ответы детей)

В-ль: расскажите, как устроен человек? (Ответы детей: части тела, костный скелет, у человека есть 5 органов чувств- давайте мы их перечислим (ответы детей- зрение, слух, обоняние, осязание и орган вкуса), (На схеме выставляются органы чувств и тело человека). Мы с вами вспомнили, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал.

В-ль: ребята, а как вы думаете, может ли робот испытывать эмоции, как человек?

Может ли, как мы, радоваться, печалиться, испытывать страх?

(Ответы детей).

В-ль: Давайте подарим нашему роботу Феде, баночку с нашими эмоциями, которые мы испытали сегодня во время наших научных экспериментов.

Дети выбирают смайлики, складывают в банку.

В-ль: Спасибо ребята за активность и интерес в познании себя, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы

Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»; уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви; ...

Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному, речевому, социально-коммуникативному развитию» на тему: «Сам себе режиссер»

Закрепить знакомство детей с детскими телевизионными передачам; развивать интерес к созданию сказок, мультфильмов...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для педагогов в старшей группе «Знатоки родной природы»

Цель: расширение представлений о диком животном – зайце, домашнем животном – кроликом,  на основе наблюдения за живым объектом....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием инновационных технологий в старшей группе

В рамках детского сада познание окружающего мира осуществляется разными путями, в том числе и через ознакомление с художественной литературой. На сегодняшний день остро стоит проблема организации осно...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Очень интересные разные профессии»

Цель.  Расширять представления детей о труде людей разных профессий.Задачи.Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, врача, прода...