Проект "Азбука здорового питания"
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №47 комбинированного вида»
Юридический адрес учреждения: 624440 Свердловская область,
город Краснотурьинск, улица Клубная, дом 12 8(34384) 30279, mbdou47@bk.ru
Проект
«Азбука здорового питания»
для детей старшего дошкольного возраста
Руководители:
Липарина Ирина Сергеевна
Гвоздкова Ирина Станиславовна
ГО Краснотурьинск, 2021
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости».
Народная мудрость.
Проект «Азбука здорового питания»
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников
Предмет исследования: продукты питания
Форма проведения: групповая
Проблема: дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточное употребление в пище натуральных овощей и фруктов, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность проекта: в настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде. Создаётся основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития. В современной педиатрии имеется мнение, что одной из причин гиперактивности, синдрома дефицита внимания являются продукты питания, попадающие на стол ребёнка. Как известно, в большинстве из них заключаются разнообразные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые отрицательно влияют на здоровье ребёнка.
Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста ясные представления о продуктах, приносящих пользу организму, расширить и уточнить представление у детей об организации правильного здорового питания.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о продуктах, о здоровом и нездоровом питании, установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной);
- Уточнить и обогатить знание детей о пользе витаминов, о влияние витаминов на организм человека;
- Формировать у детей и родителей интерес и готовность к соблюдению правильного, рационального и здорового питания;
- Воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья
Ожидаемые результаты:
Педагоги: расширят свои знания о правильном питании, будут проводить наблюдение за качеством питания в группе.
Дети: получат представления о значении рационального питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своём здоровье, бережном отношении к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья и как витамины влияют на организм человека.
Родители: обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным, получат представления об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для воспитанников.
Методы реализации проекта:
- занятия;
- игры;
- беседы;
- чтение художественной литературы
- выставки;
- проблемные ситуации;
- анкетирование
- опыты, поисковая деятельность
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
- выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;
- планирование работы по реализации проекта;
- разработка методов и приемов работы по теме проекта
- подбор материала
II этап – основной
Работа с родителями
Памятка: «Витамины в жизни ребенка»
Консультация: «О правильном питании и пользе витаминов»
Совместная работа воспитателя с воспитанниками
Дидактические речевые игры «Продукты питания»
Чтение художественной литературы: Э .Успенской «Дети, которые плохо едят в детском саду», стихи и загадки о продуктах питания,
Беседы: «Зачем нужен режим питания», «Где живут витамины?», «Витамины и полезные продукты»
Экспериментирование
III этап – заключительный
Коллективная работа: стенд «Полезные и вредные продукты»
Изготовление лэпбука «Азбука здоровья»
Изготовление кейса игры «Здоровый образ жизни»
Приложение 1
Памятка для родителей "Витамины в жизни ребёнка"
Витамины – важные, необходимые для жизни человека вещества. Они активизируют участие во всех процессах, происходящих в организме человека, способствуют полноценному усвоению пищи, своевременному и правильному росту, повышению общего тонуса, невосприимчивости детского организма к простудным заболеваниям. Отсутствие или недостаточное количество витаминов (особенно длительное «витаминное голодание») может вызвать серьезные последствия. Так, недостаток витамина. А, который необходим для правильного роста, сохранения зрения, нормального состояния кожи и слизистых оболочек, вызывает отсутствие аппетита, снижение веса. Значительно понижается сопротивляемость организма влиянию окружающей среды и инфекционным заболеваниям. Не менее важен витамин С – аскорбиновая кислота. Витамин С активно участвует в обмене веществ, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям, предотвращает развитие рахита. Ребенок, получающий недостаточное количество витамина С, быстро утомляется. Он раздражителен, плохо спит, капризничает. Значительное место среди витаминов занимает, так называемый, противорахитный витамин Д. Его применяют в основном как средство предупреждения и лечения рахита на всех его стадиях. Недостаток в организме витамина Д приводит сначала к появлению первых признаков рахита, хотя и незначительных, потом ко все более нарастающему нарушению нормального состояния нервной системы, деформации отдельных частей скелета, а затем и мышечной ткани. При ярко выраженных формах рахита дети теряют аппетит, худеют. Весьма значительна роль и витамина Р, наличие которого способствует наилучшему усвоению организмом витамина С. Витамин Р оказывает благотворное действие на сердечно -сосудистую систему. Необходимы ребенку и витамины группы В (В1, В2, В6, В12 и др.). Они оказывают влияние на состояние нервной системы, способствуют нормальному росту, кроветворению и другим важным процессам.
