«Будь здоров, малыш!»
проект (младшая группа)

Вторушина Татьяна Викторовна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

 

ПРОЕКТ

«Будь здоров, малыш!»

 

Содержание

Ведение

1.Физическое развитие.

1.1 Факторы, влияющие на здоровье……………………………………………5.

2.Здоровый образ жизни.

2.1.Основные аспекты здорового образа жизни……………………………..….6

3.Анализ образовательных программ по формированию

представлений о здоровом образе жизни у дошкольников…………………….7

Практическая часть…………………………………..…………..………...........10

Перспективный план…………………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………….…………………26

Список литературы……………………………………………..………………..28

Введение

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Последнее время перед образованием встаёт вопрос: какие направления должны стать приоритетными в работе педагога в современных условиях?

Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ребёнка. Очень важно помнить, что имеется в виду его психическое и физическое здоровье. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку и родителям значимость физического состояния для бедующего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.

1.Физическое развитие.

Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется - костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов.

Отклонения в физическом развитии часто свидетельствуют о наличии в окружающей среде факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье ребенка.

1.1 Факторы влияющие на здоровье.

На формирование здоровья оказывает влияние целый ряд факторов. Их можно разделить на 4 группы:

1)природно-климатические факторы (природные ресурсы, биоклиматический уровень, физико-географический уровень) и экологические факторы;

2) медицинские факторы (организация медицинской помощи);

3) биологические факторы (пол, возраст, конституция, наследственность);

4) социально-экономические факторы (учеба, труд, быт, питание, уровень образования и культуры).

Ряд из этих факторов оказывается неустранимым ни на уровне личности, ни на уровне коллектива, ни на более высоком уровне (например, климато-географические факторы, генетические факторы). Хотя следует подчеркнуть, что правильное гигиеническое поведение вполне может снизить степень их неблагоприятного воздействия. Зная, что в условиях холодного климата значительно выше риск заболеваемости простудными заболеваниями, дошкольник может научиться одеваться с учетом погодных условий, стараться не промачивать ноги и т.д. Правильное и полноценное питание, двигательная активность, профилактика вредных привычек смогут способствовать укреплению здоровья и явиться мерами, препятствующими развитию заболеваний.

2.Здоровый образ жизни.

2.1.Основные аспекты здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.

Перечислим и основные аспекты здорового образа жизни:

- правильно организованный, физиологически оптимальный, приносящий удовлетворение труд;

- достаточная двигательная активность;

- сбалансированное в качественном и количественном отношении питание;

- достаточный сон;

- соблюдение режима дня;

- закаливание;

- вызывающие положительные эмоции формы досуга;

- отказ от вредных привычек.

Все перечисленные факторы и являются, по мнению многих ученых, принципами здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является доступным каждому универсальным способом оптимизации деятельности физиологических систем организма, сохранения и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести не только здоровый, но и больной человек, что позволяет ему сохранить свою активность, продлить жизнь.

3.Анализ образовательных программ по формированию  представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

В современном обществе существует многообразие примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребенок. Это многообразие не всегда является образцом, в результате чего создается хаотичность в представлениях детей. Специалисты считают, что проблема сохранения здоровья становится одной из самых актуальных. Сложившаяся ситуация определяет необходимость поиска эффективных форм, методов и средств, способствующих формированию у детей представлений о здоровом образе жизни. Особую значимость при этом приобретают педагогические средства, позволяющие отслеживать как позитивные, так и негативные тенденции в образовательном процессе.

В сфере образования появились инновационные программы, технологии, ориентированные на формирование у ребенка представлений о здоровом образе жизни, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Перед образованием часто встает вопрос, какие направления должны стать приоритетными в работе ДОУ в современных условиях? Несомненно, что самым главным направлением остается защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка. На сегодняшний день этому посвящаются как отдельные разделы общих образовательных программ для дошкольников, так и парциальные программы. В основе той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на конкретный вопрос, на закономерности развития, на создание условий, способствующих оздоровлению. Рассмотрим некоторые из существующих общих и специальных программ:

Веракса  «От рождения до школы» обращает внимание на приобщение ребенка дошкольного возраста к спорту, на формирование привычки к здоровому образу жизни. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизнью и здоровью детей.

