Игры на автоматизацию звуков с использованием координационной лесенки
методическая разработка по логопедии

Кутдусова Гульнара Ураловна

Установлено, что при всех типах патологий формирования развития ребенка страдает в первую очередь координационная сфера. Дети, которые имеют вербальные, неврологические и психологические нарушения, часто испытывают неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Подобные свойства являются маркером наличия у ребенка трудностей в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Когда связь между мозжечком и фронтальными частями головного мозга нарушена, это приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальным и психическим нарушениям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры на автоматизацию звуков с использованием координационной лесенки»

Кутдусова Г.У., учитель-логопед

МБДОУ «Башкирский детский сад № 102» г. Уфа

Габдурашитова З.Ш., учитель-логопед

МБДОУ Детский сад № 193, г. Уфа

Мугалимова Г.М., учитель-логопед

МБДОУ  Детский сад № 217 г. Уфа

В наше время информационный поток настолько быстрый и мощный, что человеку необходимо постоянно быть в тонусе: нужно понять, услышать и запомнить значительно больше информации, чем десять-двадцать лет назад.

Усложняются школьные программы, увеличивается нагрузка во время занятий в школе и выполнения домашних заданий. И для того, чтобы быть успешным в школе и во внешкольной деятельности (на занятиях в музыкальной или художественной школе, уроках иностранных языков и других), необходимо:

  • иметь хорошую память;
  • быть внимательным;
  • уметь быстро переключаться;
  • тренировать разные типы мышления (логическое, образное и другие);
  • развивать моторику;
  • развивать речь.

И мы, учителя-логопеды, в поисках новых, более эффективных методов и приемов при работе с детьми-логопатами  решили изучить и разработать игровые упражнений с  применением координационной лестницы.

Установлено, что при всех типах патологий формирования развития ребенка страдает в первую очередь координационная сфера. Дети, которые имеют вербальные, неврологические и психологические нарушения, часто испытывают неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Подобные свойства являются маркером наличия у ребенка трудностей в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Когда связь между мозжечком и фронтальными частями головного мозга нарушена, это приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальным и психическим нарушениям.

Проанализировав научно-методическую литературу (Ананьева А. Г. учебно-методическое пособие «Развитие координационных способностей») мы выяснили, что упражнения  на лестнице побуждают неврологическую систему человека направлять дополнительную информацию в его мускулы с огромной быстротой, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это гарантирует высокопродуктивную работу мышц и с помощью сокращений достигается наиболее значительный темп и сила, что и помогает обеспечивать в дальнейшем устойчивость и проприоцепцию (ощущение своего тела). Именно контролировать, ощущать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности, и движение всегда первично. Речь зарождается от тела.

 В.И. Лях, считал, что координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного процесса.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А. Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Что такое координационная лестница — это своего рода удобный и компактный тренажер для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости, устойчивости вестибулярных реакций, самоконтроль действий, двигательных представлений, помехоустойчивость. В тоже время это простой и эффективный тренажер, с помощью которого можно тренировать «чувство ритма», межполушарное взаимодействие и мозжечковую стимуляцию, а также решать задачи по развитию речевого дыхания, внимания, воображения, общей моторики. Эта лестница универсальна.  Ее можно использовать как с одним ребенком, так и с группой детей, для общего развития и при коррекционной работе, в помещении и на улице. Размеры координационной лестницы: общая длина 4,5 м- 10 ячеек, длина ячейки  45 см., ширина 50 см. Так же такую лестницу можно изготовить и самостоятельно из подручных материалов.

Метод использования координационной лестницы направлен на стимулирование работы правого и левого полушарий мозга, ведь именно взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Задания совмещают моторные и сенсорные функции и направлены на: развитие скоординированной работы обоих полушарий мозга, удержание программы, развитие переключаемости, развитие устойчивого внимания, развитие зрительно-пространственного восприятия, освоение ориентировки в собственном теле.

