Польза координационной лесенки для развития ловкости и ориентации детей
статья (средняя группа)

Громова Елена Александровна

Использование координационной лесенки хорошо способствует развитию ориентации в пространстве а так же быстроты и ловкости у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Координационная лесенка30.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование координационно-скоростнойлестницы в работе с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»

Разработал

Инструктор по физической культуре

ГБДОУ № 103

Громова Елена Александровна

Санкт-Петербург

2020-2021 уч. год

Введение

Тема общей характеристики особенностей координационных и скоростно-силовых способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания.

        Мы убеждены, что тренировки на скоростной лестнице помогут решить ряд коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития воспитанников.

Упражнения на лестнице заставляют нервную систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мышцы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше мышечных клеток. Это помогает детям быть быстрее, ловчее, и подвижнее.

Цель:

    Развитие у детей  с особенными потребностями образования подготовительного дошкольного возраста координационных способностей, скоростно-силовых навыков, прыгучести, ориентировки в пространстве.

Задачи:

Оздоровительные

  1. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.
  2. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
  3. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, прыгучесть.

 Образовательные

  1. Упражнять в ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве.
  2. Учить совершать движение (ходьба, прыжки, бег) с изменением направления.
  3. Учить различным видам прыжков (ноги вместе, ноги врозь; прыжки сбоку; удлинённый прыжок и. т.д.)
  4. Закреплять умение преодолевать препятствия разного характера, сохранять равновесие.

Воспитательные

  1. Воспитывать самостоятельность, творчество, организованность, интерес к занятиям физкультурной, дружеские взаимоотношения.
  2. Воспитывать желание быть здоровыми и укреплять своё здоровье.

Коррекционные

     1. Достижение основных движений, физических качеств (быстроты, прыгучести, выносливости, равновесия, ловкости), ориентировки в пространстве, координации движений и др.

     2. Коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.

     3. Активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания.

Технологичность

При введении упражнений на координационной лестнице в занятие по физической культуре в подготовительные группы, необходимо соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с беседы и показа инвентаря, а так же с медленных и контролируемых движений и постепенно переходя к быстрым, а также наращивая координационной сложности. Для формирования соответствующих навыков необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со временем стоит усложнять за счет увеличения скорости и дозировки выполнения, включения в работу рук.

Результативность

  1. Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
  2. Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
  3. Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения, что очень хорошо для детей с особенными потребностями оброзования.

Характеристика координационных способностей.

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение. Относительно двигательной деятельности человека(ребенка) употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды.

КООРДИНАЦИЯ – это способность ребенка рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Для характеристики координационных возможностей ребёнка при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость».

ЛОВКОСТЬ - это сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности. [1]

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: специальные и общие.

К специальным координационным способностям относятся:

  • Циклические и ациклические двигательные действия.

  • Способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.
  • Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.
  • Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений.
  • Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями.

Результат развития специальных координационных способностей, своего рода их обобщения, составляет понятие «общие координационные способности». В практике физического воспитания можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм, т.е. имеют хорошие «общие» координационные способности, а так же есть дети с нарушением этих качеств.

Определение координационно-скоростной лестницы

Координационная способность дошкольника – это вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий[2]

В. И. Ляха,считал, что координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия [3]

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

Как известно, в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия. В 5-6лет умеренно развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая сила, быстрота). В 7-8летразвивается четыре функционально-двигательные способности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности). Затем ускоренно развиваются основные движения (движения руками и ногами). [4]

Координационная лестница является снаряжением, нацеленным на активные спортивные упражнения. Упражнения на координационной лестнице заставляют нервную систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мышцы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше клеток. Это помогает детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее. Лестница сконструирована таким образом, чтобы улучшить владение телом и увеличить скорость ног, а именно стопы и реакции мышц голеностопа. Она предполагает постоянное наращивание различных спортивных возможностей.

Видкоординационной(скоростной) лестницы

Координационная лестница выполнена своими руками и является ничем иным как тренажёром, предназначенным для развития координационных способностей, скоростных навыков при выполнении движений , а также для развития маневренности, силы, выносливости, координации (контроль баланса тела) движений и для синхронизации двигательных навыков.

