"Азбука дыхания"
проект (старшая группа)

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число абсолютно здоровых детей. Уровень детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями повысился.

Так почему же дети болеют? Дети болеют оттого, что не научены правильной совершенной гигиене, своевременности ухода за своим здоровьем, организмом, его сохранности и сбережению.

Снижение простудных заболеваний у детей дошкольного возраста диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В связи с этим я определила тему своего проекта: «Азбука дыхания». Главной особенностью данной работы  является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Оздоровление дошкольников посредством дыхательной гимнастики "Азбука дыхания"

29.04.2021

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число абсолютно здоровых детей. Уровень детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями повысился.

Так почему же дети болеют? Дети болеют оттого, что не научены правильной совершенной гигиене, своевременности ухода за своим здоровьем, организмом, его сохранности и сбережению.

Снижение простудных заболеваний у детей дошкольного возраста диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В связи с этим я определила тему своего проекта: «Азбука дыхания». Главной особенностью данной работы  является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.

Актуальность проблемы.

         Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является          одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей. Выполнение гимнастики заметно помогает выдерживать режим дня дошкольнику, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть, избавиться от фарингитов, ларингитов. Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать стрельниковскую гимнастику как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе. Дыхательная гимнастика так же позволяет направить энергию дошкольников « в мирное русло» и полнее удовлетворить потребность в двигательной активности, а проведение ее на прогулке с инструктором физкультуры,  с воспитателем в теплое время года дополняет арсенал подвижных игр.

Преимущества данного метода:  по мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:

·       сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;

·       восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;

·       является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;

·       для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды(спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;

·       после первых занятий объем легких значительно увеличивается;

·       обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов  на клеточном уровне

·       дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и  грудной клетки;

·       активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма. Тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания

·       жизненная ёмкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-30%

·       снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови  кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри

·       гимнастика показана и взрослым и детям.

 

   Один из лучших специалистов Москвы по реабилитации больных, врач высшей категории Зинаида Петровна Мелихова говорит: «Для стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начало занятий появляется совсем другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок – максимальный результат. А это как раз и необходимо современному человеку при нашем образе жизни»

 

    Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы; вызвать изменения в различных органах и функциональных системах.

Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей                                                   Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой  действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:

 - хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;

 - сахарный диабет;

 - болезни сердца;

 - язвенная болезнь (в стадии ремиссии);

 - заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

 

Цель проекта: Содействовать сохранению и укреплению физического здоровья воспитанников ДОУ через внедрение дыхательной гимнастики Стрельниковой;

Задачи проекта:

•Научить правильной методике выполнения оздоравливающего вдоха по системе Стрельниковой;

• Овладение вдыхательной гимнастики А. Стрельниковой навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;

• Развитие интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;Хочу такой сайт

•Побуждать в детях желание выполнять с настроением дыхательные упражнения, учитывая их пользу для здоровья;

Гипотеза проекта: гимнастика Стрельниковой .А.Н. является эффективным средством по формированию правильного дыхания детей дошкольного возраста.

Образовательная область:  «физическая культура».

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Технологичность:  данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.

Направленность проекта:  познавательно-оздоровительная.

Участники проекта:

•          дети старшего дошкольного возраста

•          педагоги,

•          родители воспитанников.

Новизна проекта

Дыхательные стрельниковские упражнения помогают детям в игровой форме на каждом физкультурном  занятии решать проблемы, связанные со снижением заболеваний в ДОУ. Гимнастика на основе книги Щетинина об упражнениях Стрельниковой может быть использована, как воспитателями в их работе с детьми, так и родителями. Проект « Оздоровление дошкольников посредством  Стрельниковской дыхательной гимнастики» подробно и последовательно знакомит с целями, задачами и упражнениями дыхательной гимнастики посредством движений и коротких глубоких шумных вдохов через нос.  Всем взрослым, кто внимательно отнесется к этому проекту, я уверена, он поможет укрепить здоровье их детей – дошкольников.