Ю.Ф. Змановский – зачинатель развивающей педагогики оздоровления. Оздоровление трактуется им не как комплекс лечебно-профилактических мер, а как форма развития и расширения возможностей детей. Считает индивидуально-дифференцированный подход ключевым средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

В программе «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанной Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной и О.Л. Князевой, авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, поведение ребенка в различных ситуациях. Авторы в содержании раздела «Здоровье ребенка» - предлагают объем знаний, необходимых ребенку и средства их решения. Содержание раздела направлено на формирование у ребенка представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен узнать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

В.Г. Алямовская в своей программе «Здоровье» для часто болеющих детей большое внимание уделяет занятиям из серии «Забочусь о своем здоровье».

Региональные и авторские программы: «Познай себя» Е.С. Фроловой и «Здоровый малыш» З.И. Бересневой, ориентированы на познание детьми своего организма и тесную работу детей и родителей по оздоровлению. «Школа здорового человека» Г.И. Кулик и Н.Н. Сергиенко, «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушиной, «Здоровый дошкольник» Ю.Е. Антонова, «Остров здоровья» Е.Ю. Александровой и др. позволяют предполагать, что полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят ему найти способы укрепления и сохранения своего здоровья.

В данный период кроме программ представлен достаточно широкий выбор методических пособий. Наиболее ценными, на мой взгляд, являются пособия, представляющие нетрадиционные способы оздоровления. Интересными с педагогической точки зрения являются и публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч» и др.

Итак, анализ современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на различие в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы проблема сохранения здоровья детей авторами признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы нацелены на то, чтобы активными были не только педагоги, но сами дети и родители. Можно выделить задачу формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, как задачу, которая характерна для многих программ для дошкольных учреждений.

Процесс формирования представлений о здоровом образе жизни в педагогическом процессе будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • Отбор содержания обучения будет осуществлен в соответствии с принципами преемственности, учета базовых представлений и потребностей воспитанников.
  • Сочетания методов, форм и средств работы по содержанию представлений о здоровом образе жизни.
  • Мотивации личности ребенка на здоровом образе жизни.
  • Создание среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья.

Обучение здоровому образу жизни нельзя ограничивать каким-либо возрастным периодом. Важно, чтобы в детском саду дети овладели первичными представлениями, умениями и навыками. Важно, чтобы они хотели быть здоровыми.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Для соразмерности красоты и здоровья

требуется не только образование в области

науки и искусства, но и занятия всю

 жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Платон.

Здоровье — это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

В Русской пословице говорится: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял».

Начиная работу по теме «Будь здоров, малыш», я изучила литературу по безопасности жизнедеятельность дошкольников, по физическому воспитанию т.д. и поняла что тема здоровья в наше, да и не только в наше время наиболее актуальна, приобщение ребенка к здоровому образу жизни становится приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, так как здоровье человека ценнее всего, что есть на земле.

Анализ исследований дает возможность установить, что приобщение детей к здоровому образу является сложным процессом, который включает в себя не только сообщение детям определенных знаний, но и формирование у них эмоционально-оценочного отношения к фактам и событиям, а затем и применению этих знаний в практической деятельности.

Для осуществления данного проекта мы поставили перед собой следующую проблему:  В настоящее время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

А также обозначили задачи проекта:

1. Сформировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь здоровье и заботиться о нем.

2. Формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

3. Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям, занятиям спортом, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.

4. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

5. Расширить  и разнообразить  взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.

Методы  реализации проекта:

  • Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулки на свежем воздухе, воздушное закаливание, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
  • Занятия, беседы, игры, игровые упражнения, чтение художественной литературы, с целью воспитания у детей чувства ответственности за свое здоровье и стремления к здоровому образу жизни.
  • Активизация роли ребенка в  укреплении  своего  здоровья в  разных  формах  познавательной  и  двигательной  деятельности (занятия  по  ОБЖ, дидактические  игры, подвижные  игры).
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.

Рациональное сочетание вышеперечисленных форм двигательной активности представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.

Для повышения уровня двигательной активности детей использовала следующие приёмы:

-сочетание разных мягких модулей с целью обучения основным видам движений;

-создание эффекта новизны за счёт смены переносного оборудования и внесения новых пособий;

-объединение разных пособий в комплексы (построение полосы препятствий);

-различное пространственное положение пособий;

-создание игровых зон (для игр с мячом, обручем, шнуром, скакалкой и т. д.).

