Зрительная гимнастика, ее место и роль в организации образовательной деятельности
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Шипула Оксана Александровна

Забота о здоровье - это важнейший труд педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimn.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика, ее место и роль в организованной образовательной деятельности

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые приходится основная нагрузка.

Зрительная гимнастика предполагает совершенствование движений глазами в различных направлениях из разных исходных положений. Последовательно переводить взгляд с предмета на предмет, находящиеся в разных местах, фиксировать взгляд на предметах, находящихся на различных участках площадки, зала, комнаты; находить предметы вблизи, вдали; прослеживать глазами действия согласно словесному слогу.

Офтальмологами доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Гимнастика для глаз

снимает зрительное напряжение,

повышает зрительную работоспособность,     улучшает кровообращение 

и кровоснабжение глазных яблок,

нормализует тонус глазодвигательных мышц,

способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний,

а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительногоанализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связаны со зрительным напряжением, на 10-11 минуте в течение 2-3 минут,

- на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут,

- в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развитию речи (чтение, рассказывание, то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются

также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием,

а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики  необходимо соблюдать

 общие правила:

- всегда снимать очки;

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

- следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным;

- сосредоточить все внимание на глазах;

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В практике нашего ДОУ педагогами применяются

разные варианты

использования зрительных гимнастик:

- со стихами;

- с опорой на схему;

- с сигнальными метками;

- с индивидуальными офтальмотренажерами;

- с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

- анимированные зрительные гимнастики.

Виды .

• «Темное расслабление».

• «Диагонали»

• «Удивление»

• «Расслабление»

• «Моргание»

• «Вертикали»

• «Горизонтали»

• «Вращение»

• «Косые глаза»

• «Метки на стекле»

• «Круговые движения головы»

• «Двоение в глазах»

Упражнения на улучшение и укрепление аккомодации (рекомендуется для детей с расходящимся косоглазием)

• «Косые глаза»

• «Метка на стекле»

• «Большой палец»

• «Круговые движения головой»

• «Слежение»

• «Двоение в глазах»

На укрепление глазодвигательных мышц.

• «Горизонтали»

• «Вертикали»

• «Часы»

• «Пострелять глазами»

• «Движение глаз»

• «Круги в темноте»

• «Глаза закрыты»

• «Жмурки»

На улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости.

• «Полюби свои глазки»

• «Жмурки»

• «Моргалки»

• «Трогаем пушинки»

• «Расслабление»

• «Массаж»

Упражнения для снятия зрительного утомления

• «Жмурки»

• «Моргание»

• «Слежение»

• «Горизонтали»

• «Сигналы»

• «Вертикали-горизонтали»

• Смотреть вдаль

• «Часы»

• «Горизонтали-вертикали»

Игры на развитие прослеживающей функции глаза.

• «Прокати шар в ворота»

• «Проследи за движением флажка»

• «Обведи контур фигуры»

• «Проследи за движением машин»

• «Проследи, как летит бабочка»

• «Подбрось мяч и поймай»

• «Проследи за огоньками»

• «Посмотри, как качается фонарик»

• «Сбей кегли»

• Лабиринты разнообразные.

Игры, способствующие развитию фиксации взора и повышению остроты зрения.

• «Кольцеброс»

• «Попади указкой в колечко»

Магнитные игры«Ловись, рыбка!»«Посади бабочку на цветок такого же цвета»

• «Мяч в корзину»

• «Подбрось мяч вверх и поймай его»

• «Сосчитай, сколько раз зажегся фонарик»

• «Сколько лампочек загорится на панели и какого они цвета?»

• «Собери пирамидку»

• «Составить узор»

• «Сложи картинку»

• «Нарисуй фигуры по трафарету»

• «Найди предмет»

• «Подбери пару»

• Выкладывание мозаики.

• Работа с конструктором.

• Нанизывание бус, колец.

• Закрашивание контура, силуэта.

• Штриховка контура, силуэта.

• Перебирание семян.

• Собирание мелких предметов по группам.

Упражнения, способствующие развитию органов зрения.

• Упражнения для улучшения циркуляции крови в органе зрения.

• Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.

• Упражнения по улучшению процесса аккомодации.

• Упражнения на снятие зрительного утомления.

Комплекс упражнений на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата.

• Упражнения на укрепление наружных мышц глаз.

• Упражнения на тренировку внутренних мышц глаза.

• Упражнения на укрепление окологлазных мышц.

• Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питания глаз и лечение близорукости.

• Общеукрепляющие упражнения для глаз.

Игровые упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста по снятию зрительного утомления.

• «Пальминг»

• Раскачивание и повороты.

• Световые ванны.

• Моргание.

• Массажный тренинг «Третий глаз»

• Аккомодационный тренинг.

• Глазодвигательные тренинги.

• Массаж пальцев и рук.

• Игровая гимнастика для пальцев

• Точечный массаж.

• «Прищепочки».

• «Растягивание».

• «Орех».

В век компьютерных технологий появилась возможность и необходимость использовать в работе анимированную зрительную гимнастику.

Упражнения имеют лечебный, образовательный и игровой характер, что важно для детей дошкольного возраста. Дети отправляются в путешествие вместе со сказочным персонажем под музыку, закрепляют умение ориентироваться в пространстве.

Анимированные зрительные гимнастики создаются в программе PowerPoint. Чаще всего, на практике презентации, созданные в данном редакторе, используют только для эффективной визуализации выступлений перед аудиторией. Но возможности PowerPoint очень разнообразны. Одной из таких возможностей является анимация и функция триггер.

Триггер – это средство анимации, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку.

Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными, то есть предметы могут двигаться в разных направлениях, появляться и исчезать, привлекая внимание детей сказочными персонажами и героями.

Триггер в переводе с английского означает спусковой крючок, затвор. С помощью триггера можно задать действие любому объекту, причем последовательность этих действий мы можем выбирать в зависимости от желания и ситуации. Открывать задания можно по мере их выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие. Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации. Несомненно, презентации с триггерами очень интересны. Они уже больше похожи на флеш-игры, ведь мы задействуем анимационные эффекты. А если добавить еще и звуки!

На самом деле создать презентацию с триггерами не так уж сложно. Самое главное - четко усвоить алгоритм действий.

По рекомендациям врача-офтальмолога, учитывая зрительные диагнозы и зрительные нагрузки плеоптического или ортоптического периодов лечения, составляются комплексы гимнастик с использованием ИКТ.

Комплекс составляется также с учетом возрастных особенностей с постепенным усложнением, содержит достаточный объем наглядного материала для развития у ребенка зрительного внимания и памяти, навыков зрительного анализа и синтеза, точных прослеживающих движений глаз и пространственной ориентировки. Также в него включаются задания, способствующие развитию графических способностей детей, внимания, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...

Роль интеграции в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста

         Интегрированный подход раскрывает  творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит  соединение познавательного и эмоционального опытов, т. к...

Методическая разработка «Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста как часть образовательного пространства ДОУ»

Глаза из всех органов чувств считаются самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности (учеба, отдых, повседневная жизнь)...

Организация образовательной деятельности в ДОО. Формы организации образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность в ДОО - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной пр...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...