Противоречие

Надо ли заниматься дошкольнику дыхательной гимнастикой на каждом физкультурном  занятии? Ведь может закружиться голова и дети не захотят больше это выполнять. Но гимнастике отводится по 2-3 минуты, что является минимумом, а сами дети непосредственно после выполнения 2-х или 3-х дыхательных упражнений чувствуют улучшение и говорят, что у них проходит заложенность носа, они отмечают значительное улучшение настроения, и это вносит разнообразие в их двигательную деятельность на физкультурном занятии. Огромным «плюсом» служит так же снижение заболеваемости у детей, выполняющих эти упражнения.

Ожидаемые результаты:

•          повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;

•          положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;

•          снижение простудных заболеваний у воспитанников;

•          формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;

•          изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;

•          использование  здоровьесберегающих технологий  в семье;

Этапы  проекта:

Организационно-подготовительный

– Анкетирование родителей «О здоровье всерьез».

– Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, педагогов, дети, родители).

– Составление плана работы.

– Изучение методической литературы.
– Вовлечение всех участников в план совместной  реализации проекта по укреплению здоровья детей.

– Разработка компьютерных презентаций «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
– Создание картотеки дыхательных упражнений.
– Создание комплекса дыхательных упражнений.

– Разработка конспектов спортивных праздников, досугов и развлечений.

Основной этап.

Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.

1.     Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

 

Улучшенная дренажная функция бронхов.

Восстановленное носовое дыхание.

Повышенная общая сопротивляемость организма, его тонус.

Улучшенное нервно- психическое состояние.



Предварительный просмотр:

Методика проведения диагностики

29.04.2021

1.Звуковая проба – Пс. И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносит звук «м» с закрытым ртом, как можно дольше до следующего вдоха. По секундомеру вслух ведется счет секунд (одновременно с третьим вдохом ребенок может поднять руку, опустить ее с окончанием «мычания» и запомнив цифру, произносимую в этот момент). Единица измерения – секунды (с).      

2.Задержка дыхания на вдохе (проба Генчи) – М /с – И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а с третьим глубоким вдохом закрывает рукой рот и нос одновременно  и терпит до желания сделать выдох. По секундомеру вслух ведется счет. Единица измерения – секунды (с)Хочу такой сайт

3.Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – М /с – Измеряется с помощью спирометра. И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха. Затем глубоко вдохнув и взяв мундштук спирометра в рот, не закрывая задней части прибора, делает долгий максимальный выдох. Проводится два последовательных измерения.   Максимальный показатель прибора фиксируется. Единица измерения – литр (л).

2. Разучивание с детьми комплекса дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.



Предварительный просмотр:

Основной комплекс дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой

29.04.2021

"Ладошки" 

Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. 

Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! 

Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.  Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа. В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

"Погончики"

И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений. 

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 

Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа. 

           "Насос" ("Накачивание шины") 

  И.п.: станьте прямо,  ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. 

Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага. 

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 

Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя. 

"Кошка" ("Приседание с поворотом") 

И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии. 

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 

Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии). 


"Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки) 

И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). 

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 

Упражнение "Обними плечи" можно делать также сидя и лежа. 

"Большой маятник" ("Насос" + "Обними плечи")

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох! 

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 

Упражнение "Большой маятник" можно делать также сидя. 

"Поворот головы" Хочу такой сайт

И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть! 

Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот. 

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.  

"Ушки" ("Ай-ай") 

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика". 

Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот). 

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 


"Маятник головой" ("Малый маятник") 

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Вниз - вверх, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно, не слышно, либо в крайнем случае - тоже через нос). 

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 

"Перекаты" 

А. И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус - тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге ( нога в колене слегка сгибается) одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко "шмыгая" носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед - назад, приседание - приседание, вдох - вдох.

Помните: 1) приседание и вдох делаются строго одновременно; 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем; 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу. 

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. 

Б. И.п.: станьте правая нога впереди, левая - сзади. Повторите упражнение с другой ноги. 