В моей  методике подходит плоская раздельная из частей  лестница   с перекладинами по отношению к земле. Лестница работает по принципу развития общих спортивныхнавыков, которые могут быть перенесены уже в какую-то особуюспортивную отрасль, тем самым развивать координационные способности у дошкольников. Лестница была сделана и спроектирована своими руками из «бросового материала» Лестница имеет отдельные ячейки и с разными цветными переходами для дополнительного развития позновательных процессов детей.

Направленное совершенствование специфических координационно (скоростных) способностей.

Изучив литературу по развитию быстроты и координации детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров в детском саду. Инструктор по физической культуре использует её как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Таким образом, использование упражнений с координационными лестницами позволит сформировать у детей координационно-скоростные способности, интерес к занятиям ,подвижным играм, а также к физической культуре в целом.

Применяется основной принцип работы с лестницей - от простого к более сложному.

При работе с лестницей используются 3 основных двигательных навыка:

  • упражнения в ходьбе
  • беговые упражнения
  • прыжк

Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения. Упражнений на координационной лестнице существует множество. Часть из них является специализированными упражнениями для детей, часть является универсальными, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса. Для детей с особыми образовательными потребностями я использую более лёгкую форму подхода к выполнению упражнений, учитываю психо-физическую эмоциональную и физическую способность детей.

Подбор упражнений к лестнице

         Мной были составлены комплексы упражнений на координационной лестнице:

в ходьбе, в беге, в прыжковых упражнениях, упражнения в упорах (Методическая разработка).

Рекомендация по работе на координационно-скоростной лестнице:

1. Обязательная разминка перед выполнением упражнений

2.Выполнение задания по очереди

3.Коррекция осанки.

4. Чёткое и правильное выполнение упражнений на скорость, не стоит торопиться(сначала нужно добиться хорошего выполнения, потом уже постепенно увеличивать скорость).

5.    Переходить от простого задания к более сложному

Вывод

 Моя скоростная лестница является эффективным средством развития координационно-скоростных способностей, таких, как координация, ловкость и быстрота, которые необходимы для детей с особыми потребностями образования.  Тренировки на скоростной лестнице, правильно подобранные упражнения и их дозировка, позволит воспитанникам улучшить координацию движений, повысить частоту движения ног и рук, а также повысить скорость движения в подвижных играх.

Список литературы:

  1. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. - М.:// Изд. «Теория и практика физической культуры»//, 2001. - 21 с.
  2. Евстафьев, Б. В. Понятийный словарь по теории физической культуры. - Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта,1985. -56с.
  1. Лях, В. И. Координационные способности школьников. - В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989. -169 с.
  2. Кравчук, Т. А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни [Текст].: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 1996. -23 с.
  3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. - М., 2002. -240 с.
  4. Координационные способности: диагностика и развитие. -Лях В.И., 2006 г. - 132с.
  5. Учитывалась программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Под редак. доктора пед. наук Л.Б.Баряевой и кандидата пед. наук  Е.А. Логиновой. Санкт-Петербург 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование координационных лесенок на занятиях по физической культуре"

В данном материале вы можете познакомиться с интересной и эфективной формой работы  по здоровьесбережению....

Методическая разработка: «Программа развития ловкости движений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка: «Программа развития ловкости движений у детей старшего дошкольного возраста»,  инструктор по физической культуре Заякина Людмила Александровна.Разработанный к...

Игры на автоматизацию звуков с использованием координационной лесенки

Установлено, что при всех типах патологий формирования развития ребенка страдает в первую очередь координационная сфера. Дети, которые имеют вербальные, неврологические и психологические нарушения, ча...

Консультация для педагогов «Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования координационной лестницы»

Консультация для педагогов«Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования координационной лестницы»...

Презентация Консультация для педагогов "Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования координационной лестницы"

Консультация  для педагогов "Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования координационной лестницы"...

Презентация-Развитие координационных способностей при помощи координационной лесенки

В материале представлен проект по развитию координационных способностей при помощи координационной лесенки. Данных проект на этапе представления работы не завершен, так как иетериал участвовал в конку...


 

Комментарии

Никольская Юлия Николаевна

Спасибо