«Развитие общей моторики у детей при обучении плаванию» Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лидия Витальевна Старикова
«Развитие общей моторики у детей при обучении плаванию» Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_pedagogov_i_vospit.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №9«Космос»

«Развитие общей моторики у детей при обучении плаванию»

Консультация для воспитателей и педагогов  ДОУ


        Цель: совершенствование знаний педагогов и сотрудничество с инструктором по плаванию в вопросах развития крупной моторики у детей при обучении плаванию
        Задачи:
1. Совершенствовать знания педагогов по развитию общей моторики;
2. Познакомить педагогов с требованиями к воспитателю в совместной работе по вопросам развития крупной моторики, через плавание;
3. Вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по плаванию в ДОУ, в целях улучшения физического и психического развития детей. 
        В нашем дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию, инструктором по плаванию. Поэтому целью моего выступления является совершенствование знаний педагогов и сотрудничество с инструктором по плаванию, в вопросах развития крупной моторики у детей при обучении плаванию. 
        В период пребывания в дошкольном учреждении, охватывающих около 5-6 лет, ребёнок овладевает двигательной деятельностью, которая укрепляет здоровье, формирует и укрепляет внутренний мир ребёнка, его мысли, чувства, эмоции, поведение. 
        Предлагаю определять двигательную деятельность как деятельность, основным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое, двигательное и интеллектуальное развитие ребёнка. Движение - суть всего живого, в первую очередь - условие биологической жизни человека, основа для формирования его моторной сферы. 
        Для некоторых детей характерна несовершенная общая и мелкая моторика. У таких детей отмечается недостаточная общая координация движений. Они с трудом справляются со шнуровкой ботинок, с застегиванием пуговиц. У них возникают трудности в манипулировании с предметом; плохо владеют карандашом, кисточкой, ножницами. Они плохо конструируют, рисуют. Двигательно неловкий ребенок чувствует себя не совсем уверенно, а это в какой-то степени влияет на состояние психического благополучия: он становиться застенчивым, нерешительным. Чтобы снять эту неловкость, нужно развивать крупную моторику или ещё её называют общая моторика. 
        Общая моторика начинает развиваться гораздо раньше мелкой, и имеет не менее важное значение во всестороннем развитии ребенка. 
        Что такое общая моторика? 
        В основе того, что называется общей моторикой, лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе чуть позже будет происходить развитие более точных движений, которые и являются мелкой моторикой. 
        Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях, туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот, ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика. Без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. В связи с этим сложно недооценить важность развития крупной моторики у детей дошкольного возраста. 
        Плюсы развития крупной моторики. 
        Совершенствование вестибулярного аппарата ребенка. Физически развитый дошкольник увереннее чувствует себя при освоении новых движений. А значит, будет более уверенным в себе и успешным в коллективе. 
        Укрепление всех крупных мышц и суставов. 
          Подготовка к выполнению действий с мелкой моторикой. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. 
          Содействует речевому развитию. 
         Обеспечивается развитие зрительного и слухового внимания ребенка. 
         Формируется межполушарное взаимодействие. Это будет востребовано в школьные годы, когда разные учебные предметы требуют работы разных полушарий головного мозга. 
        У детей складывается образ собственного тела. 
        Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? 
        Структурными компонентами двигательной деятельности считаются движения, в том числе,   так называемые основные виды движений – ОВД,  и физические упражнения, представленные в стандарте дошкольного образования такими видами, как утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения и детский туризм. Перечень спортивных упражнений довольно широк и включает в себя элементы таких видов спорта, как конькобежный, лыжный, велосипедный и другие. Особое место в этом ряду занимает ПЛАВАНИЕ. 
        Так, как в воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, плавание способствует формированию и укреплению скелета. Активные движения ног в безопорном положении, большая амплитуда и динамичность движений увеличивает работоспособность и силу разных мышц, благодаря чему развивается общая моторика и опорно-двигательный аппарат. 
        Особое положение тела в воде оказывает благоприятное воздействие и на центры головного мозга. Изменения происходят и в основных нервных процессах. Так увеличивается возможность тормозных реакций. Это повышает способность подчинять своё поведение внешним требованиям - теперь он может сознательно удерживаться от нежелательных поступков. 
        На занятиях плаванием закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка - скольжение на воде. Этот навык - базовое движение в плавании, а его развитие во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которого особое место занимает гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. А мышцы и мышечная сила – это и есть крупная моторика. 
        Занятия плаванием способствуют также развитию физических качеств ребёнка – выносливости, гибкости, ловкости, силы. Благодаря включению в занятия и игры на воде циклических движений нагрузка на мышцы распределяется равномерно, а плавное выполнение движений с большой амплитудой снижает риск травматизма. Плавание оказывает большое влияние и на формирование психических процессов ребёнка.         Процесс обучения плаванию требует от детей произвольного внимания и сосредоточённости. Малыши постепенно приучаются слушать объяснения педагога, звуковые сигналы, внимательно следить за наглядными ориентирами. Особую роль в обучении ориентации в воде играет развитие восприятий и ощущений. Педагоги проводят с детьми специальные игры на развитие чувства воды и времени, учат управлять своими движениями, ориентируясь на ощущения. 
        В нашем дошкольном учреждении есть стационарный плавательный бассейн, позволяющий полноценно использовать плавание, как средство развития общей моторики и физического развития детей. Имеется зал   для разминки, который может использоваться нами как так  называемое «сухое» плавание (упражнения, подводящие детей к освоению водного пространства вне занятий).

        Нельзя недооценивать возможностей семьи в развития общей моторики и физического развития собственного ребёнка. Не только упражнения и плавание развивают крупную моторику. Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику у дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц. И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела. 
        В заключении хочется сказать, что купание, игры в воде, плавание можно рассматривать не только как средство развитие общей моторики, но и как эффективное средство нормального развития ребёнка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста

Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — р...

Ярмарка методических идей «По развитию общей моторики у детей дошкольного возраста»

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанн...

Консультация для родителей " Развитие общей моторики у детей с речевыми нарушениями".

В презентации подобраны игры и игровые задания по развитию общей моторики, которые родители могут провести со своими детьми....

Развитие общей моторики у детей второго года жизни

Работа представляет собой методическую разработку, предназначенную для родителей детей группы раннего возраста №1....

СКАКАЛКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

Прыжки через скакалку – очень напряженная форма физкультурных упражнений, поэтому заниматься этой формой двигательной активности нельзя тому, у кого есть медицинские противопоказания.Проблема ис...

«Развитие общей моторики у детей при обучении плаванию»

Консультация предназначена для педагогов, с целью организации сотрудничества с инструктором по плаванию в вопросах развития крупной моторики у детей при обучении плаванию...