Упражнение "Перекаты" можно делать только стоя.

"Шаги" 

А. "Передний шаг" (рок-н-рол) 

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновенье принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно "шмыгайте" носом (левое колено вверх - и.п., правое колено вверх - и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой. 

Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кисте рук на уровне пояса. Упражнение "Передний шаг" напоминает танец рок-н-рол. 

Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот. 

Норма 8 раз по 8 вдохов-движений. 

Упражнение "Передний шаг" можно делать стоя, сидя и даже лежа. 

Б. "Задний шаг" 

И.п.: то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно "шмыгните" носом. Затем обе ноги на одно мгновенье верните в и.п. - выдох сделан. После этого отведите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте танцевальное приседание. 

Это упражнение можно делать только стоя. 

Помните! Вдохи и движения делаются строго одновременно. 

Норма 4 раза по 8 вдохов-движений. 




Предварительный просмотр:

Правила методики дыхания

29.04.2021

Правило 1. Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно.

Правило 2. Другой составляющей комплекса дыхательных упражнений Стрельниковой считается выдох. Его следует воспринимать как противоположность вдоха. А потому выдыхать нужно медленно и плавно, выводя воздух через рот. Если вдох требует усилий и определенных энергетических затрат, то выдох характеризуется произвольностью. При этом нет необходимости выталкивать из себя воздух, он должен выходить свободно и беспрепятственно. Нередко стремление сделать выдох активным и энергичным приводит к сбою ритма дыхания.

Правило 3. Все упражнения, направленные на отрабатывание техники правильного дыхания, нужно выполнять, производя счет. Это поможет не сбиться с ритма и к тому же последовательно и правильно сделать все требующиеся элементы.

Правило 4. Ритм, который является еще одной важной составляющей комплекса упражнений дыхательной гимнастики, должен соответствовать ритму маршевого шага. Все упражнения следует проводить в определенном темпе. Это важно для сохранения ритма и достижения максимального эффекта. Каждый элемент дыхательной гимнастики рекомендуется выполнять менее чем за секунду. Это достигается путем упорных и регулярных тренировок.Хочу такой сайт

Правило 5. В методике дыхания по Стрельниковой. вдох и выполняемое движение составляют единое целое. Их нужно проводить одновременно, а не поочередно. -

Правило 6. Все упражнения, составляющие дыхательную гимнастику Стрельниковой, можно выполнять в положении как стоя, так сидя или лежа. Это определяется состоянием пациента и степенью тяжести заболевания.

Правило 7. Количество повторений того или иного упражнения должно быть кратно четырем. Как известно, четверка - это величина одного музыкального размера, наиболее удобного для проведения гимнастических упражнений. По мере освоения дыхательных элементов данную величину повышают в 2 раза. И это происходит вовсе не случайно. Считается, что восьмерка является символом бесконечности и вечности.

Правило 8. К занятиям следует приступать, находясь в радостном и бодром настроении. Это поможет повысить эффект, оказываемый гимнастикой.

 



Предварительный просмотр:

Сообщение на педсовете «Дыхательная гимнастика Стрельниковой как одна из форм здоровьесберегающих технологии»

29.04.2021

       "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя". В.А.Сухомлинский

      На  сегодняшний  день  наиболее  актуальными  в  деятельности  любого  дошкольного  учреждения  являются  вопросы  физкультурно-оздоровительной  работы,  что  связано   со  стабильной  тенденцией  ухудшения  здоровья  всего  населения  России,  в  том  числе  и  детей. 

  Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Это и определило мой выбор использования дыхательной гимнастики Стрельниковой как одной из форм здоровьесберегающих технологии

    По мнению ученых, детство наиболее благоприятный период для формирования у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни, так как именно детям дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

    Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, воспитав в нем необходимые привычки, формируя устойчивые навыки, умения, знания.

