Дополнительная образовательная программа "Юный скалолаз"
методическая разработка

Тимофеева Елена Игоревна

Актуальность разработки данной программы обоснована следующими причинами:

  • Потребностью детей старшего дошкольного возраста в движении и  растущим интересом ребят и их родителей к скалолазанию, с одной стороны, и отсутствием программ с такой спецификой для данного возраста, с другой;
  • Развивающим и воспитательным потенциалом скалолазания, как вида деятельности. Помимо физических нагрузок, обеспечивающих физическое развитие, занятия скалолазанием способствуют развитию памяти, внимания, мышления, воспитанию трудолюбия, волевых качеств и сильных черт личности. Скалолазание – это больше, чем просто спорт, это разумный компромисс между умственной и физической нагрузкой;
  • Необходимостью создать условия для формирования культуры здорового образа жизни и успешной физкультурно - оздорвительной ориентации. В 5 - 7 лет у детей начинают формироваться интересы к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.

Все это послужило веским основанием для разработки Программы «Юный скалолаз» для ребят старшего дошкольного школьного возраста (5-7 лет), которая, с одной стороны, будет направлена на физическое развитие и укрепление детского организма, а с другой стороны, включать в себя основы скалолазания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_skalodrom_1_god.docx41.09 КБ
Файл skalolaz_plan.docx13.58 КБ
Microsoft Office document icon yunyy_skalolaz_programma_1_god.doc161 КБ
Microsoft Office document icon yunyy_skalolaz.doc621 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план «Юный скалолаз»

Месяц / неделя

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Итого

Сентябрь-1 неделя

«Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности в танцзале. Постановка ног. Смена ног на зацепах»

Теория:

  • Знакомство со скалодромом;
  • Проведение инструктажа по соблюдению технике безопасности при проведении непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке).

Практика:

  • Постановка ног. Смена ног на зацепах.

0,5

0,5

1

Сентябрь-2 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка рук. Хваты руками»

Теория:

  • Теоретические навыки правильной постановки рук и захватов руками на скалодроме;

Практика:

  • Общая разминка, направленная на разогрев мышц тела ребенка;
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Сентябрь-3 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка ног. Смена ног на зацепах. Постановка рук. Хваты руками»

Теория:

Теоретические навыки правильной постановки ног на скалодроме;

Практика:

  • Ползание (по-пластунски, по гимнастической скамейке на животе, на спине, подтягиваясь двумя руками, на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости).
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Сентябрь- 4 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Теория:

  • Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме  (альпийской стенке);

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Октябрь-1неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Теория:

 Теоретические навыки по хвату микрорельефа;

Практика):

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Октябрь-2 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Теория:

  • Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме  (альпийской стенке);

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Октябрь-3 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Практика:

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Октябрь-4 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Теория:

  • Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме  (альпийской стенке);

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Ноябрь-1 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Практика:

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Ноябрь-2 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке),
  • Лазание по горизонтали (параллельно полу) (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке).

1

1

Ноябрь-3 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Практика:

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Ноябрь-4 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Теория:

  • Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме  (альпийской стенке);

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Декабрь=1 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Теория:

  • Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме  (альпийской стенке);

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Декабрь-2 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка рук. Хваты руками»

Теория:

  • Теоретические навыки правильной постановки рук и захватов руками на скалодроме;

Практика:

  • Общая разминка, направленная на разогрев мышц тела ребенка;
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Декабрь-3 неделя          

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Практика:

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Декабрь-4 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Теория:

  • Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме  (альпийской стенке);

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

0,5

0,5

1

Январь-1 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка ног. Смена ног на зацепах. Постановка рук. Хваты руками»

Практика:

  • Ползание (по-пластунски, по гимнастической скамейке на животе, на спине, подтягиваясь двумя руками, на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости).
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Январь-2 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке),
  • Лазание по горизонтали (параллельно полу) (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке).

1

1

Январь-3 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Практика:

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Январь-4 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Февраль-1 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Февраль-2 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке),
  • Лазание по горизонтали (параллельно полу) (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке).

1

1

Февраль-3 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Практика:

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Февраль-4 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Март-1 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке),
  • Лазание по горизонтали (параллельно полу) (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке).

1

1

Март-2 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка рук. Хваты руками»

Практика:

  • Общая разминка, направленная на разогрев мышц тела ребенка;
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Март-3 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Практика:

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Март-4 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Апрель-1 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Апрель-2 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке),
  • Лазание по горизонтали (параллельно полу) (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке).

1

1

Апрель-3 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Практика:

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Апрель-4 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Май-1 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке),
  • Лазание по горизонтали (параллельно полу) (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке).

1

1

Май-2 неделя

Тема: «Игровые задания»

Практика:

  • Различные игровые задания для выполнения на скалодроме (развитие математических способностей, развитие логики, мышления и т.д.).

1

1

Май-3 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности»

Практика:

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Май-4 неделя

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности»

Практика:

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

1

1

Итого:

5,5

30,5

36



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план «Юный скалолаз»

Дата

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Итого

01.06

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности в спортзале и скалодроме. Постановка ног. Смена ног на зацепах.

0,5

0,5

1

03.06

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка рук. Хваты руками.

0,5

0,5

1

08.06

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка ног. Смена ног на зацепах. Постановка рук. Хваты руками.

Хваты микрорельефа.

0,5

0,5

1

10.06

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности.

Игровые задания.

0,5

0,5

1

15.06

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности.

0,5

0,5

1

17.06

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка ног. Смена ног на зацепах. Постановка рук. Хваты руками.

Лазание коротких трасс. Техника безопасности.

0,5

0,5

1

22.06

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности.

1

1

24.04

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности.

Лазание с гимнастической страховкой.

0,5

0,5

1

29.06

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности.

Игровые задания.

0,5

0,5

1

Итого:

1,5

7,5

9



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Школа эстрадного искусства «Маленькие звездочки»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете МБОУ ДО

«Маленькие звездочки»

Протокол №  7 от 30.06.2021 г.                                                             

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ ДО

«Маленькие звездочки»

№ 25 от 30.06.2021 г.                                                             

                                                                           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный скалолаз»

Адресат программы – дети в возрасте 5 - 7 лет

Срок реализации программы  - 1 год

Педагог дополнительного образования -

Тимофеева Елена Игоревна

2021/2022 учебный год 

Ленинградская область, г.Тосно

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Направленность программы

3

1.2.

