Программа по здоровьесбережению «ЖИВИ ДОЛГО»
рабочая программа

Рогачева Людмила Александровна

Программа по здоровьесбережению «ЖИВИ ДОЛГО»

Цели программы:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
  • Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
  • Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
  • Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в  сохранения собственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovesberezheniyu.docx410.68 КБ

Предварительный просмотр:

Принята                                                                                          Утверждена:                                                                                

                                              Программа

по здоровьесбережению «ЖИВИ ДОЛГО»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность программы, цели и задачи программы.
  2. Стратегия организации работы по здоровьесбережению детей.
  3. Концепция программы «Живи долго» и её основные направления.
  4. Реализация концепции по здоровьесбережению детейэ
  5. Система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов.
  6. Работа с родителями
  7. Ожидаемые результаты реализации программы
  8. Приложения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

"Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство,
но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".
Ж. Тиссо

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.                                             На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. Совершенно ясно,  что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Поэтому назрела необходимость в активизации методической работы по данному направлению, в разработке программы "Живи долго", которая бы отражала систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.

Цели программы:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
  • Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
  • Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
  • Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в  сохранения собственного здоровья.

 

Задачи программы :

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • Профилактика нарушений  простудных заболеваний.
  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
  • Привитие культурно-гигиенических навыков.
  • Осознание и осмысление собственного "Я", преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
  • Оказание помощи семье в воспитании детей, адаптация к жизни в социуме.

 

                             

                           

                                 СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ

Концептуальной основой деятельности Бутурлиновского детского сада общеразвивающего вида №1, на основании положений программы "Детство" является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического , социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития (Приложение №1)

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

  1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
  • исследований состояния здоровья детей,
  • диагностика физической подготовленности дошкольников;
  • анализ профессиональной компетенции воспитателей,
  • тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы,
  • исследование среди родителей по теме :"Место физической культуры в вашей семье".
  1. Анализ созданных условий в детском саду.
  2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению.
  3. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
  4. Выработка алгоритма деятельности
  5. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии, что и определило необходимость организации индивидуального оздоровительного маршрута ребенка.

Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников (Приложение 2). Результаты  используются специалистами при планировании работы с детьми. Результаты и обсуждаются на медико-педагогических совещаниях .

Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра,  старший воспитатель.

Данные контроля и мониторинга показывают высокий уровень профессиональной компетенции педагогов: из 17 педагогов 11 показывают высокий уровень, 6 человек средний уровень работы по физическому развитию детей.

В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье" (Приложение 3) с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями (Приложение №4)

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал со спортивным мини-комплексом, беговой дорожкой, батутом для прыжков. В зале имеется разнообразное физкультурное оборудование (канаты, теннисные ракетки, степ- доски, многофункциональные коврики, скакалки, кольцебросы, фитболы, мячи различных размеров и модификаций, дуги, обручи, кегли, мешочки с песком, гимнастические палки, гантели и.т.д.), а так же многочисленное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками пособия и мультимедийные продукты, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания- дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, атрибуты для подвижных игр и упражнений общеразвивающего действия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое.

Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения в группах созданы уголки дорожной безопасности, макеты по ПДД в соответствии с возрастными требованиями. Для формирования знаний о безопасном поведении в быту, природе и при общении с незнакомыми людьми имеется дидактический и демонстрационный материал, видео- уроки и обучающие презентации.

 Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

 В нашем детском саду функционирует большое количество кружков . А интенсификация учебно-воспитательного процесса, как известно, является "фактором риска". Поэтому нами продуманы пути снижения умственной нагрузки на детей через организацию динамических пауз и рациональное распределение всех видов деятельности в течение дня.

Важным компонентом стратегии является изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению.

Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению нами изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей, ряд нормативно-правовых документов. Это законы Российской Федерации "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; указы Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации", "Конвенция о правах ребёнка".

Учтены локальные акты, регулирующие деятельность ДОУ по вопросам физического воспитания , такие как: образовательная программа; законодательные документы;; инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов; договор со специалистами; договоры с социальными партнёрами.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ «ЖИВИ ДОЛГО» И ЕЁ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Цель  деятельности

Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; приобщение воспитанников, педагогов, родителей к здоровому образу жизни, формирование у них ответственности в сохранении собственного здоровья.