Дыхание занимает одно из основных мест среди оздоровительных дисциплин. Стрельниковская гимнастика занимает особое место. Например, с помощью дыхания Стрельниковой лечат астму, некоторые другие заболевания, используется как для укрепления организма, так и для совершенствования личности.

  Стрельниковская гимнастика является мощным фактором оздоровления детей и снижения заболеваемости, увеличения их работоспособности, повышает внимание, улучшает память. Выполнение гимнастики помогает выдерживать напряженный режим жизни, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть.

    Нередко применение дыхательных методик дает такой колоссальный оздоровительный эффект, какого нельзя добиться с помощью питания, физических упражнений, закаливания

   Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность, и выносливость стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать, у него возникает одышка из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и дыхание у них быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки

   У детей, часто болеющих простудными заболеваниями, имеющих хронический насморк, преобладает - нижнегрудное и брюшное дыхание. Грудная клетка расширена к низу и в стороны, верхняя часть уплощена. Осанка обычно вялая, с " крыловидными" лопатками, выпуклым животом. Все мышцы спины и живота ослаблены. Все эти дефекты в строении и форме грудной клетки, нарушения осанки, возникшие в результате привычного неправильного дыхания, могут быть устранены. Основной метод коррекции - лечебная гимнастика, с помощью которой происходит обучение правильному дыханию и воспитывается привычка к нормальной осанке.

   Формирование правильного дыхания играет огромную роль и в закаливании, и оздоровлении детей дошкольного возраста. Не секрет - заболевания органов дыхания у детей – самая распространенная проблема. Как же помочь малышу поменьше болеть бронхитами и простудными заболеваниями? Как укрепить защитные силы организма? Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма – это малая часть, чего можно добиться благодаря СДГ. Очень важно, чтобы дети с ранних лет усвоили, что дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления здоровья ребенка и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет ребенка, даже когда он здоров.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод.

Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.

     Основные правила при проведении гимнастики:Хочу такой сайт

1. Думать только о вдохе, тренировать только его. Вдох должен быть шумным, резким и коротким (наподобие хлопка) .

2. Выдох должен происходит после каждого вдоха самостоятельно и желательно через рот. Не надо задерживать и выталкивать выдох. Он должен проходит сам собой. Шумного выдоха не должно быть.

3. Вдох делается одновременно с движениями. Все вдохи-движения надо делать в темпе-ритме строевого шага.

4. Дыхательные упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.

5. Счет в данной гимнастике делается только на 8 (восьмерками)

Время и место стрельниковской дыхательной гимнастики

в режиме дня детского сада

• может проводиться в любом месте, в любое время (исключая 20 минут до еды и один час после еды)

• на утренней гимнастике

• физкультурном занятии

• гимнастике после дневного сна

• на прогулке (температура – выше 10-12 *)

В физминутках

   Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой включает множество упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на лечение тех или иных заболеваний.

Показ упражнений.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой»

29.04.2021

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии оздоровления дошкольников.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

. укрепление физиологического дыхания детей (без речи0

. формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох  -  длинный выдох)

. тренировка силы вдоха и выдоха

. развитие продолжительного выдоха

                             Работа над дыханием проводится перед пением или является самостоятельным видом деятельности. Я предлагаю вам  разучить и использовать самим несложные упражнения А. Стрельниковой.

        Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на « Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»

Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений

необходимо соблюдать определенные правила:

. вдох – громкий, активный9 просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая)

. выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот9 кому как удобно). О выдохе думать вообще запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха

. каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма

                                                                        В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем  -нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.

Комплекс дыхательной гимнастики ( по А.Н. Стрельниковой)

« Ладошки»

 Стихотворение для разучивания, выполняется упражнение без стихотворения.

Ладушки ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях, ладошки повёрнуты к « зрителю».

На счет « раз» - хватательные движения ладошками ( сжимаем их  в кулачки) и одновременно вдох.

На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха - выдоха. Отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем. Норма 4 раза по 4 вдоха- выдоха.

« Погончики»

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Я военный летчик!