Актуальность программы

3

1.3.

Отличительные особенности

3

1.4.

Цель программы

3

1.5.

Задачи программы

3

1.6.

Адресат программы

4

1.7.

Объем и срок освоения программы

4

1.8.

Режим занятий

4

1.9.

Формы и методы организации образовательного процесса

4

2.

 Календарный учебный график

4

3.

Учебный план

4

4.

Учебно-тематический план  

5

5.

Содержание программы

5

6.

Планируемые результаты и способы их оценки 

6

7.

Условия реализации программы

6

8.

Организационно-методическое обеспечение

6

9.

Форма контроля и аттестации

7

10.

Использованная литература

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность программы

   Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный скалолаз» разработана на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

1.2  Актуальность программы

Актуальность разработки данной программы обоснована следующими причинами:

  • Потребностью детей старшего дошкольного возраста в движении и  растущим интересом ребят и их родителей к скалолазанию, с одной стороны, и отсутствием программ с такой спецификой для данного возраста, с другой;
  • Развивающим и воспитательным потенциалом скалолазания, как вида деятельности. Помимо физических нагрузок, обеспечивающих физическое развитие, занятия скалолазанием способствуют развитию памяти, внимания, мышления, воспитанию трудолюбия, волевых качеств и сильных черт личности. Скалолазание – это больше, чем просто спорт, это разумный компромисс между умственной и физической нагрузкой;
  • Необходимостью создать условия для формирования культуры здорового образа жизни и успешной физкультурно - оздорвительной ориентации. В 5 - 7 лет у детей начинают формироваться интересы к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.

Все это послужило веским основанием для разработки Программы «Юный скалолаз» для ребят старшего дошкольного школьного возраста (5-7 лет), которая, с одной стороны, будет направлена на физическое развитие и укрепление детского организма, а с другой стороны, включать в себя основы скалолазания.

1.3  Отличительная особенность программы

   Направленность программы на дошкольный возраст, в применении игровых методик, которые позволяют тренировать мышцы, развивать гибкость, ловкость, двигательную активность ребёнка посредством освоения простых скальных маршрутов.

1.4  Цель программы

Целью дополнительной общеразвивающей программы «Юный скалолаз» является содействие физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, формирование культуры здорового образа жизни, воспитание позитивных морально - волевых качеств.

1.5  Задачи программы

Воспитательные:        

-        воспитать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни

- воспитать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.

-        воспитать морально-этических норм спортивного поведения

Развивающие:

- развивать координацию движений, выносливость, силу, логическое и тактическое мышление, ориентировки в пространстве.

-развивать личностные качества ребенка

-развивать инициативность и самостоятельность.

Обучающие:

-познакомить детей с разными видами скалолазания.

1.6  Адресат программы

Данная программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет.

Условия формирования групп: одновозрастные

1.7  Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы – один год.

Программа рассчитана на 36 часов.

1.8  Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут.

Занятия предполагают определенную динамичную последовательность в приобретении знаний, умений и навыков, а также соблюдение специфических  рамок обучения и ритмичности нагрузки.

1.9  Формы и методы организации образовательного процесса

Формы деятельности обучающихся: групповая. Группа от 7 до 10 человек.

2.  Календарный учебный график

Начало учебных занятий: 13 сентября.

Конец учебных занятий:  27 мая.

Продолжительность учебного года: 36 недель.

Продолжительность учебного занятия: 30 минут.

Кратность посещения занятия: 1 раз  в неделю.

3.  Учебный план

ТЕМА

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности.

0.5

0.5

1

Опрос

2

Знакомство со скалодромом. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Скалолазное снаряжение, одежда и обувь.

1,0

3,0

4,0

Наблюдение

3

Краткая характеристика техники лазания. Комплекс физических и специальных упражнений. ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка.

4,0

26,0

30

Наблюдение

4

Игровые задания

1

1

Наблюдение

ИТОГО:

5,5

30,5

36

4.  Учебно-тематический план

Раздел, Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности в танцзале. Постановка ног. Смена ног на зацепах.

0.5

0.5

1

2

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка рук. Хваты руками.

1,0

2,0

3,0

3

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка ног. Смена ног на зацепах. Постановка рук. Хваты руками.

0,5

1,5

2,0

4

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности.

3,0

10,0

13,0

5

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности.

0,5

9,5

10,0

6

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности.

6,0

6,0

15

Игровые задания

1

1

ИТОГО:

5,5

30,5

36,0

5.  Содержание программы

Тема: «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности в танцзале. Постановка ног. Смена ног на зацепах» - 1 час

Теория (0,5 часа):

  • Знакомство со скалодромом;
  • Проведение инструктажа по соблюдению технике безопасности при проведении непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке).

Практика (0,5 часа):

  • Постановка ног. Смена ног на зацепах.

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка рук. Хваты руками» - 3 часа

Теория (1 часа):

  • Теоретические навыки правильной постановки рук и захватов руками на скалодроме;

Практика (2 часа):

  • Общая разминка, направленная на разогрев мышц тела ребенка;
  • Упражнения на скалодроме.

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка ног. Смена ног на зацепах. Постановка рук. Хваты руками» - 2 часа

Теория (0,5 часа):

  • Теоретические навыки правильной постановки ног на скалодроме;

Практика (1,5 часа):

  • Ползание (по-пластунски, по гимнастической скамейке на животе, на спине, подтягиваясь двумя руками, на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости).
  • Упражнения на скалодроме.

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности» - 13 часов

Теория (3 часа):

  • Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме  (альпийской стенке);

Практика (10 часов):

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке);
  • Упражнения на скалодроме.

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности» - 10 часов

Теория (0,5 часа):

Теоретические навыки по хвату микрорельефа;

Практика (9,5 часов):

  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Хваты микропельефа,
  • Упражнения на скалодроме.

Тема: «ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности» - 6 часов

Практика (6 часов):

  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке),
  • Лазание по горизонтали (параллельно полу) (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке).