Основные направления программы

Организационные.

  1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
  2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности детей методами диагностики.
  3. Составление индивидуальны планов оздоровления.
  4. Изучение передового педагогического медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, внедрение самых эффективных технологий в  работу ДОУ.
  5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
  6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Профилактические.

1.   Обеспечение благоприятного         течения адаптации детей в ДОУ.

2.    Выполнение санитарно-гигиенического режима в ДОУ.

3.     Предупреждение простудных заболеваний с помощью методов закаливания, нервозных состояний методами неспецифической профилактике.

4.Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний детей.

Объекты программы.

Воспитанники ДОУ

Родители воспитанников ДОУ

Педагогический коллектив ДОУ.

Основные принципы программы

Принцип научности.

Подкрепление всех меропри-ятий, направленных на укрепле-ние здоровья детей научно-обосно-ванными методика-ми.

Принцип комплекс-

ности

и интегратив-ности

Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитатель-ного процесса.

Принцип активности.

Участие всех педагогов в поиске новых эффектив-ных методов оздоровле-ния.

Принцип адресован-ности и приемст-венности.

Поддержание связи между возрастными категориями, учет разноуров-него развития детей и состояния их здоровья.

Принцип результативности и гарантиро-ванности.

Реализа-ция прав детей на получение помощи и поддержки гарантия положи-тельного результата.

Реализуемые программы и технологии

Программы

Педагогические технологии

Основные

Парциальные

  1. «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой;
  2. «Хатха-йога» (Ричард Хитлман)
  3. «Восточная гимнастика»Шо-Ха –Линь);
  4. «Гимнастика маленьких волшебников»;
  5. «Степ-аэробика»,
  6. «Дорожки здоровья»;
  7. «Упражнения для  коррекции осанки»(на основе китайского искусства Цигун,Тай-цзи, Кун-фу);
  8. «Интеллектуальный массаж, антистрессовый массаж(Фриц Ауглин, швейцарский детский психолог)
  9. «Точечный массаж» (А.А.Уманской)
  10. Психогимнастика                    (М.И. Чистяковой)

«Детство»

Л.Д.Глазырина«Физическая культура дошкольни-кам» ;

Е.Ю.Александрова «Остров здоровья»;

М.Ю.Карту-шина «Зеленый огонек здоровья»;

Н.Авдеева «Основы безопасности»

Формы взаимодейст-вия.

Занятия : классичес-кие , игровые, сюжетно- игровые, занятия с примене-нием нестан-дартного спортив- ного обо- рудования  , прогулки- походы

Спортивные праздники , досуги и развлечения.

Совместные праздники и досуги с родителями, младшими школьниками

Кружки:

«Здоровя-чок» (ЧБ).;

«Хатха-йог»;

«Здоровей-ка»; «Познай себя».

Семей-ный клуб «Здоро-вье»;

«Фитнес-клуб» (для мам воспитанников)

Ожидаемые результаты.

1.Создание условий в ДОУ для развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

2.Приобщение воспитанников, родителей и педагогов к ЗОЖ, осознание ими понятия «здоровье».

3. Овладение навыками оздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости детей.

"

 РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится согласно отработанной модели :

Модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

№п/п

Вид занятий и форма двигательной деятельности

Периодичность выполнения, особенности организации

Ответственные

Время

1.

Организация двигательного режима

  1. Утренняя гимнастика

Ежедневно в зале или на открытом воздухе(2мл.,сред., старш., подг.)

Инструктор по физической культуре

В течение года

  1. Физкультурные занятия

Ежедневно(2мл., средняя, старш.,подгот.)3 раза в нед.

Инструктор по физической культуре

В течение года

  1. Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

Ежедневно в течение 7-10 мин.

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

В течение года

  1. Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 3-5 мин.

Воспитатели

В течение года

  1. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно, длительность 20-25 мин.

Воспитатели

В течение года

1.6 .Прогулки-походы в близлежащий парк

3-4 раза в месяц( средняя, старшая, подгот. гр),продолжит:20 мин.

Воспитатели

В течение года

  1. Гимнастика после дневного сна

Ежедневно, в течение 7-12 мин.

