Проект по теме: Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
проект (младшая группа)

Давыдова Анастасия Сергеевна

Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровье сберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад  «Росинка»

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы» МДОУ «Росинка»

г.Салехард

Проект по теме: Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровье сберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.

Содержание

1. Актуальность проекта

2. Цель и задачи проекта

3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

4. Перечень основных направлений проекта

5. Краткое описание проекта по этапам

Тип проекта : Групповой, творческий, долгосрочный.

Подготовительный- сентябрь, основной- октябрь-апрель, заключительный- май.

Участники проекта:

Воспитатели, дети (воспитанники 2-ой младшей группы, возраст воспитанников 3-4 года, родители воспитанников группы.

Гипотеза проекта:

Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Актуальность проекта:

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цель:

Формирование основы культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательные задачи:

·  способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

·  познакомить  с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

·  приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

Развивающие задачи:

·  развитие эмоциональных качеств;

·развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения;

Воспитательные задачи:

·  воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;

  формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

·  создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

·  формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;

·  приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Основные формы реализации проекта:

НОД по области «социализация».

Дидактические игры и упражнения.

Чтение художественной литературы.

беседы.

Работа с родителями.

Практическая значимость проекта:

Приобретение навыков согласно психолого-педагогического возраста детей.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

Дети от 3–4 лет должны усвоить

Следить за своим внешним видом. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков. Укрепление связей между детским садом и семьёй. Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

Оформить уголок дежурного.

Изготовить методическое пособие.

Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.

Сделать подборку дидактических игр.

Консультации

1.

«Как ухаживать за молочными зубами»

2.

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»

3.

«Как привить детям культурно – гигиенические навыки»

4.

«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»

«Движение – это жизнь», «Как вырастить ребенка здоровым?», «Воспитание навыков безопасного поведения»

Краткое описание проекта по этапам

1. Информационно-аналитический этап:

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по области «социализация».

Заключительный:

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме.

Диагностика детей по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Основной этап:

2. Описание проекта:

Подготовительный этап.

Изучение литературы по теме.

Ознакомление с передовым опытом.

Уточнение формулировок проблемы, целей и задач.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, материала для работы с интерактивной доской, создание презентаций.

Создание мини – библиотеки методической ихудожественной литературы.

Подбор наглядно – тематической информации и консультации для родителей.

Основной этап.

- Разработка и проведение НОД по:

социально-коммуникативному развитию;

познавательному развитию;

художественно - эстетическому развитию;

речевому развитию.

-Ситуативные беседы и организация пед. ситуации

- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Е. Осеева «Волшебное слово», В. Степанов «Уроки вежливости», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», В. Голяховский «Что за слово», С. Мирошниченко «Неизвеняйка», «Случай в городе едоков», «Женина беда». В. А. Осеева «Плохо», «В одном доме», «Три товарища», русские народные сказки, рассказы, стихи; Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице», С. Маршак «Светофор»; Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек»; С. Иващенко «Артём в гостях», «Подарки на день рождение», Маша идёт на день рождение к Ире».

(- Игры: подвижные; настольно-печатные; сюжетно-ролевые; дидактические).

- Отгадывание загадок по теме.

- Рассматривание картинок и иллюстраций по теме.

- Раскрашивание раскрасок по теме.

- Работа с родителями

3.1. Условия реализации проекта

Подготовительный этап

Изучение литературы по теме Расширение знаний по теме проекта

Уточнение формулировок проблемы, целей и задач .

Пополнение предметно-пространственной развивающей среды

Основной этап

Непосредственно-образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах

Составление рассказов – рассуждений из личного опыта:

- «Волшебные слова - почему они волшебные»,

- «Как я поделился игрушкой с другом»,

- «Как и чем можно порадовать близких?»,

- «Наши добрые дела»

- «Сказочный денек»

- Разучивание песен о дружбе

- «Улыбка»,

- «Настоящий друг».

НОД:

- «Дарите людям доброту»

- «Кружка для дедушки» лепка

-«Что такое этикет» беседа

- «Путешествие в Царство вежливых наук»

- «Правила этикета» - «Путешествие в сказку» Беседы:

- «В мире вежливых слов»,

- «Путешествие в страну «Нравственности»,

- «Разговор по телефону»,

- «Вежливый собеседник и слушатель»,

- «Добрые поступки и дела»,

- «Умеешь ли ты дружить?»