С целью укрепления здоровья детей, и приобщению их к здоровому образу жизни, в нашей группе имеется следующее оборудование:

-физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (скакалки, мячи, обручи, мешочки, мелкие предметы, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.),

- маски для подвижных игр

-коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

Для организованной и самостоятельной двигательной активности в группе есть:

-выносной материал

-атрибуты для подвижных игр.

Ожидаемый результат проекта: осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни, а именно:

1. Разовьется умение обосновывать и соблюдать правила личной гигиены.

2. Пополнятся знания детей о правильном питании и его значимости для здоровья.

3. Дети научатся правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.

4. Закрепятся знания о соблюдении правил личной гигиены в повседневной жизни детей.

5. Родители примут  активное участие в решении организационных  задач.

6. Повысится педагогическая культура  родителей и их заинтересованность в ЗОЖ.

Для организации работы по приобщению детей к здоровому образу жизни необходима соответствующая предметно-развивающая среда, которая будет способствовать формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, помогать, лучше узнать свой организм, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью других детей.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Поэтому для детей необходимо использовать яркие пособия и атрибуты, привлекающие внимание и позволяющие детям действовать с ним.

В уголке «Поликлиника» дети обучаются культурно-гигиеническим навыкам, знакомятся с предметами личной гигиены, узнают о здоровой и полезной пищи для зубов и здоровья, знакомятся с ситуациями, формирующими здоровый образ жизни.

В группе функционирует оборудованный спортивный уголок, который помогает в проведении минуток здоровья, гимнастики и физкультурно – оздоровительной работе. Дети, занимаются и незаметно для себя оздоравливаются.

Большое количество книг которые с большим удовольствием слушают дети и рассматривают в течение дня. Разнообразные пособия, книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы помогают узнать детям о здоровом образе жизни, об организме и о том, как сохранить его здоровым.

При работе над формированием представлений о здоровом образе жизни можно выделить три этапа:

1. Начальный. Выявление уровня представлений о здоровом образе жизни, о человеческом организме и навыков личной гигиены.

2. Информативный. Ребенку даются первые представления о строении своего организма, о здоровье, влиянии окружающей среды, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, основах здорового образа жизни.

3. Деятельный. В ходе, которого происходит закрепление умений и навыков по формированию представлений о ЗОЖ на практике и дальнейшее их совершенствование.

Для оздоровления детей и формирования представлений о ЗОЖ большое значение, имеет закаливание.

Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются: постепенность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей.

В целях оздоровления воздушной среды в помещении проводятся регулярные проветривания.

Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом в группе включает: воздушные процедуры после сна и во время прогулки, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года.

Закаливание водой предусматривает игры с кусочками льда и теплой водой, обширное умывание прохладной водой рук до локтя, лица и ушных раковин, полоскание горла, полости рта после еды. В группе также проводится хождение босиком по массажным коврикам и дорожкам разной фактуры.

В группе с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников и воспитания у них привычки к здоровому образу жизни используем различные виды закаливания:

-Босохождение, как во время физкультурных занятий и зарядки, так и в течении дня несколько по 5 - 10 минут;

-Занятия физкультурой и гимнастикой в облегченной одежде;

-Умывание лица, ушных раковин и рук до локтя прохладной водой;

-Полоскание полости рта после приема пищи;

-Прогулки на свежем воздухе;

-Упражнения с льдинками;

Следует сказать, что каждая закаливающая процедура проходит на

положительном эмоциональном фоне под музыкальное сопровождение, а

систематическое проведение закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышает его иммунитет, поднимает настроение.

Так же следует помнить и о Питании. Умение организовать свое питание помогает каждому из нас решить половину проблем, связанных со здоровьем. Эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве. С возрастом у детей меняется отношение к еде: их интересует, не только насколько она ароматна и вкусна, но и то, что они едят. Поэтому в ходе принятия пищи мы не только закрепляем навыки культуры поведения за столом, но и объясняем детям, что они едят, в чем основная польза данного блюда, из чего оно приготовлено, необходимость тщательного пережевывания пищи. Для того, чтобы у детей сложилось положительное отношение к здоровой, богатой витаминами пище проводятся познавательные минутки и беседы.

Одним из важнейших составляющих здоровый образ жизни является обеспечение оптимального двигательного режима дошкольников, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств.

Для того чтобы ребенок рос здоровым, необходимо тесное сотрудничество ДОУ и семьи. Как подтверждает практика, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».

