ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект (младшая группа)

Елена Викторовна Белышева

Данной методической разработкой является проект по безопасности, ориентированный на детей 2-3 лет. Проект «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» направлен на формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности. Реализация проекта осуществлялась через игровую деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, инсценировки произведений, экскурсии.  Каждый день ребята узнавали и запоминали новые аспекты безопасности в их повседневной жизни. За время работы над проектом я познакомила детей с литературными произведениями и стихами по теме проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_bezopasnosti.docx655.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42»

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ №6

                                                                                 

                                                                                                         

                                                         

г. Воронеж

2021

АННОТАЦИЯ

Данной методической разработкой является проект по безопасности, ориентированный на детей 2-3 лет. Проект «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» направлен на формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности. Реализация проекта осуществлялась через игровую деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, инсценировки произведений, экскурсии.  Каждый день ребята узнавали и запоминали новые аспекты безопасности в их повседневной жизни. За время работы над проектом я познакомила детей с литературными произведениями и стихами по теме проекта. В группе была проведена инсценировка  сказки «Кошкин дом», обыграна ситуация на тему «Безопасный переход», ребятами оформлены творческие работы на тему «Светофор».  Так же с детьми были проведены беседы по темам «Что такое безопасность», « Эти предметы могут быть опасными», «Когда лекарства могут быть опасными», «Правила поведения на дорогах», «Один дома», «Пожарная безопасность». Дети с радостью принимали участие в различных игровых ситуациях. У ребят сформировалось правильное представление о правилах безопасного поведения дома, на улице, в природе.

С родителями детей была проведена работа по  профилактике  детского травматизма и других опасных ситуаций, а так же предоставлена информация по правилам безопасности в виде буклетов и памяток, что позволило им получить более полную информацию по теме проекта. Со своей стороны родители приняли активное участие в реализации проекта. С их помощью была пополнена развивающая среда группы, а именно:

- макет дороги;

- модели специального автотранспорта (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина);

- атрибуты одежды профессии - полицейский

При помощи этих наглядных пособий детям стало проще и интереснее воспринимать и запоминать информацию о безопасности в повседневной жизни. А мне как воспитателю группы стало легче давать детям знания об основах безопасности и жизнедеятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

1.   Введение ……………………………………………………………………………...4-5

1.1 Актуальность проекта……………………………………………………….................4

1.2 Тип, гипотеза проекта…………………………………………….................................4

1.3 Цель, задачи, участники проекта………………………………………………………5

2.   Основная часть……………………………………………………………….................6

2.1.Методы и приемы реализации проекта……………………………………..................6

2.2. Этапы реализации проекта……………………………………………….....................6

2.3. Перспективный план………………………………………………………………...7-9

3.    Заключение……………………………………………………………………………10

4.    Используемая литература…………………………………………………………….11

ВВЕДЕНИЕ

Когда мы говорим о безопасности ребёнка, мы имеем ввиду сохранение  его жизни и здоровья.

В младшем дошкольном возрасте дети  не умеют принимать правильные решения при возникновении в их жизни опасной ситуации, но, как показывает практика, они даже не способны её распознать. Тем не менее, даже в этом возрасте детей нужно знакомить с потенциальными опасностями и способами выхода из них, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

Самые первые шаги в обучении детей основам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. В игровой форме мы представляем детям возможные опасные ситуации и правильный выход из них. В беседах - приходим к правильному решению для выхода из различных опасных ситуаций. Дети сами предлагают свое решение, а я, как воспитатель и их старший друг, помогаю им из нескольких предлагаемых решений, выбрать один. Работая с детьми возраста 2-3 лет, я увидела, что есть ситуации затруднительные для детей. При работе над проектом я постаралась дать детям всю необходимую информацию, чтобы ребенок смог избежать ситуаций, опасных для его жизни. Проект представляет собой ежедневную работу с детьми в форме бесед, игровых ситуаций, проведения занятий по художественно-эстетическому развитию, просмотра мультипликационных  фильмов на тему безопасности.

  1. Актуальность

Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.

1.2 Тип, гипотеза проекта

Тип проекта информационно-игровой.

Гипотеза проекта предполагаю, что в конце работы  проекта  дети получат необходимые знания о безопасном поведении в жизни и смогут избежать опасных ситуаций.

1.3 Цель, задачи, участники проекта

Цель проекта систематизировать  знания детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице, в природе, информационной безопасности.

Задачи проекта формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; знакомить с ситуациями, угрожающими их здоровью; расширять представления о доступном ребенку предметном мире, о правилах безопасного использования этих предметов; воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности. Продолжительность проекта: сентябрь-октябрь-ноябрь (средне-срочный).