Тема: «Игровые задания» - 1 час

Практика (1 час):

  • Различные игровые задания для выполнения на скалодроме (развитие математических способностей, развитие логики, мышления и т.д.).

6.  Планируемые результаты и способы их оценки

Метапредметные:

- умеет работать индивидуально и в группе.

Предметные:

- знает разные виды скалолазания.

Личностные:

- умеет общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня физической подготовленности ребенка.

Критерии оценки выполнения:

«5» – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;

«4» –неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован;

«3»– ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении или отказывается его выполнять.

7.  Условия реализации программы

- помещение для занятий (должно отвечать санитарно- техническим требованиям, обеспечиваться теплом и электроснабжением в пределах общего режима здания, иметь маты, хорошо проветриваться);        

- маты, стенка для скалолазания, крепления, шлемы, проектор, программное обеспечение.

8.  Организационно-методическое обеспечение образовательной программы

На основе изучения и детального анализа методической литературы по обучению детей лазанию, скалолазанию можно выделить три этапа работы в целом:

1.        Предварительная работа:

•        Общая физическая подготовка – начинается с младшего дошкольного возраста и осуществляется в процессе физкультурной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду, тем самым подготавливая опорно-двигательный аппарат детей к последующей непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме;

2.        Ознакомительный этап:

•        Знакомство со скалодромом;

•        Проведение инструктажа по соблюдению технике безопасности при проведении непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке);

3.        Практическая непрерывная образовательная деятельность (использование скалодрома как элемента подгрупповой непрерывной образовательной деятельности):

•        Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке);

•        Общая разминка, направленная на разогрев мышц тела ребенка;

•        Упражнения на скалодроме

9.  Формы контроля и аттестации

Этапы контроля:

- входящий контроль осуществляется на первом занятие;

- итоговый контроль осуществляется на последнем занятие.

Входящий контроль: отсмотр ОФП обучающегося.

Итоговый контроль: отсмотр у обучающегося полученных навыков и знаний.

10.  Использованная литература:

  1. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. М., 1978.
  2. Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. М., 1988
  3. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта. М., 1966.
  4. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.: ил.
  5. Кенеман А. В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольго возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1978 – 272 с.
  6. Лескова Г.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Пособие для воспитателя Г.П. Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Васюкова; Под ред. Г.П. Лескова. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.: ил
  7. Новикова Н. Т. Основы техники скалолазания на специальных стендах (тренажерах)/ Учебно-методическое пособие по спортивному скалолазанию для студентов учебных отделений
  8. ПиратинскийА.Е. Подготовка скалолаза. М., 1987.
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Скалолазание
  10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма

«Издательство АСТ», 1999. — 48 с

  1. http://www.vladigor.3nx.ru/viewtopic.php?t=35
  2. http://www.maаminpapin.ru/



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Школа эстрадного искусства «Маленькие звездочки»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете МБОУ ДО

«Маленькие звездочки»

Протокол №  5 от 06.08.2020 г.                                                             

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ ДО

«Маленькие звездочки»

№ 16 от 06.08.2020 г.                                                             

                                                                           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный скалолаз»

(начальный уровень)

Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет

Срок реализации программы  - 1 год

Педагог дополнительного образования -

Тимофеева Елена Игоревна

г. Тосно

Ленинградской области

2021 г.

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1

Направленность программы

3

1.2

Актуальность программы

3

1.3

Отличительные особенности

4

1.4

Цель программы

4

1.5

Задачи программы

4

1.6

Адресат программы

4

1.7

Объём и срок освоения программы

4

1.8

Режим занятий

4

1.9

Формы, методы и принципы организации образовательного процесса

4

2

 Календарный учебный график

5

3

Учебный план  

6

4

Учебно-тематический план

6

5

Планируемые результаты освоения программы.

8

6

Требования        техники        безопасности

7

Содержание программы обучения

10

8

Условия реализации программы

10

9

Организационно-методическое обеспечение

11

10

Список основной литературы

11

Приложение 1

12

Приложение 2

17

Приложение 3

26

Приложение 4

30

Приложение 5

32

1. Пояснительная записка

1.1  Направленность программы

   Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный скалолаз» (начальный уровень) разработана на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности «Юный скалолаз» призвана содействовать гармоничному физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, формировать представления о скалолазании как виде спорта и активного отдыха, а также закладывать культуру здорового и безопасного образа жизни.

   Программа, направленна на содействие общему физическому развитию и на освоение элементов скалолазания. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны   с преемственностью целей дошкольного образования, овладением определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволяют детям адаптироваться к новым условиям и требованиям, что позволяет укрепить здоровье, полноценно развиваться физически.

При разработке данной Программы, прежде всего, была учтена преемственность с общеразвивающей программой для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по направлению «Физическое развитие». Использовалась специальная литература и методические рекомендации, нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения, а также учебно-методический комплекс.

1.2  Актуальность программы

   Актуальность разработки данной программы обоснована следующими причинами:

  • Потребностью детей старшего дошкольного возраста в движении и растущим интересом ребят и их родителей к скалолазанию, с одной стороны, и отсутствием программ с такой спецификой для данного возраста, с другой;
  • Развивающим и воспитательным потенциалом скалолазания, как вида деятельности. Помимо физических нагрузок, обеспечивающих физическое развитие, занятия скалолазанием способствуют развитию памяти, внимания, мышления, воспитанию трудолюбия, волевых качеств и сильных черт личности. Скалолазание – это больше, чем просто спорт, это разумный компромисс между умственной и физической нагрузкой;
  • Необходимостью создать условия для формирования культуры здорового образа жизни и успешной физкультурно - оздорвительной ориентации. В 5 - 7 лет у детей начинают формироваться интересы к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.

Все это послужило веским основанием для разработки Программы «Юный скалолаз» для ребят старшего дошкольного школьного возраста (5-7 лет), которая, с одной стороны, будет направлена на физическое развитие и укрепление детского организма, а с другой стороны, включать в себя основы скалолазания.

1.3 Отличительная особенность программы

   Направленность программы на дошкольный возраст, в применении игровых методик, которые позволяют тренировать мышцы, развивать гибкость, ловкость, двигательную активность ребёнка посредством освоения простых скальных маршрутов.

