Пробуждающая гимнастика в ГБДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пахомова Снежана Андреевна

       Пробуждающая (бодрящая) гимнастика необходимый элемент режима дня детей дошкольного возраста. Она позволяет дозировать физическую нагрузку детей, укрепляет мышечный корсет, является прекрасным инструментом профилактики искривления осанки детей. Бодрящую гимнастику проводят после дневного сна. Она занимает 5-10 минут в режиме дня. Совместная работа инструктора ФИЗО и воспитателя позволяют проводить это время с пользой для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пробуждающая гимнастика в ГБДОУ49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Оздоровительная пробуждающая гимнастика, с использованием эластичных лент, как один из компонентов двигательной активности ребенка»

 инструктор ФИЗО

Пахомова Снежана Андреевна

г. Сестрорецк, ГБДОУ №24

 комбинированного вида

Курортного района

Санкт-Петербург

2021

«Оздоровительная пробуждающая гимнастика, с использованием эластичных лент, как один из компонентов двигательной активности ребенка»

       Пробуждающая (бодрящая) гимнастика необходимый элемент режима дня детей дошкольного возраста. Она позволяет дозировать физическую нагрузку детей, укрепляет мышечный корсет, является прекрасным инструментом профилактики искривления осанки детей. Бодрящую гимнастику проводят после дневного сна. Она занимает 5-10 минут в режиме дня. Совместная работа инструктора ФИЗО и воспитателя позволяют проводить это время с пользой для детей.

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

 Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. 

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки.

    В нашем саду разработана методика проведения пробуждающей гимнастики после сна, с использованием  специализированных эластичных лент, поскольку эта область педагогической деятельности я является малоизученной, и в тоже время, исключительно важной в режиме дня, детей дошкольного возраста.

        Данная методика была составлена с учетом физиологических особенностей детей дошкольного возраста, уровеня их физического развития и индивидуальных особенностей, а так же большого опыта работы инструктора ФИЗО в области физической реабилитации.

Эластичная лента или же по-другому, эластичная резина является универсальным спортивным снарядом, позволяющим укреплять различные группы мышц. Она широко используется в ортопедии с целью восстановления суставов и функций мышц, мышечной растяжки и тренировки у профессионалов и спортсменов-любителей. Эффективность тренировки с эластичной лентой зависит от правильности выполнения специальных упражнений, а также от показателей сопротивления ленты (выше сопротивление – сильнее напряжение мышц). 

Главным отличием эспандера от тренажеров является незафиксированная траектория движения, благодаря чему амплитуду регулирует  каждый ребенок индивидуально,  в силу своего физического развития и способностей!

Правильное применение резиновой ленты, позволяет укрепить мышечный корсет, тем самым способствовать профилактики неправильной осанки у детей.

    В применении  методической разработке можно выделить два этапа:

Первый – обучение технике движений, которое проводится в спортивном зале при участии инструктора ФИЗО и воспитателя, либо одного воспитателя, заранее изучившего особенности техники.

Второй – проведение гимнастики воспитателем после пробуждения детей от дневного сна, в кроватях на группе.

Учитывая возрастные особенности детей, нами были подобраны определенные упражнения с эластинами лентами, направленные на укрепление мышечного корсета. При проведении данной методики необходимо выполнить ряд условий:

  1. Пробуждающую гимнастику после сна выполняют дети 4-7 лет, это

дети средней, старшей и подготовительной групп.

  1. В   комплекс после   входят пять упражнений, два из которых выполняются с эластичными лентами.
  2. Упражнения выполняются в исходных положениях сидя на стуле, лежа на животе и луже на спине  
  3. Каждый месяц комплекс пробуждающей гимнастики обновляется, соответственно меняются упражнения с использованием эластичной резины.

          При выполнении такого рода упражнений, с использованием силы собственного сопротивления, включаются в работу глубокие мышцы спины.  Укрепляются разгибатели позвоночника, желтая мышца спины, широчайшая. То есть мышцы, которые отвечают за правильное   вертикальное  положение позвоночника. В результате чего у ребенка укрепляется мышечный корсет в целом, и происходит формирование правильной осанки  

     Эластичная лента очень удобна в эксплуатации, занимает мало места в спортивных уголках групп, ее удобно хранить и ухаживать за ней.

   Упражнения с использованием такого необычного инвентаря, как эластичная лента, вызывает интерес у детей. Упражнения выполняются в виде игры с положительным эмоциональным настроем детей. И, как следствие, воспитывает положительное отношение, к физической культуре в целом.

   Особенную роль в технике выполнения упражнений с эластичными лентами, играет освоение правильного дыхания. Особенно это важно при работе с детьми с нарушениями речи.