И.п. – то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики – вдох.

Возвращаемся в исходное положение.

« Насос» ( Накачиваем шины)Хочу такой сайт

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки « накачивают насос» –движение вниз - вдох. И.п. – выдох.

« Кошка» (приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь её немножко –

Сразу замурлычет кошка.

И.п. как в 1 упр.  На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение – вдох. Выдох – И.П. на счет «два» движение в другую сторону.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.

«Обними плечи!»

( вдох на сжатие грудной клетки  «Соедини локти!»)

Ах, какой хороший я,

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю

Носиком вдыхаю!

И.п. – руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны, правая  рука ниже левой.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились.

Меняем положение рук.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.

« Большой маятник! ( «Игрушка – неваляшка»)

Наклонилась неваляшка,

Но упасть – не упадет.

Даже если кт мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: « Насос» и             « Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся в коленям – вдох. Выдох – возвращаемся назад.

На счет «два» - запрокидываем голову назад, «обнимаем себя» – вдох . Возвращаемся назад  - выдох.

Литература: Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей..- М.: Айрис – пресс, 2007.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по физической культуре на тему: "Дыхательная гимнастика(по А.Н.Стрельниковой) с элементами игрового самомассажа.

30.04.2021

Цель:  Сохранение и укрепление здоровья детей посредством эффективных методов закаливания в условиях детского сада

Задачи:

Оздоровительная: Повышать общий жизненный тонус ребёнка и сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Обучающие: Формировать и закреплять правильное ритмичное носовое дыхания. Формировать знания детей о строении органов чувств.

Развивающие: Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшать деятельности сердечнососудистой системы и кровообращения.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в группе и паре, формировать чувства взаимоподдержки.

Интегрируемые образовательные области: основные: «Физкультура», «Здоровье»; в интеграции: «Коммуникация», «Музыка»

Методы – игровой, наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: разучивание дыхательной гимнастики А.Н Стрельниковой, игрового самомассажа «Солнышко», «Паровоз», «Прогулка», «Наши ушки», «Лес зеленый».

Форма проведения: подгрупповое занятие

Место проведения: участок леса.

Оснащение: музыкальный центр, диск с записью песни «Назойливая муха» (муз. Тухманов, Энтин), домик для лисы.

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята сегодня такая чудесная солнечная погода, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с солнышком.

« Солнышко »

Гимнастика для глаз

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторви от земли.

Солнечный лучик быстро скакал,

И на плечо он к ребятам упал.

Весело лучик песенку пел,

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнечный лучик быстро скакал,

И на маленький носик к ребятам попал.

Весело лучик песенку пел,

Каждый на носик себе посмотрел.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Потянуться руками вверх.

Похлопать в ладоши над головой

Покружиться, подняв руки вверх

Вытянуть вперед правую руку, медленно

прикоснуться указательным пальцем к

правому плечу. Проследить глазами.

Вытянуть руку вперед и коснуться пальцем кончика носа. Проследить глазами.

Похлопать в ладоши.

Ходьба на месте.

Воспитатель: Я, предлагая вам отправиться в лес к нашей «Лисичке-сестричке», и насладиться природой. А поедем мы на паровозике.

Паровоз гудит ту-ту!

Ход колеса набирают и стучат чух-чух!

« Паровоз »

Дети выполняют массаж спины, встав друг за другом

и положив друг другу на плечи ладони.

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее, прокачу!

Чу, чу, чу!

Похлопывание по спине ладонями

Поворот на 180, поколачивание кулачками

Поворот на 180, постукивание пальчиками

Поворот на 180, поглаживание ладонями

Легкое поглаживание пальцами

Воспитатель: Ну, вот мы и приехали. Беритесь за руки и отправляемся змейкой в лес.

« Прогулка »

Упражнение для профилактики плоскостопияХочу такой сайт

Дружно за руки возьмемся,В лес зеленый мы пойдем,

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Нагибайся, погляди-ка,

Что краснеет по кустом?

