Главные вкладки

    Педагогический проект по формированию первичных представлений о здоровом питании и «Витаминах на грядке и на дереве» у детей 3-4 лет «Здоровое питание»
    проект (младшая группа)

    Казначеева Наталья Ивановна

    Цель данного проекта: создание педагогических условий для знакомства детей младшего дошкольного возраста с полезными свойствами овощей, фруктов, злаковых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_zozh_vitaminki_na_gryadke.docx29.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения

    «Манчажская средняя общеобразовательная школа» -  «Детский сад села Манчаж»

    Педагогический проект по формированию первичных представлений о здоровом питании и «Витаминах на грядке и на дереве»

    у детей 3-4 лет «Здоровое питание»

    с. Манчаж

    Педагогический проект по формированию первичных представлений о здоровом питании и «Витаминах на грядке и на дереве»

    Вторая младшая группа  № 3  (3-4 года)

    Тема проекта «Здоровое питание»

    Вид проекта: краткосрочный

    Сроки реализации проекта:  с 15 октября 2018 г – по 26 октября 2018 г.

    Тип проекта: игровой

    Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

    Введение

               Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укреплении физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада, охрана и укрепление здоровья воспитанников, находится на первом месте.      

                 Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Правильное сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. 

                 С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
                 Наиболее важным является соблюдение принципов рационального питания детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи, в наше время, время рекламы чипсов, кириешек, чупа-чупсов,  газводы и т. д. У детей формируется искаженные взгляды на питание. Родители зачастую также не способствуют формированию взглядов на правильное питание. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае котлеты, картошка, в худшем — сосиски, макароны, пельмени. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пищи, отказываются от овощных блюд, рыбы, кисломолочной продукции, запеканок, некоторых фруктов.

    Проблема:

                Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного уровня, которая определена в нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о правильном здоровом питании, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью употребления в пищу овощей м фруктов.

    Актуальность проекта:

    В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создаётся основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих

    условия роста и развития.


    Цель: создание педагогических условий для знакомства детей с полезными свойствами овощей, фруктов, злаковых.

    Задачи

    1. Познакомить детей с плодами овощных и злаковых культур, фруктовых деревьев.

    2. Дать представление о витаминах и их наличии в плодах.

    3. Показать необходимость употребления в пищу овощей, фруктов и хлеба.

    4. Формировать бережное отношение к труду людей.

    5. Развивать детское творчество.

    6. Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада.

     Ожидаемый результат:

    1. Формирование представлений детей о полезных свойствах овощей, фруктов и злаковых.

    2. Употребление в пищу фруктов и овощей.

    3. Интерес родителей к здоровому питанию в семье.

    Продукты проектной деятельности: творческие работы детей, альбом «Здоровое питание», проведение практических занятий, буклеты родителям о здоровом питании.

    Этапы реализации проекта:

    Первый этап. Подготовительный.

    Цель: выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности.

    Работа с детьми

    1. Предварительные беседы с детьми об овощах, фруктах и хлебе.

    2. Начальный мониторинг.

    3. Формулировка проблемы проекта.

    4. Подбор иллюстраций, книг, видео и аудиозаписей, настольно-печатных, дидактических игр по теме проекта.

    Работа с родителями

    1. Ознакомление с темой проекта.

    2. Консультации для родителей.

    3. Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе.

    Второй этап. Подбор информации.

    Цель: подготовка методической базы для реализации проекта (информационной, демонстрационной, наглядной, словесный материал для осуществления проекта).

    Третий этап. Реализация самого проекта.

    Цель: планирование и реализация образовательного процесса по формированию здорового питания детей младшего дошкольного возраста.

    План  работы с детьми

    Этапы проектной деятельности

    Проводимые мероприятия

    1. Этап. Подготовительный

    1.Предварительные беседы с детьми о  здоровом питании.

    2.Формулировка проблемы: «У детей недостаточно сформированы основы здорового образа жизни».

    3.Начальный мониторинг.

    Задачи

    1.Выяснить осведомленность детей по проблеме.

    2.Выявить проблемы в представлениях детей о здоровье и его составляющих.

    3.Определить с детьми некоторые составляющие здорового образа жизни.