1.4  Цель программы

   Целью дополнительной общеразвивающей программы «Юный скалолаз» (начальный уровень) является содействие физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, формирование культуры здорового образа жизни, воспитание позитивных морально- волевых качеств.

1.5  Задачи программы

Обучающие:

- ознакомить с основами музыкальной грамоты и этикета;

- ознакомить с основными приёмами музыкально – двигательной подготовки;

- обучить умению исполнять танцевальные комбинации с использованием базовых шагов, элементов и фигур.

Развивающие:

- развить гибкость, координацию, пластику, укрепить здоровье;

- развить музыкально-ритмические навыки;

- развить внимание, моторно-двигательную и логическую память;

- развить художественное мышление, фантазию, воображение.

Воспитательные:

- воспитать дисциплину, как необходимое условие достижения поставленной цели;

- воспитать чувство ответственности;

- воспитать эстетический вкус у учащихся.

1.6  Адресат программы

Данная программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет.

Условия формирования групп: одновозрастные.

1.7  Объём и срок освоения программы

Срок реализации программы – 1 месяц

Возраст обучающихся:

1 месяц – 5 - 7 лет, 9 часов.

1.8  Режим занятий

Занятия проводятся:

-  два раз в неделю по 45 минут;

Занятия предполагают определенную динамичную последовательность в приобретении знаний, умений и навыков, а также соблюдение специфических  рамок обучения и  нагрузки.

 1.9  Формы, методы и принципы организации образовательного процесса

В рамках организации реализации данной программы в соответствии с её целью и задачами используются основанные на определённых принципах следующие формы, методы образовательной деятельности:

Формы обучения.

- групповая форма - предусматривает разделение группы обучающихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий.

- фронтальная форма – основная форма работы при подготовке показательных номеров, когда вся группа работает над одним заданием.

- репетиционная форма занятий – дополнительная форма работы – предусматривает различные вводные при проведении занятия: наличие зрителей, изменение места проведения занятия, видеозапись занятия с последующим разбором и комментариями.

Методы обучения.

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; посещение выступлений и конкурсов для повышения общего уровня развития обучающегося);

- аналитический (детальный разбор, сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, осмысление впечатлений, создание художественных образов);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого на более мелкие части для подробной проработки с последующим воссозданием вновь организованного целого);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учётом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;

- контроля обучения (наблюдение, опрос, открытый урок, показательное выступление, конкурсное выступление и др.).

Принципы обучения.

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства;

- реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода; индивидуализации дошкольного образования;

- принцип гармоничности образования;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Основные принципы развития силы юного скалолаза.

Принцип повторных нагрузок заключается в многократном прохождении маршрутов средней трудности и в выполнении специальных силовых упражнений. При прохождении маршрутов и выполнении упражнений необходимо следить за техничным их выполнением.

Принцип возрастающих нагрузок является очень важным, т.к. очень сильную нагрузку испытывают пальцы рук, ног, плечи, локти, колени нужно внимательно дозировать нагрузку для каждого ребенка индивидуально

2.  Календарный учебный график на 2021 – 2022 учебный год

Начало учебных занятий: 1 июня

Конец учебных занятий: 30 июня

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Кратность посещения занятия: 2 раза в неделю по 45 минут.

3.  Учебный план

ТЕМА

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности.

0.5

0.5

1

Опрос

2

Знакомство со скалодромом. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Скалолазное снаряжение, одежда и обувь.

0,5

0,5

1

Наблюдение

3

Краткая характеристика техники лазания. Комплекс физических и специальных упражнений. ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка.

0.5

5,5

2.5

Наблюдение,

выступления

4

Игровые задания

1

1

Наблюдение,

выступления

ИТОГО:

1,5

7,5

9

4. Учебно-тематический план

Раздел, Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности в танцзале. Постановка ног. Смена ног на зацепах.

0.5

0.5

1

2

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка рук. Хваты руками.

0.5

0.5

1

3

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Постановка ног. Смена ног на зацепах. Постановка рук. Хваты руками.

1

1

4

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание с гимнастической страховкой. Техника безопасности.

0,5

2

2,5

5

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Хваты микрорельефа. Техника безопасности.

1,5

1,5

6

ОФП, СФП, техническая подготовка, тактическая подготовка. Лазание коротких трасс. Техника безопасности.

1

1

15

Игровые задания

1

1

ИТОГО:

1,5

7,5

9

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Обучение скалолазанию длительный и сложный процесс, цель которого планомерное совершенствование основных физических качеств: выносливости, скорости, силы, гибкости, координации, быстроты реакции, качеств, присущих непосредственно скалолазанию: умение ориентироваться на маршруте, запоминать сам маршрут и характер зацепок, умение проходить его самым рациональным способом.

Скалолазание развивает не только тело, но и логическое мышление, ведь при прохождении маршрутов невозможно бездумно хвататься за все подряд. От того, за какой выступ ребенок зацепится, и куда поставит ногу, будет зависеть успех всего восхождения. Скалолазание учит концентрировать внимание на достижении цели, вырабатывает умение быстро принимать решения в критических ситуациях.

 Кроме этого, скалолазание развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеустремленности, собранности, взаимопониманию. В условиях восхождения, ребенок постепенно преодолевает страх высоты. Кроме того, постепенно учится спокойно решать задачи в условиях небольшого стресса.

В результате таких занятий у дошкольников развивается спокойный и уравновешенный характер, который поможет им в дальнейшей жизни. Воспитанники с огромным удовольствием посещают занятия, ведь для них это не только спорт, но и безопасная и очень интересная игра, позволяющая преодолевать серьезные препятствия. Использование скалодрома позволяет повысить интерес детей к этому виду спорта, разнообразить содержание непосредственно образовательной деятельности и совершенствовать физическую подготовленность воспитанников в условиях ДОУ.

6. Требования        техники        безопасности        перед        началом непосредственно-образовательной деятельности

  •  Перед        началом        проведения        непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме помещение необходимо проветрить.- Педагог обязан проверить состояние скалодрома на наличие дефектов, при обнаружении которых следует немедленно обратиться к рабочему по обслуживанию здания.
  •  Педагог обязан проверить помещение на отсутствие посторонних предметов и плотное прилегание матов согласно пункту 1.5. настоящей инструкции.
  • Перед началом непосредственно-образовательной деятельности необходимо проконтролировать наличие у детей удобной спортивной формы и спортивной не скользящей обуви.