Приложение 2
Консультация для родителей: «О правильном питании и пользе витаминов»
Один из основных принципов правильного питания – максимально разнообразный повседневный пищевой рацион, включающий все основные группы продуктов (рыба, мясо, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар и кондитерские изделия, хлеб, крупы и др.), обеспечивающий ребенка всеми необходимыми пищевыми веществами. В понятие «правильное питание» входит культура приема пищи и формирование общих культурно-гигиенических навыков.
О чем рассказать ребенку
– Чтобы расти и развиваться, человек должен правильно питаться. Расскажи, какие у тебя есть любимые блюда. Попробуй объяснить, в чем разница между «вкусным» и «полезным». Человек употребляет в пищу разнообразные продукты. Есть продукты полезные и очень полезные. В продуктах содержатся очень важные для здоровья вещества, которые называют витаминами. В полезных продуктах – овощах, фруктах –
больше всего витаминов. Очень полезен черный хлеб, он богат разными витаминами. Витаминов очень много, но главные из них – это витамины А, В, С, Д. Витамин А - очень важен для зрения, он содержится в моркови.
Витамин В - помогает хорошо работать главному нашему органу – сердцу. Его много в овощах, молоке. Витамин С - укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным простудам. Его много в киви, шиповнике. Витамин Д - укрепляет наши ноги и руки, больше всего этого витамина в рыбьем жире.
Вопросы:
– Что ты больше всего любишь есть на завтрак?
– Объясни, как ты понимаешь выражение «здоровое питание».
– Какие витамины ты знаешь? Для чего они нужны?
– Назови продукты, полезные для здоровья. Расскажи, какие витамины содержатся в этих продуктах.
– Назови пять полезных для здоровья продуктов питания.
Стихи, загадки
Никогда не унываю, и улыбка на лице,
Потому что принимаю витамины А, В, С.
Помни истину простую — лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую или сок морковный пьет.
Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам, и не только поутрам.
От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Игра «Витамины»
Подготовьте овощи и фрукты (картинки с их изображением): груша, тыква, яблоко, морковь, лимон, помидоры, огурцы, свекла, репка, зеленый лук, капуста, виноград, вишня, черешня, клубника, красная смородина, брусника, сливы, картофель, абрикосы. Поставьте перед ребенком 4 тарелки, а под ними разложите карточки с буквами А, В, С, Д. Предложите ребенку разложить овощи и фрукты в соответствии с витаминами, которые в них содержатся. Игру сопровождайте рассказами о пользе, вкусовых качествах продуктов.
Игра «Составляем меню»
Предложите ребенку вместе с вами составить меню на обед: салат, первое и второе блюдо, десерт. Расскажите о продуктах, которые потребуются для приготовления такого обеда. Предложите ребенку вспомнить и назвать витамины, которые содержатся в этих продуктах.
Приложение 3
Дидактические речевые игры по теме «Продукты питания».
Цели: формировать знания детей о продуктах, о том, какие продукты входят в состав готовых блюд, развивать познавательный интерес к окружающему миру. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Развивать коммуникативные способности, связную речь.
- Дидактическая игра: «Отгадай загадку».
Цели: уточнить представления детей о продуктах; учить отгадывать описательные загадки о продуктах.
Правила игры: Узнать продукт по описанию.
Ход игры: В игре участвует подгруппа детей. Можно проводить игру индивидуально. Картинки раздаются играющим по одной, ведущий описывает каждую картинку, не называя её. Рассказывая о картинке, ведущий использует алгоритм, указывая на цвет, форму предмета, размер, вкус. Играющие должны угадать по описанию предмет, и тот, у кого находится картинка, поднимает ее.
- Дидактическая игра: «Что лишнее?».
Цели: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов.
Правила игры: Переворачивать выбранное изображение по очереди; в конце игры, кто правильно найдёт "лишнюю" карточку с предметом, получает фишку.
Ход игры: Детям предлагают по очереди переворачивать картинку, назвать изображение.
Дается задание: найти изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему.
- Дидактическая игра: «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет) ».
Цели: Дать детям знания о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Развивать умение договариваться и работать в парах.
Правила игры: Правильно отбирать картинки с продуктами питания и закрывать ими клетки на больших картах.
Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать пару и договориться, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет). Педагог выслушивает предложения детей, а затем читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе. По сигналу воспитателя, дети начинают искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. В конце игры педагог проверяет, правильно ли выполнено задание.
Вариант игры: Лото. Ведущий показывает поочерёдно карточки с продуктами питания. Если ребёнок считает, что этот продукт необходим ему для приготовления блюда, берёт карточку себе. В конце игры педагог и дети проверяют, правильно ли выполнено задание.
- Дидактическая игра: «Разложи продукты на полках в магазине».
Цели: Закреплять знания детей о том, что разные продукты продаются в различных отделах продовольственного магазина.