Во-первых - это необходимо, потому что упражнения с натуживанием требуют обязательного (!) выдоха.

Во-вторых – при изометрической нагрузке на мышцы плечевого пояса и спины, происходит полное раскрытие дыхательных путей. Мышцы голосового аппарата, а так жен гортани, включаются в работу в полную силу.

    Именно в этот момент, дети произносят на выдохе звуки шипящих, а так же звонких и глухих согласных. Тем самым обеспечивая вибрацию  верхних дыхательных путей.

    Поэтому в нашем саду, мы уделяем особое внимание,  выполнению данной гимнастики  детям логопедических групп. Идет совместная работа инструктора ФИЗО и учителя-логопеда. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушением речи.

    При регулярном выполнении пробуждающей гимнастики с эластичными лентами, и при правильном синхронном звукопроизношении, у детей с нарушением речи, наблюдается положительная динамика звукопроизношения. Что контролируется регулярным мониторингом учителя-логопеда, совместно с инструктором ФИЗО.

   Данная методика работы была представлена на городской конференции  «Здоровьесозидающая деятельность образовательной организации: Опыт инновационной работы», 16 марта 2016 года в Курортном районе и вызвала живой интерес коллег.

Приложение №1

Комплекс пробуждающей гимнастики после сна с использованием эластичной ленты для детей старшей логопедической группы

(с постановкой звонких шипящих звуков)

Вводная часть. Разминка

1. И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища.

- сжать, и разжать пальцы рук (10раз);

- сжать кулаки. Круговые движения в лучезапястных суставах,(10 раз);

- круговые движения в плечевых суставах наружу (8 раз);

- круговые движения в плечевых суставах во внутрь (8 раз).

2. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе.

- перекаты стоп с пяток на носки (10раз);

3. И.п.  –сидя на стуле, стопы на пятках, руки на поясе.

- круговые движения в голеностопных суставах во внутрь (8 раз);

- круговые движения в голеностопных суставах наружу (8 раз);

- наклоны туловища вправо, влево (по 4 раза в каждую сторону);

Основная часть

1.И.п. – сидя на стуле, руки вверх. В руках эластичная лента.

1 – согнуть руки, растянутую ленту положить на лопатки (выдох: «ЖЖЖЖ»);

2 – вернуться в и.п..

(4 раза)

2. Положить согнутые руки на колени, лоб на руки, спину округлить.

(отдых 10 секунд)

3. И.п. – сидя на стуле, руки вперед. В руках эластичная лента.

1,2 – свести лопатки, растянуть ленту, руки в стороны (сохранять физиологических изгиб локтевых суставов! Выдох: «ЗЗЗЗЗЗ»);

3,4 – вернуться в и.п.

(4 раза)

4. Положить согнутые руки на колени, лоб на руки, спину округлить.

(отдых 10 секунд)

5. И.п.  –сидя на стуле, стопы на пятках, эластичная лента одета на стопы, грудная клетка прижата к коденям.

1- выпрямиться, натянуть эластичную ленту (выдох: «А –х»);

2 – вернуться и.п.

(5 раз)

Заключительная часть

И.п. – стоя, руки вдоль туловища.

1,2 – руки в стороны (вдох);

3,4 – наклон туловища вперед, плечевой пояс расслабить (выдох);

(3 раза)

И.п. – стоя, руки вдоль туловища.

- круговые движения в плечевых суставах наружу (4 раза);

- круговые движения в плечевых суставах во внутрь (4 раза);

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пробуждающая гимнастика и закаливающие процедуры во второй половине дя

Пробуждающая гимнастика  и закаливающие процедуры в ДОУ во второй половине дня....

Организация и методика проведения пробуждающей гимнастики в ДОУ

Этот материал будет полезен воспитателям....

ПРОБУЖДАЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

Пробуждающая гимнастика после снаДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ГРУПП.              Просыпаемся ребята,Хватит спать, пора вставать.Открываем на...

Комплекс пробуждающей гимнастики в первой младшей группе

Комплекс пробуждающей гимнастики в первой младшей группе " Теремок "ГБДОУ № 49 Кировского района г. Санкт-Петербурга 2016-2017 г....

Пробуждающая гимнастика после дневного сна.

Комплексы пробуждающей гимнастики для всех возрастных групп....

Пробуждающая гимнастика после сна для детей младшей группы.

Эта картотека пробуждающей гимнастики поможет детям проснуться и переключиться на другие виды деятельности. Она очень понятна и доступна для ребятишек зтого возраста ....

Конспект пробуждающей гимнастики после дневного сна с использованием массажного мяча с детьми старшей группы.

Конспектпробуждающей гимнастики после дневного сна с использованием массажного мяча с детьмистаршей группы....