Воспитатели

В течение года

  1. Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно( продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей)

Воспитатели

В течение года

  1. Оздоровительный бег (настадионе или спортплощадке)

1-2 раза в неделю(средняя, старшая, подгот. гр.)

Инструктор по физической культуре

Май-сентябрь

  1. Гимнастика глаз(Э.Аветисову, Базарному, Зайцеву)

2-3 раза в неделю, во время занятий, на физкультминутках(2 мл., средняя, старшая, подгот.)

Воспитатели

В течение года

1.11Пальчиковая гимнастика.

Ежедневно (3-4 раза в день)

Воспитатели

В течение года

2.

Физкультурно-массовые мероприятия

  1. Неделя здоровья(каникулы)

2 раза в год(январь-июнь)

Воспитатели

Январь, июнь

  1. Спортивные праздники на открытом воздухе

2-3 раза в год(50-90 мин.)

Инструктор по физической культуре

Январь-февраль, июнь-август

  1. Спортивный досуг

1-2 раза в месяц(30-50 мин)

Инструктор по физической культуре

В течение года

3.

Охрана психического здоровья

3.1. Использование приемов релаксации

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

3.2. Психогимнастика (М.И.Чистякова, Е.А. Алябьева)

2 раза в неделю(25-30 мин.)

Воспитатели

В течение года

4.

Профилактика заболеваемости

4.1. Точечный массаж

Ежедневно

Фельдшер

Сентябрь-май

4.2. Сухой массаж( махровой рукавичкой)

1-2 раза в неделю

Воспитатели. фельдшер

В течение года

4.3. «Гимнастика маленьких волшебников»

1-2 раза в неделю( старшая, подгот. гр.)

Воспитатели, инструктор по физ.

В течение года

4.4. Игры « Лечимся сами»(здоровьесберегающие технологии)

1 раз в неделю(старшая, подгот.гр.)

Воспитатели

В течение года

4.5. Дыхательная гимнастика в игровой форме(Здоровьесберегающие технологии А.Н. Стрельниковой)

3-4 раза в день ( на утренней гимнастике, физзанятиях, прогулке, после сна)

Воспитатели, инструктор по физ.

В течение года

4.6. Гимнастика глаз(Э.Аветисову, Базарному, Зайцеву

2-3 раза в неделю, во время занятий, на физкультминутках(средняя, старшая, подгот)

Воспитатели

В течение года

4.7. Хождение по дорожкам «Здоровья»

Ежедневно, после дневного сна

Воспитатели

В течение года

4.8. « Хатха-йога»

2 раза в неделю(физзанятиях, кружковой работы)

Инструктор по физической культуре

В течение года

4.9.»Восточная гимнастика»

2 раза в неделю(физзанятиях, кружковой работы

Инструктор по физической культуре

В течение года

5.

Оздоровление фитонцидами

5.1. Чесночнолуковые закуски

Перед обедом

Старшая медсестра

Ноябрь-февраль

5.2. Ароматизация помещений( чесночные букеты, луковые блюда)

Ежедневно

Помощник воспитателя

Ноябрь-февраль

5.3. Чесночные амулеты

Ежедневно

Воспитатели

Ноябрь-февраль

6.

Закаливание, с учетом состояния здоровья

6.1. Воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями (4-12 мин), а так же облегченная одежда по времени года

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

6.2. Прогулки на воздухе

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

6.3. Солнечные ванны в сочетании с физическими упражнениями умеренной интенсивности

Ежедневно(согласно погодным условиям 4-25 мин.)

Воспитатели

Июнь-август

6.4. Игры с водой

Во время прогулки, во время занятий

Воспитатели

Июнь-август

6.5. Хождение босиком по траве, песку

Во время прогулки

Воспитатели

Июнь-август

6.6.Обливание стоп прохладной водой

Ежедневно после утренней прогулки

Помощник воспитателя под контролем старшей медсестры

Июнь-август

6.7. Хождение босиком по солевой дорожке(Рижский метод)

2-3 раза в неделю

Помощник воспитателя под контролем старшей медсестры

Июнь-август

6.8. Прикладывание мокрых пальцев к миндалинам

Ежедневно

Воспитатели

Июнь-август

7.