Правила игры: Соотносить продукты питания, изображённые на маленьких карточках, с картинками отделов магазина на отдельных карточках.
Ход игры: Ведущий выкладывает карточки с названиями отделов магазина, а играющие выбирают продукты питания, которые продаются в этом отделе. Выигрывает тот ребёнок, который подобрал и выложил карточки правильно.
- Игра «Магазин»
Дети берут на себя роли продавцов и покупателей. Покупатели приобретают продукты, правильно их называя, продавцы отдают товар, при этом ведётся диалог с употреблением слов: «Здравствуйте! Возьмите, пожалуйста. Дайте мне, пожалуйста….
- Игра "Будь внимательным"
Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат названия продуктов. (Ложка, мяч, рыба, хлеб, игрушка, шкаф, стол, колбаса, молоко…)
- «Составь предложение по картинкам».
Составление предложений по опорным картинкам.
Варианты: Мама режет колбасу (хлеб, батон, мясо, сыр, сосиску, картошку).
Папа купил ..........
Мальчик (девочка) кушает ...........
Бабушка готовит кашу, суп, котлеты и т.д.
- Игра "Назови кашу"
Ребёнку предлагаются изображения кастрюль, на которых наклеены образцы круп (гречка, манка, овсянка, перловка, рис, пшено).
- "Угадай и ответь".
Детям предлагаются мешочки с сыпучими продуктами (горох, вермишель, фасоль, кофе). Задание: узнать продукт и ответить на вопрос, что из него можно приготовить.
- Игра с мячом "Раз, два, три, не зевай, блюдо называй"
Запеканка из творога какая? (пюре из картофеля, салат из свёклы, котлеты из курицы, оладьи из печени, суп из грибов, гуляш из мяса и т.д.)
- Игра "Разложи продукты"
Детям предлагается разложить игрушки-продукты на тарелки разного цвета (молочные продукты - на белую тарелку, мясные - на красную и т.д.).
- Игра-физминутка "Повар" (проводится в кругу).
Будем в повара играть.
Никому нельзя зевать,
Если повар будешь ты,
Что готовишь, назови.
На голову ребёнка надевается колпак, ему показывают картинку. Ребёнок должен назвать блюдо. Пример: Я готовлю свекольный салат, картофельное пюре и т.д.
- Игра "Волшебный кубик"
Дети по очереди бросают кубик. В зависимости от выпавшего количества и показанной педагогом картинки дети составляют предложение (Мама купила в магазине пять котлет, три пирога, четыре сосиски).
- "Исправь Незнайкины ошибки"
Картошка бабушка пюре приготовила.
Шоколад съел мороженое Ваня.
Мясо продают в магазине фарш.
Кабачок принёс папа икра.
Яблоко испекла пирог бабушка.
Суп сварил дедушка вермишель.
- Расскажи о продукте.
Название. Из чего сделан? Как попал на стол? В каком отделе магазина продаётся? Где его можно хранить? что из него можно приготовить?
- Игра "Варят, жарят и пекут"
Дети соединяют картинки линиями на магнитной доске с изображениями кастрюли, сковороды, составляют предложение. Например: суп варят в кастрюле.
Вариант: Игра с мячом. Пироги - , кашу - , котлеты, рыбу - , картошку - , компот - , блины, яичницу, оладьи, курицу, булочки и т.д.
И наоборот (что варят? жарят? пекут? пьют? едят?)
- Игра "Какое варенье?" (пособие – изображения банок, на которые прикрепляются картинки на магнитах с изображением фруктов и ягод). Дети составляют предложения, например: Я приготовил варенье из малины – малиновое.
- Игра "Жадина" (дети отвечают на вопросы чей, чья, чьё, чьи по картинкам). Можно проводить игру с мячом.
- "Составь предложение" (по предметным картинкам). По количеству прямоугольников надо придумать прилагательные. Пример: Мальчик ест вкусный, горячий картофельный суп.
- "Запомни и продолжи" (наращивание предложений по картинкам). Мама купила курицу. Мама купила курицу и хлеб. Мама купила курицу, хлеб и макароны. Мама купила курицу, хлеб, макароны и рыбу.
Приложение 4
Стихи и загадки о продуктах питания
В летнем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
Только нужно не лениться,
Отгадать их потрудиться.
Далеко на юге где – то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий … (ананас).
Вот стручок – огромный дом,
Поселились братцы в нем.
Каждый братец – скоморох,
А стручок этот - … (горох).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста)
Я - приправа в каждом блюде
И всегда полечен людям угадали?
Я - наш друг
Я - простой зелёный (лук.)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …(помидора)
Под землей живет семья:
Папа, мама, деток тьма.
Лишь копни ее немножко –
Вмиг появится … (картошка).
