Ритмика - инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
консультация

Федотова Надежда Анатольевна

Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность.  Это связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. Поиск эффективности мер, направленных на оздоровление имеет первостепенное значение.

 Уделяя большое внимание развитию физически полноценных, здоровых детей у меня возникла идея использования ритмики – как эффективного средства музыкального, физического и психического развития дошкольников. К тому же существует заинтересованность детей в овладении танцевально-ритмических движениях.

   Ритмика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

   Изменить традиционное проведение ритмики и проводить ее в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений. Это, лучшее сочетание формирования двигательных навыков, музыкальности, развития слуха, внимания, эмоциональности. Для этого обратилась к программам: «Танцевальная ритмика» Т.А.Суворовой, «Са-Фи-Дансе» Ж.Е.Фирилевой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

   Проанализировав эти программы составила свой проект. «Ритмика-инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.»

   Наметила план работы, подготовила комплексы, подобрала музыку и необходимые атрибуты для проведения ритмической гимнастики.

   Цель: сформировать позитивное отношение у детей дошкольного возраста к утренней ритмической зарядке, заинтересовать, пробудить желание делать зарядку с настроением, уверенностью в себе; содействовать гармоничному физическому развитию ребёнка и формированию двигательных навыков.

  Исходя из целей, решаются следующие задачи:

а) образовательные:

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

Формирование двигательных и танцевальных навыков;

Содействие повышению музыкальности, пластичности, эмоциональности.

б) развивающие:

   Развивать творческие способности, потребности в самовыражении, выразительности в движении под музыку.

в) воспитывающие:

воспитывать внимание, тренировать мышечную память, терпения, выносливость;

способствовать формированию нравственной культуры личности.

   Особенность моего проекта заключается в разработке   методического сопровождения современной технологии проведения ритмики по всем возрастам.  Материал систематизирован с учетом учебной нагрузки и индивидуальных особенностей детей.

   Новизна моего проекта заключается в том, что ежедневное приобщение к движению под музыку всех детей дает возможность каждому ребенку, даже с патологией в развитии, обрести чувство уверенности, проявить свои скрытые возможности. Двигательные упражнения, тренируют у каждого ребенка в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов, что в дальнейшем благотворно скажется при обучении детей в школе.  Помимо всего перечисленного разработанный проект поможет педагогам повысить свой профессиональный уровень.

   Строю ритмику следующим образом:

   В подготовительной части используются разогревающие упражнения: потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги, оздоровительный бег.

   Основная часть комплекса направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. Сюда входят наиболее интенсивные упражнения, в исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.

   Заканчивается основная часть серией танцевальных упражнений, танцевально-ритмическими композициями.

  И завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление и дыхание, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени, поскольку самое важное после нагрузки – продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постоянно уменьшать частоту сердечных сокращений.

   Комплекс разрабатывается для младших групп на 3 месяца, для старших групп на 2 месяц. 

  В работе с детьми использую детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.

  Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом.

   Когда дети запомнили комплекс ритмических упражнений, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать в утренниках или развлечениях.

   Для родителей систематически обновляется папка-передвижка по укреплению здоровья детей. Одним из наилучших доказательств эффективности данного вида утренней гимнастики, можно считать присутствие родителей и наблюдением за своими танцующими детьми.

   Практическая значимость данной инновационной технологии заключается в том, что педагоги ДОУ могут использовать в своей работе ритмическую гимнастику на всех этапах образовательного процесса. Применение технологии поможет естественному развитию организма ребенка, становлению физических качеств, морфологическому и функциональному совершенствованию отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний. Важно стремиться к осознанию ребенком полезности регулярного проведения утренней гимнастики, развивать желание участвовать в ней как в любимой игре. Образно говоря, ритмическая гимнастика соткана из ритмов, именно они “зажигают” занимающихся детей, поднимают настроение, снимают психическое напряжение, повышают умственную и физическую работоспособность, улучшают самочувствие.

   И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

  Опираясь уже на опыт в проведении ритмической гимнастики, я могу сделать следующие выводы.

  Во-первых, у детей сформировался устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

  Во-вторых, постепенно формируются двигательные и танцевальные навыки.        В-третьих, повысился уровень музыкальности, пластичности и эмоциональности.  

   В-четвёртых, общий уровень физического состояния детей также повысился.   А самое главное: мои комплексы нравятся воспитанникам, не секрет, что движение – это одна из важнейших потребностей человека и тем более ребёнка.     Утренняя ритмическая гимнастика является хорошей подготовкой детей для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом в учреждениях дополнительного образования.

  Тем самым я могу сказать, что цель и поставленные задачи полностью реализованы.

   В дальнейшем считаю необходимым продолжить данную работу не только на утренней гимнастике, но и на занятиях, учитывая гендерные особенности детей.

 Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» М. Монтель, поможет мне решить поставленные цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika-innovatsionnaya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмика - инновационная технология

физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

 

Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность.  Это связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. Поиск эффективности мер, направленных на оздоровление имеет первостепенное значение.