    Педагогические ресурсы

    1.Беседы, основанные на опыте детей.

    2.Вопросы мониторинга.

    3.Книжки-малышки, дидактические игры, пазлы, разрезные картинки, лото, вкладыши.

    4.Художественная литература о чистоте, здоровье, болезни, питании.

    4.Сюжетные картинки по теме «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей», «Здоровое питание».

    2. Этап. Основной

    Познавательное развитие: 

    1.Знакомство с овощами и фруктами.

    2. Рассматривание картинок и беседы по ним: «Правила гигиены», «Здоровое питание».

    3. Дидактические  игры вкладыши «Овощи и фрукты», пазлы «Овощное лото», «Парочки», «Двойняшки», «Кубики с картинками».

    4. Игры на внимание «Найди похожий», «Найди пару», «Нужно-не нужно», «Вершки-корешки».

    5. Игры, направленные на развитие ощущений: «Определи на вкус» «Чудесный мешочек», «Распределение плодов по форме и вкусу».

    6. Дидактические игры «Рассказы по картинке», «Что лишнее?», «Узнай по описанию».

    7. Разрешение проблемных ситуаций.

    Социально-коммуникативное развитие

    1.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Телефонный разговор», «Кукла заболела», «Идем в магазин», «К нам пришли гости», «Хлебный магазин».

    2.Беседы о микробах, о бережном отношении к своему здоровью, культурно-гигиенических навыках.

    3.Помощь младшему воспитателю в наведении чистоты в группе.

    4. Выращивание зеленого лука.

    Речевое развитие

    1.Беседы о себе, своем теле, гигиене, питании, «Как быть здоровым?», с использованием наглядного материала.

    2. Ситуативные разговоры.

    3. Заучивание стихотворений, потешек.

    4. Пальчиковая гимнастика.

    Чтение художественной литературы

    1. Русские народные сказки «Колосок», «Пых», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка», «Каша из топора».

    2. Братья Гримм «Горшочек каши».

    3. С. Маршак «Юля плохо кушает».

    4. К. Чуковский «Спор овощей».

    5. С. Кузьмин «Что растет на грядке», «Хорошие манеры», «Вкусная азбука», «Ложечку за маму».

    6. В. Сутеев «Мешок яблок».

    7. Н. Аникина «Овощной спор».

    8.  Ю.Тувим «Овощи» и др.

    9. Потешки, загадки

    Художественно-эстетическое развитие

    Музыкальные игры и слушание музыки

    1. Слушание и обыгрывание русских народных песенок «Огородная - хороводная», «Пирожки», «Ладушки».

    2. Прослушивание детских песенок:  «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Танец маленьких утят», «Песенка Умки» и др.

    3. Прослушивание музыкальных сборников классической музыки, рекомендованных программой В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад» в режимные моменты (не более 15 минут в день).

    Продуктивная деятельность

    1. Аппликация «Овощи и фрукты в банке», «Бублики».

    2. Рисование «Полезный натюрморт» (коллективная работа), «Нарисуй что-то, что связано со здоровьем».

    3. Лепка «Зайкин огород», «Овощи и фрукты на тарелочке», «Хлеб из соленого теста».

    4. Конструирование «Заборчик для огорода».

    5. Раскраски, штриховки.

    6. Изготовление с родителями листов для альбома «Здоровое питание».

    7. Лепка «продуктов» для «магазина».

    Физическое развитие

    1. Подвижные игры «У медведя во бору», «Огуречик, огуречик», «Пробеги и не сбей», «Найди себе пару».

    2. Игры малой подвижности «Найди яблоко» («Найди, где спрятано»), «Зайка серый умывается», «Найди и промолчи», «Грушка», «Полезные и вредные продукты»,  «Съедобное – несъедобное».

    3. Физкультминутки.

    4. Утренняя гимнастика

    5. Настольно-печатные дидактические игры «Валеология», «Что хорошо, что плохо?», «Полезные привычки», лото «Овощи», «Фрукты», «Парочки», пазлы и др.

    3. Этап. Рефлексивно-диагностический

    Зеленый лук на окне.