Работа с пословицами:

- «Добрые слова дороже богатства»,

- «Ласковое слово лечит» и др.

Чтение художественной литературы

Дидактические игры:

Разбор проблемных игровых ситуаций о взаимоотношениях взрослого и ребенка, ребенка и ребенка.

- игры – имитации

Игровые ситуации:

- «Если я потерялся»,

- «Если рядом больной»

Конкурсы среди дежурных

- «Накрываем на стол»

- «Ухаживаем за цветами»

Ситуативные игры-истории:

- «Котик и ежик на качелях»,

- «Машина»,

- «Случай в малине»,

- «Помощь бельчонку»,

- Просмотр мультфильмов о дружбе

- Прослушивание песен

- «Дорогою добра»,

- «Доброта» (м/ф про Фунтика,

- Барбарики «Доброта»,

- песенка Леопольда «Ярко светит солнце»,

- «Если с другом вышел в путь» Сюжетно – ролевые игры:

- «Семья»,

- «День рождения куклы Тани»,

- «А у нас гости»,

- «Идем на концерт»,

- «Едем в автобусе»,

- «В магазине»,

- «В парикмахерской»,

- «В поликлинике»,

- «Детский сад»

Рисование на трафаретах

- «Украшаем одежду»

- Подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней!», «Волшебный стул», «Звери на болоте».

- Рассматривание альбомов и журналов «Подарки, сделанные своими руками»

- Лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги и строительного материала на темы проекта:

- «Путешествие в страну подарков»,

- «Что такое хорошо, что такое плохо»,

- «Дополни рисунок»,

- «Пригласительный билет»,

- «Оригинальные салфетки»

- «Овощи и фрукты для магазина»,

- «Булки, плюшки, баранки»,

- «Угощение для кукол»

- Консультации для родителей на тему:

«Этикет для малышей: воспитание у ребёнка норм поведения в обществе через беседы, игры и театральные этюды».

-Сочинение и оформление сказок о Доброте

- Папки – передвижки - «Как воспитываются культурные навыки у дошкольников»

- «Этикет, как элемент культуры поведения детей»

«Научите ребенка дружить»

Диагностика детей по данной теме. Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Приложение 1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

1. Игра "Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

2. Игра "Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

3. Игра "Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

4. Игра "Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

5. Игра "Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, "вхождения" его в мир взрослых.

В целях усвоения ребенком раннего возраста с психофизическими отклонениями культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития.

В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно-гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности. Усвоение ребенком соотносящих и орудийных действий (расческой, мылом и др.), затем отдельных действий с предметами (например, расставить тарелки, расстелить скатерть на столе) активизируют появление следующего вида детской деятельности - предметно-игровой. Предметно-развивающая среда, создаваемая взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.

Для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно предложить детям поиграть в игры. Дети с большим увлечением включаются в игры с водой.

Игра "Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку:

Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!"

Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

Игра "Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Игра "Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

•        засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");

•        открыть кран;

•        сложить ладони рук "лодочкой";

•        подставить руки под струю воды;

•        закрыть кран;

•        вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Игра "Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра "Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Игра "Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит в зеркало и улыбается, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра "Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра "Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Игра "Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Игра "Носики-курносики"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять

(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Игра "Приведи куклу в порядок"

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

Игра "Оденемся на прогулку"

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Оборудование: одежда ребенка.

Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

Игра "Оденемся на прогулку"

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Оборудование: одежда ребенка.

Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

Игра "Оденем кукол"

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

Игра "Обед у кукол"

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

Игра "Убери со стола"

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Игра "Вымой посуду"

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход игры: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Игра "Подготовь постель ко сну"

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход игры: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

Игра "Почистим туфли"

Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход игры: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!

Будут чистыми они - раз, два, три!

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

Игра "У нас порядок"

Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход игры: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.

Приложение 2

Конспект занятия  в младшей группе на тему: «Оденем куклу Машу на прогулку зимой»

Цель: формировать представления у детей младшего возраста о том, как нужно одеваться в зимний период, правильный порядок одевания куклы на прогулку.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с зимней одеждой; формировать навыки самостоятельности одевания одежды.

Развивающие: развивать речь, память, внимание и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпеливость и бережное отношение к одежде.

Материал: кукла Маша, кукольная одежда: шапка, куртка, колготки, носки, кофта, варежки, картинки с зимним пейзажем.

Воспитатель: ребята, посмотрите, я принесла картины. А какое же там нарисовано время года?