    Таким образом, это неразрывный круг: общая моторика - мелкая моторика - речь – мышление  развивается интенсивно и разносторонне.

Мы, педагоги, знаем, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса, как проявляется  у него утомляемость, пропадает желание посещать кабинет логопеда из-за многократного повторения одного и того же речевого материала, монотонной деятельности. И чтобы сделать этот процесс максимально доступным для восприятия ребёнком, мы можем в своей работе использовать  различные формы выполнения заданий с координационной лестницей. Особенно это нужно детям с диспраксией и дизартрией, которые испытывают трудности в движениях, переключении, допускают неточность в выполнении моторных программ. А также гиперактивным и утомляемым детям.

Упражнения на координационной лестнице можно разделить по сложности выполнения: простые движения и движения с усложнениями.

Простые движения – это движения циклического характера, с повторяющимися элементами. Например:

Когда у ребенка получаются простые шаги, начинаем усложнять комбинации с шагами.

Движения с усложнениями – это движения, которые включают в себя упражнения с дополнительным заданием, ритмическим рисунком, предметом. Так же можно отрабатывать пространство, давая голосовые команды, в каком направлении делать шаг – влево, вправо, вперед, назад. Таким образом, мы задействуем и «аудиальное внимание».

Детям, во время выполнения задания на лестнице, предлагается,  произносить изолированный звук, или же слоги, чистоговорки и постараться сделать это ритмично.

В своей работе мы руководствовались следующими принципами:

Принцип «от простого к сложному»; (автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, чистоговорках, потешках, стихотворениях); принцип всестороннего развития личности ребенка; принцип сознательности и активности детей; принцип учета возрастных особенностей ребенка; принцип индивидуального подхода; принцип наглядности, научности и системности. Это привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения знаний, формирование целостной системы знаний и умений.

Во время занятий на координационной лестнице следует придерживаться следующих правил:

  • выполнять комплекс упражнений 2-3 раза в неделю;
  • первое упражнение выполняется медленно и оно направлено на ознакомление детей с движением;
  • первоначально обращать внимание только на правильность техники выполнения упражнения;
  • далее концентрировать внимание на быстроте и точности выполнения упражнения;
  • включать в комплексы, усложнённые упражнения;
  • стихи должны быть простыми, короткими и выученными заранее с учителем-логопедом.

Ребенок выполняет  определенные движения по лестнице, и четко проговаривая отрабатываемый речевой материал, закрепляет правильное произношение.

Выводы:

  • Используемая образовательная технология современна и актуальна.
  • Разнообразные упражнения на координационной лестнице интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения, новый речевой материал и совершенствуют полученные знания.
  • Данная технология интегративна и позволяет задействовать различные образовательные области.
  • Во время упражнений тренируется: речеслуховая память, умение одновременно совместить движение с речью (произнесением слога, слова, рифмовки), умение запоминать инструкцию, переключаемость, быстрота реакции, точность и координация движений.
  • Тренажер лестница не требует большой площади, ее использование возможно в маленьких спортивных музыкальных залах, в группе, на улице, дома.
  • Упражнения на лестнице подходят детям с любым уровнем подготовки.
  • Чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее и лучше развивается его речь.

Список литературы

  1. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / - Изд. 4-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 248, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Высшее образование).; ISBN 978-5-222-21447-3 (в пер.)
  2. Лопухина И. С. Речь, ритм, движение / - СПб. : Дельта, 2001. - 127 с. : ил., табл.; 24 см. - (Логопедия).; ISBN 5-89151-118-5
  3. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / - Москва : ТВТ Дивизион, 2006 (М. : Принт Центр). - 287, [1] с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 5-98724-012-3.
  4. Синицына И. Ю. Буду чисто говорить. Логопедическое пособие в стихах. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  5. Чернышева А. В. Технология «лестница» как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств: методические указания / - Ульяновск : УлГТУ, 2015. – 18 с.
  6. Координационная лестница для дошкольников: подвижные игры и упражнения [Электронный ресурс]. — https://rebenokvsporte.ru/koordinatsionnaya-lestnitsa-dlya-doshkolnikov-podvizhnye-igry-i-uprazhneniya/

Комплексы упражнений с использованием координационной лесенки

Оборудование: координационная лестница: общая длина 4,5 м  - 10 ячеек, длина ячейки  45 см., ширина 50 см.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей, внимания, ориентировки в пространстве, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.

