Проектирование здоровьесберегающей среды подготовительной группы ДОО
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_zdorovesberegayushchey_sredy_podgotovitelnoy_gruppy_doo.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Наталья Николаевна,
воспитатель
ГБДОУ детского сада № 18
комбинированного вида
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Проектирование здоровьесберегающей среды подготовительной группы ДОО
Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практическом плане, так как позволяет приблизиться к пониманию оптимизации процессов обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно - полезным трудом.
Здоровьесберегающая среда, по мнению В.Д. Сонькина – это:
- условия нахождения ребенка в – детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Усилия работников детского сада должны быть направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Важно использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательная, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и т.д.).
* Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
* Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
* Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5–10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Важно включение в современный педагогический процесс (занятия по физкультуре) специальных занятий по аэробике и нетрадиционных методик, использовать в свободной деятельности и различных режимных моментах игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций.
Воспитатель должен добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно - ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Обеспечению социально - психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду и дома.
В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:
- Формирование здоровья детей раннего возраста на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе
- Использование в образовательной деятельности духовно-нравственного и культурного потенциала города, воспитание на русских традициях
- Партнерство семьи и ДОО
В качестве средств может выступать:
- Непосредственное обучение детей элементарным приемам ЗОЖ (оздоровительная пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж)
- Реалибитационные мероприятия (фитотерапия, кислородный коктейль, аромотеропия, ингаляция)
- Специально организованная активность ребенка (экскурсии, походы, физминутки)
Физкультурное занятие - это ведущая форма в раннем возрасте для обучения детей двигательным умениям и навыкам. Оно несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Использование дыхательных упражнений способствует оптимизации кровообращения, улучшения самочувствия, развивают внимание.
Важные элементы оздоровления - подвижные игры, которые являются частью физкультурного занятия, проводится на прогулке и в групповой комнате, разной степени подвижности.
Физминутки в середине занятия позволяют повысить работоспособность и снять физиологическую усталость систем организма.
А также в здоровьесберегающую среду входят:
- Обеспечение полноценного питания
- Витаминизация
- Проведение закаливающих мероприятий
- Оснащение специальным оздоровительным оборудованием
- Медицинский контроль и профилактика
Для формирования культуры здоровья используются различные педагогические технологии, среди которых можно выделить оздоровительные технологии:
1. Технологию сохранения и стимулирования здоровья. К ней относятся динамические паузы, оздоровительный час (элементы оздоровительных гимнастик, аромо - фитотерапия и другие виды терапии; оздоровительный сон на музыкальном фоне, психогимнастика, музыкальная пауза), подвижные и спортивные игры, пальчиковая дыхательная звуковая гимнастика, гимнастика для глаз и формирования правильной осанки, свода стопы ног.
2. Технологию обучения здоровому образу жизни. В её структуру педагоги могут включить метод игрового самомассажа для рук, глаз, стопы и других участков тела, игротренинги, игротерапию, метод релаксации. Особое место занимают зрительные паузы, самомассаж глаз, зрительная гимнастика, тренировочные упражнения для глаз.
С целью реализации задачи по созданию здоровьесберегающей среды, в группе должна быть создана обстановка, которая позволяет детям удовлетворять свою двигательную деятельность: освобождено место, соответствующим образом расположена мебель и оборудование, предоставлены в свободное пользование детям различные игрушки и предметы, стимулирующие их двигательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование развивающей среды в группе детского сада
Проектирование развивающей среды в группе детского сада...
Статья по теме :"Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОО с учётом ФГОС ДО".
В методическом материале представлен опыт работы по созданию модели здоровьесберегающей среды с учётом требований ФГОС ДО....
«Проектирование здоровьесберегающего пространства в группах»
Рекомендации...
Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом....
Проектирование здоровьесберегающей среды средней группы ДОО
В дошкольных учреждениях дети проводят большую часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование м...
Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОО (из опыта работы старшего воспитателя).
Целью дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребенка, содействие его социализации, сохранение и укрепление здоровья посредством различных видов детской деятельности. Создание з...
Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО
Статья Проектирование здоровьесберегающей среды младшей группы ДОО...