Ты не прячься, земляника,

Все равно тебя найдем!

Комары звенят над нами,

Комары кусают в лоб.

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп!

Ходьба с перекатом с пятки на носок

Ходьба боком по толстому шнуру

Ходьба на носочках, одновременно выполнять хлопки в ладоши перед собой, над головой, справа, слева, внизу.

Воспитатель: Сколько мух прилетело! Делаем массаж для ушей.

(под запись  песни «Назойливая муха» (муз. Тухманов, Энтин) дети выполняют массаж для ушей),

« Наши ушки »

Дети выполняют массаж ушей.

. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, при-жать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)

. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавли-вать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

. Растирание ушей ладонями.

Воспитатель: давайте все вместе позовем лисичку – сестричку.

(Дети хором зовут лисичку. Выходит лисичка.)

Лиса: А я лисонька – лиса

К детям очень уж добра!

На лужок всех позову,

Шмыгать носиком начну.

Упражненья повторяйте

Все болезни прогоняйте!

. Упражнение «Ладошки» (разминочное)

Исходное положение: стоя, встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза

. Упражнение «Погончики»

Исходное положение: стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, потянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

. Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться его) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон плюс вдох. Можно представить, что вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклоняться не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно!!! «Качать шину» в ритме строевого шага. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

. Упражнение «Кошка» (полуприседание с поворотом)

Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох. Потом тоже с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

. Упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо с размахом перекрещенными руками сделать движения, как будто бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

. Упражнение «Большой маятник»

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхать носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдать одновременность наклонов и вдохов и не думать о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнуться в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

. «Малый маятник»

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте.

Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывать целостность упражнения: соблюдать одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливать голову посредине движения, не затягивать вдох, не думать о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

. «Ушки»

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно! ».

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме

Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следить за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывать целостность упражнения: соблюдать одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливать голову посредине движения, не затягивать вдох, не думать о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

. Упражнение «Перекаты»

Исходное положение: правая нога впереди, левая на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела - на обоих ногах. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу (левая нога сзади на носочке, согнута в колене – на нее не опираться). Стоим на правой ноге, как цапля посреди болота, вся тяжесть на ней, левая сзади на носочке только для поддержания равновесия. Слегка присели на правой ноге – вдох. Затем правое колено выпрямляем и только после этого переносим тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Теперь она прямая, вся тяжесть тела на ней, а правая нога спереди на носочке, для поддержания равновесия. Присели на левой ноге и одновременно сделали короткий шумный вдох носом (приседания легкие, пружинистые, низко ни в коем случае не приседать) после короткого вдоха, сделать одновременно с приседанием на левой ноге, левая нога обязательно выпрямляется и тяжесть тела переносится на стоящую впереди правую ногу. Теперь она снова прямая, вся тяжесть тела на ней. Делать такое же легкое танцующее приседание с одновременным коротким шумным вдохом через нос. После вдоха правая нога в колене выпрямляется, и перенести тяжесть тела с нее на стоящую сзади на носочке левую ногу. Теперь вся тяжесть тела на стоящей сзади левой ноге, она прямая, а стоящая впереди правая нога – на носочке для поддержания равновесия. Итак, вперед-назад, вдох на правой ноге. Колено в момент приседания со вздохом слегка сгибается, а затем выпрямляется. Одновременно выдох уходит пассивно после каждого вдоха.

Воспитатель: Спасибо лисичка – сестричка, за дыхательную гимнастику. Теперь давайте сделаем массаж для лица.

« Лес зеленый »

Массаж лица по китайской медицине ( улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз )

Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.Дуб нам хочет поклониться,

Клен кивает головой.А кудрявая березка

Провожает всех ребят.До свидания, лес зеленый,

Мы уходим в детский сад!

Двумя ладонями провести, не слишком надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза.От точки между бровями большим пальцем левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза

Массаж висковых впадин большими пальцами правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз

Поглаживание лица ладонями сверху вниз – 4 раза