  1. Ребенок  идет пружинящим шагом с продвижением вперед по лестнице. Движения равномерные, спокойные.

Методические указания. Во время выполнения упражнения следить за осанкой ребенка, добиваясь естественных, непринужденных движений и правильного произношения автоматизируемого звука.

  1. Ребенок, продвигаясь вперед по координационной лестнице, подбрасывает мяч вверх и ловит его, при этом проговаривает ритмично текст.

Методические указания. Ребенок должен хорошо владеть мячом. Уметь бросать и ловить его.

  1. Ребенок двигается боковым приставным шагом. Делает шаг в сторону, по ячейкам лестницы, одной ногой, затем приставляет к ней другую ногу.

Методические указания. Следить за тем, чтобы ребенок на каждом шаге четко произносил текст. Шаг должен быть легким. Корпус надо держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

  1. Ребенок держит в одной руке кубик. Поднимая ногу, с продвижением вперед, передает кубик в другую руку под коленом. Одновременно проговаривая текст.

Методические указания. Следить за четкостью выполнения движения и правильным произношением поставленного звука.

  1. Ребенок топает правой ногой, с продвижением вперед на одно звено лестницы. Затем левую ногу приставляет к правой ноге, потом правой ногой делает притоп.

Методические указания. Важно обращать внимание ребенка на осанку: руки должны быть на поясе, голова чуть приподнята.

  1. Ребенок выполняет переменный шаг с продвижением вперед.

Методические указания. Следить за правильным выполнением движения и четким проговариваем текста в соответствии с ритмом.

Речевой материал для автоматизации звуков

Звуки С, Сь

Я — большой усатый сом.

Пью я соки перед сном.

Жаль, что соли в речке нет

Суп без соли ем в обед!

Соня спит и видит сон:

Сук с огромным сундуком!

Кто залез на этот сук

И повесил там сундук?

Сотня сосен — сто стволов,

Светлых сказочных столбов!

И стоит на тех стволах

Царство света в облаках!

-Что, лисичка, загрустила? —

У лисички я спросила.

— Я б гусятник навестила

У гусяток погостила...

Днём осенним, в воскресенье

Сеня носит сено в сени.

Что ты носишь сено, Сеня?

Не для сена воскресенье!

Звук Ц

Вот лошадки — ЦОК-ЦОК-ЦОК!

Возят деткам СОК-СОК-СОК!

Звуки Ш,Ж

Шла мышиная машина,

Шла до станции «Мешок».

Вышли мыши из машины —

Встретил мышек наш Пушок!..

Насмешил нас пастушок —

Сочинил смешной стишок!

Над ромашкой

Шмель жужжит...

Маша, кажется,

Дрожит...

Раз  шажок, два шажок,

Левый, правый сапожок.

Я учу Алешку

Топать понемножку.

Жу-жу-жу-жу-жу-жу- в зоопарк пришли к моржу.

Жа-жа-жа-жа-жа-жа- испугалтись мы моржа.

Жу-жу-жу-жу-жу-жу- ближе подошли к моржу.

Жи-жи-жи- жи-жи-жи- очень мирные моржи.

Ши-ши-ши-ши-ши-ши  что-то щепчут камыши

Ше-ше-ше- ше-ше-ше-это утка в камыше

Ша-ша-ша-ша- ша-ша-выходи из камыша

Звуки Ч,Щ

Чёрный грач — чудесный врач,

Паучок — чудесный ткач!

А кузнечик? А кузнечик —

Замечательный скрипач!