Деловое сотрудничество педагогов и родителей, совместная работа родителей и детей способствует вовлечение родителей в оздоровительные мероприятия.

Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу, брошюры, консультации.

Родители нашей группы являются не просто слушателями назидательных бесед, а активными участниками предложенных мероприятий.

Таким образом, ведущая роль во взаимодействии педагогов и семьи по формированию у дошкольников здорового образа жизни принадлежит организации совместной деятельности взрослых и детей, примеру взрослых. Одним из главных требований к использованию перечисленных выше форм работы является их системное и комплексное применение.

Главное для родителей помнить, что их отношение к здоровью влияет на отношение ребенка к своему здоровью. В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагога

Взаимодействие с родителями

Содержание и формы работы с детьми

сентябрь

МОЁ ЗДОРОВЬЕ

1. НОД ОО «Познавательное развитие»

 «Что такое здоровье».

Программное содержание: формировать первичные представления детей о здоровье, своем организме. Воспитывать желание заботиться и беречь своё здоровье.

Родительское собрание на тему «Малыши – крепыши».

Анкетирование родителей на тему «Как берегут здоровье в вашей семье».

Цель: получение и анализ информации об отношении родителей к вопросам здорового образа жизни детей.

Планирование работы, исходя из полученной информации по данной теме.

2. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Программное содержание: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

3. С/ролевая игра «Вызов врача на дом».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с профессией врача и манипуляциями, производимые медицинскими работниками. Учить объединяться для игры в небольшие группы (2-3 человека). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

4. Чтение худ. литературы: К.И.Чуковского «Айболит».

Программное содержание: формирование первичных представлений о профессии врача.

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагога

Взаимодействие с родителями

Содержание и формы работы с детьми

октябрь

ВИТАМИНКИ С ГРЯДКИ

1. НОД ОО «Познавательное развитие»

Игра-занятие «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

Программное содержание: формировать представления у детей о полезных продуктах, рассказать о пользе овощей для здоровья человека, о пользе витаминов. Вызвать у детей желание употреблять в пищу как можно больше овощей.

Традиционный конкурс совместных семейных работ «Осенний вернисаж».

Папка-передвижка «Прогулки вместе с детьми».

2. Дидактическая игра «Угадай на вкус».

Программное содержание: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

3. С/ролевая игра «Овощной отдел супермаркета».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с профессией продавца, кассира супермаркета и производимыми ими действиями, при осуществлении продажи. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Закрепление название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в общественных местах.

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие. Рисование по образцу «Овощи, фрукты».

Программное содержание: закреплять знания и представления детей об овощах и фруктах, о их пользе; учить рисовать округлые, овальные предметы; закрашивать, не выходя за контур.

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагога

Взаимодействие с родителями

Содержание и формы работы с детьми

ноябрь

МОЯ ГИГИЕНА

1. НОД ОО «Познавательное развитие»

«Девочка чумазая».

Программное содержание: формирование навыков здорового образа жизни, закрепление навыков умывания, формировать представления о назначении предметов туалета, воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, красивым, аккуратным.

Консультации для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Значение семейного досуга - как средства укрепления здоровья детей».

2. Дидактическая игра «Зачем нам нужен носовой платок».

Программное содержание: Формирование навыков пользования носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.

3. С/ролевая игра «Красивая стрижка».

Цель: продолжать формировать представления о труде парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре, распределять роли.

4. Чтение худ. литературы: А. Барто «Девочка чумазая».

Программное содержание: воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, красивым, аккуратным.

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагога

Взаимодействие с родителями

Содержание и формы работы с детьми

декабрь

ОДЕЖДА И МОЁ ЗДОРОВЬЕ

1. НОД ОО «Познавательное развитие»

Игра-занятие «Почему заболели ребята?».

Программное содержание: ознакомить детей с признаками заболеваний, правилами поведения в случае болезни; формировать умения и навыки по выполнению гигиенических требований к одежде; развивать речь, мышление.

Оформление стенгазет «Мы за здоровый образ жизни»

Цель: обмен опытом родителей по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в семье.

2. Дидактическая игра «Я собираюсь на прогулку».

Программное содержание: Учить одеваться в соответствии с временами года и погоды; воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.

3. С/ролевая игра «Оденем куклу Варю на прогулку».

Программное содержание: закрепить знания предметов одежды; формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, формирование навыков самообслуживания; развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместной игре.

4. Чтение стихотворений М. Фисенко «Растеряша», «Пятнышки на твоей рубашке».