Правила техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке)

  • Проведение непрерывная образовательной деятельности разрешается только малыми подгруппами (2- 3 человека) в индивидуальном порядке. Недопустимо нахождение посторонних лиц, кроме педагога и занимающихся около скалодрома.
  • Скалодром должен быть расположен таким образом, чтобы при срыве исключить падение ребенка на примыкающие к скалодрому конструктивные элементы зала. Под скалодромом не должны находиться посторонние предметы (скамейки, стулья и т.п.) во избежание травматизма.
  • Педагогу запрещается во время страховки совершать какие-либо действия, не связанные с осуществляемой страховкой, и отвлекаться на постороннее общение.
  •  Запрещается лазанье по скалодрому на любой высоте в отсутствии матов. Маты должны плотно примыкать друг к другу и иметь общую покрышку. В случае отсутствия общей покрышки щели между матами должны быть перекрыты во избежание возможного травматизма.
  • Запрещается спрыгивание со скалодрома с любой высоты.
  • Страхующий педагог обязан внимательно следить за действиями страхуемого ребенка и своевременно предупреждать его в случае возникновения опасной ситуации
  • Занимающимся (кроме страхующего) запрещается находиться в зоне возможного падения на маты лазающих детей.
  • Запрещается одновременное нахождение двух и более детей на скалодроме.
  • Педагог несет ответственность за жизнь и здоровье, занимающихся с момента начала и до момента окончания непосредственно-образовательной деятельности.
  • Педагог обязан обеспечивать соблюдение детьми всех вышеперечисленных правил и требований данной Инструкции.

 Требования техники безопасности при возникновении аварийных ситуация в процессе непрерывной образовательной деятельности на скалодроме.

  • В случае возникновения аварийной ситуаций, угрожающей жизни и здоровью детей, принять меры к их срочной эвакуации, согласно плана.
  •  Сообщить о происшедшем администрации и приступить к их ликвидации.
  • В случае травматизма немедленно оказать первую медицинскую помощь, сообщить о случившемся администрации и родителям; при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу.

Требования техники безопасности после проведения непрерывной образовательной деятельности на скалодроме.

  • После        окончания        непосредственно-образовательной деятельности в группах педагог обязан вывести детей из зала, где расположен скалодром.
  •  Обеспечить проведение влажной уборки и проветривания помещения.
  •  Проверить техническое состояние скалодрома и закрыть его страховочными матами.

Инструкция по обслуживанию скалодромов.

  •  Скалодром должен быть прочно зафиксирован на стене, и все крепежные материалы, должны быть надежно зафиксированы во избежание саморазвинчивания.
  • Скалодром должен быть закрыт страховочными матами, в те дни, когда непосредственно-образовательная деятельность по скалолазанию не проводится, которые надежно зафиксированы плотно прилегают в нему.
  • Комплексная проверка состояния скалодрома осуществляется не реже двух раз в год специально созданной комиссией.
  • После проверки составляется акт, в котором указываются выявленные неисправности.
  • До устранения неисправностей непосредственно-образовательная деятельность на скалодроме должны быть прекращена.

7.  Содержание программы обучения

  1. Методически рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам скалолазания с использованием

«Юный скалолаз».

На основе изучения и детального анализа методической литературы по обучению детей лазанию, скалолазанию можно выделить три этапа работы в целом:

  1. Предварительная работа:
  • Общая физическая подготовка – начинается с младшего дошкольного возраста и осуществляется в процессе физкультурной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду, тем самым подготавливая опорно-двигательный аппарат детей к последующей непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме;
  1. Ознакомительный этап:
  • Знакомство со скалодромом;
  • Проведение инструктажа по соблюдению технике безопасности при проведении непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке);
  1. Практическая непрерывная образовательная деятельность (использование скалодрома как элемента подгрупповой непрерывной образовательной деятельности):
  •  Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непрерывной образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке);
  •  Общая разминка, направленная на разогрев мышц тела ребенка;
  • Упражнения на скалодроме
  1. Предварительная работа по обучению лазанию
  • Ползание (по-пластунски, по гимнастической скамейке на животе, на спине, подтягиваясь двумя руками, на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости)
  • Подлезание (в приседе без помощи рук вперед, боком, спиной),
  • Перелезание (через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног),
  • Проползание (под шнуром, под матами различной формы),
  • Лазание по вертикали различными способами и изменением темпа (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке),
  • Лазание по горизонтали (параллельно полу) (по гимнастической стенке, подвесной лестнице, подвесной сетке).

  1. Правила для детей.
  1. Без страховки воспитателя дети не должны залезать на скалодром (альпийскую стенку) и не заходить на страховочных матах.
  2. Перед выполнением упражнения или задания на скалодроме детям необходимо прослушать инструкцию воспитателя, «пройти маршрут глазами», задать интересующие их вопросы.
  3. На скалодроме может находиться только один ребенок.
  4. Захваты рукой должны выполняться так, чтобы он был выполнен крепко и держаться ребенку было удобно. Зацеп не перехватывать.
  5. Место   для    ног    должно    выбираться    внимательно,    ногой «нажимать» на выступ

 как можно сильнее.

6. Основы тренировочного процесса (основы тренировки).

  1. Сначала идет общая разминка и специальная скалолазная разминка, в которую обязательно входит: бег спокойный, бег с препятствиями, быстрый бег, шпагаты, ОРУ (Приложение 1, 3)
  2.     Затем основная часть тренировки, отрабатываем технику лазания на скалодроме (Приложение 2), в которой следует выделить:

- Разминочное лазание;

- Развивающие упражнения;

- Основное лазание или упражнения в зависимости от поставленных целей.

  1. В конце тренировки заминка, которая может включать в себя:

- Заминочное лазание или упражнения (на уменьшение нагрузки);

- Растяжку нагрузившихся мышц или общую растяжку;

- Разные подвижные игры

8.  Условия реализации программы

- помещение для занятий (должно отвечать санитарно- техническим требованиям, обеспечиваться теплом и электроснабжением в пределах общего режима здания, иметь паркетный пол, зеркала, хорошо проветриваться);

- помещение для переодевания;

- мультимедийная (в том числе видеовоспроизводящая) аппаратура.