           Участники проекта  дети второй младшей группы №6, родители, воспитатель. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

        

        

C:\Users\1234\Desktop\shop_items_catalog_image2879.jpg

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Методы и приемы реализации проекта

- рассматривание картинок  «опасно не опасно», «съедобное - несъедобное»,    «дорожные знаки»;

- игровые ситуации;

- просмотр мультипликационных фильмов  «Кошкин дом», «Айболит», «Дядя Степа»;

- игры-занятия;

- чтение стихотворений и загадок;

- дидактические игры;

- театрализация «Волк и семеро козлят»;

- инсценировка «Безопасный переход»;

- беседы по темам «Что такое безопасность», « Эти предметы могут быть опасными», Когда лекарства могут быть опасными», «Правила поведения на дорогах», «Один дома», «Пожарная безопасность»; «Информационная безопасность»

-творческие работы в технике рисования и лепке «Светофор».                                                          

Формы и методы работы с родителями

- консультации;

-выполнение творческих заданий «Уголок безопасности»;

- подбор художественной литературы;

-изготовление памяток и буклетов.

Обеспечение: материально-техническое (работы воспитателя в уголке безопасности, буклеты, знаки, макет дороги), дидактические игры, информационные плакаты, атрибуты для сюжетно-ролевых игр., просмотр мультипликационных фильмов.

2.2 Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

- определение целей, задач, форм и методов работы;

- подбор художественной литературы;

- специально подобранная литература  для детей 2-ой младшей группы;

- подбор м\ф, иллюстраций по ОБ.

2 этап – основной:

- выполнение основных мероприятий необходимых для достижения

поставленной цели.

3 этап – заключительный:

- в процессе работы дети познакомились с правилами безопасного поведения дома, на улице, в природе;

- у детей сформировалось стремление к исследованию, они могут делать простые выводы;

- профилактика детского травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.

Итоговое занятие на тему «Огонь-это хорошо или плохо?».

2.3 Перспективный план

Месяц

сентябрь

Познавательное

развитие

Социально

коммуникативное

развитие

Художественно-

продуктивная

развитие

Речевое развитие

Физическое

развитие

Работа с

родителями

1-ая неделя

Рассматривание плакатов на тему «Безопасность на дорогах»

Игровая ситуация «Научим зайку переходить дорогу» Д\И
«Собери светофор»

Аппликация  «светофор»

Чтение загадок, стихотворений по теме

П\И «Поезд» , «Воробышки и автомобиль»

Консультация для родителей «Как выбрать автомобильное кресло ребёнку»

2-ая неделя

Рассматривание иллюстраций  «Спецтранспорт»

Сюжетно-ролевые игра «юные водители», д/и
«Собери транспорт по частям»

Лепка  «Светофор»

Чтение И. Арефьев «Важные машины»

П/И «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем»

Информация в родительский уголок «Безопасность на дорогах»

3-я неделя

Беседа с детьми «Правила движения мы узнали- на дороге внимательней стали»

Игровая ситуация«Веселый трамвайчик»

Изобразительная деятельность-«красный, желтый, зеленый»

Галина Шалаева

«Запомните ребята»

П/И «Цветные автомобили"

Буклет для родителей «воспитываем грамотного пешехода»

4-ая неделя

Рассматривание иллюстраций «Улица», «Машины едут», «Светофор»

Просмотр мультфильмов «Смешарики азбука безопасности»

Конструирование "Гараж для машины», «Широкая и узкая дороги»

Чтение стиха «Видишь, шашечки такси»

Подвижная игра « Красный, желтый, зелёный»

Памятка для родителей «Правила дорожного движения»

Месяц

октябрь

Познавательное

развитие

Социально

коммуникативное

развитие

Художественно-

продуктивная

развитие

Речевое развитие

Физическое

развитие

Работа с

родителями

1-ая неделя

Беседа «Эти предметы могут быть опасны»

Дидактическая игра « опасные  предметы»

Рисование «опасные и безопасные предметы»

Р.н.с «Кот, Петух и лиса»

Физ. минутка «Пылесос»

Папка – передвижка «Опасные предметы»

2-ая неделя

Беседа «Когда лекарства вредны»

Сюжетно –ролевая игра «Больница»

Аппликация «собери опасные предметы»

Чтение

стихотворения Л. Пилипенко «Заботливый доктор»

Целевая прогулка в медицинский кабинет

Информация в уголок родителей «

3-я неделя

Беседа «Если остался дома один»

Сюжетно-ролевая игра «Один дома»

Лепка «Угощение Маши»

Р.н.с. «маша и медведь»

Просмотр мультфильма «Школа тетушки Совы. Уроки осторожности»

Буклет «Безопасность ребенка дома»

4-ая неделя

Беседа с детьми « Как быть осторожными. Не открывать дверь при любых обстоятельствах.

