Программа по здоровьесбережению "Здоровье - это здорово!"
рабочая программа (подготовительная группа)

Матвеева Мария Константиновна

Программа по здоровьесбережению "Здоровье - это здорово!" для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Lenovo\Desktop\аттестация\img384.jpg

Пояснительная записка

Гимнастика, физические упражнения,

ходьба должны прочно войти в повседневный быт

каждого, кто хочет сохранить работоспособность,

 здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ 

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной не была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» — эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н. М. Амосову.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Исходя из выше сказанного одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она собирает в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

  1. Целевой раздел программы

Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.

Задачи:

- сохранять и укреплять здоровье детей;

-формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

- прививать культурно — гигиенические навыки;

- научить правильному поведению в экстремальных ситуациях, развивать умение предвидеть опасность;

- расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.

Принципы создания программы:

1. Доступность:

• учет возрастных особенностей детей;

• адаптированность материала к возрасту.

2. Систематичность и последовательность:

• постепенная подача материала от простого к сложному;

• частое повторение усвоенных норм.

3. Наглядность:

• учет особенностей мышления.

4. Динамичность:

• интеграция программы в разные виды деятельности

5. Дифференциация:

• учет возрастных особенностей;

• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового

образа жизни каждым ребенком.

Занимаясь изучением здоровьесберегающих технологий, я отметила, что проблема низкого уровня физического развития дошкольников зачастую происходит из-за:

- Низкая двигательная активность.

- Эмоциональное неблагополучие.

- Недостаточное пребывание на свежем воздухе

-Замена двигательной активности сидением перед телевизором и компьютером.

- Нездоровая экология.

Продолжительность: с сентября 2021 по май 2022 года.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

В работе над программой я постаралась обеспечить взаимосвязь всех образовательных областей:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Средства реализации:

           1.В программу я включила такие разделы как: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания», «Знакомлюсь с азбукой движений». Для возраста детей моей группы в этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Сформулированы эти задачи от лица и с позиции ребенка.

           В нашей группе занятие проводится один раз в неделю в рамках организованной образовательной деятельности, а также - в режимных моментах.

           Длительность занятий определяется в соответствии с возрастом детей и СанПиН.

          Темы разделов программы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

          2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды способствует конструированию вариантов здорового образа жизни.

          3. Работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья.

Ожидаемые результаты

Для детей:

- Сформированные навыки ЗОЖ.

- Сформированная гигиеническая культура.

- Наличие потребности в ЗОЖ, изменение отношения к своему здоровью.

- Создание цикла НОД по теме: «Здоровье-это здорово».

Для родителей:

- Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.

- Активное участие в жизнедеятельности дошкольных групп.

Для педагогов:

- Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ.

- Качественное освоение педагогами инновационных технологий оздоровления детей.

Показатели результативности:

- уровень знаний о здоровом образе жизни,

- уровень физического развития детей,

- отсутствие травматизма.

Для реализации программы используются методические рекомендации:  Л.Н. Волошина «Играйте на здоровье»- программа; Зайцев «Уроки Мойдодыра»; Зайцев «Уроки Айболита»; О. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»; Л. Г. Голубцова «Гимнастика и массаж»; М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в детском саду»; Буцинская «Общеразвивающие упражнения в детском саду»; В. А. Шишкина «Какая физкультура нужна детям»; В.А. Доскин «Растем здоровыми».

II. Содержательный раздел

Этапы реализации

Подготовительный этап

- Сбор и систематизация информации по теме «Здоровье-это здорово».

- Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».

- Изучение методической литературы по теме «Здоровье-это здорово».

- Сообщение на родительском собрании: «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни».

- Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.

- Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.

- Подбор художественной литературы по данной теме.

Основной этап

(я разделила по основным образовательным областям)

Социально-коммуникативное развитие:

Создание игровых ситуаций:

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека».

Дидактические игры: «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «Съедобное-несъедобное», «В страну здоровяков», «Азбука здоровья», «Магазин», «Полезно-неполезно».

Познавательное и речевое развитие:

Беседа с детьми по темам: «Что такое режим дня и из чего он состоит?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Гигиена тела», «Гигиена рта», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Движение вместо лекарств», «Режим дня», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Гуляем и играем», «Закаляемся», «Почему случаются опасные травмы», «Опасные домашние предметы».

Беседа-размышление с детьми «Что такое здоровый образ жизни»?

Чтение рассказов Т.А. Шорыгиной «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные привычки».

Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит».

Чтение стиха А. Барто «Девочка чумазая».

Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.

Мультсеансы: «Мойдодыр», «Айболит»; «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»;

«Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус».

Разгадывание кроссворда «Что помогает нам быть здоровым».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Овощи и фрукты, полезные для здоровья», «Осенние витамины».

Аппликация «Витамины в банке».

Лепка «Витаминный вклад»

Конструирование: «Стадион», «Каток», «Больница для кукол».

Физическое развитие:

Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация;

Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика;

Закаливание: воздушное и обширное умывание, ежедневное полоскание горла травами, принятие воздушных ванн, хождение босиком по полу и гимнастическому коврику, омывание ног;

Физкультурные занятия, комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей;

Спортивные досуги и развлечения с участием родителей: «Ловкие и умелые», «Забавы Бабы Яги», «Весёлые старты», результативное участие родителей с детьми в районном мероприятии, посвящённом Всемирному дню снега.

Консультации для родителей:

«Красивая осанка – здоровый человек», «Значение физической культуры в жизни ребёнка», «Позаботимся о здоровье детских ног», «Роль физических упражнений в развитии детей», «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребёнка к школе», «Роль физкультурно-игровой среды в психическом воспитании ребёнка»;

Сообщение на родительском собрании «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию детей»;

Оформление приёмной группы папками-передвижками по теме ЗОЖ.

III. Заключительный этап:

Проведение Дня здоровья;

Оформление проекта «Здоровье-это здорово!» и ознакомление родителей с его результатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».

Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

Программа по здоровьесбережение "Быть здоровым-здорово."

Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса....

Программа сохранения и укрепления здоровья «Здоровые дети – здоровое поколение» для старшей группы

Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально-психологического благополучия, совершенствование оздоровительной работы с деть...