- тематические аудио и видеоматериалы.

9.  Организационно-методическое обеспечение

Наименование тем и разделов

Формы проведения занятий

Приёмы, методы организации образоват. деят-ти

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности

Беседы

Объяснительный

Инструктаж

Опрос

Комплекс физических и специальных упражнений

Показ, упражнения, практикумы

Объяснительный,

визуальный,

репродуктивный

Специальная литература

Демонстрация выступления

Комплекс физических и специальных упражнений

Беседа, показ, тренинг, практикумы,

Объяснительный,

визуальный,

репродуктивный

Специальная литература

Демонстрация выступления,

Комплекс физических и специальных упражнений

Показ, упражнения, тренинг, практикумы

Объяснительный,

визуальный,

репродуктивный,

аналитический

Специальная литература, видеоматериалы, фотоматериалы

Демонстрация

Комплекс физических и специальных упражнений

Показ, упражнения, тренинг, практикумы

Объяснительный,

визуальный,

репродуктивный,

аналитический

Специальная литература, видеоматериалы, фотоматериалы

Демонстрация,

Комплекс физических и специальных упражнений

Беседы, упражнения,

 показ,

 тренинг, практикумы,  

Объяснительный, визуальный,

репродуктивный, аналитический

Специальная литература, фотоматериалы

Демонстрация, выступления

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. М., 1978.
  2. Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. М., 1988
  3. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта. М., 1966.
  4. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.: ил.
  5. Кенеман А. В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольго возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1978 – 272 с.
  6. Лескова Г.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Пособие для воспитателя Г.П. Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Васюкова; Под ред. Г.П. Лескова. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.: ил
  7. Новикова Н. Т. Основы техники скалолазания на специальных стендах (тренажерах)/ Учебно-методическое пособие по спортивному скалолазанию для студентов учебных отделений
  8. ПиратинскийА.Е. Подготовка скалолаза. М., 1987.

  1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма

«Издательство АСТ», 1999. — 48 с

  1. http://www.vladigor.3nx.ru/viewtopic.php?t=35
  2. http://www.maаminpapin.ru/

Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИКЕ ЛАЗАНИЯ НА СКАЛОДРОМЕ (АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКЕ).

Общие рекомендации

Упражнения на скалодроме отрабатываются на высоте 30 – 40 см от уровня мата с продвижением в горизонтальном направлении, с использованием зацепок большого размера, которые предварительно маркируются. При выполнении упражнений ребенком педагог следит за правильностью техники выполнения.

При совершенствовании навыков лазания по скалодрому, постепенно увеличивается высота подъема и выполнение упражнений, так же вводятся мелкие зацепы. При выполнении упражнений на стенке детям следует указывать те места, откуда они должны начать движение и где его закончить, а так же об использовании маркированных зацепок.

Правильная постановка ног.

Нога ставится на зацепку самой острой передней частью (носок) перпендикулярно стене. При перестановке ноги на следующую зацепку необходимо на нее перенести вес тела, чтобы нога не соскользнула.

Напоминаем детям, что необходимо надавить на ногу как можно сильнее.

На мелкие зацепки стопа ставится частью ниже большого пальца для удержания на слегка закругленных зацепках. Необходимо поставить

ногу на трение (упирать ногу в стену так, что бы она не соскальзывала и при этом обеспечивать максимальную чувствительность), причем опереться наибольшей поверхностью подушечки подошвы ниже большого пальца. Эта постановка стопы требует усилия от ребенка. Следует выбрать еле заметные неровности, выпуклости или впадины, т. е. самое лучшее место для ноги.

При постановке стопы на маленькие выпуклости и углубления пятка поднимается довольно высоко, поскольку это увеличивает лобовое давление на зацепку.

Постановка ноги на рант. Очень часто стопа ставится на четко выступающий край обуви, так называемый рант. Рант обуви ставят прямо на самой выступающей части зацепки так, чтобы центр тяжести проходил через край зацепки. Постановка ноги на рант — основной метод размещения скалолаза на зацепках.

На внутренний рант обычно ставят ногу у наружной части большого пальца. Нога, создана так, что можно уверенно использовать это место. При постановке ноги на рант на маленьких зацепках необходимо чувствовать, хорошо или плохо держит нога. Поверхность вокруг большого пальца более чувствительна и удобна и является лучшим местом для такой постановки ноги. Лазание на пальцах особенно удобно на рельефе с маленькими

«карманами».

На рельефе полезно также менять положение ноги с внутреннего ранта на внешний рант и наоборот, это может улучшить положение ноги, позволит расслабить ее стопу.

Положение центра тяжести.

При передвижении по стенке туловище должно находиться на максимально близком расстоянии от нее. Чем ближе центр тяжести к стене, тем меньше нагрузка на руки и активнее включаются ноги.

Положение рук и ног

Основные приемы техники лазания в зависимости от рельефа

  1. «Разножка». Это специфический прием для крутого лазания, ее используют при необходимости достать зацепку, которая находится далеко от ребенка. Корпус ребенка развернут несколько боком к стене. Внешняя нога прямая, а внутренняя нога с согнутым и опущенным вниз коленом, бедро прижато к

стене Внутренняя нога стоит на внешнем ранте туфли, почти всегда сзади, корпус расположен одной стороной ближе к стене. На каждой зацепке для ног необходимо аккуратно расположить ноги, загрузить их и не изменять их положение на зацепках, чтобы не сорваться. Согнутое колено и расположение тела ближе к стене дает меньшее напряжение рукам, разгружает их. Разножка разнообразит и обогащает технику скалолазания и позволяет использовать силу бедра.

  1. «Лягушка». Ноги ребенка расположены на зацепках, находящихся на одном уровне. Ребенок должен развести колени в стороны и глубоко присесть. Таз прижат к стене. Руки держатся за зацепки. В этой позе удобно отдыхать, попеременно расслабляя руки. «Лягушка» требует хорошо размятых ног и

хорошей растяжки мышц и связок в тазобедренных суставах. Движение из этой позы осуществляется выпрямлением ног.

Правильный захват зацепок руками

Руки должны удобно и прочно держать зацепку. Для этого сначала мы определяем ту часть, за которую наиболее удобно держаться. На первых этапах используются зацепки с хорошей, удобной рабочей частью, т.е. те, за которые ребенок может крепко зацепиться пальцами руки. В последствии вводятся те зацепки, при захвате которых используются так же ладони.