Рисовали дочки

Веточки, листочки,

Уточку и речку,

Кошечку и печку!

Бык увидел кабачок.

Кабачки любил бычок!

Бык обнюхал кабачок,

Облизал его бочок!

Чу-чу-чу-чу-чу-чу- посадили алычу

Ча-ча-ча- ча-ча-ча- вот поспела алыча

Чу-чу-чу- чу-чу-чу -собираем алычу

Ча-ча-ча- ча-ча-ча-всем полезна алыча

Звуки Л,ЛЬ

Балалаечка играла —

Алла пела и плясала.

Балалайка замолчала —

Плачет Алла: «Мало! Мало!»

Лада в ладушки играла,

Лана платье полоскала,

Я оладушки жевала,

Лайка молоко лакала!

Лайка выла и скулила —

Лада лапку ей лечила.

Лайка весело скакала —

Лапка лайки заживала!

Лисоньки лисят лечили —

Чай с малиной им налили!

Лишь малинки полизали —

Веселей лисята стали!

Дили-дили, дили-дили! —

Нас будильники будили...

Дили-дили, дили-дили! —

Деткам песню заводили:

«Динь-день, динь-день,

Будет, дети, дивный день!»

Звуки Л,Р, Ль,Рь

Налетел пчелиный РОЙ!..

Нелегка медведя РОЛЬ

Рада, рада детвора:

В небе радуга с утра!

Всеми красками играет!

Здравствуй, радуга! Ура!

Шёл сурок на урок,

Нёс в коробочке пирог...

Съест сурок свой пирог,

Как закончится урок!

Редьку, репку, огурец

Ест для крепости борец!

Канарейка ест варенье.

Говорит, для оперенья...

Раку рак на день рожденья

Подарил стихотворенье,

Приготовил рак сюрприз —

Перламутровый сервиз!

Пирамидки и матрёшки,

Погремушки, поварёшки,

И конструктор, и зверюшки...

Зря разбросаны игрушки!

Крыса в норке

Грызла корки!

В парке Мурка

Грела шкурку!

Грузовик развозит фрукты,

Сыр и прочие продукты,

А фургон для зоопарков

Возит тигров и гепардов!

Мурзик в погреб пробирался...

Мурзик-Мурзик! Зря старался!

Мурка первая прокралась,

С простоквашей разобралась...

Медсестра стоит С УКОЛОМ,

Медсестра глядит С УКОРОМ:

- Ну скорей ложись, ЛУКА!

Устаёт уже РУКА!

- ЮРА, ЮРА, где ЮЛА?

Я ж тебе её дала!

На уроке ЛЕПКИ

Мы лепили РЕПКИ!

Открывай скорей ГЛАЗА:

Кончилась давно ГРОЗА!

Городок дождём ПОЛИТ,

В небе ласточка ПАРИТ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Игры на автоматизацию звуков с использованием координационной лесенки » Подготовили: Кутдусова Г.У., учитель-логопед МБДОУ «Башкирский детский сад № 102» Габдурашитова З.Ш., учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 193 Мугалимова Г.М., учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 217

Слайд 2

Иметь хорошую память Б ыть внимательным У меть быстро переключаться Т ренировать разные типы мышления (логическое, образное и другие); Р азвивать речь Р азвивать моторику Ч тобы быть успешным в школе и во внешкольной деятельности (на занятиях в музыкальной или художественной школе, уроках иностранных языков и других), необходимо:

Слайд 3

Применение координационной лестницы в различных видах деятельности

Слайд 4

Структура головного мозга. -Мозжечок помогает ребенку развивать координацию, согласовывая данные органов чувств с двигательными навыками. Другими словами, он принимает нервные импульсы, несущие информацию от всех органов чувств, чтобы создать общую картину того, что видит ребенок, когда двигается. -Лобные доли головного мозга управляют мышлением, контролируют произвольные движения, такие как ходьба, речь и отвечают за творческий подход к решению тех или иных задач. -Теменная доля контролирует вкус, осязание и зрительно-моторную координацию. -Ствол мозга человека связывает спинной и головной мозг. Продолговатый мозг имеет три системы - двигательную, сенсорную и вегетативную. Следовательно, сюда поступает информация от различных сенсорных рецепторов, здесь регулируется двигательная активность человека .

