Программа дополнительного образования "Степ-аэробика"
рабочая программа (подготовительная группа)

Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный «дефицит», т. е. количество движений производимых ими в течение дня , ниже возрастной нормы. Учитывая интерес детей к физкультурным занятиям с музыкальным сопровождением и то обстоятельство, что с каждым годом все больше детей имеют проблемы со здоровьем, мы решили ввести в систему физкультурной – оздоровительной  работы ДОУ дополнительные занятия оздоровительной степ – аэробики. Поэтому создание дополнительной оздоровительной программы является актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_step-aerobika.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:


                

Пояснительная записка.

Степ – аэробика один из самых простых и эффективных стилей направлений в большом семействе аэробики. Степ в переводе с английского языка буквально обозначает «шаг».Это будет первый шаг к красивой и тренированной фигуре. Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения на правильном усвоении тех или иных движений.

Степ – аэробика действует на тело комплексно, развивая нужную группу мышц. Тело будет более стройным, гибким , пластичным и выносливым. Аэробика оказывает  положительное действие на весь организм, укрепляет дыхательную, сердечно – сосудистую и нервную системы, тренирует вестибулярный аппарат.  Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все формы оздоровительной, физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Но наиболее эффективно степ – аэробика. Эти занятия доставляют большое удовольствие. Они сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.

При всем этом важно соблюдать несколько простых, но важных правил.  

      Подъем на платформу надо осуществлять за счет работы ног, а не спины. Ступню на платформу ставить полностью. Спину всегда держать прямо, не делать резких движений , а так же движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты. Шагать нужно вперед с пятки, назад с носка. Стараться не смотреть на ногу это нарушает осанку.

Направленность программы.

  • Совершенствование деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
  • Совершенствование координации нервно – мышечного аппарата.
  • Формирование правильной осанки.
  • Воспитание общей выносливости.
  • Развитие физических качеств: ловкость, выносливость, сила, быстрота, гибкость, пластичность.

Актуальность.

Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный «дефицит», т. е. количество движений производимых ими в течение дня , ниже возрастной нормы. Учитывая интерес детей к физкультурным занятиям с музыкальным сопровождением и то обстоятельство, что с каждым годом все больше детей имеют проблемы со здоровьем, мы решили ввести в систему физкультурной – оздоровительной  работы ДОУ дополнительные занятия оздоровительной степ – аэробики. Поэтому создание дополнительной оздоровительной программы является актуальным.

        

Новизна программы.

Это новый вид спорта способствует гармоничному развитию и укреплению мышечной системы, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно – сосудистой системы, помогает выработать прекрасную осанку, красивые, выразительные и точные движения.

          

Педагогическая целесообразность.

По мнению физиологов, психологов, тренеров и инструкторов по физической культуре развитие ребенка невозможно без развития движений. А если движения происходят под музыку, то это способствует развитию таких физических качеств, как гибкость, пластичность, выносливость и грациозность движений.

  Шаговая аэробика проста, все, что нам нужно – это уметь красиво ходить. Важно научить детей быть чуткими к  ощущениям в ногах. Движения на степе довольно просты, их легко выучить. Базовые шаги образуют множество комбинаций. Легкие ритмичные движения под музыку равноценны пробежке. Достаточно 20 – 30 мин. выполнения  упражнений, чтобы получить необходимую физическую нагрузку.

Цели и задачи программы.

  • Укрепление здоровья дошкольников.
  • Формирование у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях спортом.

Развивающие

  • Развивать общую выносливость функциональных систем организма.
  • Развивать координационные  способности
  • Развивать двигательные качества (быстрота, ловкость и т. д.)
  • Развивать чувство ритма, музыкального слуха, памяти, внимания.
  • Развивать уверенность ориентировки в пространстве.

Воспитательные

  • Воспитывать самостоятельность
  • Воспитывать умение слушать, запоминать задание, а затем выполнять его.
  • Воспитывать коммуникативные качества и умения взаимодействия в группе сверстников и при общении с взрослыми.
  • Создать атмосферу психологического комфорта.

Образовательные  

  • Формирование стойкого интереса к занятиям физической культуры.
  • Расширять представления детей о занятиях степ – аэробикой – это здоровье, бодрость, радость, фантазия, творчество и совершенство тела.