Дидактическая игра «Опасные ситуации»

Аппликация «дом»

Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»

Просмотр М/Ф «Заюшкина избушка»

Консультация для родителей «На личном примере»

Месяц

ноябрь

Познавательное

развитие

Социально

коммуникативное

развитие

Художественно-

продуктивная

развитие

Речевое развитие

Физическое

развитие

Работа с

родителями

1-ая неделя

Рассматривание плакатов и иллюстраций на противопожарную тематику

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»

Конструирование «Лестница для пожарных»

Чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница» .

Игровая ситуация  «На пожар»

памятки

«Детям об огне»

2-ая неделя

Рассматривание иллюстраций «Что может случиться, если не потушить костёр в лесу»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»

Аппликация

«Берегите лес»

Заучивание русской народной песенки «Пожар» на стихи К.И. Чуковского

П\И «Спасатели»

Работы родителей-макет дорожной ситуации, бензоколонка, спец.транспорт

3-я неделя

Беседа по вопросам: «Можно ли детям играть со спичками? Почему? Какими ещё предметами нельзя пользоваться детям?»

Инсценировка «Кошкин Дом»

Рисование по сказке С. Маршака «Кошкин дом»

Проигрывание ситуаций «Действия ребёнка при пожаре».

Физ. минутка. «Пожарные на учениях»

Оформление информационного уголка«Правила дорожного движения»,

4-ая неделя

Беседа: «Что такое информационная безопасность»

Проведение открытого занятия «Огонь-это хорошо или плохо

Рисование на тему «Огонь-зло, огонь-добро»

Чтение С. Маршака «Кошкин дом»

Игра «На пожар».

Оформление уголка безопасности:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации проекта  в группе накоплен интересный наглядный материал по ОБЖ, с помощью которого дети закрепляют полученные знания по безопасному поведению в жизни. За время проекта мы познакомились с литературными произведениями, выучили стихотворения, провели инсценировки  сказки «Кошкин дом», «Безопасный переход», сделали творческие работы по теме «Светофор», провели беседы по темам «Что такое безопасность/», « Эти предметы могут быть опасными», «Когда лекарства могут быть опасными», «Правила поведения на дорогах», «Один дома», «Пожарная безопасность». Дети с радостью принимали участие в различных игровых ситуациях. У ребят сформировалось правильное представление о правилах безопасного поведения дома, на улице, в природе. Проведена работа по  профилактике  детского травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности. Для родителей были сделаны папки – передвижки на тему «Опасные ситуации», памятки «Правила перевозки детей», буклеты «Безопасность ребенка дома», «Воспитываем грамотного пешехода». Для реализации моего проекта большую помощь оказали родители детей группы. Ими был оформлен уголок безопасности в группе.

На протяжении  реализации всего проекта была проведена большая работа, как с детьми группы, так и с родителями.

По итогам работы было проведено открытое занятие на тему «Огонь-друг или враг?».

Данный проект дал мне неоценимый опыт в работе с детьми и налаживании отношений с родителями. Мы стали более сплоченными.  Повысились доверительные отношения между мной и детьми. С родителями установился тесный контакт. Они охотно предлагают свою помощь в работе с детьми и пополнении развивающей среды в группе.

Я пришла к выводу, что с помощью проектной деятельности, дети получают необходимую информацию в полном объеме. Это достигается путем различных видов деятельности реализации проекта; совместной и плодотворной работы воспитатель- дети-родители. И как итоговое занятие - открытое занятие «Огонь-это хорошо или плохо?» C:\Users\1234\Desktop\sm_full.png

ЛИТЕРАТУРА

1. Методическая литература общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.

2. Авдеева Н.Н. «Безопасность» С-Петербург, Детство-Пресс,2002.

3.Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.:ЦГЛ Москва,2003.

4.Извекова Н.А. «Правила дорожного движения». Изд.: «Сфера».Москва2007.

5.Кириллова Ю.А. «Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Издательство «Детство-Пресс»,2008.

6. Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»  – Издательство: «Мозаика – Синтез», г. Москва,2014.

7. Белая К.Б. «Формирование основ безопасности у дошкольников»., Издательство: «Мозаика – Синтез», г. Москва,2014.

8. Стеркина Р.Б. «Безопасность»  –  Издательство: «Детство – Пресс», г. Санкт – Петербург,2019.

9. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности»  – Издательство: «Сфера», г. Москва,2007.

10. «Обучение детей мерам пожарной безопасности». – Издательство: «Вымпел», г. Видное.

11. Белая К.Ю., Кунакова Л.В., «Как обеспечить безопасность дошкольников». Издательство: Просвещение,2006.

12. Аролона Н.А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». –Издательство: «Скрипторий», г. Великие Луки,2003.

C:\Users\1234\Desktop\не-шути-с-огнем-копия.jpeg

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...

Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...

Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму

Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму...

План-конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.

Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.ИОС по основам безопасности жизнедеятельности детей (старший возраст)Ц...

Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму. (старший возраст)

Цель развлечения: Научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о ...