Слайд 5

Нейрофизиологическое обоснование эффективности Упражнения на лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это обеспечивает более продуктивную работу мышц и с помощью сокращений достигается более высокая скорость и сила, что и помогает обеспечивать впоследствии стабильность и проприоцепцию (ощущение своего тела) (Ананьева А. Г. учебно - методическое пособие «Развитие координационных способностей»)

Слайд 6

В.И. Лях, считал, что координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Слайд 7

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия . Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Слайд 8

Координационная лестница Координационная лестница — это своего рода удобный и компактный тренажер для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости. В тоже время это простой и эффективный тренажер. С его помощью можно тренировать чувство ритма, межполушарное взаимодействие и мозжечковую стимуляцию.

Слайд 13

Уникальность технологии Развитие скоординированной работы обоих полушарий мозга. Удержание программы. Развитие переключаемости. Развитие устойчивого внимания. Развитие зрительно-пространственного восприятия. Освоение ориентировки в собственном теле .

Слайд 14

МЕЛКАЯ МОТОРИКА ОБЩАЯ МОТОРИКА МЫШЛЕНИЕ РЕЧЬ

Слайд 16

Методика разучивания движений Простые движения Движения с усложнениями движения циклического характера, с повторяющимися элементами. -Ходьба, перешагивая через рейки лестницы правой и левой ногой поочередно. -Приставной шаг (вперед ножка к ножке) -Приставной хороводный шаг. движения, которые включают в себя упражнения с дополнительным заданием, ритмическим рисунком, предметом. Так же можно отрабатывать пространство, давая голосовые команды, в каком направлении делать шаг – влево, вправо, вперед, назад. Таким образом, мы задействуем и «аудиальное внимание». Важным фактором является постоянство .

Слайд 19

Движения по схемам

Слайд 20

принцип «от простого к сложному» принцип всестороннего развития личности ребенка принцип сознательности и активности детей принцип учета возрастных особенностей ребенка принцип индивидуального подхода принцип наглядности, научности и системности. Принципы

Слайд 21

Выводы • Используемая образовательная технология современна и актуальна. • Разнообразные упражнения на координационной лестнице интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения, новый речевой материал и совершенствуют полученные знания. • Данная технология интегративна и позволяет задействовать различные образовательные области. • Во время упражнений тренируется: речеслуховая память, умение одновременно совместить движение с речью (произнесением слога, слова, рифмовки), умение запоминать инструкцию, переключаемость, быстрота реакции, точность и координация движений. • Тренажер лестница не требует большой площади, ее использование возможно в маленьких спортивных музыкальных залах, в группе, на улице, дома. • Тренировка на координационной лестнице не снижает плотности занятия. • Упражнения на лестнице подходят детям с любым уровнем подготовки. • Чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее и лучше развивается его речь.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизация звука «с» в словах»

Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с  использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизаци...

Игры для автоматизации звука (ль) Составлены с использованием материала «Конструктор 2» портала Мерсибо

Задачи работы с карточками:- автоматизация звука;- активизация и уточнение словаря;- стимуляция речевой активности;- коррекция лексико-грамматического строя речи;- развитие пространственной ориентиров...

Опыт работы "Использование координационных лесенок на занятиях по физической культуре"

В данном материале вы можете познакомиться с интересной и эфективной формой работы  по здоровьесбережению....

Автоматизация звуков в домашних условиях . Игры для автоматизации звука.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...

"Игры на автоматизацию звуков с использованием координационной лестницы"

В материале описано значение координационной лестницы в логопедии и представлена картотека игр на автоматизацию звуков с использованием координационной лестницы....