Дети: на этой картине изображено зимнее время года.

Воспитатель: да, молодцы. А какая погода зимой бывает?

Дети: становится очень холодно на улице, люди одевают теплую одежду.

Воспитатель: А какие предметы одежды вы знаете?

Дети: шапка, куртка, колготки, носки, кофта, варежки.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали. Теперь давайте с вами немного отдохнём и сделаем физкультминутку.

Воспитатель проводит физкультминутку

Физминутка Зима

Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Воспитатель: Сегодня, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте ей поможем, у нее случалась беда. Она не может понять как же надо одеваться зимой. Поможем Маше?

Дети: да.

Воспитатель: А теперь давайте покажем Маше как нужно одеваться.

Дети: давайте.

Воспитатель: Женя, скажи, что нужно одевать первым? (Колготки.) Молодец, правильно!

Миша, что одеваем затем? (Кофту.) Молодец!

Воспитатель: Алиса, а что нужно одевать после того как мы одели кофту? (Штаны.)

Воспитатель: Правильно, какие вы молодцы! А затем, что одеваем Арсений (надо одеть носки и сапожки) молодец!

Воспитатель: Костя, а после носочков и сапожек мы оденем куртку? (Да.)

Воспитатель: Кто мне скажет, что мы оденем в последнюю очередь?

Дети: Шапку, шарф и варежки.

(Дети вместе с воспитателем начинают одевать куклу в последовательности, которую называли дети.)

Воспитатель: Ребята! Вот мы и одели Машу на прогулку! Молодцы, ребята! Ребята, как выдумаете мы Маше помогли научиться правильно одеваться?

Дети: да, помогли.

Воспитатель: А теперь нужно попрощаться с Машей и сказать ей до свидания!

Дети: До свидания, Машенька. Приходи к нам в гости еще раз.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Ждем гостей» в 2 младшей группе

Цель: Закрепить с детьми правила гостеприимства и сервировки стола. Внести в игру новые элементы.

Задачи образовательных областей:

Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игру. Прививать элементарные навыки социального общения.

Обогащать словарь детей: салфетница, заварник, молочник.

Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность.

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Предварительная работа:

Чтение сказок К. Чуковского. (Муха-Цокотуха, Федорино горе, Мойдодыр)

Рассматривание картинок самовара. Беседа о самоваре.

Оборудование: Разрезные картинки (с изображением самовара, мухи-цокотухи, денежки); иллюстрация Мухи-Цокотухи; скатерть, принадлежности для сервировки стола (салфетница, блюдца, чашки, ложечки, молочник, заварник, самовар, муляжи конфет, печенья;

Ход Игры

В: Ребята посмотрите у нас появились новые разрезные картинки. Давайте соберем и узнаем, что на них изображено.

Д: Муха-цокотуха, самовар, денежки.

В: Кто помнит из какой это сказки.

Д: К. Чуковского Муха-Цокотуха.

В: Кто помнит как начинается эта сказка.

Д: Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

В: Правильно. А как вы думаете, Зачем к нам пришла Муха-Цокотуха.

Д: За помощью. Что бы мы помогли ей накрыть на стол.

В: Если вы согласны ей помочь, то тогда поехали.

Логоритмика «Автобус»

В: Ну вот мы и приехали к Мухе-Цокотухе в гости. Как вы думаете с чего нужно начинать, когда мы ждем гостей. (дети вместе убирают игрушки)

Д: С уборки.

В: Я с вами согласна, уберем игрушки на свои места, чтоб у нас было чисто.

В: Какой у нас порядок. Теперь можно начинать и накрывать на стол, но что надо сделать перед этим?

Д: Помыть с мылом руки. (дети идут умываться)

В: Вот теперь мы можем приступать к сервировки стола.

Дети совместно с воспитателем, расматривают все принадлежности для сервировки стола. Обговаривают для чего нужен этот предмет, закрепляют название и совместно решают куда его ставить.

В: Ну вот ребята мы с вами и помогли Мухе-Цокотухе навести порядок и накрыть на стол. Она вас всех благодарит и приглашает на чаепитие.

Дети садятся за стол и имитируют чаепитие. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни. Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок способен правильно совершать процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно есть, стремясь к самостоятельным действиям.

 Таким образом, воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье». Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, психическому и гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья. Вывод по результатам реализации проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...

Проект по теме: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста».

Уважаемые педагоги!!!Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в с...

Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Цель проекта:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр...

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...