Программное содержание: закрепить знания детей о видах и назначении одежды.

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагога

Взаимодействие с родителями

Содержание и формы работы с детьми

январь

МОЕ ТЕЛО

1. НОД ОО «Познавательное развитие»

Игра-занятие «Вот я какой».

Программное содержание: познакомить детей с строением тела человека, с возможностями его организма:

- я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям;

- воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»;  

- вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Выпуск памятки для родителей «Здоровый образ жизни».

2. Дидактическая игра «Городок здоровья».

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей об основных ценностях здорового образа жизни; способствовать осознанному приобщению к ним.

3. С/ролевая игра «В травматологическом пункте».

Программное содержание: закрепить знания детей о строении тела, развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместной игре.

4. Рассматривание энциклопедии «Я и мое тело».

Программное содержание: расширять представления детей о своем теле (организме).

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагога

Взаимодействие с родителями

Содержание и формы работы с детьми

февраль

ВИТАМИНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

1. НОД ОО «Познавательное развитие» Игра-занятие «Знакомьтесь, витамины».

Программное содержание: формировать представления о значении витаминов для здоровья человека. Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Выпуск газеты «Будьте здоровы».

Цель: познакомить родителей с здоровьесберегающими технологиями, используемых в дошкольном учреждении.

Участие родителей в спортивном досуге «Сильные, ловкие, смелые».

2. Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты».

Программное содержание: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье.

3. С/ролевая игра «Таня простудилась».

Программное содержание: закреплять знание о носовом платке и правилах пользования; пользе витаминов; умение взаимодействовать друг с другом в совместной игре.

4. ОО «Художественно - эстетическое развитие.

Лепка по образцу «Витаминки для зверят».

Программное содержание: формировать первичные представления у детей о значении витаминов. Учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями.

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагога

Взаимодействие с родителями

Содержание и формы работы с детьми

март

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ!

1. НОД ОО «Познавательное развитие» Игра-занятие «Я здоровье берегу».

Программное содержание: Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, обучить несложным приемам самомассажа. Развивать разговорную речь детей. Прививать и воспитывать любовь к физическим упражнениям.

Оформление совместно с родителями тематической фотовыставки на тему: «Маленькие спортсмены».

Консультация для родителей «Физическое воспитание ребенка в семье».

2. Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров».

Программное содержание: формировать у детей потребности быть здоровыми. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

3. Развлечение «Олимпийские резервы».

Программное содержание: формировать представления о влиянии физических упражнений на организм человека; воспитывать любовь к физическим упражнениям; формировать элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности.

4. Просмотр мультфильма по стихотворению К. Чуковского «Мойдодыр».

Программное содержание: продолжать формировать представления у детей о значении и необходимости гигиенических процедур, закаливании. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагога

Взаимодействие с родителями

Содержание и формы работы с детьми

апрель

ЗДОРОВЬЕ ЗУБОВ

1. НОД ОО «Познавательное развитие»

Игра-занятие «Чтобы зубки не болели».

Программное содержание: формировать первичные представления детей о строении зубов; обучить несложным приёмам ухода за зубами; воспитывать желание ухаживать за зубами.

Оформление информационных карточек для родителей «Уроки Чистюли».

Цель: ознакомить родителей с алгоритмом чистки зубов детей дошкольного возраста.

2. Дидактическая игра «Правила чистюли».

Программное содержание: закрепление полученных знаний о здоровье зубов; учить различать на карточках здоровые и больные зубы.

3. С/ролевая игра «У зубного кабинета».

Программное содержание: формировать представления о труде зубного врача, манипуляциях, производимых врачом при осмотре пациента; закрепить знания предметов личной гигиены (зубная щетка, тюбик, зубной порошок) и их назначении, правильному использованию; развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместной игре.

4. Просмотр мультфильма «Птичка Тари» (Союзмультфильм, 1976 г.).

Программное содержание: формировать представление у детей о необходимости профилактического ухода за зубами.

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагога

Взаимодействие с родителями

Содержание и формы работы с детьми

май

МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

1. НОД ОО «Познавательное развитие» Игра-занятие «Шагая осторожно».

Программное содержание: Учить детей правилам передвижения по улицам; рассказать об опасностях, которые могут подстерегать нас на улице.

Целевая прогулка к светофору совместно с родителями «Безопасная улица».

Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улицах города.

2. Дидактическая игра «Опасные предметы».