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус – кислейший он,
А зовут его … (лимон).
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин –
Это спелый … (апельсин).
Про меня рассказ не длинный
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
Будешь строен и высок (Морковь)
Все о ней боксеры знают,
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа … (груша).
"Компот"
Сливы цветные,
Абрикосы наливные.
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Кто не пьет компот, тот слабеньким растет.
"Борщ"
Борщ – это свекла, морковка, лучок
Картофель, капуста, петрушки пучок.
Овощи сварились, в борщок превратились.
Секрет витаминов хранит красный борщ
Кто съест все до капли
Обретет волшебную мощь.
"Щи"
Стал слабым, больным и худым?
Съешь тарелку щей,
Зарядись энергией овощей!
"Огурец"
С грядки удалец
Прыгнул огурец.
Свеженький, зеленый
Крепкий, закаленный.
Ты ребятам нужен
На обед и ужин.
"Сырники"
Мы круглые лепешечки
Слепили нас из творога.
Мы на печке полежали
И друг друга не узнали.
Были белые,
Стали загорелые.
Аппетитные, полезные,
Румяные, целебные.
"Чай"
Горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Выпьешь чай с малиной,
Выпьешь чай с вареньем,
Будешь целый день ты
С чудесным настроеньем!
"Чай - Здоровье"
Ромашка и календула
Лечебные цветы
На солнышке росли
К нам в чашку пришли.
Чай - Здоровье выпивай
И добавки наливай.
"Волшебные каши"
На кухне, на полочке
Жили крупы в мешочке.
Манная, овсяная,
Пшенная, перловая,
Гречневая, ячменная.
По названию похожи
Только разные на вкус.
Дети кашу не любили,
Со слезами говорили: -
«Не хотим мы кашу,
Кашу – малашу».
«Что же делать?» - говорила
Повар – тетя Света.
Кушать надо кашу
Чтобы стать сильнее.
А без каши, дети,
Станете вы, бледными
И поднять не сможете
Даже вы конфету.
Приложение 5
Экспериментирование
Опыт 1: В стакан с водой высыпаем сухарики, перемешиваем.
Вывод: вода в стакане стала мутной и как будто грязной, потому что добавлено много острых приправ, соли, что плохо влияет на здоровье человека (желудок).
Опыт 2: Выбираем самый большой ломтик чипсов, кладём его на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки. На салфетке образовалось жирное пятно и достаточное большое количество специи.
Вывод: чипсы содержат много жира и специй, которые вредят молодому организму.
Опыт 3: Влияние «Кока-колы» на предметы.
Этот опыт помог проверить, как взаимодействуют Кока – Кола с ржавчиной и налётом на металлических предметах?
Мы положили в напиток и воду ржавый гвоздь и тусклые старые монеты. После нескольких дней в стакане с Кока – Колой гвоздь и монетки посветлели, очистились, а в воде - нет.
Вывод: Если Кока-кола с легкостью удаляет ржавчину, то она может разъедать стенки нашего желудка.
Опыт 4: Опасна ли Кока – кола нашим зубам? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. Одну скорлупу мы поместили в стакан с Кока-колой, а другую – с водой. Наблюдения показали, что скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.
Вывод: Употребление напитка в больших количествах может привести к разрушению эмали зубов. Красители Кока-колы очень стойкие и зубы от них темнеют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-533890-1449843070.jpg)
Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»
Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/13/picture-295974-1713036200.jpg)
Итоги республиканского конкурса творческих работ по пропаганде здорового питания среди образовательных организаций "Рациональное питание - залог здоровья!"
Работа Барышникова Власа отмечена как участник....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-762551-1456677459.jpg)
Педагогический проект по формированию первичных представлений о здоровом питании и «Витаминах на грядке и на дереве» у детей 3-4 лет «Здоровое питание»
Цель данного проекта: создание педагогических условий для знакомства детей младшего дошкольного возраста с полезными свойствами овощей, фруктов, злаковых....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1147113-1606674693.jpg)
Игра -викторина по здоровому питанию «Академия здорового питания»
Сформировать представление о здоровье, как одной из важнейших жизненных ценностей;Формирование представления о правильном питании, рациональном использовании продуктов питанияСформировать предст...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/14/picture-1321714-1615728797.jpg)
Веселые старты для детей 5–7 лет «Знатоки здорового питания», посвященные Всемирному Дню здорового питания
Всемирный день здорового питания ежегодно отмечается 16 октября. Цель этого дня – привлечь внимание общественности к современным проблемам питания в обществе, призвать каждого чел...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/07/picture-836618-1631037969.jpg)
Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе "Правильное питание - залог здоровья"
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...
ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ «МЫ ЗА ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
Проектная деятельность....