В дальнейшем детям объясняется, что, если зацепки мелкие, больше нагружаются пальцы, если зацепки большие и покатые, есть возможность максимально использовать силу трения между пальцами зацепкой. На больших зацепках нужно больше нагружать ладонь и меньше — пальцы.

Существует общее положение для всех видов хватов:

  • Не сжимать зацепки сильнее, чем это необходимо для удержания равновесия.
  • Оптимально прикладывать только необходимое усилие к каждой зацепке.
  • Одна рука всегда должна быть свободна, чтобы мышцы обеих рук не уставали одновременно.
  • Ребенок должен иметь одновременно не менее 2 точки опоры.

  • За одни и те же щепки можно браться различными хватами (это позволяет загрузить руки, так как при различных хватах работают разные мышцы)

Основные виды хватов:

  • сверху зацепки (закрытый хват или замок, а также открытый хват и их производные),
  • снизу (подхват),

  • сбоку (откидка).

Т.к. откидка используется на трещинах и углах, а подхват в случае, когда высокое положение ног, мы их в обучении не используем. О них мы рассказываем детям, когда говорим о различных возможностях использования зацепов.

Остановимся более подробно на хвате сверху зацепки.

Закрытый хват (замок). Это такой захват пальцами сверху зацепки, при котором они согнуты, сжаты друг с другом. Обычно такой хват используют на плохих, маленьких зацепках. Закрытый хват требует, чтобы нагрузка распределялась на все

пальцы, включая большой. При таком хвате на пальцы приходится большая нагрузка. В зависимости от величины, формы, расположения зацепок, следует экспериментировать, меняя захват зацепок пальцами так, чтобы нагружать различные мышцы.

Открытый хват. При выполнении этого хвата необходимо взять зацепку сверху открытой рукой, пальцы слегка согнуты, Нагружая, таким

образом зацепку, ребенок испытывает нагрузку меньше, чем в закрытом

хвате. Этот хват позволяет работать большему количеству мышц руки, необходимому для удержания веса и дальнейшего движения ребенка.

Основные принципы развития.

Принцип повторных нагрузок заключается в многократном прохождении маршрутов средней трудности и в выполнении специальных силовых упражнений. При прохождении маршрутов и выполнении упражнений необходимо следить за техничным их выполнением.

Принцип возрастающих нагрузок является очень важны. Т.к. очень сильную нагрузку испытывают пальцы рук, ног, плечи, локти, колени нужно внимательно дозировать нагрузку для каждого ребенка индивидуально.

Упражнения на скалодроме отрабатываются на высоте 30 – 40 см от уровня мата с продвижением в горизонтальном направлении, с использованием зацепок большого размера, которые предварительно маркируются. При выполнении упражнений ребенком педагог следит за правильностью техники выполнения.

При совершенствовании навыков лазания по скалодрому, постепенно увеличивается высота подъема и выполнение упражнений, так же вводятся мелкие зацепы. При выполнении упражнений на стенке детям следует указывать те места, откуда они должны начать движение и где его закончить, а так же об использовании маркированных зацепок.

Приложение 2

Перечень физических упражнений, используемых при общей разминке:

Упражнение 1

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены в замок. В: Выполнить 10 вращений в запястьях по часовой стрелке.

Упражнение 2 И.п. – о.с.

В: Выпрямить пальцы и развести их в стороны. Подержать 10 секунд и расслабить. Затем согнуть пальцы в суставах и держать 10 секунд. Расслабить кисти пальцев рук.

Упражнение 3

И. п.– стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. В:        1. поднять плечи по направлению к ушам.

2. расслабить плечи и опустите их вниз.

Упражнение 4

И. п.– стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы сомкнуты в замок.

В:        1. отвести руки слегка назад, прогнуть спину.

2. И.п.

Упражнение 5

И. п.– стоя, слегка согнув ноги в коленях, руки на поясе.

В:        1. согнуть правую руку в локте и завести ее за голову, взяться за правый локоть левой рукой, отклонить голову назад к правому предплечью.

  1. И.п.
  2. согнуть левую руку в локте и завести ее за голову, взяться за левый локоть правой рукой, отклонить голову назад к левому предплечью.
  3. И.п.

Упражнение 6

И. п.– стоя, слегка согнув ноги в коленях, руки на поясе. В:        1. присесть на корточки немного разведя колени.

2. И.п.

Упражнение 7

И. п.– стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В: 1. сделать выпад правой ногой таким образом, чтобы ее голеностоп оказался прямо под коленом, колено другой ноги свободно опирается на пол, ладони рук сложите на бедре чуть выше колена.

  1. И.п.
  2. сделать выпад левой ногой таким образом, чтобы ее голеностоп оказался прямо под коленом, колено другой ноги свободно опирается на пол, ладони рук сложите на бедре чуть выше колена.

ноги,


Упражнение 8

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В:        1. наклон к правой ноге, руками дотронуться до пальцев правой

  1. И.п.
  2. наклон к левой ноге, руками дотронуться до пальцев

левой ноги,

  1. И.п.

Упражнение 9

И.п. – сидя, ноги выпрямлены.

В:        1. согнуть левую ногу и перекинуть ступню через правое колено.

  1. согнуть правую руку в локте и упереться ею во внешнюю поверхность левого бедра немного выше колена, упереться левой ладонью в пол за собой,
  2. сделать медленный выдох и повернуть голову, чтобы посмотреть через левое плечо; одновременно повернуть верхнюю часть туловища в сторону левой ладони,
  3. И.п.
  4. согнуть правую ногу и перекинуть ступню через левое колено.
  5. согнуть левую руку в локте и упереться ею во внешнюю поверхность правого бедра немного выше колена, упереться правой ладонью в пол за собой,
  6. сделать медленный выдох и повернуть голову, чтобы посмотреть через правое плечо; одновременно повернуть верхнюю часть туловища в сторону правой ладони,

руку


Упражнение 10

И.п. – лежа на левом боку, голова упирается на согнутую в локте левую

В:        1. правой рукой взять ногу за верхний свод стопы (между

пальцами и голеностопом). Плавно подтягивать правую пятку к правой ягодице

  1. И.п.