Лечебно-оздоровительная работа

7.1. Полоскание рта настоем календулы

Ежедневно после сна

Воспитатели, старшая медсестра

Июнь-август

7.2. Полоскание рта слабым солевым раствором

Ежедневно(перед прогулкой)

Воспитатели, старшая медсестра

Ноябрь-март

8.

Витаминотерапия

8.1.Витаминный напиток шиповника

3 раза в неделю( в 10.00 после занятий физкультурой)

Помощник воспитателя под контролем старшей медсестры

Сентябрь-май

8.2. Витаминизация третьего блюда

Ежедневно

Старшая медсестра

Ноябрь-март

9.

Коррекционная работа(нарушение осанки, плоскостопие)

9.1. Коррегирующие упражнения

1 раз в неделю по 20-25 мин( после дневного сна, кружок «Здоровячок»

Инструктор по физической культуре

В течение года

В ДОУ проводится комплекс закаливающих мероприятий согласно схеме закаливания:        

СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ

Группа

Осень

Зима

Весна

Лето

I младшая

в.д.л.п.

в.д.л.п.

а.в.д.е.л.

а.в.б.г.д.е.з.о.к.

II младшая

а.в.д.е.л.м.п.

в.д.е.л.м.п.

а.в.д.е.и.м.л.

а.в.б.г.д.е.и.з.о.к.м.

Средняя

а.в.д.е.л.м.п.

в.д.е.л.м.п.н.ж.

а.в.д.е.и.м.л.н.ж.

а.в.б.г.д.е.и.з.о.к.м.

Старшая

а.в.д.е.л.м.п.

в.д.е.л.м.п.н.ж.

а.в.д.е.и.м.л.н.ж.

а.в.б.г.д.е.и.з.о.к.м.

Подгот.

а.в.д.е.л.м.п.н.

в.д.е.л.м.п.н.ж.

а.в.д.е.и.м.л.н.ж.

а.в.б.г.д.е.и.з.о.к.м.

Закаливание воздухом:                                                       Закаливание водой:        

А

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: игровые, сюжетно-игровые, тренировочные, контрольные, комплексные, занятия с применением нестандартного оборудования, игры-эстафеты, и др. Кроме этого, инструктор по физкультуре применяет на практике авторские разработки занятий, построенные на основе положений и принципов программы Н.Н. Ефименко "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста", авторскую программу дополнительного образования «Здоровый дошкольник», инновационные здоровьесберегающие методики и технологии. Инструктором организована работа кружков по физической культуре «Здоровячок» (занятия с часто болеющими детьми) и «Хатха-йога». Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.               Для реализации целей физического развития инструктором  составлен следующий алгоритм  образовательно - воспитательной деятельности:

Выявление физической подготовленности дошкольников: развития двигательных качеств детей при беге, прыжках в длину с места и разбега, в высоту с разбега; метании мешочка с песком; Развития физических качеств ( быстроты, гибкости, скоростно - силовых качеств, выносливости, ловкости, статического равновесия)

 

 

Постановка познавательных, воспитательных целей и задач.

 

 

Поиск и отбор новых программ и технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

 

 

Отбор содержания, форм, методов для "проживания" детьми физкультурно - оздоровительной деятельности.

 

 

Анализ показателей двигательных и физических качеств, приобретенных детьми за учебный год.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Цель деятельности

Укрепление здоровья ребенка и улучшение его двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей

Задачи

Формировать потребность к ежедневным занятиям физической культурой

Формировать у детей способности анализировать свои движения и движения окружающих

Добиваться осознанного, активного, творческого, с должным мышечным напряжениием выполнения движений

Целенаправлен-но развивать физические качества

Обогащать представления и умения в спортивных играх и упражнениях

Предпола-гаемый результат

Создание условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей

Принципы деятельности

Гармо-ничности

Этнокуль-турной соотнесеннос-ти

Эмоциональ-ной увлечен-ности и заинтересо-ванности

Взаимо-действия с социаль-ной средой

Самостоя-тельности, активности творчества

Индиви-дуализации

Используе-мые программы и технологии

"Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста" Н.Н. Ефименко

"Детство"