Программное содержание: Познакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для здоровья человека

3. Игра-ситуация «На игровой площадке».

Программное содержание: Формировать представления детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие.

Рисование по замыслу на тему: «Безопасная улица»

Программное содержание: сформировать знания о правилах поведения на улице, в детском саду, дома.

Заключение

Большую часть потенциала общества будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность.

В ходе написания работы я выяснила, что в соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания в дошкольном учреждении является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение детьми основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом целенаправленно следует вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.

Основное средство изучения физической культурой - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях и на занятиях общеразвивающего вида необходимо учитывать и анатомические особенности, а также функциональные возможности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.

Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции.

Забота о физическом воспитании ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качества детского организма, профилактике различных заболеваний.

Желание быть здоровым есть у каждого человека, но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. Надо хорошо знать свой организм, его физические возможности, иметь представление о том, что полезно и что вредно для него. А главное – активно о нем заботиться.

Список литературы

1. программа

2. Павлова, М.А., Лысогорская, М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст] /М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.

3. Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации

здоровьесберегающей деятельности [Текст] /Т.М. Резер //Педагогика. – 2006. - №5 – С. 29 – 34.

4. Рунова, М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка [Текст] /М. Рунова //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 6.

5. Сильченко, М. Формирование привычек здорового образа жизни [Текст] /М. Сильченко //Дошкольное воспитание. – 2006. - №3. – С.69.

6. Тихомирова, Л.Ф. Формируем у детей дошкольного возраста отношение к своему здоровью [Текст] /Л.Ф.Тихомирова //Детский сад.- 2006.- №4. С.40 – 49.

7. Филиппова, С.К. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст] /С.К. Филиппова //Дошкольное воспитание. – 1999. № 12.

8. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления

Дошкольников [Текст] /М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

9. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: атореф. дисс. конд. пед. наук: 28.12.2004 [Текст] /Л.Г. Касьянова. – Екатеринбург, 2004. – 22 с.

10. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст] /М.Н. Кузнецова. – М.: Аркти, 2003. – 64 с.

11. Кулик, Г.И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ [Текст] /Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 112 с.

12. Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей [Текст] /С.М. Мартынов. – М.: Просвещение, 1991. С.123 – 160.

13. Нестерюк, Т., Шкода, А. Гимнастика маленьких волшебников [Текст] /Т.Нестерюк, А. Шкода. – М.: ДТД, 1991. – 32 с.

14. Никифорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников [Текст]/Т.С. Никифорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. – 84 с.

15. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

16. Горбатенко, О.Ф., Попова, Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст] / О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.

17. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст]/ В.А. Деркунская. – М.: Пед. общество России, 2006. – 94 с

18. Доскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей и родителей [Текст] /В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002. – 110 с.

19. Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] /Т.И. Ерофеева. – М.: 1999. – С. 2-12, 99, 170.

20. Здоровый дошкольник [Текст]: социально-оздоровительная технология ХХI века /авт.- сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Сулина. – М.: Аркти, 2000.

21. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст] /Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006. – 48 с.

22. Здоровьесберегающее пространство ДОУ [Текст] /Под ред. Н.И. Крыловой.- Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.

23. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека [Текст] /Э.М.Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Владос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Будь здоров, малыш!"

План мероприятия:О состоянии здоровья дошкольников. Взаимодействие детского сада и семьи.Радиостанция « Малышок».Анализ заболеваемости детей группы за предыдущий год.Кроссворд «Физкульт-ура!».Закалива...

Будь здоров, малыш!

система оздоровительных мероприятий в доу...

Презентация проекта "Будь здоров, малыш!"

                                  Проектвоспитателя МДОУ №148 «ЗВЕЗДНЫЙ» г. Брянска...

"Будь здоров, малыш!" презентация для родителей

Презентация для родителей. Тема - спортивный уголок дома. Цель - пропаганда здоровго образа жизни и спорта.Рассматривается совместная работа МБДОУ и родителей по физическому воспитанию детей, использо...

Творческий проект "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет. Будь здоров, малыш! "

Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду и дома посредством проведения разнообразных занятий, приведена работа с родителями....

Презентация проекта ""Будь здоров, малыш!"

Презентация творческого проекта по привитию культурно-гигиенических навыков "Будь здоров, малыш!"...

консультация "Будь здоров малыш"

Консультация для родителей о закаливании детей....