  1. лечь на правый бок, голову положить на согнутую в локте правую руку,
  2. левой рукой взять ногу за верхний свод стопы (между пальцами и голеностопом). Плавно подтягивать левую пятку к левой ягодице.

Упражнение 11

И.п. – лежа на спине.

В:        1. поднять правую ногу вверх

  1. И.п.
  2. поднять левую ногу вверх
  3. И.п.

Упражнение 12

И.п. – лежа на спине, руки за головой. В:        1.потянуть голову вверх.

2. И.п.

Упражнение 13

И.п. – сед ноги врозь, руки вверх. В:        1. прогнуться к правой ноге.

  1. И.п.
  2. прогнуться к левой ноге,
  3. И.п. Упражнение 14

И.п. – стоя на коленях, руки вверх.

В:        1. нагнуться, прижать ладони к полу,

2. И.п.

Упражнение 15

И.п. – стоя на коленях, руки упираются в пол пальцами к коленям. В:        1. прижимая ладони к полу, отклониться назад,

2. И.п.

Упражнения для укрепления свода стопы и тренировки равновесия

Упражнение «Покатай мяч» Инвентарь: твердый мяч (d – 7-10 см)

И.п. – сидя на полу / гимнастической скамье / стоя, нога на мяче

В: Ребенок катает мяч попеременно правой и левой ногой.

Усложнение: можно предложить ребенку движения «вперед-назад»,

«нарисуй мячом круг», «нарисуй ногой треугольник».

Упражнение «Лифт»

Оборудование: гимнастическая стенка.

И.п. – стоя, держась одной рукой за гимнастическую стенку, ноги вместе.

В: Подняться на пальцы и опуститься на пятки.

Методические рекомендации: Воспитатель обращает внимание на то, чтобы у ребенка не получилось прыжка, а колени были все время выпрямлены.

Упражнение «Танец на канате» Инвентарь: канат

И.п. – стоя, руки в свободном положении.

В:        Ребенку        предлагается        пройти        по        канату,        удержав равновесие, балансируя руками.

Усложнение: предлагается попробовать потанцевать на канате как воздушный гимнаст в цирке.

Упражнение «По кочкам»

Инвентарь: пирамиды для тренировки равновесию И.п. – стоя, руки в свободном положении.

В: Ребенку предлагается пройти по «кочкам» так, чтобы не упасть в болото и не пропустить ни одной «кочки».

Приложение 3

УПРАЖНЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК И ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ЗАЦЕПОК РУКАМИ

Моя семья

Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя,

Поочередно        загибаем пальчики к ладошке, начиная с большого.

 

А вот и вся семья.

Второй        рукой        обхватываем весь кулачок.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в

кровать,

Поочередно загибаем пальцы к ладошке, начиная с мизинца.

Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики -

Большим пальцем касаемся всех остальных — «будим».

«Ура!»

В детский сад идти

пора

Кулачок разжимаем, широко расставив пальцы в

стороны.

Шалун

Наша Маша Варила кашу. Кашу сварила,

Малышей кормила:

Чертим        пальцем        круги        по ладошке

Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала,

Загибаем        пальцы, проговаривая соответствующие слова.

А этому не дала. Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Пальцами другой руки берем

мизинчик        и        слегка покачиваем.

Гуси-гуси

- Гуси-гуси!

Прямые пальцы собраны. Кисть вращается

1

- Га-га-га!

Большой палец опускается- поднимается относительно остальных

2

- Есть хотите?

Прямые пальцы собраны. Кисть вращается

1

- Да-да-да!

Большой палец опускается- поднимается относительно остальных

2

Грека и рак

Ехал Грека через реку.

Кисти рук сжаты в кулаки, круг руками книзу

3

Видит Грека в реке рак.

Изображаем рака:

4

Сунул Грека руку в реку -

Одну руку опустить вниз

5

Рак за руку Грека цап!

Другой        рукой        схватить опущенную руку

6

Зайка и ежик

Зайка - ушки на макушке

Обе руки «на макушке» (около        висков). Указательный и средний пальцы прямые, большое придерживает безымянный и

мизинец.

30

Скачет зайка по опушке.

Обе руки на уровне груди, все пальцы опущены вниз –

«лапки»

31

А за ним колючий ежик Шел по травке без дорожек

Пальцы        обеих        рук

растопырены,        руки соединены ладонями, пальцы переплетены. не сгибаются, но   шевелятся,   как   иголки

идущего ежа.

32

Приложение 4

СЛОВАРЬ

Зацеп — спортивный снаряд для скалолазания в виде искусственно созданного камня различной величины и формы, представляющий собой в совокупности имитацию природного рельефа.

Поверхность зацепа обычно имеет микрорельеф, который увеличивает силу трения между пальцами скалолаза и зацепом и, тем самым, обеспечивает хорошую сцепляемость руки с зацепом и комфортное лазание.

Используя зацепы различной формы с закреплением их на различном расстоянии друг от друга формируют трассу для скалолазания на искусственном рельефе. Зацепы используются для создания скалодромов. Зацепы крепятся к щитам, из которых сооружается скалодром, при помощи болтов.

Пользусь зацепами, т.е. цепляясь за них частями тела (как правило, берясь за них руками и/или наступая ногами), скалолаз поднимается (передвигается) по искусственной стене.

Скалодром — искусственное сооружение, имитирующее рельеф скалы (тренажер для скалолазания). В последнее время нашел большое распространение в России.

Скалодром создается закреплением специальных зацепов на вертикальных и наклонных стенах.

"ставить на трение" – есть упирать ногу в стену так, что бы она не соскальзывала и при этом обеспечивать максимальную чувствительность.

Рант – по краям обуви кайма, к которой пришивается подошва

Приложение 5

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

НА СКАЛОДРОМЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА 2021 -2022 У/ГОД

День недели

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Вторник

15.30-16.15

16.30-17.15

15.30-16.15

16.30-17.15

15.30-16.15

16.30-17.15

15.30-16.15

16.30-17.15

Среда

15.30-16.15

16.30-17.15

15.30-16.15

16.30-17.15

15.30-16.15

16.30-17.15

15.30-16.15

16.30-17.15

  • - старшая группа;

- подготовительная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....