"Физическая культура - дошкольникам" Л.Д. Глазыриной

Формы взаимодейст-вия

Занятия

Прогулки, походы

Совместные досуги с родителями и младшими школьниками

Спортивные праздники и развлечения

Кружки "Здоровячок"

«Хатха-йога»

Педагоги активно внедряют здоровьесберегающие методики и технологии в учебно-воспитательный процесс работая в тесном контакте с инструктором по физической культуре. (Приложения №5). Для осуществления принципа интеграции работа ведётся в соответствии с единой темой  и включением в свою деятельность цикла занятий "Познай себя". Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа. Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.      Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, аэробика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшей медсестрой совместно  разработан план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду (Приложение №6)

А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в "Малых зимних олимпийских играх", «Богатырских состязаниях» и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают их родители. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я- спортивная семья".                                                           Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада (Приложение №7) включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпритацию инновационных программ и технологий. Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.   Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. Высокой активности педагогов на педагогических совещаниях способствуют консультации, семинары-практикумы, лектории, занятия "Школы программы "Детство", проводимые старшим воспитателем и инструктором по физкультуре, педагогами.

Одним из направлений повышения квалификации педагогических кадров является технология повышения культуры педагогической деятельности. В рамках этого направления инструктор по физкультуре создал авторские методические разработки "Формирование двигательного статуса дошкольников в процессе апробации инновационных технологий" и защитил их с последующим присвоением высшей квалификационной категории.

Овладевая основами исследовательской деятельности, инструктор по физкультуре разработала рабочие программы кружков "Хатха- йога» и «Здоровячок».

Знакомясь с опытом работы педагогов города, воспитатели посещают методические объединения. Но и наше дошкольное учреждение не остаётся в стороне от распространения передового педагогического опыта. 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".                           С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.   Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. Инструктор по физической культуре организует совместные занятия с использованием корригирующих упражнений, рекомендует специальные комплексы, которые родители могли бы выполнять самостоятельно.                                                             Специально для родителей организованы занятия фитнесс- клуба. Одной из эффективных форм работы с родителями являются регулярные заседания семейного клуба «Здоровье», задачами которого являются: ознакомление родителей с задачами физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ, создание непрерывной системы оздоровительной работы с семьёй, повышение осознанного отношения у родителей к физическому воспитанию детей, организация консультативной и практической помощи (Приложение №8)

Удачно проходят спортивные праздники и досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты". Кроме того, для родителей организуются Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).

Таким образом, родители являются полноправными участниками образовательного процесса, активными помощниками в осуществлении качественного учебно-воспитательного процесса по физическому развитию в течение всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ОСОЗНАНИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ;

- ОСОЗНАНИЕ ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ» И ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ;

-ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОУ, ИМЕВШИХ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ИХ РАЗВИТИЯ;

-СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА У ДЕТЕЙ;

-СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ;

-ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ДЕТЕЙ;

-ВОСПИТАНИЕ У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ  К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
СТРУКТУРА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
 

http://old.iro.yar.ru/resource/comp/MK_2005/dou22/p3.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                                     СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ.

        

Учет сензитивных периодов.

Сконцентрировать внимание на сформированности:

3- 4 года-быстроты,мышечной силы;                                                                                           4-5 –быстроты,выносливости,гибкости;                                                                                           5-6-скоростно-силовых качеств и выносливости;                                                                             в 7 лет –ловкости и выносливости.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ"

  1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
    _________________________________________________________________
  2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
    _________________________________________________________________
  3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
    _________________________________________________________________
  4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
    _________________________________________________________________
  5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
  6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
  7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
  • Мама (да, нет),
  • папа (да, нет),
  • дети (да, нет),
  • взрослый вместе с ребенком (да, нет).
  • Регулярно или нерегулярно.
  1. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
  2. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _________________________________________________________________
  3. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
  4. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________
  5. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________
  6. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
  7. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).
  8. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
  • Подвижные игры
  • Спортивные игры
  • Настольные игры
  • Сюжетно - ролевые игры
  • Музыкально - ритмическая деятельность
  • Просмотр телепередач
  • Конструирование
  • Чтение книг.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

http://old.iro.yar.ru/resource/comp/MK_2005/dou22/p10.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ С ПЕДАГОГАМИ

Ребенок

Цель: способствовать развитию социально - активной, физически развитой, творческой личности через осознание ребенком своих способностей.