 Практические этапы обучения

  • Обучать простым шагам
  • При овладении в совершенстве движениями ног, обучать движениям рук
  • После освоения медленного темпа, переходить на быстрый темп
  • Выполнять один комплекс в течение 2-х – 3-х недель, видоизменяя, усложняя отдельные упражнения

Содержание программы

Программа состоит из трех этапов 1 этап

  • Рациональный подбор упражнений, на основе выявленный способностей у детей
  • Знакомство со степ – платформой выполнение на ней простейших шагов
  • Ступню ставить на степ – платформу полностью
  • Выполнять шаги в центре степа
  • Спину держать прямо
  • Выполнять одно движение не более 1-ой минуты

2 этап – Равномерное распределение нагрузки на организм

  • Учить, ритмично согласовывать выполнение простых движений
  • Формировать свод стопы, укреплять сердечно-сосудистую, дыхательную системы
  • Улучшать мышечный тонус тела
  • Комплексы упражнений выполнять под специально подобранную музыку

3этап – Постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки

Подготовка к показательным выступлениям, большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выступлении перед аудиторией несет мощный оздоровительный заряд. Мажорная музыка увеличивает способность мышц, организует ритм дыхания, создает радостное настроение, приносит удовольствие.

Планируемые результаты освоения программы

  • Сформирована осанка
  • Сформирован свод стопы, сформирована уверенность ориентировки в пространстве
  • Развиты чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания и координации движений
  • Осознанная потребность в систематических занятиях спортом
  • Снижена заболеваемость у детей, занимающихся в кружке

Условия реализации  программы

  • Занятия степ – аэробикой проходят в физкультурном зале в комфортной обстановке, доброжелательной атмосфере понимания
  • Игры и упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей
  • Есть фонотека танцевально – спортивной музыки и детских песен
  • Наличие оборудования: степ – платформы, магнитофон, мячи малой формы, ленточки и др.
  • Взаимодействие с родителями и педагогами

План работы кружка «Степ – аэробика»

№ п/п

Месяц

Названия занятий

Задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Познакомить со степ – платформой. Разучить комплекс № 1

Познакомить и разучить комплекс №2

Усложнить комплекс №2 Разучивание новых движений

Познакомить и разучить комплекс №3

Усложнение комплекса № 3

Познакомить и разучить комплекс № 4

Усложнение комплекса № 4

Подготовка к показательным выступлениям, показ упражнений

Общие задачи

Общее укрепление организма

Развитие координации движений

Дозирование физической нагрузки

Обеспечение эмоционального настроя

Специальные задачи

Укрепление мышц ног

Формирование правильной осанки и закрепление красивой ходьбы

Развитие гибкости, пластики, координационных способностей

Воспитание самостоятельности, умение запоминать, последовательно выполнять, контролировать движения

Развитие чувства ритма, умения расслабляться

        

Методическое обеспечение программы        

1. Ирина Кузина «Степ – аэробика для дошкольников». Дошкольная педагогика 2012 г.

2. Н.В.Стрельникова «Степ-данс – шаг навстречу здоровью». Дошкольная педагогика 2012г. № 5.

3. http:/ В занятии выделяются 3 части: разминка, основная (аэробная), заключительная.

Цель разминки - подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе.

Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Критерием эффективности разминки является появление первых капель пота. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять от 3 - 5 минут.

Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу «сверху вниз»: наклоны головы в стороны, вперед, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперед-назад, подъемы пятки и т.д. Во время разминки должна происходить фиксация: правильного положения корпуса и постановки ног.

После разминки следует аэробная часть, которая состоит из базовых и простейших основных «шагов» степ - аэробики. Во время аэробной части происходит разучивание «шагов», связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений - прогон. «Шаги» выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику.

Если аэробная часть разминки достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:

- повышается частота сердечных сокращений;

- повышается частота дыхания

- увеличивается систолический и минутный объём крови;

- перераспределяется кровоток: кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;

- усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т.е. повышается способность мышц потреблять кислород.

повышаются функциональные возможности организма;

- развиваются координационные способности;

- улучшается эмоциональное состояние занимающихся.

Все это способствует увеличению возможности кардиореспираторной системы переносить кислород к мышцам.