    План  работы с родителями  

    Этапы проектной деятельности

    Проводимые мероприятия

    1. Этап. Подготовительный

    - Анкетирование на темы «Качество питания в детском саду»,

    «Здоровое    питание – здоровый ребёнок».

    - Круглый стол с родителями: ознакомление родителей с темой и, соответственно, с проблемой проекта.

    1. Сообщение воспитателя Казначеевой Н.И.

    2. Высказывание мнений родителей по данной проблеме.

    - Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе.

    1. Создание плакатов на тему «Детям о здоровом питании».

    2. Создание дидактических игр: «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Составь меню».

    3. Создание родителями методических пособий:

    «Здоровое питание», «Будем здоровы», «Стихи про витамины, овощи и фрукты».

    Цель:

    1.Развитие педагогической  инициативы родителей.

    2.Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

    3.Укрепление детско-родительских взаимосвязей  и интереса.

    4.Повышение  компетентности родителей в сфере здорового питания детей дошкольного возраста.

    2. Этап. Основной

    Оформление папки – передвижки:  « Родителям о полезном питании», «Живые витамины».

    Памятки для родителей: «Организация питания в семье», « В каких продуктах живут витамины».

     Оформление буклетов для родителей на темы: « Всегда ли вкусная еда полезная?»

    «Похрусти и заработай пару болезней».

    «Советы родителям по питанию детей дошкольного возраста».

    Консультации для родителей «Что я знаю о здоровом питании», «Витамины в овощах и фруктах».

     Рекомендовать родителям обращать внимание детей на проведение гигиенических процедур дома членами семьи.

    Рекомендации по чтению художественной литературы дома. Рекомендации посетить овощной и хлебный магазины с целью расширения кругозора детей, получения опыта для сюжетно-ролевой игры.

    Участие родителей в создании страничек для альбома «Здоровое питание».

    Цель:

    1.Привлечение родителей к расширению социального опыта ребенка.

    2. Приобщение  к совместному творчеству.

    3. Обратить внимание родителей на соблюдение правил гигиены дома членами семьи.

    3. Этап. Рефлексивно-диагностический

    Изготовление альбома «Здоровое питание»

    Литература

    1. Алямовская В.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    2. Антонов Ю.Е. Истоки социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» //Медработник дошкольного образовательного учреждения №1 /2009

    3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

    4. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.– М.: Издательство «Скрипторий» 2003», 2007.

    5. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века /под ред. Ю.Е. Антонова и др. М., 2003


    Полученный результат

    1. У детей сформировалось представление о необходимости заботы о своем
    здоровье, бережном отношении к своему организму, представление о том,
    какая еда вредна, и какая полезна для здоровья. Как витамины влияют на организм человека.

    2. У родителей сформировано представление об основных принципах
    гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о 
    наиболее подходящих блюдах для дошкольников.
    3. Родители обратили внимание на рацион своих детей, изменили их меню,
    сделав его более витаминизированным и полезным.

    Вывод: Наиболее перспективным путем обновления содержания работы по
    организации правильного питания, является создание единого информационного пространства для обучения основам здорового питания, формирование мотивации к нему как у детей, так и у родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в группе раннего возраста по формированию первичных представлений о здоровом образе жизни на 2013-2014 уч.год.

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное УчреждениеДетский сад № 21 Муниципального образования Успенский район      ПЕРСПЕКТИВНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ...

    Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

    Чтобы быть здоровыми и полноценно жить необходимо научиться сохранять и укреплять собственное здоровье. Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, для совершенство...

    Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста"

    Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста"                                ...

    Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

    Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэто...

    Педагогический проект по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года

    Цель данного проекта: создание педагогических условий для формирования представлений о своем физическом «Я» (строении человеческого тела, о значении каждого органа для нормальной жизн...

    Дидактический материал к проекту по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года

    В предложенном приложении к проекту подобран дидактический материал, помогающий сформировать у детей первичные представления о своем физическом "Я" и здоровом образе жизни у детей 2-3 лет....

    "По тропинке, по дорожке". Педагогический проект по формированию пространственных представлений у детей средней группы средствами дидактической игры.

    quot;По тропинке, по дорожке" - групповой, среднесрочный, познавательно-исследовательский проект по формированию пространственных представлений детей среднего возраста. Целью которого является в...