Программа "Детство"

Специалисты

Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре

Воспитатели

Развитие

координации движений, ритмических способностей гибкости, пластичности

Укрепление здоровья совершенст-вование двигательного статуса ребенка.

Развитие кругозора, возникновение поз-навательного интереса. Развитие процессов воспрития, внимания, памяти, воли, мышления. Тренировка подвижности нервных процессов, обогащение эмоциональной сферы

Программы, технологии.

"Музыкальные шедевры" О.П. Радынова; "Ритмичес-кая мозаика" А.И. Буренина

"Театр физического развития", Глазырина Л.Д. "Физическая культура - дошкольникам".

  1. Технология ТРИЗ. Технология Михайловой, Непомнящей "Развивающие игры"."Азбука общения" Шипицына, «Точечный массаж» (А.А.Уманской) Психогимнастика (М.И. Чистяковой)

Формы работы.

  • Занятия (сюжетные, тематические, интегрированные),
  • Праздники, развлечения, досуги, концерты.

 

Концертная деятельность, занятия вокально-хореографического кружка

Аэробика, акробатика -малышам, художественная гимнастика

Выставки детских работ, интегрированные занятия.

Интегрированные занятия, развлечения

Диагностика, тесты, наблюдение, консультации

Результат

Создание условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей, способностей, интересов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ОСТРОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В ДОУ

Мероприятия.

Срок

Ответственный

1

Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий.

Постоянно, ежедневно

Старшая м/с. Заведующая д/с.

2

Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд.

Постоянно, ежедневно

Старшая м/с. Заведующая д/с.

3

Осуществление преемственности в работе детской поликлиники и ДОУ по подготовке и ведению детей в период адаптации к ДОУ. Проводить мероприятия по ослаблению адаптационного синдрома

При поступлении ребёнка в ДОУ и после пропусков (по болезни, отпуска и пр.)

Старшая м/с.

4

Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий.

Во время инфекционных заболеваний.

Старшая м/с. Заведующая.

5

Качественно проводить сезонную неспецифическую иммунокоррегирующую профилактику гриппа и ОРЗ по соответствующим схемам с использованием дибазола, адаптогенов растительного происхождения, витаминов.

С сентября по февраль.

Старшая м/с.

6

Проведение экстренной химио -профилактики с использованием оксолиновой мази.

В период эпидемии гриппа

Старшая м/с.

7

Выделить детей с группами риска (по анемии, по высокому инфекционному индексу, по бронхо-лёгочной патологии, по аллергическим заболеваниям, с дефицитом массы тела), проводить их динамическое наблюдение с выполнением индивидуального плана оздоровительных мероприятий и оценкой динамики процессов улучшения.

Постоянно.

Старшая м/с.

8

Продолжить выделять группу ЧБД с составлением индивидуальных планов наблюдения для этих детей и оценкой эффективности оздоровления.

Постоянно.

Старшая м/с.

9

Осуществлять преемственность между детской поликлиникой и ДДУ в реабилитации детей из групп риска, из группы ЧБД, с хронической патологией, с отклонениями в состоянии здоровья, после острых заболеваний (острая пневмония, кишечная инфекция, ангина).

Постоянно.

Старшая м/с.

10

Информировать педагогический коллектив о состоянии здоровья каждого ребёнка с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья на медико-педагогических совещаниях .

1 раз в 3 месяца.

Старшая м/с.

11

Продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздействовать на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения .

Постоянно.

Старшая м/с. Заведующая д/с.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТУ ДОУ

http://old.iro.yar.ru/resource/comp/MK_2005/dou22/p21_1.gif

http://old.iro.yar.ru/resource/comp/MK_2005/dou22/p21_2.gif

http://old.iro.yar.ru/resource/comp/MK_2005/dou22/p21_3.gif

http://old.iro.yar.ru/resource/comp/MK_2005/dou22/p21_4.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

ПРОГРАММА

СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ЗДОРОВЬЕ»

(ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в современных условиях остаются первостепенными задачами нашего  ДОУ В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, в том числе и деятельность направленную на взаимодействие с семьями воспитанников.

Одной из форм работы с родителями по здоровьесбережению  является работа семейного клуба «Здоровье».