После проводится подвижная игра и заключением основной части является стретч, который призван решить следующие задачи:

-восстановить длину мышц до исходного состояния;

-умеренно развить гибкость - возможность выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой (увеличить подвижность суставов и эластичность мышц сверх исходного состояния);

-создать эмоциональную разрядку после физической нагрузки

Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо и могут спровоцировать травму при последующих занятиях.

В отличие от всего занятия, заключительный stretch создается структурно-хореографическим методом и выполняется под выбранное тренером музыкальное произведение лирического характера.

Стретч начинается из положения лежа на спине, в котором выполняются статические растяжки для мышц ног. Каждое положение фиксируется и удерживается в течение 8-10 секунд, выполняются поочередные подтягивания ног руками к корпусу, как прямых, так и согнутых с фиксацией в конечном положении, разведение ног в стороны и т.д.

Из седа следует продуманный переход в положение стоя, в котором выполняются всевозможные статические растягивания в выпадах, наклонах, а также упражнения на равновесие с опорой на одну ногу

В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию.

Основные элементы упражнений в степ – аэробике.

Базовый шаг. Шагом правой ноги на платформу, приставить левую,

шагом правой сойти с платформы, и.п. Выполняется на 4 счета то же с левой

ноги.

Шаги – ноги вместе, ноги врозь. Из и.п. - стойка ноги врозь по

сторонам платформы (вдоль), шаг правой на платформу, приставить левую,

одновременно выпрямляя ноги, поочередно шагом правой, левой сойти с

платформы. Движение выполняется на 4 счета.

Шаг через платформу. Из и.п. – стойка ноги вместе боком к платформе. Шагом левой в сторону встать на платформу, приставить правую,

шагом левой сойти с платформы (по другую сторону), приставить правую на

полупальцы к левой.

Шаги – ноги вместе, ноги врозь. (и.п. стойка ноги врозь; стоя на

платформе ноги вместе) И.п. может быть лицом к степу, боком, с левой или правой стороны, а также позади. Все вышеперечисленные позиции обычно варьируются для того, чтобы упражнения задействовали как можно больше групп мышц и при этом не были бы монотонными.

Сначала разучивают шаги на степ, потом добавляют движения руками. Все упражнения должны выполняться в одну и другую сторону (для гармоничного развития обеих частей тела). Нагрузку нужно повышать постепенно, увеличивая темп музыкального сопровождения, усложняя комплексы, сокращая паузы для отдыха. Выполнение упражнений возможны в различных построениях: в шахматном порядке, по кругу, по периметру зала и др.

Требования к технике выполнения упражнений в степ аэробике

1. Во время подъёма на степ сохраняйте естественный наклон вперёд.

2. Не сгибайте спину в поясничном отделе.

3. Основная стойка: Стопы параллельны или находятся в свободной

позиции, не касаются друг друга.

4. Начинающим следует контролировать свои движения. Для этого смотрите себе под ноги. По мере развития это пройдёт и Вам не будет нужно контролировать зрительно технику выполнения.

5. Ставьте ногу на платформу таким образом, чтобы вся ступня была на ней. Спускайтесь с платформы своеобразным перекатом с носка на пятку, это снизит нагрузку на позвоночник.

6. Руки включаются в работу лишь после того, как освоена техника работы ногами.

7. При выполнении выпадов и поворотов пятка не опускается на пол.

8. В целом степ аэробика является отличным средством физического

самосовершенствования.

Техника безопасности

Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:

-держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными;

-избегать перенапряжения в коленных суставах;

-избегать излишнего прогиба спины;

-не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;

-при подъеме или опускании со степ - платформы всегда использовать

безопасный метод подъема;

-стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;

- держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.

Основные правила техники выполнения степ- тренировки

- выполнять шаги в центр степ - платформы;

- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а

спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий

шаг;

- опускаясь со степ - доски, оставаться стоять достаточно близко к ней,

не отступать больше, чем на длину ступни от степ – доски;

- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в

совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ -

доски, стоя к ней спиной;

- делать шаг с легкостью, не ударять по степ - доске ногами.

Основные этапы обучения степ – аэробики:

- обучение простым шагам;

- при овладении в совершенстве движениями ног, обучать работе рук;

- после освоения медленного темпа, переходить на быстрый темп.