 Уделяя большое внимание развитию физически полноценных, здоровых детей у меня возникла идея использования ритмики – как эффективного средства музыкального, физического и психического развития дошкольников. К тому же существует заинтересованность детей в овладении танцевально-ритмических движениях.

   Ритмика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

   Изменить традиционное проведение ритмики и проводить ее в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений. Это, лучшее сочетание формирования двигательных навыков, музыкальности, развития слуха, внимания, эмоциональности. Для этого обратилась к программам: «Танцевальная ритмика» Т.А.Суворовой, «Са-Фи-Дансе» Ж.Е.Фирилевой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

   Проанализировав эти программы составила свой проект. «Ритмика-инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.»

   Наметила план работы, подготовила комплексы, подобрала музыку и необходимые атрибуты для проведения ритмической гимнастики. 

   Цель: сформировать позитивное отношение у детей дошкольного возраста к утренней ритмической зарядке, заинтересовать, пробудить желание делать зарядку с настроением, уверенностью в себе; содействовать гармоничному физическому развитию ребёнка и формированию двигательных навыков.

  Исходя из целей, решаются следующие задачи:

а) образовательные:

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

Формирование двигательных и танцевальных навыков;

Содействие повышению музыкальности, пластичности, эмоциональности.

б) развивающие:

   Развивать творческие способности, потребности в самовыражении, выразительности в движении под музыку.

в) воспитывающие:

воспитывать внимание, тренировать мышечную память, терпения, выносливость;

способствовать формированию нравственной культуры личности.

   Особенность моего проекта заключается в разработке   методического сопровождения современной технологии проведения ритмики по всем возрастам.  Материал систематизирован с учетом учебной нагрузки и индивидуальных особенностей детей.

   Новизна моего проекта заключается в том, что ежедневное приобщение к движению под музыку всех детей дает возможность каждому ребенку, даже с патологией в развитии, обрести чувство уверенности, проявить свои скрытые возможности. Двигательные упражнения, тренируют у каждого ребенка в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов, что в дальнейшем благотворно скажется при обучении детей в школе.  Помимо всего перечисленного разработанный проект поможет педагогам повысить свой профессиональный уровень.

   Строю ритмику следующим образом:

   В подготовительной части используются разогревающие упражнения: потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги, оздоровительный бег.

   Основная часть комплекса направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. Сюда входят наиболее интенсивные упражнения, в исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.

   Заканчивается основная часть серией танцевальных упражнений, танцевально-ритмическими композициями.

  И завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление и дыхание, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени, поскольку самое важное после нагрузки – продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постоянно уменьшать частоту сердечных сокращений.

   Комплекс разрабатывается для младших групп на 3 месяца, для старших групп на 2 месяц.  

  В работе с детьми использую детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.

  Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом.

   Когда дети запомнили комплекс ритмических упражнений, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать в утренниках или развлечениях.

   Для родителей систематически обновляется папка-передвижка по укреплению здоровья детей. Одним из наилучших доказательств эффективности данного вида утренней гимнастики, можно считать присутствие родителей и наблюдением за своими танцующими детьми.

   Практическая значимость данной инновационной технологии заключается в том, что педагоги ДОУ могут использовать в своей работе ритмическую гимнастику на всех этапах образовательного процесса. Применение технологии поможет естественному развитию организма ребенка, становлению физических качеств, морфологическому и функциональному совершенствованию отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний. Важно стремиться к осознанию ребенком полезности регулярного проведения утренней гимнастики, развивать желание участвовать в ней как в любимой игре. Образно говоря, ритмическая гимнастика соткана из ритмов, именно они “зажигают” занимающихся детей, поднимают настроение, снимают психическое напряжение, повышают умственную и физическую работоспособность, улучшают самочувствие.

   И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

  Опираясь уже на опыт в проведении ритмической гимнастики, я могу сделать следующие выводы.

  Во-первых, у детей сформировался устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

  Во-вторых, постепенно формируются двигательные и танцевальные навыки.        В-третьих, повысился уровень музыкальности, пластичности и эмоциональности.  

   В-четвёртых, общий уровень физического состояния детей также повысился.   А самое главное: мои комплексы нравятся воспитанникам, не секрет, что движение – это одна из важнейших потребностей человека и тем более ребёнка.     Утренняя ритмическая гимнастика является хорошей подготовкой детей для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом в учреждениях дополнительного образования.

  Тем самым я могу сказать, что цель и поставленные задачи полностью реализованы.

   В дальнейшем считаю необходимым продолжить данную работу не только на утренней гимнастике, но и на занятиях, учитывая гендерные особенности детей.

 Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» М. Монтель, поможет мне решить поставленные цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

«Использование малых форм фольклора, ритмики в физкультурно – оздоровительной работе с детьми в средней группе".

Цель занятия:При помощи речевой, игровой, музыкальной деятельности разнообразить процесс физического воспитания, развивать двигательную активность детей, вырабатывать ловкость, умение управлять ...

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Данная здоровьесберегающая технология, которая носит коррекционный характер направлена на развитие у детей речевой активности....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Ритмика - инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность.  Это связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. Поиск эффективности м...