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование осмысленного отношения к здоровью как у детей нашего ДОУ, так и у их родителей.

Деятельность семейного клуба «Здоровье» направлена на оказание консультативной, практической помощи родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и самих родителей, а так же вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ: участие в физкультурно-спортивных праздниках; мини-туризме;  участие в акциях «ЗОЖ».

        РЕАЛИЗАЦИЯ    ЗАДАЧ.

Программа деятельности семейного клуба «Здоровье» направлена на реализацию следующих задач:

-ознакомление родителей воспитанников ДОУ с задачами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

-создание непрерывной системы в оздоровительной работе МДОУ с семьей;

-организацию непрерывной консультативной и практической помощи родителям по приобщению детей к здоровому образу жизни;

-повышение осознанного отношения у родителей к физическому воспитанию детей.

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА РАБОТЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ЗДОРОВЬЕ».

  1. Заседание семейного клуба »Здоровье»-не реже 1 раза в 3 месяца.
  2. Деятельность клубного кружка «Фитнес-клуб»(для мам воспитанников)-1 раз в неделю.
  3. Организация консультативной помощи родителям( на каждом заседании по плану и по запросам родителей).
  4. «ЗОЖ в семье». Подготовка родителями информационных сообщений  о ЗОЖ(по желанию родителей).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Снижение заболеваемости детей.
  2. Осознанное отношение родителей к ЗОЖ, повышение их активности по применению методов  оздоровления в семье.
  3. Создание непрерывной системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и семьи.
  4. Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье.

                                                           ПЛАН РАБОТЫ

СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ЗДОРОВЬЕ»

Месяц

Форма работы

 Тема

Участники

Ответственные

1.

Сентябрь

Консультация

Анкетиров-ание

«Формирова-ние валеологичес-кой культуры ребенка».

«ЗОЖ в семье».

Родители; заведующая; ст. воспитатель.

Заведующая

Ст.воспитатель

2.

Ноябрь

Семинар-практикум

Анкетиров-ание

«Физическое упражнение как главное средство предупреждения осанки у детей».

«Правильная ли осанка у Вашего ребенка?»

Родители;

инструктор по физической культуре; ст воспитатель

Инструктор по физической культуре;

Ст.воспит.

3.

Декабрь

Консультация

Сообщение

 «Средства и методы закаливания детей».

« Чтобы ребенок не болел…»

Родители;

ст.медсестра

Ст.медс.

4.

Февраль

Консультация

 Консультация

Семейный опыт

«Психогигиена ребенка»

«Влияние функциональ-ной музыки на психоэмоциональное состояние ребенка».

«Песня для души»

Родители;

Воспитатели;

Музруковод.

Воспитатель-

Муз.руководитель

Семья

5

Апрель

Консультация

Совместный досуг детей с родителями:

Анкетирова-ние

«Использова-ние витаминных напитков в меню ребенка

« Дети любят витамины»»

«Организация детского питания в семье»

Мед. сестра, Родители;

Воспитатели.

Воспитатели, музрук.

Ст.медсестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению в ДОУ "Неболейка"

Программа напралена на решение вопросов оздоровления детей дошкольного возраста в комплексе: с участием всех участников воспитательно - образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микр...

Рабочая программа по здоровьесбережению "Здоровые дети"

Предназначена для инструкторов по физической культуре в ДОУ...

программа по здоровьесбережению "Здоровый малыш"

Прграмма по здоровьесбережению в ДОУ...

Программа по здоровьесбережению воспитанников ДОУ

Содержание программы:1. Пояснительная записка.2. Цели и задачи Программы.3. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.4. Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников.5. ...

Целевая программа по здоровьесбережению "Здоровому все здорово"

Целевая программа по здоровьесбережению....

Программа по здоровьесбережению «Детский сад - территория здоровья» старшего воспитателя Дамыймаа Светланы Байыртыевны в МБДОУ д/с «Теремок» на 2016-2017 учебный год

Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения...

Проект «Живи долго.»

Данный проект рассчитан на 1 год.Цель проекта:-создание единого благоприятного пространства для жизни граждан пожилого возраста  в Красносельском районе г.С.-Пб.,  оказание помощи с целью...