VI. Рабочая программа

Перспективно-календарный план (первый год обучения)

Месяц

Виды занятий

Цель

№ комплекса

Сентябрь

Диагностическое 1-2 неделя

Провести диагностическое обследование по физическому развитию, состояние здоровья и общих физических качеств такие как гибкость, быстрота, равновесие, чувство ритма и координационные способности. Определить уровень сформированности основных элементов (базовые шаги)

№1

Вводное

3-4 неделя

1.Познакомить детей с термином «Степ - аэробика». Дать детям сведения о пользе занятий степ - аэробикой.

2.Дать детям представления о разном характере музыки, которая сопровождает комплексы степ - аэробики в процессе прослушивания различных музыкальных отрывков: быстрая, медленная музыка.

3. Вызвать желание заниматься степ - аэробикой посредством просмотра фотографий, журналов, показа комплекса степ – аэробики инструктором по физической культуре.

3. Развивать умение слышать музыку и двигаться в такт музыки.

4. Развивать равновесие, выносливость, ориентировку в пространстве.

№2

Октябрь

Обучающее

1 неделя

1.Учить правильному выполнению степ - шагов на степах (подьем, спуск; подъм с оттягиванием носка)

2.Разучивать аэробные шаги.

3.Научить начинать упражнения с различным подходом к платформе.

4. Развивать мышечную силу ног.

5. Разучить комплекс №3 на степ - платформах

№3

Комбинированное

2,3,4 недели

Ноябрь

Обучающее

1 неделя

1. Учить детей принимать правильные исходные положения всех частей тела.

2. Закреплять основные подходы в степ - аэробике, продолжать учить сочетать движения с музыкой.

3. Разучивать новые шаги.

4. Развивать выносливость, равновесие, гибкость.

5. Укреплять дыхательную систему.

6. Развивать уверенность в себе.

7. Разучить комплекс № 4 на степ - платформах.

№4

Комбинированное

2,3,4 неделя

Декабрь

Обучающее

1 неделя

1. Закреплять разученные упражнения с

различной вариацией рук.

2. Развивать умение работать в общем темпе

с предметами - мелкими мячами.

3. Разучивать шаг с подъемом на платформу

и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.

4. Продолжать учить выполнять упражнения

 в такт музыке.

5. Развивать умения твердо стоять на степе.

6. Разучить комплекс №5 на степ –

платформах.

Комплекс №5

№5

Комбинированное

2,3,4 недели

Январь

Обучающее

1 неделя

1. Закреплять ранее изученные шаги, составление небольших комбинаций на основе

изученных шагов.

2. Разучить новый шаг (тап даун).

3. Развивать выносливость, гибкость.

4. Развитие правильной осанки.

5. Развивать умение работать в общем темпе с предметами - кубиками.

6. Разучить комплекс № 6 на степ - платформах.

№6

Комбинированное

2,3,4 неделя

Февраль

Обучающее

1 неделя

1. Продолжать закреплять степ шаги.

2. Учить реагировать на визуальные контакты

3. Совершенствовать точность движений

4. Развивать быстроту.

5. Развивать умение работать в общем темпе с предметами - лентами.

6. Разучить комплекс № 7 на степ - платформах.

№7

Комбинированное

2,3,4 неделя

Март

Обучающее

1 неделя

1. Поддерживать интерес заниматься аэробикой.

2. Совершенствовать разученные шаги.

3. Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу ног.

4. Воспитывать любовь к физкультуре.

5. Развивать ориентировку в пространстве.

6. Разучить комплекс № 8 на степ - платформах

№8

Комбинированное

2-3, 4 неделя

Апрель

Обучающее

1 неделя

1. Упражнять в сочетании элементов.

2. Продолжать развивать мышечную силу ног.

3. Продолжать развивать выносливость, равновесие гибкость, быстроту.

4. Развивать умение действовать в общем темпе

5. Поддерживать интерес заниматься аэробикой.

№9

2,3,4 неделя

Май

Комбинированное 1-2 неделя

Провести диагностическое обследование по физическому развитию, состояние здоровья и общих физических качеств

такие как гибкость, быстрота, равновесие, чувство ритма и координационные способности. Определить уровень сформированности основных элементов (базовые шаги).

№9

Диагностическое 3-4 неделя

 №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...